Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Шовхалова Г.Ш. - Тимишева И.Я. по доверенности, поступившую 05 июля 2017 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2017 года по делу по иску Шовхалова Г.Ш. к Казенному предприятию Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике", Министерству финансов РФ об обязании восстановить жилой дом, взыскании компенсации его стоимости, истребованному 18 июля 2017 года и поступившему в суд кассационной инстанции 02 августа 2017 года,
установил:
Шовхалов Г.Ш. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Казенное предприятие Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" в течение года со дня вступления решения суда в законную силу произвести строительно-восстановительные работы разрушенного в ходе военных действий домовладения по адресу: ***, обязать Министерство финансов РФ выплатить стоимость восстановительных работ в размере 5 590 610,80 руб.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года в удовлетворении иска Шовхалова Г.Ш. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2017 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Шовхалова Г.Ш. - Тимишев И.Я. по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение.
18 июля 2017 года судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что решением Ленинского районного суда г. Грозного от 09 января 1996 г. установлен факт владения Шовхаловым Г.Ш. на праве личной собственности домовладением N *** по ***.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в ходе военных действий на территории г. Грозного указанное домовладение было полностью разрушено.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. N 404 утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории. Установлен размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в сумме 300 тыс. рублей; размер компенсационной выплаты за утраченное имущество в сумме 50 тыс. рублей (п. 2).
На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечить финансирование, а на Правительство Чеченской Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год (п. 8).
Правительство Чеченской Республики несет ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).
Компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным данным постановлением.
Под утраченным жильем для целей данного Положения понимается разрушенное, начиная с 12 декабря 1994 г. в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье, не подлежащее восстановлению.
Право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, утвержденный Правительством Чеченской Республики и Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 2).
Компенсационные выплаты осуществляются за одно утраченное жилье (индивидуальный жилой дом или квартиру) и находившееся в нем имущество независимо от количества членов семьи или семей, зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты (п. 3).
Комиссия в 10-дневный срок с даты приема заявлений направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации в установленном им порядке сведения о гражданах, подавших заявления. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения сведений проводит их проверку и о результатах информирует Комиссию (п. 10).
После поступления из Министерства внутренних дел Российской Федерации документального подтверждения результатов проверки Комиссия в недельный срок принимает решение о компенсационных выплатах, которое оформляется соответственно по форме согласно приложению N 6 или 7.
Решение Комиссии оформляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр хранится в материалах Комиссии как приложение к соответствующему протоколу заседания Комиссии, второй экземпляр подшивается в дело заявителя, о чем в опись указанного дела вносится запись (п. 10).
Комиссия в 3-дневный срок с даты принятия решения о компенсационных выплатах направляет: заявителю - уведомление о принятом решении по форме согласно приложению N 8 или 9; в Правительство Чеченской Республики и Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике, в едином учетном регистре которого Правительству Чеченской Республики открыт счет, - информацию по форме согласно приложению N 10; в Министерство внутренних дел Российской Федерации - информацию по форме, предусмотренной приложением N 10 к настоящему Положению, с приложением копии соответствующего решения Комиссии для внесения в банк данных (п. 12).
При этом соответствующего решения об осуществлении Шовхалову Г.Ш. компенсационных выплат за утраченное жилье в установленном порядке не принималось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что без соблюдения установленного порядка осуществления компенсационных выплат оснований для взыскания с Министерства финансов РФ компенсации за утраченное жилье и имущество не имеется, в соответствии с приведенным выше порядком на Правительство Чеченской Республики возложена обязанность осуществлять компенсационные выплаты, а также ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, истец не лишен возможности оспорить действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что Постановлением Правительства Чеченкой Республики от 21 декабря 2010 г. N 207 в целях уточнения мероприятий по оказанию социальной помощи жителям Чеченской Республики на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики, в соответствии с дополнительным соглашением по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011годы" от 25 марта 2010г. N 52/2010 утвержден "Порядок оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченкой Республики" в новой редакции. Порядок оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики и погашения кредиторской задолженности по ранее выполненным работам по восстановлению индивидуального жилья, утвержденный Постановлением Правительства Чеченской Республики от 01 ноября 2008г. N 208 (с последующими изменениями) признан утратившим силу со дня выступления в силу настоящего Постановления. Уполномоченным органом по реализации утвержденного порядка определено министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики.
Согласно п. 2 утвержденного порядка право на получение социальной помощи имеют пострадавшие семьи, имеющие право собственности, владения, пользования индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики, начатого восстановлением (подлежащего восстановлению) в рамках федерального целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (на 2002год и последующие годы)" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 889, и исключенного из данной федеральной целевой программы в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2003 г. N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории".
Уполномоченный орган по представленной в соответствии с настоящим Порядком информации производит расчет социальной помощи пострадавшей семье (п. 14).
Правительство Чеченской Республики утверждает представленные Уполномоченным органом списки семей на оказание социальной помощи (п. 15)
Министерство финансов Чеченской Республики за счет средств республиканского бюджета производит зачисление социальной помощи в общей сумме на лицевой счет Уполномоченного органа при предоставлении расчета размера социальной помощи (п. 16).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для возложения обязанности на Казенное предприятие Чеченской Республике "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" произвести строительно-восстановительные работы домовладения истца, а также обязанности на Министерство финансов РФ выплатить стоимость восстановительных работ не имеется.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению вреда на основании ст. 1069 ГК РФ также не имеется, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено, что причинителями вреда являются ответчики, либо лицо, за которое они несут ответственность.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска Шовхалова Г.Ш. в полном объеме.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене состоявшихся по делу судебных постановлений служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права и иной оценке доказательств, а применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Шовхалова Г.Ш. - Тимишева И.Я. по доверенности с делом на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2017 года по делу по иску Шовхалова Г.Ш. к Казенному предприятию Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике", Министерству финансов РФ об обязании восстановить жилой дом, взыскании компенсации его стоимости для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда
А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.