Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Деминой К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 27 сентября 2017 года
дело по апелляционной жалобе Максимовой И.М. на решение Центрального районного суда города Омска от 08 августа 2017 года, которым постановлено:"В удовлетворении исковых требований Максимовой И. М. отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимова И.М. обратилась в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году по городу Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п, возложении обязанности включить в указанный список. В обоснование требований указала, что является инвалидом " ... ", инвалидность установлена " ... ". 12.08.1983 года была поставлена на учет для улучшения жилищных условий, в настоящее время очередь в общем списке N " ... " 19 мая 2017 года она обратилась в департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о включении ее в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году по городу Омску в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п. Ответчик отказал во включении истца в указанный список, ссылаясь на то, что в программу включаются лица, получившие инвалидность до 01.01.2005. Просила признать незаконным такой отказ ответчика и возложить на ответчика обязанность включить в указанный список.
В судебном заседании Максимова И.М. исковые требования поддержала в полном объеме и по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации города Омска и третьего лица Администрации города Омска Пивкина Я.О. исковые требования не признала, поскольку о получении инвалидности Максимова И.М. сообщила ответчику не ранее в 2008-2009 годах при очередной перерегистрации в очереди, предоставив справку об инвалидности, установленной бессрочно в 2009 году. Так как инвалидность получена ею после 01.01.2005, права на получение рассматриваемой социальной выплаты она не имеет.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Бухарова Т.В. исковые требования не признала по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Максимова И.М. не соглашается с принятым решением, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также, по поскольку при первоначальном обращении с заявлением о включении ее в указанный выше список в 2012 года устно ей было сообщено о положительном результате рассмотрения заявления. Указывает на предоставление ответчиком недостоверной информации о времени предъявления ею справки об инвалидности, незнании о необходимости написания заявления на социальную выплату ежегодно.
В возражения на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социального развития Омской области Бухарова Т.В. соглашаясь с вынесенным решением, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав истца Максимову И.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Бухарову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены судебного решения в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ суд должен определить юридически значимые обстоятельства и характер спорного отношения, применить закон, подлежащий применению.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", части четвертой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Правительством Омской области утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее Порядок) право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах", а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно п. 7 Порядка (в ред. Постановления Правительства Омской области от 21.01.2015 N 2-п) включение в списки граждан, претендующих на получение выплат, носит заявительный характер, данным пунктом Порядке установлен исчерпывающий перечень документов необходимый для предоставления гражданами по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области.
В силу п. 8 Порядка, органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
На основании вышеприведённого правового регулирования верно толкуя нормы материального права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что установление инвалидности и постановка инвалида на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, должны иметь место до 1 января 2005 года. Установление гражданину инвалидности после этой даты не влечет возникновение права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Так, 23.05.2017 Максимова И.М. обратилась в Администрацию города Омска с заявлением о включении ее в список граждан, претендующих на получение выплаты, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2018 году (л.д. 18а).
Согласно ответу от " ... "N " ... " и.о. директора департамента жилищной политики Администрации города Омска решением комиссии по жилищным вопросам от 02.06.2017 на основании подпункта 1 пункта 9 Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п, Максимовой И.М. отказано во включении в список граждан из числа категорий, на получение мер социальной поддержки в 2018 году как лицу, не имеющему права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком (л.д. 18).
Максимова И.М. обратилась в суд с иском о признании данного отказа незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как верно указано судом первой инстанции решением Центрального районного суда города Омска от 11.07.2012 по делу N 2-3648/2012 (л.д. 63-70) по иску Максимовой И. М. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2013 году по городу Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п, возложении обязанности включить в указанный список, вступившим в законную силу 17.08.2012 года, установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела (л.д. 68-70).
Указанным решением установлено, что Максимова И.М. решением исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов г. Омска от 12.08.1983 N " ... " была принята на учет (очередь) на получение государственной жилой площади. На момент постановки на учет ее номер очереди по общему списку - N " ... ", по состоянию на 01.03.2012 во внеочередном списке Максимова И.М. на учете не состоит, по состоянию на 18.05.2017 номер очереди Максимовой И.М. по общему списку - N " ... ". В первоочередном или во внеочередном списке Максимова И.М. на учете не состоит (л.д. 71-97, 18-31).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии N " ... " от " ... "Максимовой И.М. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доли квартиры общей площадью " ... " кв.м по адресу: " ... " (л.д. 8). Согласно справке серии МСЭ-2004 N " ... ", " ... "Максимовой И.М. впервые установлена инвалидность " ... "" ... "" ... ". Согласно справке серии МСЭ-2007 N " ... "Максимовой И.М." ... " бессрочно установлена инвалидность " ... "" ... " без ограничений к трудовой деятельности (л.д. 12).
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также с их совокупности, установив факт получения истцом инвалидности после 01.01.2005 года, несмотря на то, что Максимова И.М. состояла на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12.08.1983 по общим основаниям, в силу положений ч. 2 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" суд правильно признал отсутствующим у Максимовой И.М. право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком, и как следствие признал отказ во включении истца в список граждан, претендующих на получение выплаты в 2018 году законным. С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует нормам материального права и материалам настоящего гражданского дела.
Довод апеллянта о наличии у истца правовых оснований для включения ее в спорный список был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в силу изложенных выше обстоятельств и норм права является ошибочным толкованием Максимовой И.М. нормы, предусмотренной ч. 2 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что в марте 2012 года после написания заявления ей был дан устно положительный ответ относительно ее включения в спорный список, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательствами не подтверждается, кроме того основаниям для иных выводов суда не является.
Довод жалобы о спорном сроке предъявления в орган местного самоуправления справки МСЭ об установлении инвалидности значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку установление инвалидности имело место после 01.01.2005 года, поэтому истица подлежит обеспечению жильем только в порядке жилищного законодательства, между тем, исходя из диспозитивности процесса, такой вопрос в рамках настоящего дела спорным не являлся.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об основаниях отказа истцу в удовлетворении заявленных требований и оснований для их переоценки по приведенным в жалобе доводам не усматривает, поскольку судом верно установлены все юридически значимые обстоятельства дела, материальный закон, регулирующий заявленный спор применен и истолкован правильно, приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к иному изложению обстоятельств дела, в данной связи не могут повлечь отмену по существу правильно постановленного судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 08 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.