Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Еремеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гагариной О.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника управления - начальника отдела по развитию (отрасль) Министерства (название) Оренбургской области Севрюкова А.О.
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2017 года заместитель начальника управления - начальник отдела по развитию (отрасль) Министерства (название) Оренбургской области Севрюков А.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В части подготовки договоров от 27 июня 2016 года N производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Севрюкова А.О. прекращено, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд, защитник Гагарина О.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и освобождении Севрюкова А.О. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В возражениях, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Попова О.Н. полагает, что постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.
Севрюков А.О., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Гагариной О.А., поддержавшей доводы жалобы, допросив должностных лиц П. и З. в качестве свидетелей, прихожу к следующему.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что должностным лицом Счетной палаты Оренбургской области в ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных в 2016 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие *** отраслей (отрасль) Оренбургской области" государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (акт от 27 марта 2017 года), установлено следующее.
В рамках государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года N-пп предусмотрена подпрограмма "Развитие *** отраслей (отрасль) Оренбургской области". Ответственным исполнителем подпрограммы является министерство (название) Оренбургской области.
В целях реализации подпрограммы министерством разработан Порядок предоставления субсидий на возмещение из областного бюджета части затрат предприятиям (отрасль) Оренбургской области, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию *** производств, который утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2015 года N-п (далее - Порядок N).
Порядком N в редакции, действующей на момент заключения договоров, установлено, что договор на предоставление субсидии должен содержать право министерства и уполномоченных органов государственного финансового контроля на проведение проверок предприятия по соблюдению требований указанного порядка и согласие предприятия на проведение таких проверок.
Согласно п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Министерством в 2016 году предоставлена субсидия на возмещение части затрат: на приобретение высокотехнологичного оборудования за счет собственных средств ООО "***" по договору от 27 июня 2016 года N; на уплату первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) высокотехнологичного оборудования ООО "***" по договору от 27 июня 2016 года N; на уплату процентов по кредиту, полученному в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных и инновационных проектов ОАО "***" по договору от 27 июня 2016 года N и ООО "***" от 04 октября 2016 года N.
Между тем в пунктах 2.4 договоров от 27 июня 2016 года N и от 04 октября 2016 года N указано, что получатель дает согласие министерству и министерству внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в части их полномочий, на осуществление проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Таким образом, сужено условие предоставления субсидии по сравнению с Порядком N и п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, поскольку круг органов государственного финансового контроля не ограничивается министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.
Приказом министра (название) Оренбургской области от 06 июля 2015 года N утверждено Положение об отделе по развитию (отрасль) Оренбургской области.
Отдел по развитию (отрасль) министерства является структурным подразделением министерства. Согласно положению об Отделе по развитию (отрасль) министерства отдел возглавляет начальник, который организует работу отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций (п. п. 5.1 и 5.2).
Приказом министра (название) Оренбургской области от 10 августа 2015 года N Севрюков А.О. переведен на должность заместителя начальника управления - начальника отдела по развитию (отрасль) Министерства (название) Оренбургской области.
Согласно должностному регламенту в обязанности Севрюкова А.О. входит: осуществление подготовки договоров (соглашений) о предоставлении межбюджетных трансфертов, субсидий предприятиям *** отрасли (отрасль) в соответствии с условиями их предоставления, установленными нормативными правовыми актами РФ и Оренбургской области, контроль их исполнения (п. 3.2). За некачественную подготовку соглашений, договоров, государственных контрактов на выделение межбюджетных трансфертов, субсидий из областного и федерального бюджетов должностное лицо несет ответственность.
Из пояснительной записи усматривается, что договоры от 27 июня 2016 года N, N и N, а также от 04 октября 2016 года N были подготовлены Севрюковым А.О. и им представлены на подпись заместителю министра - начальнику управления (отрасль) министерства (название) Оренбургской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заместителя начальника управления - начальника отдела по развитию (отрасль) Министерства (название) Оренбургской области Севрюкова А.О. протокола об административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга. Привлекая лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что Севрюков А.О., являясь начальником отдела по развитию (отрасль) министерства (название) Оренбургской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, нарушил условия предоставления субсидий на возмещение части затрат: на приобретение высокотехнологичного оборудования, на уплату первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) высокотехнологичного оборудования, на уплату процентов по кредиту, полученных в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, а именно 28 сентября 2016 года подготовил и представил на подпись заместителю министра договор N от 04 октября 2016 года, содержащий в п. 2.4 суженное условие предоставления субсидии по сравнению с п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и Порядком N-п, а именно в части круга органов государственного финансового контроля.
В части подготовки договоров от 27 июня 2016 года N, N и N производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Севрюкова А.О. прекращено, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С выводами судьи районного суда в полной мере нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По смыслу примечания к данной статье под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Таким образом, в силу положений статьи 2.4 КоАП РФ должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. К административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ могут быть привлечены только должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Так, согласно п. 6 Порядка предоставления субсидий N-п конкурсный отбор проектов проводится конкурсной комиссией, образованной при министерстве (название) Оренбургской области. Состав и порядок работы комиссии утверждаются приказом министерства.
Из материалов дела усматривается, что приказом министерства от 14 октября 2015 года N утвержден состав комиссии по отбору инвестиционных и инновационных проектов предприятий *** отраслей (отрасль) Оренбургской области, претендующих на получение субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат. Севрюков А.О. является членом этой комиссии. Он же является руководителем рабочей группы по проверке документов и оформлению субсидий на возмещение из областного бюджета части затрат предприятиям (отрасль) Оренбургской области, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию *** производств.
На этом основании и принимая во внимание положение ст. 2.4 КоАП РФ, следует сделать вывод о том, что Севрюков А.О. может быть привлечен к административной ответственности по настоящему делу только как член комиссии, проголосовавший за принятие решения о предоставлении юридическому лицу субсидии из областного бюджета.
Привлечение его к административной ответственности в качестве должностного лица, за подготовку и представление на подпись заместителю министра договора от 04 октября 2016 года N, содержащего в п. 2.4 суженное условие предоставления субсидии по сравнению с п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и Порядком N-п (в части круга органов государственного финансового контроля), исключается. Поскольку подготовка проекта договора и представление его на подпись не является властно-распорядительным актом, влекущим правовые последствия в виде оплаты субсидии путем перечисления соответствующих денежных средств на счет заявителя.
Основанием для предоставления субсидии является договор от 04 октября 2016 года N о предоставлении субсидии на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных и инновационных проектов предприятием (отрасль), осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию *** производств. Из данного договора следует, что он заключен с ООО "***" от лица министерства (название) Оренбургской области - заместителем министра - начальником управления (отрасль)Л.
Таким образом, Севрюков А.О. осуществляя проверку и контроль за правильностью составления соглашений, договоров по предоставлению субсидий, в данном конкретном случае от имени главного распорядителя бюджетных средств не выступал, а потому не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а потому судья не входит в обсуждение иных доводов жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Вместе с тем указанным обстоятельствам судьей районного суда не дано надлежащей оценки, что повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении. Указанные нарушения являются существенными, а потому постановление судьи районного суда от 21 июля 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с этим оно подлежит отмене с прекращением производства по данному делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника Гагариной О.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника управления - начальника отдела по развитию промышленности управления промышленности, энергетики и транспорта Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Севрюкова А.О. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.