Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, М.М. Моргасова, при секретаре А.В. Бакулиной, с участием прокурора С.А. Слободина, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе П.М. Тарасова на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2017 года по административному иску П.М. Тарасова к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации А.Л. Батыревой в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N 1
установила:
П.М. Тарасов обратился в суд с указанным выше административным иском, уточнённым в порядке ст. 46 КАС РФ, к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово, полагая незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N 1 А.Л. Батыревой (в дальнейшем - кандидата), поскольку она, по мнению административного истца, нарушила действующее законодательство о выборах в части соблюдения формы заявления о выдвижении в результате непредставления документов об образовании, заверенной копии документа о месте работы, исказила название партии, от которой была выдвинута в качестве кандидата. Помимо этого, А.Л. Батырева подписала свой финансовый отчёт в ненадлежащей графе, в подписных листах отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда, в подписных листах наименование политической партии отличается от указанного в заявлении о выдвижении кандидата, содержится недостоверная информация в подписных листах, в заявлении о выдвижении не указан ИНН.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2017 года решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 августа 2017 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе П.М. Тарасова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии П.М. Тарасов доводы апелляционной жалобы поддержал.
Председатель и представители Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово - И.В. Чернышова, А.Д. Ермаков, по доверенности от 21 августа 2017 года, М.А. Рыкунов, по доверенности от 28 августа 2017 года, просили решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.Л. Батыревой, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав П.М. Тарасова, председателя и представителей Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово, заключение прокурора С.А. Слободина, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
С учётом приведённых законоположений и требований ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и на основании имеющихся в деле доказательств установилналичие предусмотренных ч. 2 ст. 241 КАС РФ оснований для отказа в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав П.М. Тарасова.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов муниципального округа Лефортово назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово от 31 июля 2017 года А.Л. Батырева зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты на муниципальные выборы депутатов по многомандатному избирательному округу N 1 в порядке выдвижения от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия коммунисты России".
П.М. Тарасов как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу просил признать решение о регистрации А.Л. Батыревой в качестве кандидата незаконным, ссылаясь на обстоятельства, указанные выше в описательной части настоящего апелляционного определения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что документы об образовании - диплом Российской правовой академии Минюста Российской Федерации, регистрационный номер 17448 от 10 июля 2012 года А.Л. Батыревой представлен, сведения о работе А.Л. Батыревой подтверждены справкой работодателя, согласно которой названный кандидат работает в ООО "***" в должности ***. Использование различного буквенного регистра при написании наименования политической партии не является нарушением закона. Другие обстоятельства, на которые ссылался административный истец, по мнению суда, не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, административный иск о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений отсылает к проверке обстоятельств, указанных в подп. "в", "в.1", "в.2", "з" п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Применительно к названным выше нормам п. 2, п. 3, п. 3.1 ст. 33 названного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Согласно п. 5, п. 7 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объёме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включённого в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Разъясняя приведённые законоположения, в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Из анализа приведённых законоположений и разъяснений по их применению следует, что избирательная комиссия должна располагать документами, необходимыми для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, позволяющими ей довести до избирателей достоверные сведения о кандидате, представленные при его выдвижении, в полном объёме. Основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата являются установленные на основании исследованных документов, которыми располагала избирательная комиссия на момент принятия указанного решения, обстоятельства, исключающие в силу п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрацию кандидата.
Таких названных в законе оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
По вопросу непредставления А.Л. Батыревой документов о своём образовании суд правильно исходил из требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Частью 6 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
В соответствии с приведёнными законоположениями имеющееся у А.Л. Батыревой высшее образование подтверждено дипломом о высшем образовании, в котором указано, что А.Л. Батыревой присуждена квалификация юрист по специальности "юриспруденция" (л.д. 72).
Законодательство о выборах, в частности подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата.
При таком положении представленная А.Л. Батыревой заверенная работодателем справка с места работы в соответствии со ст. 62 Трудового кодекса РФ является документом, равнозначным указанным в законе документом о работе, заверенными кандидатом.
Достоверность представленных данных о месте работы А.Л. Батыревой административным истцом не опровергнута.
Указание А.Л. Батыревой наименования партии в заявлении о выдвижении и подписных листах соответствует наименованию партии в регистрационных документах партии, отражённом в принятом решении о выдвижении кандидатов (л.д. 81-85).
Судом установлено, и данные обстоятельства доводами апелляционной жалобы не опровергнуты, что подписные листы А.Л. Батыревой пронумерованы и прошнурованы, в них указаны как её полные имя, фамилия и отчество, так и полные фамилия, имя и отчество сборщика подписей, а потому утверждения в административном иске об обратном правомерно отвергнуты судом как надуманные.
Ссылки в апелляционной жалобе о наличии недостоверных сведений в подписных листах также получили оценку в судебном решении.
Дополнительно эти доводы были проверены в заседании судебной коллегии с участием сторон, в результате чего установлено, что из-за недействительности паспорта *** её голос не был учтён Избирательной комиссией, что не повиляло на общее количество достоверных подписей, которые необходимо было представить кандидату.
Доказательств недостоверности подписей *** и *** административным истцом не представлено. Напротив, справка управляющей организации с места жительства названных лиц, приобщённая к делу в соответствии с протокольным определением судебной коллегии, подтверждает, что в доме, в котором они проживают, имеется названная ими в подписных листах квартира.
Суд проверил и дал надлежащую оценку утверждениям П.М. Тарасова о том, что А.Л. Батырева не подтвердила оплату подписных листов за счёт средств избирательного фонда.
В этой части административный истец обосновал свои требования тем, что данные об оплате подписных листов за счёт средств избирательного фонда в подписных листах отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что эти названные административным истцом обстоятельства закон не связывает с отменой решения о регистрации кандидата.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Частью 8 статьи 37 названного Федерального закона предусмотрено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Пунктом 9 статьи 59 того же Федерального закона установлено, что законом может быть предусмотрено одновременно с представлением подписных листов представление первого финансового отчёта.
Следовательно, обязанность кандидата оплатить изготовление подписных листов до начала сбора подписей установлена только для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. На выборы в муниципальные органы власти это требование закона не распространяется.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 4 Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6. В соответствии с ними недействительной признается подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов - при выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Таким является и смысл закона, придаваемый ему судебной практикой ("Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)).
Вместе с тем закон обязывает кандидата одновременно с подписными листами представить первый финансовый отчёт.
При таком положении сведения первого финансового отчёта сами по себе с достоверностью не подтверждают изготовление подписных листов за счёт иных средств, помимо избирательного фонда.
Фактов незаконного финансирования избирательной компании А.Л. Батыревой административный истец не привёл.
На основании изложенного и учитывая, что до дня уведомления Избирательной комиссии А.Л. Батырева не собирала подписей, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отмены решения о регистрации кандидата по мотивам отсутствия в подписных листах сведений о том, что они изготовлены за счёт средств избирательного фонда кандидата.
Суд проверил и отверг доводы административного истца о том, что А.Л. Батырева нарушила форму финансового отчёта. С такой оценкой судебная коллегия согласна, поскольку финансовый отчёт соответствует утверждённой форме Приложения 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и заполнен с учётом примечаний к этой Форме.
Кроме того, как уже было отмечено выше в апелляционном определении, в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.06.10 N 784-О-О указал, что вышеуказанное положение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, как призванное гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения, обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
Исходя из указанных выше требований закона, А.Л. Батырева вправе была исправить недостатки, имеющиеся в документах, представленных ею в Избирательную комиссию.
Отсутствие изначально документов, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не повлияло на работу Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Лефортово и достоверность проверки представленных сведений о кандидате.
Не опровергнут доводами апелляционной жалобы и вывод суда о том, что при отсутствии у кандидата ИНН его указание не требуется.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.