Ставропольский краевой суд в составе :
председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Огородник В.Ф.,
с участием представителей :
административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) город Кисловодск" - Аверченко Я.В. и Вакина Р.В.,
административного ответчика - Думы города Пятигорска и заинтересованного лица - администрации города Пятигорска - Ивановой А.В.,
представителя прокуратуры Ставропольского края - Колячкиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) город Кисловодск" к муниципальному учреждению - Дума города Пятигорска о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Постановлением администрации города Пятигорска от 28 июня 2010 года N 3024 ООО "Курортное управление" (холдинг) город Кисловодск предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 15294 кв.м., под зданиями и сооружениями, расположенными по "адрес"
30 августа 2010 года между муниципальным учреждением "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" и ООО "Курортное управление" (холдинг) города Кисловодска заключен договор аренды N 88/10ю, по которому административному истцу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 15294 кв.м., местонахождение : "адрес", цель использования участка - поз зданиями и сооружениями. На участке имеются : курортный центр, подсобный корпус, центр бытового обслуживания, спальные корпуса, ресторан. Срок аренды установлен с 28 июня 201 года по 28 июня 2035 года.
Постановлением администрации города Пятигорска от 28 июня 2010 года N 3023 ООО "Курортное управление" (холдинг) город Кисловодск" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:33:180101:34, площадью 20953 кв.м., под зданиями и сооружениями, расположенными по бульвару Гагарина, 2 города Пятигорска.
30 августа 2010 года между муниципальным учреждением "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" и ООО "Курортное управление" (холдинг) города Кисловодска заключен договор аренды N 90/10ю, по которому административному истцу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 20953 кв.м., местонахождение : "адрес" цель использования участка - поз зданиями и сооружениями. На участке имеются : столовая, спальные корпуса, административный корпус, клуб. Срок аренды установлен : с 28 июня 201 года по 28 июня 2035 года.
Постановлением администрации города Пятигорска от 23 ноября 2012 года N 4720 ООО "Курортное управление (холдинг) город Кисловодск" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, с разрешенным использованием : для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенный в городе Пятигорске, бульвар Гагарина, 5, площадью 6071 кв.м., под спальным корпусом N 7 литер К, спальным корпусом N 10 литер А и хозяйственным корпусом литер Н.
13 декабря 2012 года между муниципальным образованием город-курорт Пятигорск, от имени которого действовало муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" и ООО "Курортное управление" (холдинг) города Кисловодска заключен договор аренды N 92/12ю, по которому административному истцу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 6017 кв.м., местонахождение : город "адрес" вид разрешенного использования участка : для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. На участке имеются : спальный корпус N 7, спальный корпус N 10, хозяйственный корпус. Срок аренды установлен : с 23 ноября 2012 года по 23 ноября 2037 года.
Расчет арендной платы за указанные земельные участки производился из кадастровой стоимости земельного участка с применением процентной ставки арендной платы от кадастровой стоимости, установленной решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска".
В соответствии с подпунктом 17 пункта 7 указанного Порядка, введенного решением Думы от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД, для земельных участков, предназначенных для размещения объектов санаторно-курортного назначения, установлена ставка арендной платы - 11%.
27 июня 2017 года ООО "Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск" обратилось в суд с административным иском, впоследствии уточненном, о признании недействующим с 01 января 2016 года подпункт 17 пункта 7 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города - курорта Пятигорска, утвержденного решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД (в редакции решения Думы от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД) в части установления ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов санаторно-курортного назначения в размере "11", как несоответствующего принципу экономической обоснованности, входящему в состав принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что Общество с ограниченной ответственностью "Курортное управление (холдинг) город Кисловодск", является юридическим лицом, учрежденным Общероссийским союзом "Федерацией Независимых Профсоюзов России" и Территориальным объединением "Федерацией Профсоюзов Ставропольского края (Холдинг). Основной целью деятельности Холдинга является корпоративное управление имущественным комплексом профсоюзов (ФНПР и ФПСК) на территории Кавказских Минеральных Вод. Предметом деятельности Холдинга, в числе прочего, является контроль состояния имущественного комплекса профсоюзов и определение необходимых мероприятий по его сохранности и эффективному использованию.
Между Холдингом и муниципальным учреждением "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" заключены договоры аренды земельных участков под объектами недвижимости принадлежащими Холдингу на праве собственности, с кадастровыми номерами - N. На предоставленных в аренду Холдингу земельных участках расположены объекты недвижимого имущества санаторно-курортного, рекреационного, лечебно-оздоровительного и медицинского назначения, с использованием которых в городе Пятигорске осуществляют уставную, социально ориентированную деятельность санаторно-курортные и лечебно-профилактические учреждения профсоюзов.
Согласно правовым позициям, изложенным в письмах Минэкономразвития Российской Федерации от 27 мая 2010 года N Д23-1951 и N 18459-Пк/Д23 от 22 июня 2016 года, санаторно-курортная деятельность может быть отнесена к социально-значимым видам деятельности, при определении размера арендной платы органы местного самоуправления должны учитывать необходимость защиты социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих земельного налога.
Решением Думы города Пятигорска от 28 октября 2013 года N 29- 33 РД "О земельном налоге на территории муниципального образования города- курорта Пятигорска" установлена ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД установлена ставка арендной платы, применяемая к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов санаторно - курортного назначения в размере 11 % от кадастровой стоимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, которые с 1 января 2016 года стали применятся для целей налогообложения и исчисления арендной платы.
В результате кадастровой оценки земель, проведенной по состоянию на 01 января 2015 года, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков возросла и установлена в отношении земельных участков :
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей (рост в 3,96 раз);
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей (рост в 3,85 раз);
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей (рост в 1,16 раз).
Именно с 01 января 2016 года при расчете арендной платы за указанные земельные участки по вышеуказанным договорам аренды стала применяться ставка арендной платы в размере 11 % от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в аренде у административного истца, установленная подпунктом 17 пункта 7 Порядка. Основанием для применения вышеуказанной ставки является вышеуказанный Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380, в соответствии с которым земельные участки, указанные в иске, отнесены к 17 виду разрешенного использования земельных участков.
Административный истец считает, что установление ставки арендной платы в размере 11 % от кадастровой стоимости и ее применение к административному истцу повлекло экономически необоснованное повышение размера арендной платы, что, в свою очередь, противоречит Федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца на осуществление экономической деятельности с использованием своего имущества в условиях, соответствующих требованиям законодательства, поскольку не согласуется с принципом экономической обоснованности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На неоднократные запросы и обращения в Думу города Пятигорска о предоставлении обоснований, в том числе экономических, установления арендной ставки в 11%, сообщалось, что единственным обоснованием принятой ставки земельного налога является снижение доходов местных бюджетов. Таким образом, при принятии оспариваемого подпункта 17 пункта 7 решения Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска" в оспариваемой части административным истцом не проведен экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
При этом в Пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта отсутствуют доводы или доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что при принятии оспариваемого положения (при утверждении оспариваемого размера ставки арендной платы) был принят во внимание принцип экономической обоснованности. Административный истец считает, что установление ставки арендной платы в размере 11% от кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Определением суда от 20 июля 2017 года по ходатайству административного ответчика к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Пятигорска.
В судебном заседании представители административного истца - ООО "Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск" - Аверченко Я.В. и Вакин Р.В. поддержали доводы, изложенные в административном иске в полном объеме, просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Думы города Пятигорска и заинтересованного лица - администрации города Пятигорска - Иванова А.В. заявленные в административном иске требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска (Порядок), установлен решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД. Согласно пункта 6 Порядка годовой размер определяется путем умножение кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы, установленную в соответствии с этим порядком. В период с 01 января 2014 года по 01 января 2016 года на основании Приказа Министерства Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", земельные участки с кадастровыми номерами N и N относились к 9 виду разрешенного использования подпункт 8 пункта 9 Порядка (земельные участки, предназначенные для размещения прочих объектов, относящихся к данному виду функционального использования) и, соответственно, ставка арендной платы составила 7,5% от кадастровой стоимости; земельный участок с кадастровым номером N относился к подпункту 1 пункта 8 Порядка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения) и, соответственно, ставка арендной платы составляла 5% от кадастровой стоимости.
С 2011 года в методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, перечень видов разрешенного использования земли дополнен 17 видом - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, науки, искусства, религии".
В связи с этим, решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД в Порядок введен подпункт 17 пункта 7, которым установлена ставка арендной платы, применяемая к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов санаторно-курортного назначения, в размере 11 % от кадастровой стоимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, которые с 1 января 2016 года стали применяться для целей налогообложения и исчисления арендной платы. При проведении данной государственной кадастровой оценки, кадастровая оценка произведена по 17 виду разрешенного использования. В связи с чем, при расчете арендной платы была применена ставка арендной платы, соответствующая данному виду разрешенного использования.
Таким образом, изменение размера арендной платы за рассматриваемый в настоящем споре земельные участки происходит не в связи с изменением ставки арендной платы за землю (которая начала действовать с 1 января 2014 года, причем её размер обжалуется как незаконный только с 1 января 2016 года, т.е. с периода когда изменены вид разрешенного использования и сама кадастровая стоимость участка), а в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и изменением вида разрешенного использования, к которым органы местного самоуправления города-курорта Пятигорска, а именно Дума города Пятигорска не имеют никакого отношения.
Утверждения административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Думы города Пятигорска постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, являются необоснованными. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 Устава города Пятигорска администрация города Пятигорска разрабатывает концепции и проекты решений Думы города Пятигорска о введении, изменении и (или) отмене местных налогов и сборов. В данном случае администрацией к принятию оспариваемого решения была подготовлена Пояснительная записка к проекту решения Думы с Приложением, в которых отражены основные выводы, сделанные по результатам экономического анализа сложившейся ситуации на территории города Пятигорска в отношении ставок арендной платы за землю в соответствии с новой кадастровой оценкой земельных участков.
По утверждению административного истца Пояснительная записка с Приложением по содержанию не соответствует принципу экономической обоснованности установлению размера арендной платы. Однако применение какого-либо принципа при принятии нормативного акта (либо его неприменение) нельзя приравнивать к обязательным требованиям к нормативному акту по форме и содержанию, которых в настоящем случае не имеется.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года N 209-0, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей, при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии спорного нормативного правового акта административным ответчиком учитывалась оценка местоположения, градостроительная ценность участков под санаторными объектами, а также уровень их доходности, что нашло отражение в Пояснительной записке с приложением. При разработке ставок арендной платы были использованы информационные данные, предоставленные муниципальным учреждением "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" за предыдущие периоды, характеризующие показатели доходности земель.
Кроме того, на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582. Установление размера арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков само по себе соответствует принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы. Кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка. Прогнозирование при принятии оспариваемого решения размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка. Установление оспариваемых ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности, а изменение ставки арендной платы вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменением экономической характеристики земельных участков, и не является нарушением принципа экономической обоснованности.
Материалами дела подтверждается, что факторами, нарушающими заявленные права административного истца, является установление новой кадастровой стоимости земельных участков и их отнесение к 17 виду разрешенного использования, а не размер ставки арендной платы.
Заслушав представителей административного истца - ООО "Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск" - Вакина Р.В. и Аверченко Я.В., поддержавших доводы административного искового заявления и просивших их удовлетворить, представителя административного ответчика - Думы города Пятигорска и заинтересованного лица - администрации города Пятигорска - Иванову А.В., возражавшую в удовлетворении заявленных исковых требований, показания свидетеля Николаевой Ю.И., заключение прокурора Колячкиной И.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов административного дела следует, что по договорам аренды земельные участки с кадастровыми номерами - N, расположенные в городе Пятигорске по бульвару Гагарина, вид разрешенного использования - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, переданы муниципальным учреждением "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" в пользование ООО "Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск". На данных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества санаторно-курортного назначения. Расчет арендной платы за земельные участки производился из ставки арендной платы - 2,72 % от кадастровой стоимости земельного участка. Данная ставка арендной платы установлена решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД в Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска внесены изменения, а именно, введен пункт 17 пункта 7, которым установлена ставка арендной платы в размере 11% от кадастровой стоимости земельного участка. Данная ставка применяется при расчете арендной платы с 01 января 2016 года.
Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами по делу и не оспариваются сторонами по делу.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить указанным федеральным законам (пункты "в", "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель в порядке реализации данных конституционных положений в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовал до 1 марта 2015 года), а затем и в пункте 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Думы города Пятигорска Ставропольского края от 30 октября 2008 года N ГД был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города - курорта Пятигорска (Порядок).
Решением Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД в Порядок внесены изменения, в соответствии с которым пункт 7 - "ставки арендной платы за землю" дополнен подпунктом 17, в котором указан вид разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Для земельных участков из указанного вида разрешенного использования установлены ставки арендной платы : для земельных участков с видом функционального использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" - 1,5%, для земельных участков с видом функционального использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов санаторно-курортного назначения" - 11%.
Указанные изменения опубликованы 24 декабря 2013 года в газете "Пятигорская правда" за N 215-217 и вступили в силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, которые стали применяться для целей налогообложения и исчисления арендной платы с 01 января 2016 года.
Пунктом 5 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень конкретных случаев, когда размер арендной платы за земельный участок не может превышать размер земельного налога за такой земельный участок. Земельные участки, занимаемые административным истцом, к ним не относится.
В остальных случаях право установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлено органам местного самоуправления. При этом федеральное законодательство ограничивает права указанных органов в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких - либо иных ограничений и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлены и являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, следующие основные принципы :
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697);
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
- принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденных указанным постановлением, является принцип экономической обоснованности установления ставки арендной платы, который, по мнению административного истца, в данном случае не соблюден административным ответчиком.
Указанный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В подтверждение довода о надлежащем экономическом обосновании оспариваемого решения Думы в редакции решения Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД в части установления в подпункте 17 пункта 7 арендной ставки для земельных участков, предназначенных для размещения объектов санаторно-курортного назначения административным ответчиком представлены : протокол очередного заседания Думы от 19 декабря 2013 года, пояснительная записка и приложение к пояснительной записке к проекту решения Думы о внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы.
В соответствии с указанными документами, установление ставки арендной платы в 17 виде разрешенного использования, позволит уравнять размер арендной платы по данному виду использования земли вне зависимости от того, по какому виду разрешенного использования - 7,8 (рекреация) или 17 произведена кадастровая оценка земли. Предлагаемое изменение ставок арендной платы позволит обеспечить поступление запланированных на 2014 год в бюджете города Пятигорска денежных сумм, в связи с чем не потребуется корректировка бюджета города.
В приложении к пояснительной записке обжалуемые изменения ставки арендной платы за земельные участки объяснены необходимостью сохранения величины арендной платы за 1 кв.м. на уровне, применяемом до переоценки кадастровой стоимости, а также, приведения стоимости аренды 1 кв.м. земельных участков с видом разрешенного использования - 17 (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) к уровню стоимости аренды 1 кв.м. земельных участков с видом разрешенного использования - 8 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения). Указанные изменения арендной ставки также вызваны необходимостью создания равноценных условий для организации санаторно-курортного комплекса на территории города - курорта и выравнивания стоимости аренды земли и минимизации выпадающих доходов городского бюджета.
Однако с учетом того, что в протоколе очередного заседания Думы города Пятигорска 4-го созыва от 19 декабря 2013 года N 36 не указано, какие документы, записки, расчеты обсуждалась к принятию, данный документ не может быть признан относимым доказательством в рамках оспаривания решения Думы в редакции от 19 декабря 2013 года, которым внесены изменения в Порядок.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристики земельных участков и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины ставки арендной платы.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства использования при подготовке оспариваемого решения данных : об оценке доходности указанных в иске земельных участков; о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Согласно письменным объяснения представителя административного ответчика Ивановой А.В. и пояснениям опрошенного в суде в качестве свидетеля и.о. начальника управления экономического развития администрации города Пятигорска Николаевой Ю.И., являющейся и.о. начальника управления экономического развития администрации города Пятигорска, при подготовке оспариваемого решения Думы использовались данные управления экономического развития, которое самостоятельно отслеживает информацию по санаториям и данные комитета государственной статистики, куда представляются санаториями годовые отчеты. Однако в материалы дела в качестве доказательств соответствия нормативного правового акта требованиям законодательства представлены только пояснительная записка и приложение к ней. Других документов в подтверждение обоснованности принятия решения Думы 19 декабря 2013 года административным ответчиком суду не представлено.
Из переписки руководителя ООО "Курортное управление (холдинг) город Кисловодск" с председателем Думы города Пятигорска следует, что действия органов местного самоуправления города Пятигорска по изменению размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, продиктованы существенным снижением запланированных налоговых и неналоговых доходов в бюджет города, что влечет за собой сокращение расходов местного бюджета на социальные программы, благоустройство и очистку города.
Однако, необходимость повышения размера арендных платежей в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов, на что указывается в пояснительной записке и приложении к проекту решения Думы, сама по себе в отсутствие надлежащей оценки указанных выше факторов не подтверждает соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы.
Нельзя согласиться, по мнению суда, и с утверждением представителя административного ответчика о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки, в связи с чем отсутствует необходимость установления такой обоснованности повторно. Вышеуказанным постановлением N 582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения объектов санаторно-курортного назначения. Произвольное установление органом местного самоуправления размера ставки арендной платы нарушает права административного истца, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенное использование, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность
на таком земельном участке.
Поскольку в судебном заседании установлено, что обжалуемый нормативный правовой акт муниципального образования - решение Думы города Пятигорска от 30 ноября 2008 года N 115-35 ГД, в редакции решения Думы города Пятигорска от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", заявленные требований в административном иске подлежат удовлетворению.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется к истцу с 01 января 2016 года, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая по настоящему делу норма подлежит признанию недействующей с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Курортное управление" (холдинг) город Кисловодск" - удовлетворить.
Признать недействующим 1 января 2016 года Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города - курорта Пятигорска, утвержденного решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 года N 115-35 ГД в редакции решения Думы от 19 декабря 2013 года N 49-36 РД, в части установления в подпункте 17 пункта 7 Порядка ставки арендной платы в размере - "11%" за аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, предназначенных для размещения объектов санаторно-курортного назначения.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете "Пятигорская правда" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.