Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу генерального директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" Фокиной Е.Б. на вступившие в законную силу постановление N 112-14-111-075/2014-2 заместителя главного государственного инспектора по охране ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 31 марта 2015 года, решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 25 июля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 112-14-111-075/2014-2 заместителя главного государственного инспектора по охране ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 31 марта 2015 года Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" (далее - ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 25 июля 2016 года постановление N 112-14-111-075/2014-2 заместителя главного государственного инспектора по охране ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 31 марта 2015 года оставлено без изменения, жалоба защитника Учреждения Лопатёнкова А.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года постановление N 112-14-111-075/2014-2 заместителя главного государственного инспектора по охране ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 31 марта 2015 года и решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 июля 2016 года оставлены без изменения, жалоба защитника Учреждения Павловой Е.И. - без удовлетворения.
В настояще й жалобе генеральный директор ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" Фокина Е.Б., выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ссылается на то, что "Танцевальная площадка" является объектом некапитального строительства, в то время как проведение экологической экспертизы возможно только в отношении объектов капитального строительства; предварительный проект размещения некапитального объекта "Танцевальная площадка" согласован руководителем Департамента культуры г. Москвы 22 июля 2013 года, ГКУ "ОД "Мосгорпарк", Департаментом культурного наследия города Москвы; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что столбы-стойки, на которые опирается строение, заглублены в землю на глубину более 50 см, что является признаком капитального строения; дело неправомерно рассмотрено без проведения судебной экспертизы; если "Танцевальная площадка" является объектом капитального строительства, действия Учреждения должны были быть квалифицированы по ст. 8.4 КоАП РФ; ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" постановлением N 112-145111-075/2014 от 12 ноября 2014 года уже признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.2 КоАП г. Москвы, за возведение капитального строения (танцплощадки) на особо охраняемой природной территории без проведения экологической экспертизы и согласования с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года указанное постановление было признано незаконным и отменено; постановление должностного лица вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, так как исполнение Договора N 089/13/А от 04.10.2013 было завершено 24 декабря 2013 года, что подтверждается Актом о приёмке выполненных работ; приведённые в постановлении должностного лица действия должны были быть квалифицированы по ст. 8.3 КоАП г. Москвы; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными .
Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе изменение функционального назначения земельного участка или его части, которое может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.
Особо охраняемая природная территория "Природно - исторический парк "Царицыно" образована в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564 - ПП "О мерах по развитию территорий природных комплексов".
Согласно материалам дела, 17 июня 2014 года в 07 часов 00 минут и 11 сентября 2014 года в 14 часов 03 минуты в ходе обследования особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Царицыно", расположенной по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, д. 14 (земельного участка с кадастровым номером ... ), установлено изменение ГБУК "ГМЗ "Царицыно" функционального назначения указанного земельного участка с учебно-экскурсионной функциональной зоной, предназначенной для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения. Так, ГБУК "ГМЗ "Царицыно", являясь заказчиком и балансодержателем танцевальной площадки, при её монтаже со сценой и другими элементами установило металлические сваи, вкопанные в землю на глубину более 0,5 метра и зацементированные в грунт, что привело к повышенной антропогенной нагрузке на природный комплекс особо охраняемой природной территории и оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды (почвенный и травяной покров). Размещение и эксплуатация танцевальной площадки на особо охраняемой природной территории привели к увеличению антропогенной нагрузки вследствие изменения функционального назначения земельного участка особо охраняемой природной территории, что является нарушением ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Действия ГБУК "ГМЗ "Царицыно" квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность Учреждения в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом обследования N 112-14-111-075/2014 от 17 июня 2014 года и N 112-14-111-075/2014-2 11 сентября 2014 года; фототаблицей от 17 июня и 11 сентября 2014 года; планом - схемой места совершения административного правонарушения от 17 июня и 11 сентября 2014 года; копией договора N 089/13/А от 04 октября 2013 г., заключённого между ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" и подрядчиком ООО "Русь-Ст С" и другими материалами дела.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалоб и получили надлежащую оценку в постановлении по делу об административном правонарушении и судебных решениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в действиях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, так как объект "танцевальная площадка" , расположенный по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, д. 14 (ул. Дольская, вл. 1), заказчиком и балансодержателем которого является ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", не является объектом капитального строительства, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 18 августа 2009 г. N 782-ПП О Государственном природоохранном бюджетном учреждении города Москвы "Московское городское управление природными территориями охрана, содержание и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), а также отдельных объектов природных и озеленённых территорий (природный комплекс), не обладающих этим статусом в городе Москве, осуществляются Государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы "Московское городское управление природными территориями", подведомственным Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
На основании ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" учебно-экскурсионные зоны на особо охраняемых природных территориях в городе Москве предназначены для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения. Эколого-просветительская деятельность осуществляется в целях экологического образования, экологической пропаганды и повышения экологической культуры населения, в том числе путём создания в учебно-экскурсионной зоне учебных и познавательных маршрутов, музеев природы и информационных экологических центров.
Согласно п. 1.1 Положения о природно-историческом парке "Царицыно" (Приложению к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1468-ПП), природно-исторический парк "Царицыно" (далее - парк) - особо охраняемая природная территория регионального значения города Москвы, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении.
В силу п. 3.4 Положения на территории парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Царицыно", в том числе: возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием парка; проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения в городе Москве (далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы); изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести у увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс территории парка.
На основании постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 957-ПП "О проекте планировки особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Царицыно" земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, Шипиловский проезд, напротив дома 14 относится к учебно-экскурсионной функциональной зоне.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ГБУК "ГМЗ "Царицыно" изменило функциональное назначение указанного земельного участка с учебно-экскурсионной функциональной зоной, предназначенной для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения, путём размещения и эксплуатации на ней танцевальной площадки, при монтаже которой сваи были ввинчены в землю на глубину более 0, 5 метра и забетонированы в грунт, что привело к повышенной антропогенной нагрузке на природный комплекс особо охраняемой природной территории и оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды (почвенный и травяной покров).
Таким образом, действия ГБУК "ГМЗ "Царицыно", нарушившего правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории, вопреки утверждению заявителя, правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что "Танцевальная площадка" является объектом некапитального строительства, в то время как проведение экологической экспертизы возможно только в отношении объектов капитального строительства, не может быть принята во внимание, поскольку ГБУК "ГМЗ "Царицыно" по настоящему делу об административном правонарушении не вменяется невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что установление в ходе рассмотрения дела факта заглубления свай в землю более чем на 0, 5 м и их бетонирования в грунт при монтаже конструкции танцевальной площадки, что в том числе подтверждается Техническим заданием на выполнение строительно-монтажных работ по возведению танцевальной площадки, свидетельствует о том, что танцевальная площадка является сооружением, прочно связанным с землёй, и не относится к легковозводимой, сборно-разборной конструкции, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств.
Равным образом довод жалобы о том, что дело неправомерно рассмотрено без проведения судебной экспертизы, не влияет на законность постановления должностного лица и судебных решений, поскольку совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ГБУК "ГМЗ "Царицыно".
Ссылка заявителя на то, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года признано незаконным и отменено постановление Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское управление природоохранными территориями" ГПБУ "Мосприрода" от 12 ноября 2014 года N 112-14-111-075/2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.2 КоАП г. Москвы, в отношении ГБУК "ГМЗ "Царицыно", не влияет на законность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, так как на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном только той же статьёй или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Утверждение заявителя о вынесении постановления должностным лицом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, так как исполнение Договора N 089/13/А от 04.10.2013 было завершено 24 декабря 2013 года, не обосновано.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
ГБУК "ГМЗ "Царицыно" по настоящему делу вменяется нарушение правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории природно-исторического парка "Царицыно" путём изменения функционального назначения входящего в его состав земельного участка с учебно-экскурсионной функциональной зоной, предназначенной для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения, путём размещения и эксплуатации на ней танцевальной площадки , увеличивающей антропогенную нагрузку на природный комплекс особо охраняемой природной территории и оказывающей негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды (почву и травяной покров), то есть указанное правонарушение, выявленное в ходе поверки 17 июня 2014 года, является длящимся.
Таким образом, постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ, вынесено должностным лицом 31 марта 2015 года в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 112-14-111-075/2014-2 заместителя главного государственного инспектора по охране ООПТ ГПБУ "Мосприрода" от 31 марта 2015 года, решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 25 июля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" оставить без изменения, жалобу генерального директора ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" Фокиной Е.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.