Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-866/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "ИРБИС" к Правительству Москвы о признании недействующими пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
В приложение N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, который применяется с 1 января 2017 г., включены:
- пункт 27 здание общей площадью 329,4 кв.м. с кадастровым номером 77:00:0000000:15992, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 6;
- пункт 18623 здание общей площадью 2811,1 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1008, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 1;
- пункт 18624 здание общей площадью 1945,3 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1009, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 2;
- пункт 18626 здание общей площадью 29 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1011, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 4;
- пункт 18627 здание общей площадью 30,8 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1012, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 5.
Открытое акционерное общество "ИРБИС" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит признать недействующими пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с момента принятия.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания общей площадью 2811,1 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1008, нежилого здания общей площадью 1945,3 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1009, нежилого здания общей площадью 29 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1011, нежилого здания общей площадью 30,8 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1012, нежилого здания общей площадью 329,4 кв.м. с кадастровым номером 77:00:0000000:15992. Административный истец считает незаконным включение указанных нежилых зданий соответственно в пункты 18623, 18624, 18626, 18627, 27 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, поскольку нежилые здания не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание общей площадью 2811,1 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1008 имеет назначение и фактически используется под склад, согласно акту обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения от 19 августа 2015 г. N 9080972 нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилое здание общей площадью 1945,3 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1009 имеет назначение и фактически используется под склад. Нежилое здание общей площадью 29 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1011 имеет назначение и фактически используется как насосная. Нежилое здание общей площадью 30,8 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1012 имеет назначение и фактически используется как трансформаторная подстанция.
Нежилое здание общей площадью 329,4 кв.м. с кадастровым номером 77:00:0000000:15992 имеет назначение и фактически используется как котельная. Таким образом, по виду фактического использования нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные нежилые здания расположены на земельном участке площадью 34814 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, владение 142, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6. Данный земельный участок был образован в результате межевания исходного земельного участка площадью 42564 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:4 по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, владение 142. Исходный земельный участок был предоставлен административному истцу на основании долгосрочного договора аренды от 25 апреля 1994 г. N М-08-000553, согласно дополнительному соглашению от 26 декабря 2013 г. этот исходный земельный участок предоставлен в аренду под складской терминал. По кадастровому плану от 2 февраля 2004 г.фактическое использование исходного земельного участка - складской терминал. Распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 1 октября 2007 г. N 3025рн установлено целевое использование исходного земельного участка - реконструкция с надстройкой и пристройкой административного здания, строительство котельной и двух КПП и эксплуатация существующего складского терминала. Согласно кадастровой выписке от 27 июля 2010 г. исходному земельному участку с кадастровым номером 77:08:0002013:4 установлен вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения (1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10)".
По окончании реконструкции и строительства, в результате которых было введено в эксплуатацию офисно-складское здание, распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 7 декабря 2012 г. N 8789 исходному земельному участку с кадастровым номером 77:08:0002013:4 установлен вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)". В 2013 году, по результатам межевых работ, из исходного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:4 образованы два земельных участка: с кадастровым номером 77:08:0002013:1080 площадью 7750 кв.м. по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл.142, на котором фактически расположено реконструированное офисно-складское здание; с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 площадью 34814 кв.м. по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, владение 142, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6, на котором фактически расположены спорные нежилые здания. При этом вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков остался прежним: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)". Поскольку установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 не соответствовал его фактическому использованию "для эксплуатации складов", административный истец обрался 24 июня 2015 г. в Департамент городского имущества города Москвы с запросом на оказание государственной услуги "изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования".
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 31 июля 2015 г. N 33-5-20949/15-(0)-1 административному истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081. Вступившим в законную силу 12 июля 2016 г. решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г. признано незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы от 31 июля 2015 г. N 33-5-20949/15-(0)-1 и возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов о ткрытого акционерного общества "ИРБИС", в течении месяца с даты вступления в силу решения суда в установленном порядке издать распоряжение и направить его в ФГБУ ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве об изменении действующих видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 на виды его фактического использования: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. После вступления в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г. , административный истец дважды обращался в Департамент городского имущества города Москвы с заявлениями от 29 сентября 2016 г. , от 20 декабря 2016 г. с просьбой исполнить судебное решение. Однако Департамент городского имущества города Москвы издал соответствующее распоряжение только 20 февраля 2017 г. N 984, которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 на: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)".
Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорные нежилые здания располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0002013:1081, вид разрешенного использования которого не подпадает под признаки объектов налогообложения, определенные статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Несвоевременное исполнение Департаментом городского имущества города Москвы решения Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г. нарушило права административного истца и не может являться основанием для включения спорных зданий в оспариваемые пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (л.д.2-5, 214-221).
В судебном заседании представитель административного истца о ткрытого акционерного общества "ИРБИС" - Дегтярев А.Н., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительном административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Федотов П.С., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Так, спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0002013:1081, который на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта имел вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", что является основанием для признания спорных нежилых зданий административно-деловым центром. Сведения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка были внесены Единый государственный реестр недвижимости после 2017 г. и носят статус "временных". Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" временные сведения о кадастре используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. На момент принятия оспариваемого нормативного правого акта у Правительства Москвы отсутствовали сведения о наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. На основании изложенного спорные здания правомерно включены в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения административного дела надлежаще извещено. С учетом изложенного и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, о ткрытое акционерное общество "ИРБИС" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание общей площадью 2811,1 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1008, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.56-58). По сведениям технического паспорта указанное нежилое здание имеет назначение: "склад" (л.д.78-85). Согласно акту обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения от 19 августа 2015 г. N 9080972 здание и нежилые помещения фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; под размещение складов, не связанных с торговлей используется 89,06 % от общей площади нежилого здания (л.д.179- 210);
- нежилое здание общей площадью 1945,3 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1009, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.59-61). По сведениям технического паспорта указанное нежилое здание имеет назначение: "склад" (л.д.86-95);
- нежилое здание общей площадью 29 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1011, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 4, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.62-65). По сведениям технического паспорта указанное нежилое здание имеет назначение: "насосная" (л.д.96-105);
- нежилое здание общей площадью 30,8 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1012, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.65-66). По сведениям технического паспорта указанное нежилое здание имеет назначение: "трансформаторная подстанция" (л.д.106-115);
- нежилое здание общей площадью 329,4 кв.м. с кадастровым номером 77:00:0000000:15992, расположенное по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, д.142, строение 6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.53-55). По сведениям технического паспорта указанное нежилое здание имеет назначение: "котельная" (л.д.67-77).
При таких обстоятельствах являются правомерными доводы административного истца о том, что указанные нежилые здания и помещения в них не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Вследствие этого данные нежилые здания не подпадали под критерии фактического их использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные нежилые здания.
Действительно, спорные нежилые здания расположены на земельном участке площадью 34814 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, владение 142, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6. По сведениям кадастрового паспорта от 27 ноября 2013 г. данный земельный участок имел вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)" (л.д.294-295). Сведения о данном виде разрешенного использования земельного участка содержались в государственном кадастре недвижимости на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта. Указанное обстоятельство является основанием для признания спорных нежилых зданий административно-деловым центром в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорный земельный участок площадью 34814 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, владение 142, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6, был образован в результате межевания исходного земельного участка площадью 42564 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0002013:4 по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, владение 142 (далее исходный земельный участок). Исходный земельный участок был предоставлен административному истцу на условиях долгосрочной аренды для использования под складской терминал на основании долгосрочного договора аренды от 25 апреля 1994 г. N М-08-000553, с учетом дополнительного соглашения к нему от 26 декабря 2013 г. (л.д.222-282). По сведениям кадастрового паспорта от 2 февраля 2004 года исходный земельный участок имел вид фактического использования: "складской терминал" (л.д.283-285).
Распоряжением Префекта СЗАО г.Москвы от 1 октября 2007 г. N 3025рн утвержден акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 4 апреля 2007 г. N А-3568/08 для осуществления строительства и реконструкции на исходном земельном участке с кадастровым номером 77:08:0002013:4 объекта общей площадью 26130 кв.м., в том числе: пристройка склада к реконструируемому и надстраиваемому административному зданию - 25350 кв.м.; котельная и два КПП - 780 кв.м. Также установлено целевое использование исходного земельного участка - реконструкция с надстройкой и пристройкой административного здания, строительство котельной и двух КПП и эксплуатация существующего складского терминала (л.д.286).
По сведениям кадастровой выписки от 27 июля 2010 г. исходный земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002013:4 имел вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения (1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10)" (л.д.287-290).
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 7 декабря 2012 г. N 8789 исходному земельному участку с кадастровым номером 77:08:0002013:4 установлен вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)" (л.д.291).
В 2013 году, по результатам межевых работ, из исходного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:4 образованы два самостоятельных объекта недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002013:1080 площадью 7750 кв.м. по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, вл.142. По сведениям кадастрового паспорта от 27 ноября 2013 г. данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27 ноября 2013 г. с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", сведения о земельном участке носят временный характер до 28 ноября 2018 г. (л.д.292-293, 296);
- спорный земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 площадью 34814 кв.м. с кадастровым номером с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, владение 142, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6. По сведениям кадастрового паспорта от 27 ноября 2013 г. данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27 ноября 2013 г. с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", сведения о земельном участке носят временный характер до 28 ноября 2018 г. (л.д.294-295, 297).
24 июня 2015 г. административный истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с запросом на оказание государственной услуги "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081, указывая, что установленный вид разрешенного использования не соответствовал его фактическому использованию "для эксплуатации складов". Однако решением Департамента городского имущества города Москвы от 31 июля 2015 г. N 33-5-20949/15-(0)-1 административному истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 (л.д.299-301).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. по делу N А40-206397/2015-95-1671 признано незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы от 31 июля 2015 г. N 33-5-20949/15-(0)-1 о рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги и возложена обязанность на Департамент городского имущества города Москвы устранить нарушение прав и законных интересов о ткрытого акционерного общества "ИРБИС", в течении месяца с даты вступления в силу решения суда в установленном порядке издать распоряжение и направить его в ФГБУ ФКП Росреестра" в лице филиала по г.Москве об изменении действующих видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 на виды его фактического использования: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (л.д. 302-307).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г. решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы без удовлетворения (л.д.308-312).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2016 года (резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 г.) решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г. оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента городского имущества города Москвы без удовлетворения (л.д.313-315).
Таким образом, решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. вступило в законную силу 12 июля 2016 г. и Департамент городского имущества города Москвы обязан был издать распоряжение об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка до 12 сентября 2016 г.
Административный истец 29 сентября 2016 г. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением, в котором просил исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. (л.д.316). Департамент городского имущества города Москвы письмом от 11 ноября 2016 г.N ДГИ-1-86987/16-1 отказал в удовлетворении заявления административного истца, указав, что судебное решение обжаловано в кассационном порядке. Однако на 11 ноября 2016 г. уже состоялось кассационное рассмотрение дела в Арбитражном суде Московского округа, резолютивная часть постановления Арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2016 г. была объявлена 10 ноября 2016 г., на заседании присутствовал представитель Департамента городского имущества города Москвы.
20 декабря 2016 г. административный истец повторно обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги, в котором просил исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. (л.д.318).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 января 2017 г. N 984 установлено разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 - "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)". При этом в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка только: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9)" (л.д.116-117). А в части установления вида разрешенного использования данного земельного участка: "земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", указанное распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 20 января 2017 г. N 984 не реализовано. Приведенные обстоятельства препятствуют административному истцу в заключении договора аренды на спорный земельный участок, что подтверждается письмом Департамента городского имущества города Москвы от 19 апреля 2017 г. N 33-5-53642/17-(0)-1 (л.д.320-322).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г., которое не исполнялось Департаментом городского имущества города Москвы вплоть до 20 января 2017 г., несмотря на неоднократные обращения административного истца с соответствующими заявлениями. При этом отсутствовали какие-либо обстоятельства, препятствовавшие надлежащему и своевременному исполнению Департаментом городского имущества города Москвы вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Запрос Московского городского суда от 11 июля 2017 г. относительно причин длительного неисполнения решения арбитражного суда оставлен Департаментом городского имущества города Москвы без ответа (л.д.325).
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что в ступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании приведенных норм права, ненадлежащее и несвоевременное исполнение Департаментом городского имущества города Москвы вступившего в законную силу 12 июля 2016 г. решения Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г., которым на момент принятия спорного нормативного правового акта:
- установлен факт неправильности вида разрешенного использования спорного земельного участка: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)";
- признан вид фактического использования спорного земельного участка: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)";
- возложена обязанность на Департамент городского имущества города Москвы в двухмесячный срок с момент вступления в законную силу решения арбитражного суда (то есть до 12 сентября 2016 г.) внести изменения действующих видов разрешенного использования спорного земельного участка на виды его фактического использования,
не свидетельствует о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 на: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)".
Иное привело бы к нарушению принципа общеобязательности, правовой определенности и стабильности судебных актов.
Доводы административного ответчика о том, что Правительство Москвы не знало о наличии судебного акта арбитражного суда, являются необоснованными.
В соответствии со статьёй 44 Устава города Москвы и частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно статье 3 названного Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности. Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
На основании приведенных норм права Правительство Москвы руководит деятельностью Департамента городского имущества, следовательно, должно было знать о вступившем в законную силу решении Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. и учитывать его при рассмотрении вопроса о наличии или отсутствии оснований для включения спорных нежилых зданий в проект оспариваемого нормативного правового акта при проведении правовой экспертизы в силу Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы".
Доводы административного ответчика о том, что в Едином государственном реестре недвижимости запись о виде разрешенного использования земельного участка носит временный характер, не имеет правового значения при наличии распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 20 января 2017 г. N 984, которым установлено разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002013:1081: "участки размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)". Необходимо отметить, что сведения о виде использования спорного земельного участка, в том числе: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9/1.2.10), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)", изначально носили временный характер, начиная с момента образования данного земельного участка в 2013 году, что не препятствовало Правительству Москвы отнести спорные нежилые здания к административно-деловым центрам по виду разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорный земельный участок с кадастровым номером 77:08:0002013:1081 не имел виды разрешенного использования, предусматривающие размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, фактически использовался и имел вид разрешенного использования: "для размещения складских предприятий и производственных объектов (1.2.9), земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (1.2.16)".
С учетом изложенного, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорные нежилые здания, включенные в пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", не подпадали под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пунктов 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в том числе включены оспариваемые пункты в приложение N 1, вступает в силу с 1 января 2017 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление открытого акционерного общества "ИРБИС".
Признать недействующими пункты 27, 18623, 18624, 18626, 18627 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества "ИРБИС" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Н.Ю. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.