Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей Солопьева В.И., Хакимовой О.В.
при секретаре Рассейно Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан к Миннулину И.И. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) обратилась в суд с административным иском к Миннулину И.И. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Миннулин И.И. имел на праве собственности земельный участок и жилой дом по адресу: (адрес), р.(адрес), дата возникновения собственности 15 апреля 2013 года, дата отчуждения - 12 августа 2014 года, потому ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
За 2013, 2014 годы Миннулину И.И. начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 4 036 рублей и за период с 5 апреля 2015 года по 14 октября 2015 года начислены пени в размере 212 рублей 79 копеек. За 2014 год Миннулину И.И. начислен налог за землю в размере 234 рублей и за период с 7 октября 2015 года по 14 октября 2015 года - пени в размере 0,39 рублей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление, а впоследствии и требование об уплате налога.
В установленный срок ответчик в полном объеме требование об уплате налога не исполнил.
Инспекция просила суд взыскать с Миннулина И.И. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 4 036 рублей 55 копеек, пени по данному налогу в размере 212 рублей 79 копеек, земельный налог в размере 234 рублей, пени по данному налогу в размере 0,39 рублей, а всего - 4 483 рубля 73 копейки.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований МИФНС России N 27 по Республике Башкортостан к Миннулину И.И. о взыскании обязательных платежей по налогу на имущество физических лиц, в размере 4 036 рублей 55 копеек, пени в размере 212 рублей 79 копеек, земельного налога в размере 234 рублей, пени в размере 0,39 рублей, всего на общую сумму 4 483 рублей 73 копеек отказано.
С таким решением не согласилась инспекция, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях Миннулин И.И. просит суд апелляционную жалобу МИФНС России N 27 по Республике Башкортостан оставить без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что 3 апреля 2013 года между М. и его сыном Миннулиным И.И. заключен договор дарения жилого дома с земельным участком по адресу: (адрес), р.(адрес).
Указанный договор дарения прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 15 апреля 2013 года сделана запись N 02-04-06/008/2013-707.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от (дата) указанный договор дарения, заключенный (дата), признан недействительным.
Стороны приведены в первоначальное положение, М. возвращен в собственность жилой дом с земельным участком и 12 августа 2014 года из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним исключена запись о регистрации права собственности Миннулина И.И.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: (адрес), не могли являться объектами налогообложения, так как владение этими объектами на праве собственности не было основано на законе и не влекло юридических последствий, признание сделки дарения недействительной с момента ее совершения, а именно с 3 апреля 2013 года означает, что указанный договор не мог служить основанием для возникновения права собственности и государственной регистрации возникшего права ответчика.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
В соответствии со статьей 38 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 НК РФ).
При этом право собственности на объекты недвижимости граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на период возникновения правоотношений).
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 164 ГК РФ).
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (пункт 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ).
Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, то плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок или строение, являющиеся объектами недвижимости. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог и налог на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на соответствующий объект недвижимости, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Аналогичное положение содержится в пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, вступивший в законную силу судебный акт о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в виде возврата имущества является основанием для внесения в реестр записей о погашении записи о праве собственности приобретателя и восстановлении записи о праве собственности прежнего собственника.
Признание недействительной сделки, на основании которой внесена запись в реестр, является основанием для последующего внесения изменений в реестр.
В подпункте 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Таким образом, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Гражданин, организация признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к ним по договору, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект имущества. Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве иного лица на соответствующий объект недвижимости.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что признание судом договора дарения жилого дома с земельным участком, находящихся по адресу: (адрес), недействительным, не является основанием для освобождения Миннулина И.И. от уплаты земельного налога и налога на имущество за период с момента государственной регистрации его права собственности на названные объекты недвижимости до момента вступления в законную силу решения суда о признании договора дарения жилого дома с земельным участком недействительным и погашения записи в ЕГРП. Установление факта ничтожности сделки по приобретению объекта недвижимости не влечет автоматического прекращения права собственности на этот объект, а является лишь основанием для прекращения вещного права.
Из материалов дела следует, что Миннулин И.И., с момента возникновения права собственности с 15 апреля 2013 года до 12 августа 2014 года (даты государственной регистрации прекращения права), имел в собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: (адрес), р.(адрес), в связи с чем он с момента регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости до момента прекращения права на них являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно материалам дела за 2013, 2014 годы Миннулину И.И. начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 4 036 рублей и за период с 5 апреля 2015 года по 14 октября 2015 года начислены пени в размере 212 рублей 79 копеек. За 2014 год Миннулину И.И. начислен налог за землю в размере 234 рублей и за период с 7 октября 2015 года по 14 октября 2015 года - пени в размере 0,39 рублей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление, а впоследствии и требование об уплате налога.
В установленный срок ответчик требование об уплате налога не исполнил.
Обращаясь в суд, инспекция просила взыскать с Миннулина И.И. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 4 036 рублей 55 копеек, пени по данному налогу в размере 212 рублей 79 копеек, земельный налог в размере 234 рубля, пени по данному налогу в размере 0,39 рублей, а всего 4 483 рубля 73 копейки.
Указанный расчет проверен судебной коллегией и признается верным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 июля 2017 года отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан к Миннулину И.И. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Миннулина И.И., проживающего по адресу: (адрес), в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 4 483 рублей 73 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 4 036 рублей 55 копеек, пени в размере 212 рублей 79 копеек; земельный налог в размере 234 рублей, пени в размере 39 копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.