Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Шошиной А.Н., Долматова М.В.,
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Губкинского Галкина Романа Вячеславовича на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июля 2017 года, которым постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования город Губкинский предоставить Орлову Владимиру Михайловичу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Губкинского, действуя в интересах Орлова В.М., обратился в суд с иском к администрации города Губкинского о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указал, что Орлов В.М. страдает тяжелой формой заболевания, которая дает право на обеспечение жильем в порядке п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом права на дополнительную жилую площадь; 30 сентября 2016 года признан малоимущим и состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с чем, просил возложить обязанность на администрацию города Губкинского по предоставлению Орлову В.М. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом его права на дополнительную площадь.
В судебном заседании суда прокурор Усенова Б.А. и истец Орлов В.М. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика администрации города Губкинского - Голованова Ю.В. иск не признала.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Губкинского Галкин Р.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на допущенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Приводит доводы об отсутствии оснований для возложения обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения на администрацию города Губкинского, поскольку соответствующая обязанность является обязательством субъекта Российской Федерации. Указывает на отсутствие свободных жилых помещений и нарушение прав других граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В возражениях против апелляционной жалобы прокурор Усенова Б.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.
Стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, поддержанные прокурором Писаревой М.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на неё.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, согласно ст. 17 которого инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении).
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Орлов В.М. является инвалидом 2 группы, проживает и зарегистрирован в квартире N дома N"адрес" (л.д.9).
Установив, что истец является инвалидом второй группы по психическому заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденному постановлением Правительства РФ, признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30 сентября 2016 года, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к правильному выводу о признании за Орловым В.М. права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма, с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Исходя из установленной решением Городской Думы города Губкинского от 27 ноября 2009 года N499 нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, обоснованно определилразмер предоставляемого жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом имеющегося у истца права на дополнительную площадь.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда в виду следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 декабря 2009 года N1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1), и 13 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135- 138 Бюджетного кодекса РФ, п.5 ч.2 ст. 55, статьи 60 и 61 Закона N131-ФЗ).
Содержащееся в п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, на что обоснованно указано в апелляционной жалобе.
Между тем, вопросы финансирования администрации муниципального образования города Губкинского, получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города, подлежат разрешению в порядке исполнения судебного решения. В случае нарушения прав муниципального образования, администрация не лишена возможности обращения в суд за защитой нарушенного права.
Ссылка на отсутствие свободных жилых помещений, необходимых для внеочередного предоставления нуждающимся гражданам, не может служить основанием для отказа истцу в реализации его прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Довод о том, что предоставление жилья истцу во внеочередном порядке нарушит конституционные права иных граждан, состоящих в очереди и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является несостоятельным ине может повлечь отмену решения суда, поскольку жилое помещение предоставляется истцу вне очереди и не предполагает включения в какие-либо списки.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.