судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Лакомовой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 26 июля 2017 года, которым постановлено:
"Признать за Шевчук Т.Л. право на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2001 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитав в специальный стаж периоды: с 15.08.1988 года по 01.01.1989 года, с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года, с 02.09.1993 года по 06.09.1994 года, с 18.11.2002 года по 30.11.2002 года, с 19.11.2007 года по 23.11.2007 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области назначить Шевчук Т.Л. страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 04.07.2016 года".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Шевчук Т.Л ... обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" с иском о признании права на пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование исковых требований указала, что она, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, обратилась 04.07.2016 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 2837 от 18.11.2016 года в назначении страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, по подсчетам ответчика специальный стаж составляет 21 год 00 месяцев 16 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды: с 15.08.1988 года по 01.01.1989 года период работы в "данные изъяты"; с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года период работы в средней "данные изъяты"; с 01.09.1993 года по 06.09.1994 года период работы в "данные изъяты"; с 18.11.2002 года по 30.11.2002 год, с 19.11.2007 года по 23.11.2007 год период нахождения на курсах повышения квалификации.
Считает отказ в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, и просила признать за ней право на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2001 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитав в специальный стаж периоды: с 15.08.1988 года по 01.01.1989 года, с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года, с 01.09.1993 года по 06.09.1994 года, с 18.11.2002 года по 30.11.2002 года, с 19.11.2007 года по 23.11.2007 года, обязав ответчика назначить страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 04.07.2016 года.
В судебном заседании истица Шевчук Т.Л. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Григорьева Н.Н. иск не признала, указывая на отсутствие правовых оснований для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке просит отменить решение суда в части зачета в педагогический стаж периода работы в средней школе "данные изъяты" с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года , ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права
Выслушав истицу, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "м" п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее Список N 1067), с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее Список N 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Из материалов дела следует, что 04.07.2016 года истица Шевчук Т.Л. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с наличием 25 лет педагогического стажа.
Решением N 2837 от 18.11.2016 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, по подсчетам ответчика специальный стаж составляет 21 год 00 месяцев 16 дней.
При этом в специальный стаж не засчитаны периоды: с 15.08.1988 года по 01.01.1989 года период работы в "данные изъяты"; с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года период работы в средней школе "данные изъяты"; с 01.09.1993 года по 06.09.1994 года период работы в "данные изъяты"; с 18.11.2002 года по 30.11.2002 год, с 19.11.2007 года по 23.11.2007 года период нахождения на курсах повышения квалификации.
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный стаж периодов с 15.08.1988 года по 01.01.1989 года; с 01.09.1993 года по 06.09.1994 года; с 18.11.2002 года по 30.11.2002 года, с 19.11.2007 года по 23.11.2007 года, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенным выше законодательством, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.
Доводов, направленных на оспаривание выводов суда в указанной выше части, апелляционная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов жалобы судебная коллегия не усматривает.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрена в разделе "Наименование должностей" должность "учитель", а в разделе "Наименование учреждений" - школы всех наименований (подраздел 1.1. "Общеобразовательные учреждения").
Из трудовой книжки Шевчук Т.Л. усматривается, что истица работала в средней школе"данные изъяты" в период с 02.10.1989 года по 01.09.1993 года в должности учителя физкультуры.
При определении права на назначение досрочной страховой пенсии ответчиком период работы Шевчук Т.Л. в средней школе "данные изъяты" с 02.10.1989 года по 31.12.1990 года был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Отказывая во включении в специальный стаж периода с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года, пенсионный орган указывал на отсутствие справки, подтверждающей уплату страховых взносов за данный период, ссылаясь на требования Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года.
Разрешая спор в данной части и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истицы периода работы с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года в должности учителя физкультуры в средней школе "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из того, что должность истицы и учреждение, в котором она работала в спорный период, предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781; а Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года ратифицировано Федеральным законом от 08.10.2000 года N 128-ФЗ и вступило в законную силу 28.06.2002 года, и не может быть применено к возникшим спорным правоотношениям. Кроме того, действующее за конодательство возлагает обязанность начислять страховые взносы на пенсионное обеспечение на все виды заработка на предприятия, учреждения и организации, а поэтому работник не обязан доказывать факт отчисления страховых взносов.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части, поскольку указанные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Ранее применявшийся Федеральный Закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях" (ст.10) содержал в себе аналогичные положения.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 16 мая 1997 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, вступившего в силу 28 июня 2002 года (далее - Соглашение), пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
В ст. 1 Соглашения дано понятие трудового (страхового) стажа - это продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В силу пункта 2 статьи 6 указанного Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
В соответствии с п. 6 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 года N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республики Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что в материалах дела не имеется доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение после 1 января 1991 года, вывод суда о включении в страховой стаж периода работы истицы с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года нельзя признать обоснованным.
То обстоятельство, что согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31.05.1991 года N 102, действовавшей в спорный период, обязанность начислять страховые взносы на пенсионное обеспечение на все виды заработка возложена на организации, предприятия и учреждения, не является основанием для включения указанного периода в специальный стаж, поскольку работа истицы в этот период протекала в учреждении другого государства, а приведенное выше законодательство предусматривает особый порядок и условия включения таких периодов в специальный стаж для определения права на досрочную пенсию в Российской Федерации.
Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периода с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года у суда первой инстанции не имелось, поскольку как пенсионным законодательством, действовавшим на момент работы истицы, так и пенсионным законодательством, действовавшим на момент обращения за пенсией и действующим в настоящее время, предусматривается возможность включения периодов работы на территории Республики Грузия при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение, подтвержденном соответствующей справкой компетентных органов.
Ссылка в решении на то, что в период с 01.04.1991года по 01.09.1993года истица находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, 05.05.1991года рождения, основанием к удовлетворению исковых требований не является, поскольку факт нахождения истицы в данных отпусках не подтвержден письменными доказательствами. Кроме того, поскольку период работы истицы с 01.01.1991года не может быть включен в специальный стаж по изложенным выше основаниям, то отсутствуют правовые основания и зачета в стаж периодов нахождения истицы в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Поскольку с учетом подлежащих включению в специальный стаж истицы согласно решению суда периодов работы (1 год 5 месяцев 5 дней) специальный стаж Шевчук Т.Л. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии составил менее 25 лет, что недостаточно для назначения истице досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части включения в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года и возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.07.2016 года с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 26 июля 2017 года отменить в части включения в специальный стаж Шевчук Т.Л. периода работы с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.07.2016 года, постановить новое решение, которым
Отказать Шевчук Т.Л. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 01.01.1991 года по 01.09.1993 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.07.2016 года.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.