Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела 01 ноября 2017 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 июля 2017 г., которым постановлено:
Решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 16 января 2017 г. N **, которым Костаревой Юлии Анатольевны, было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, расположенного по адресу: ****, признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми повторно, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Костаревой Юлии Анатольевны, о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, расположенного по адресу: ****, о чём сообщить суду и административному истцу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика - Кузнецовой О.В., представителя административного истца - Островского С.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костарева Ю.А. обратилась с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения от 16 января 2017г. N ** об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство комплекса учреждений культуры, искусства и спорта районного значения, расположенного по адресу: ****, и возложении обязанности подготовить и подписать договор купли-продажи данного земельного участка.
Указала, что является собственником нежилого здания площадью 128,6 кв.м, расположенного по адресу: ****. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство комплекса учреждений культуры, искусства и спорта районного значения, расположенного по адресу: ****. Назначение объекта соответствует виду разрешенного использования земельного участка. 15.12.2016 г. она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. По результатам рассмотрения её заявления, Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Данное решение она считает незаконным, поскольку в решении не приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Площадь земельного участка не превышает допустимых нормативов, раздел земельного участка невозможен. Оспариваемое решение нарушает её право на приобретение земельного участка в собственность.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный ответчик. Указывает, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка обусловлено тем, что прокуратурой неоднократно указывалось на необоснованность предоставления участков под незначительные объекты. В данном случае объектом недвижности занята незначительная площадь земельного участка. Фактический вид разрешённого использования испрашиваемого земельного участка не соответствует виду развешенного использования земельного участка, указанному в заявлении. Вопрос об изменении договора аренды в части вида разрешённого использования земельного участка истцом не поднимался. Предоставление земельного участка в целях эксплуатации недвижимости должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, то есть необходимо сформировать земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации построенного здания. Изначально земельный участок был предоставлен другому лицу с обоснованием площади участка под строительство. Фактически построенное здание занимает только 3,2 % площади земельного участка. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить. Доказательств необходимости предоставления участка в испрашиваемом размере не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть признаны незаконными, в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, по делу не установлено.
Из материалов дела следует, что Костарева Ю.А. является собственником нежилого здания площадью 128,6 кв.м, расположенного по адресу: ****.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство комплекса учреждений культуры, искусства и спорта районного значения, расположен по адресу: ****.
Костарева А.Ю. является арендатором указанного участка.
16.12.2016 г. Костарева Ю.А. обратилась в Департамент с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок с кадастровым номером **, площадью 2969 кв.м, расположенный по адресу: **** без проведения торгов в собственность под существующее нежилое здание.
Административный ответчик 16 января 2017г. принял решение N ** об отказе в предоставлении Костаревой Ю.А. в собственность указанного земельного участка, указав в качестве причины отказа на несоизмеримость объекта и земельного участка под таким объектом (площадь застройки менее 5% от площади земельного участка).
В соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Процедура и порядок рассмотрения Департаментом земельных отношений администрации г. Перми заявлений о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов предусмотрены административным регламентом "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 04.09.2015 N 624.
Согласно п. 2.3. Регламента результатом предоставления муниципальной услуги может быть выдача решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги перечислены в п. 2.1.1 Регламента.
В пункте 2.12. Регламента установлено, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Форма решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги утверждена в приложении 2 к Регламенту и предусматривает указание причин отказа, предусмотренных земельным законодательством.
Признавая оспариваемый отказ Департамента земельных отношений незаконным, суд правильно проанализировал выше приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела и пришел к верному выводу, что в оспариваемом решении отсутствует ссылка административного ответчика на основание для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренное ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводам суда и полагает, что оспариваемый отказ не соответствует закону как по форме, так и по существу. Решение об отказе принято в произвольной форме, а не по форме, предусмотренной Регламентом, решение не мотивировано ссылками на нормы закона.
Между тем, решение, принятое органом государственной власти, не может произвольно ограничивать права граждан на предоставление земельных участков. Реализация Департаментом предоставленных ему полномочий не может быть осуществлена путем выдачи немотивированного в соответствии с законом отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Все доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к обоснованию целесообразности и законности принятого Департаментом земельных отношений решения. Данные доводы не являются основанием к отмене решения суда. Суд, в силу положений гл. 22 КАС РФ, проверяет законность решения властного органа по изложенным в решении основаниям. Обосновать принятое решение в порядке, предусмотренном федеральным и муниципальным законодательством, должен Департамент земельных отношений на стадии принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, что им сделано не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.