Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рихсиева Б.А. на постановление судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рихсиева Б.А.,
установил:
постановлением судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 сентября 2017 года Рихсиев Б.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в виде самостоятельного, контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Рихсиев Б.А. просит об изменении постановления судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле: Рихсиев Б.А., начальник ОВМ ОМВД России по Акбулакскому району Оренбургской области Ш., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Частью 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из материалов дела усматривается, что 06 сентября 2017 года в 09 часов 00 минут в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Акбулакскому району Оренбургской области, расположенном по адресу: п. Акбулак, ул. Терещенко, д. N, выявлен гражданин Республики *** Рихсиев Б.А., который нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно: умышленно уклонился от своевременного выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания до 02 августа 2017 года, чем нарушил ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Выводы, изложенные в постановлении о назначении Рихсиеву Б.А. административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, сделаны судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, в частности: протокола об административном правонарушении; сведений ФМС России АС ЦБДУИГ; объяснений и показаний Рихсиева Б.А., оцененных судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Рихсиева Б.А. правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В жалобе заявитель указывает, что судья районного суда при вынесении решения не учел постановление Тимирязевского районного суда г. Москвы по делу N года и постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Москве от 25 июля 2017 года, которым ему ограничен выезд из Российской Федерации до 25 января 2018 года.
Доводы заявителя не влекут удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04 ноября 1950 года), вступившей в силу для России 05 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, Рихсиев Б.А. не мог не осознавать последствий несвоевременного выезда за пределы Российской Федерации, а также не знать о порядке пребывания на территории Российской Федерации
Постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Москве от 25 июля 2017 года об ограничении выезда из Российской Федерации не исключало необходимости соблюдения Рихсиевым Б.А. требований миграционного законодательства, а также выезд за пределы Российской Федерации. Следовательно, выезд за пределы Российской Федерации не является обстоятельством, исключающим погашение задолженности по указанному выше решению суда в установленном порядке.
Факт наличия брачных отношений и нахождения на иждивении у Рихсиева Б.А. малолетнего ребенка документально не подтвержден.
Исключительные обстоятельства, которые бы служили основанием для исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с требованиями норм международного права, Конституции Российской Федерации в данном случае отсутствуют.
Ссылка в жалобе на то, что ранее Рихсиев Б.А. к административной ответственности не привлекался, не влечет отмену вынесенного по делу судебного постановления.
В доводах жалобы не указаны обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для освобождения заявителя от соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем вывод судьи об исполнении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации нельзя признать правильным.
Как следует из материалов дела, в отношении Рихсиева Б.А. имеется постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Москве от 25 июля 2017 года об ограничении выезда из Российской Федерации, что исключает возможность исполнения Рихсиевым Б.А. постановления судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 сентября 2017 года добровольно в установленный ст. 32.10 КоАП РФ пятидневный срок.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации будет соответствовать требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и в данном случае не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи первой инстанции подлежит изменению в части определения формы административного выдворения. Административное выдворение Рихсиева Б.А. подлежит исполнению в форме принудительного выдворения за пределы РФ.
Постановление о привлечении Рихсиева Б.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рихсиева Б.А. изменить: административное выдворение Рихсиева Б.А. за пределы Российской Федерации подлежит исполнению в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части вышеуказанное постановление судьи оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.