Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе администрации "адрес" Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ниловой О.Ю. к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения ответчика представителя ответчика, прокурора Штыга Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Ниловой О.Ю. с иском к администрации Колпинского района и просит обязать ответчика включить Нилову О.Ю. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2017 году.
В обоснование иска указывает, что 28 января 2015 года в жилищный отдел Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга поступило заявление Ниловой О.Ю. о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата"Нилова и Нилов были лишены родительских правы в отношении Ниловой О.Ю., "дата" рождения и Нилова, "дата" рождения.
Также установлено, что Нилова О.Ю. одна зарегистрирована в изолированной комнате N ... , размером 17,4 кв.м жилой площади, 27,56 кв.м общей площади, в двухкомнатной коммунальной квартире N ... "адрес".
Указанная комната по одной второй доле каждому от " ... " долей квартиры принадлежит Ниловой О.Ю. и её брату Нилову согласно договору купли-продажи доли квартиры от 01 июля 2005 года.
Брат Ниловой О.Ю. - Нилов по данному адресу регистрации не имеет, снят с регистрационного учёта 25 июля 2006 года в связи с переменой места жительства.
Таким образом, по мнению комиссии, Нилова О.Ю. одна занимает изолированную комнату общей площадью 27,56 кв.м, что превышает учётную норму общей площади жилья для граждан, проживающих в коммунальных квартирах. При этом брат Ниловой О.Ю. - Нилов хотя и является собственником доли жилого помещения, в котором зарегистрирована сестра, фактически в нём не проживал и не проживает.
29 января 2015 года решением комиссии в удовлетворении заявления Ниловой О.Ю. было отказано по вышеуказанным основаниям.
Прокурор указывает, что снятие с регистрационного учёта брата Ниловой О.Ю. - Нилова не прекращает его право пользования и распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в его собственности.
В связи с чем, право пользования Ниловой О.Ю. распространяется на " ... " долю в указанном жилом помещении, а жилищная обеспеченность соответствует 13,8 кв.м, что составляет менее учётной нормы.
Суд постановилрешение об удовлетворении иска прокурора, с которым представитель администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе выражает несогласие. Просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец не явился, не представил доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалованного судебного решения, заслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшую доводы жалобы, пояснения прокурора Штыга Т.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Нилова О.Ю., "дата" рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" её родители Нилова и Нилов в отношении неё и её братьев Нилова, Рябова лишены родительских прав, в связи с чем с 28 апреля 2004 года по 31 августа 2015 года находилась на полном государственном обеспечении (л.д.N ... ).
Нилова О.Ю. и Нилов являются собственниками, по " ... " доли каждый, в праве общей долевой собственности на " ... " долей квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д.N ... ).
Нилова О.Ю. зарегистрирована в комнате размером 17,4 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 60,7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Нилов регистрации по указанному адресу не имеет (л.д.N ... ).
28 января 2015 года Нилова О.Ю. обратилась к главе Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д.N ... ).
02 февраля 2015 года Администрацией Колпинского района в адрес Ниловой О.Ю. направлен ответ, в соответствии с которым Ниловой О.Ю. отказано включить её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д. N ... ).
Отказывая в удовлетворении заявления Ниловой О.Ю. о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга сослалась на отсутствие правовых оснований для принятия Ниловой О.Ю. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещения, поскольку жилищная обеспеченность Ниловой О.Ю. составляет 27,65 кв.м общей площади жилья, что превышает учётную норму 15 кв.м общей площади.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 109.1 ЖК РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об удовлетворении требований истца путем возложения на ответчика обязанности включить Нилову О.Ю., "дата" рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2017 году, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на Нилову О.Ю., проживающую в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", являющуюся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:
9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;
15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Статьёй 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случае наличия обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (далее -список).
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты включения детей-сирот в список.
Учитывая, что размер комнаты, находящейся в собственности Ниловой О.Ю. и Нилова составляет 17,4 кв.м, общая площадь квартиры составляет 60,7 кв.м, то общая площадь жилого помещения приходящаяся на Нилову О.Ю. и Нилова в квартире составляет 27,65 кв.м, по 13,82 кв.м на каждого, что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, установленной Законом Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Довод апелляционной жалобы о том, что Нилова О.Ю. фактически одна проживает в жилом помещении, а потому ее обеспеченность составляет 27,65 кв.м, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены в силу следующего.
В соответствии со ст.ст.209, 244, 246, 247 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Отсутствие регистрации Нилова в настоящее время, который находится под опекой, в комнате размером 17,4 кв.м в квартире, расположенной по адресу: "адрес", правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о прекращении его права собственности на долю данной комнаты, и учитывая его право собственности на имущество, за ним сохраняется право на пользование и проживание в комнате, а, следовательно, его доля не может учитываться при определении нуждаемости истца.
Доводы апелляционной жалобы судом первой инстанции проверялись, им дана правильная правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ для безусловной отмены судебного постановления, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.