Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Жейновой С.И., Коряковой Н.С.,
при секретаре Курищевой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Каменск-Уральская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
по апелляционным жалобам лиц, не привлеченных к участию в административном деле, органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Рогачевой И.С.
на решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 23 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее - Главное управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Каменск-Уральская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, которое зарегистрировано Управлением юстиции Свердловской области 30.12.1993, основной государственный регистрационный N, ведомственный регистрационный N.
В обоснование требований указано, что организацией в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не были представлены отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2013 - 2015 годы. Главным управлением в адрес организации были направлены письменные предупреждения от 18.11.2015 N 66/03-20926, полученное организацией 25.11.2015, от 09.12.2016 N 66/03-22250, повторное предупреждение от 21.01.2017 N 66/03-603 (ошибочно указан 2016 год), которые были возращены за истечением срока хранения. В нарушение части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устав организации, зарегистрированный до 01.09.2013, не приведен в соответствие с указанным Федеральным законом в срок не позднее 01.07.2016, статьям 25, 26 которого противоречит. По факту выявленных нарушений в адрес организации вынесено письменное предупреждение от 09.12.2016 N 66/03-22244 с указанием устранить допущенные нарушения в срок до 24.01.2017, которое было возвращено в Главное управление за истечением срока хранения. До настоящего времени организацией нарушения законодательства не устранены. В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, вместе с административным исковым заявлением направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного ответчика НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России, заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явились, письменные отзывы не направили.
Решением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 23 мая 2017 года административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворено, постановленоликвидировать НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда поданы апелляционные жалобы лицами, не привлеченными к участию в административном деле, органом местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Рогачевой И.С., в которых просят решение суда отменить, орган местного самоуправления просит направить дело на новое рассмотрение, судебный пристав-исполнитель просит принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывают, что судом не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного решения. В отделе судебных приставов по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области на исполнении находится сводное исполнительное производство N 10065/13/12/66 от 12.04.2013 (138 исполнительных производств) в отношении должника НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России, возбужденное на основании судебных приказов, исполнительных листов, постановлений о взыскании задолженности по заработной плате, налогов и сборов, страховых взносов, исполнительского сбора и иной задолженности на общую сумму 8415039, 29 рублей в пользу взыскателей - физических и юридических лиц, государства, права которых будут нарушены при исключении организации из ЕГРЮЛ. Судебным приставом-исполнителем произведены аресты движимого и недвижимого имущества должника, здание автошколы передано на торги.
Административным истцом представлен отзыв на апелляционные жалобы с указанием о разрешении вопроса на усмотрение суда, в котором также содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованным лицом Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области представлено письменное ходатайство с указанием об отсутствии возражений против административного иска, с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, не привлеченные к участию в административном деле, подавшие апелляционные жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда указанным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела, административным истцом Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области заявлены требования о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России на основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что организацией нарушены требования пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не были представлены отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающие его соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2013 - 2015 годы. На письменные предупреждения Главного управления от 18.11.2015 N 66/03-20926, от 09.12.2016 N 66/03-22250 организацией ответы не были направлены. Кроме того, устав организации, зарегистрированный до 01.09.2013, не соответствующий Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в нарушение части 5 статьи 108 не приведен в соответствие с указанным Федеральным законом в установленный срок, не позднее 01.07.2016. Предупреждение об устранении нарушений от 09.12.2016 N 66/03-22244 с указанием устранения допущенных нарушений в срок до 24.01.2017 было оставлено ответчиком без ответа.
Вместе с тем, указанные выводы суда не подтверждены доказательствами, исследованными судом в судебном заседании, поскольку в материалах административного дела в целом отсутствуют какие-либо подтверждающие доказательства в отношении доводов и оснований заявленных требований административного истца.
Как следует из материалов дела, административным истцом в подтверждение заявленных требований представлена копия регистрационного дела N 1783 НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России с копиями: свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации с датой выдачи 12.11.2012; устава, утвержденного общим собранием учредителей 28.08.2012 протокол N 66; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.03.2017 (л.д. 18- 58). Какие-либо иные доказательства, удовлетворяющие требованиям статей 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе об их относимости и допустимости, в материалах дела отсутствуют и судом истребованы не были, несмотря на законодательно установленный принцип активной роли суда при рассмотрении административного дела, вытекающего из публичных правоотношений. При этом в решении суда отсутствуют исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов, подтвержденных доказательствами по делу.
Указанные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда в силу пункта 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Кроме того, решение суда подлежит отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела не были учтены положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", согласно которому в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду учредителей (участников) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения. Такие учредители (участники) привлекаются к участию в деле в качестве ответчиков по заявлению административного истца или по инициативе суда, поскольку дела о ликвидации некоммерческих организаций по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, вытекают из публичных правоотношений (пункт 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из пункта 1.4 устава НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России, учредителями учреждения являются юридические лица: Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России, учредитель-1), права юридического лица осуществляет Центральный совет ДОСААФ России - постоянно действующий руководящий орган ДОСААФ России, место нахождения: ... ; Региональное отделение Общероссийской общественно-государственная организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области (Региональное отделение ДОСААФ России Свердловской области, учредитель-2), место нахождения: ...
Указанные юридические лица являются действующими организациями, расположенными по указанным адресам.
Как следует из документов, приложенных к апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя, в отделе судебных приставов по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области на исполнении находится сводное исполнительное производство N 10065/13/12/66 от 12.04.2013 (138 исполнительных производств) в отношении должника НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России, возбужденное на основании судебных приказов, исполнительных листов, постановлений о взыскании задолженности по заработной плате, налогов и сборов, страховых взносов, исполнительского сбора и иной задолженности на общую сумму 8415039, 29 рублей в пользу взыскателей - физических и юридических лиц, государства. В рамках сводного исполнительного производства произведены аресты имущества должника: семи транспортных средств, здания гаража, площадью 228,4 кв.м, по адресу: ... , здания автошколы, площадью 1767,9 кв.м, по адресу: ... , стоимостью 21522000 рублей, переданное на торги (уведомление УФССП России по Свердловской области о готовности к реализации арестованного имущества N 12-927/17 от 02.08.2017). Уведомления о произведенных арестах были направлены в Межрайонную ИФНС России N 22 по Свердловской области.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы апелляционных жалоб заслуживают внимания, поскольку в данном конкретном случае ликвидация НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России с исключением сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, с внесением которых некоммерческая организация считается прекратившей существование, без проведения ликвидационных мероприятий затрагивают права и гарантии кредиторов на удовлетворение требований с учетом имеющихся сведений о наличии у должника многочисленных неисполненных денежных обязательств с учетом имеющегося движимого и недвижимого имущества.
Суду первой инстанции с учетом указанных обстоятельств в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству следовало привлечь в качестве ответчиков двух вышеуказанных юридических лиц - учредителей НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России с учетом положений частей 5, 6 статьи 41, части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суду также следовало разрешить вопрос о вступлении в административное дело заинтересованных лиц, под которыми понимаются лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (части 1, 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом судебная коллегия отмечает, что взыскатели по возбужденным исполнительным производствам в отношении должника - ликвидируемой организации в рамках настоящего административного дела не подлежат обязательному привлечению в качестве заинтересованных лиц.
В силу положений части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела извещаются уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о ликвидации, а также заинтересованные лица. Если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", если место нахождения названных руководящего органа, руководителя или представителя неизвестно, на основании определения суда извещение о времени и месте рассмотрения данного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте Минюста России, его территориального органа.
Место нахождения названных выше лиц считается неизвестным, в частности, если его руководящий орган, руководитель, представитель отсутствуют по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в случаях, когда копия административного искового заявления, направленная административным истцом, возвращена по истечении срока хранения или в связи с выбытием адресата.
Размещение извещения о месте и времени рассмотрения дела указанными способами не отменяет обязанности суда по направлению судебного извещения по последнему известному суду месту нахождения объединения, а также копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые считаются доставленными административному ответчику применительно к статье 165.1 ГК РФ (часть 4 статьи 2, статья 102, часть 3 статьи 135 КАС РФ).
Следует иметь в виду, что обязанность по доказыванию исполнения определения суда о размещении извещения на сайте уполномоченного органа возлагается на данный орган, который должен представить сведения о размещении указанной информации (например, распечатка с сайта) (статья 16 КАС РФ).
Судом первой инстанции не были учтены указанные процессуальные нормы, несмотря на то, что административным истцом были представлены документы, подтверждающие возвращение отправителю Главному управлению направленной административному ответчику копии административного искового заявления по причине отсутствия адресата НОУ Каменск-Уральская автомобильная школа ДОСААФ России по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц - ... (л.д. 17).
Таким образом, суду следовало вынести соответствующее определение о размещении извещения о времени и месте рассмотрения данного административного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания на официальном сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и направить копию указанного определения для исполнения административному истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (пункт 2); принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пункт 4).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия усматривает существенное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При новом рассмотрении административного дела, суду следует учесть указанные нарушения норм материального и процессуального права, определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле ответчиков в соответствии с требованиями процессуального законодательства, принять меры к надлежащему своевременному извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, истребовать у сторон доказательства, в том числе по своей инициативе, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 3 статьи 309, частью 1 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 23 мая 2017 отменить, административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Каменск-Уральская автомобильная школа Общероссийкой общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи С.И. Жейнова
Н.С. Корякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.