Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Васякина А.Н., Судак О.Н., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Исмухамбетовой Ж.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное)
на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 июня 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., выслушав объяснения представителей УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное), поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Исмухамбетова Ж.С. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее по тексту также - УПФР в г. Новотроицке) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением ответчика от 10 мая 2017 года N 731 ей отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы с 1 декабря 1991 года по 30 июня 1995 года в должности заведующего детским садом совхоза "Джетыгаринский" в Республике Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года. Просила суд признать незаконным решение, обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с 6 февраля 2017 года.
Исмухамбетова Ж.С., ее представитель Есмагамбетова А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители УПФР в г. Новотроицке Яковлева И.В., Ильин М.В. исковые требования не признали.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 июня 2017 года исковые требовании удовлетворены, судом признано незаконным и отменено решение начальника УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) от 10 мая 2017 года N 731 в части пункта 2. На УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей Исмухамбетовой Ж.С. период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года, период работы в должности заведующей детским садом совхоза "Джетыгаринский" с 1 декабря 1991 года по 30 июня 1995 года. На УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) возложена обязанность назначить и выплачивать Исмухамбетовой Ж.С. досрочную страховую пенсию по старости с 6 февраля 2017 года. С УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) в пользу Исмухамбетовой Ж.С. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 3500 руб. и по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Новотроицке просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Исмухамбетова Ж.С. участия не принимала, извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении слушания по делу не просила, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что Исмухамбетова Ж.С. 6 февраля 2017 года обратилась в УПФР в г. Новотроицке с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Новотроицке от 10 мая 2017 года N 731 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей (л.д. 11 - 13).
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсию по старости, составила 21 год 4 месяца 25 дней, при требуемом 25 - летнем стаже.
При этом пенсионным органом не приняты к зачету в специальный трудовой стаж истца периоды работы с 1 декабря 1991 года по 30 июня 1995 года в должности заведующего детским садом совхоза "Джетыгаринский" в Республике Казахстан, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 сентября 2013 года по 29 сентября 2013 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в спорный период работ в детском саду осуществляла педагогическую деятельность, а в периоды нахождения на курсах повышения квалификации получала заработную плату, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, включив указанные периоды в специальный страховой стаж истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются в частности:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Указанными Списками и Перечнем право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено заведующим детских садов.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 1 января 1988 года по 30 июня 1995 года она работала в детском саду совхоза "Джетыгаринский" Республики Казахстан, замещая в период работы с 1 декабря 1991 года по 30 июня 1995 года должность заведующего (л.д. 14 - 16).
Истцом представлены архивные справки, выданные Государственным архивом Костанайской области, которые подтверждают, что она в спорные периоды работала в должности заведующего детским садом, получала заработную плату, с которой соответственно работодателем своевременно за нее уплачивались страховые взносы в пенсионный орган.
Исходя из смысла и содержания вышеприведенных нормативных актов, факт работы истицы заведующей детским садом является в данном случае достаточным для отнесения периода ее работы к специальному стажу.
В апелляционной жалобе ответчик, оспаривая решение суда, ссылается на необоснованное включение в специальный стаж спорного периода работы по мотиву не уплаты работодателем страховых взносов за указанный период, а также в связи с тем, что законодательством Республики Казахстан включение указанного периода в специальный стаж не предусмотрено.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 указанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
13 марта 1992 года заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", подписанное государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, согласно которому государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно пункту 5 которых для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
При данных обстоятельствах Соглашением не предусмотрена зависимость включения стажа работы до 1 января 2002 года в страховой стаж от уплаты соответствующих страховых взносов в пенсионные органы государства, на территории которого работал застрахованный.
Из общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте информационно-аналитического портала "Лаборатория Пенсионной Реформы" в сети Интернет, следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 года и с указанного времени Государственный центр по выплате пенсий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан ведет учет поступающих взносов
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в период с 1 декабря 1991 года по 30 июня 1995 года истец работала в должности заведующего детским садом, поименованных Списком и Перечнем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа истца указанного периода работы.
Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются в связи с их несостоятельностью.
Утверждение ответчика о том, что пенсионным законодательством Республики Казахстан включение периода работы в данной должности и указанном учреждении в льготный стаж не предусмотрено, состоятельным не признано.
Как правильно отметил суд первой инстанции, законодательство Республики Казахстан не подлежит применению на территории Российской Федерации. Оценка пенсионных прав истца должна быть произведена на основании российского законодательства.
Поскольку с учетом включенных периодов требуемая продолжительность стажа педагогической деятельности выработана по состоянию на 6 февраля 2017 года, суд пришел к правомерному выводу о том, что с указанного момента она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение, обязанность по назначению которой обоснованно возложил на ответчика.
При разрешении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.