Настоящая Инструкция фактически прекратила действие
См. Инструкцию Госналогслужбы России от 14 мая 1993 г. N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
Письмом Госналогслужбы России от 28 сентября 1992 г. в настоящую Инструкцию внесены изменения
Инструкция Госналогслужбы России и Минфина России
от 27 мая 1992 г. N 13
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
28 сентября 1992 г.
Настоящая Инструкция регулирует порядок налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц в Российской Федерации и издана на основании Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
I. Общие положения
1. Плательщиками налога на прибыль являются компании, фирмы, любые другие организации (в том числе товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее именуемые иностранными юридическими лицами), которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации через постоянное представительство.
Иностранные юридические лица, получающие доход, не связанный с деятельностью в России через постоянное представительство, являются плательщиками налога только с дохода, получаемого из источников в Российской Федерации.
2. Положения настоящей Инструкции не распространяются на личные компании, доходы владельцев которых облагаются подоходным налогом в размерах и порядке, предусмотренных Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1991 г. N 8 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
При этом для целей налогообложения по этой инструкции владельцем личной компании считается иностранное физическое лицо, в собственности которого полностью находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране ее постоянного местопребывания (регистрации) не подлежат обложению налогом на прибыль, корпорации и другим аналогичным видом налога, что должно быть подтверждено налоговым органом страны, гражданином которой является владелец компании.
3. Доходы, полученные иностранным юридическим лицом (включая доходы от аренды и иных видов использования) от казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса, видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемые в виде разницы между выручкой и материальными затратами, связанными с получением этих доходов, прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, облагаются налогом по ставкам 90, 70 и 50 процентов в соответствии с разделом VI Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных в нее изменений и дополнений и не учитываются для целей исчисления налога на прибыль.
При этом под другим игорным бизнесом понимается вид предпринимательской деятельности с использованием игровых автоматов (иных средств и оборудования) с вещевым или денежных выигрышем.
Доходы, полученные иностранным юридическим лицом от банковских операций и сделок, а также от страховой деятельности, облагаются налогом по ставкам соответственно 30 и 25 процентов в соответствии с положениями Инструкций Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 апреля 1992 г. N 10 "О порядке налогообложения доходов банков" и от 26 марта 1992 г. N 9 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы от страховой деятельности" и не учитываются для целей исчисления налога на прибыль.
4. Доходы и расходы по посредническим операциям и сделкам для целей исчисления налога на прибыль иностранного юридического лица учитываются отдельно.
К посредническим операциям и сделкам относится деятельность иностранного юридического лица, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.
В соответствии с действующим законодательством по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение.
К посреднической деятельности для целей налогообложения прибыли не относятся: заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).
II. Налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство
5. Каждое иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство, обязано зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
Отсутствие регистрации рассматривается как сокрытие дохода с целью уклонения от налогообложения.
6. Под постоянным представительством иностранного юридического лица в России для целей налогообложения понимаются бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности (связанное с представлением своих интересов или интересов других юридических лиц, разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов и осуществлением иных видов деятельности), способствующей возникновению дохода в Российской Федерации или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в п. 9 настоящей Инструкции.
7. Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия разрешений на открытие и продление срока деятельности в Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц (аккредитация) не имеет значения.
8. Налог на прибыль иностранного юридического лица исчисляется налоговым органом по месту регистрации постоянного представительства.
9. Если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не самостоятельно, а через посредническую организацию, то такая деятельность посреднической организации не приводит к образованию постоянного представительства первого вышеупомянутого лица.
10. Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями, кроме выполнения зафиксированных в учредительных документах предприятия обязанностей, осуществляемых иностранным юридическим лицом от имени предприятия, выполняет также другую деятельность в России от своего имени (в пользу предприятия, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, оно также подлежит обложению налогом на прибыль. Например, осуществляемой через постоянное представительство может быть признана деятельность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником предприятия с участием иностранного капитала) в части, касающейся представления его сотрудниками на территории России интересов третьих юридических лиц. В этом случае иностранное юридическое лицо должно зарегистрировать свое представительство в установленном порядке.
11. При применении положений соглашений СССР и Российской Федерации с иностранными государствами по налоговым вопросам, предусматривающих льготы в отношении прибыли от осуществления строительно-монтажных работ, следует учитывать следующее.
При определении продолжительности существования строительного объекта имеется в виду, что строительная площадка существует в налоговых целях с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику.Моментом окончания подлежащей налогообложению деятельности на строительном участке является подписание протокола о сдаче объекта в эксплуатацию. Строительный участок не прекращает существования, если работы на нем временно прерваны (например, сезонные перерывы).
12. Налогообложению подлежит прибыль, образуемая за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций за вычетом затрат, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в России через постоянное представительство, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в России, так и за ее границей.
Состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству России и устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли, утверждаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Начиная с 1 июля 1992 г. при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации, кроме подпункта "т" пункта 2 этого Положения, который введен в действие с 1 января 1992 года.
При применении подпункта "т" пункта 2 Положения в части отнесения платежей по кредитам сверх учетных ставок, установленных Центральным банком Российской Федерации, следует руководствоваться постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3257-1 "О внесении изменений в постановления Верховного Совета Российской Федерации по вопросам налогообложения".
Указанным постановлением установлено, что платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Размеры учетных ставок по процентам за кредит, установленные Центральным банком Российской Федерации, доводятся им до главных территориальных управлений Банка России.
13. При определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие особенности ее формирования:
а) налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Российской Федерации, а также товарообменом и операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству Российской Федерации становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы Российской Федерации, за исключением прибыли, полученной от продажи продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов;
б) в случаях, когда иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не только в Российской Федерации и при этом не ведет отдельного учета, позволяющего определить прибыль от деятельности, осуществляемой им через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующим его платежи в бюджет.
В каждом конкретном случае для этих целей принимается один из следующих показателей:
- удельный вес валовой выручки от реализации продукции (работ,услуг) в России в общей выручке иностранного юридического лица от всей деятельности;
- удельный вес связанных с деятельностью в России расходов в общей сумме расходов иностранного юридического лица;
- удельный вес численности персонала, занятого осуществлением деятельности в России, в общей численности персонала иностранного юридического лица;
в) иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог на прибыль, исходя из мировых цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество.В случае, когда налоговый орган не располагает сведениями об уровне таких цен, он может обратиться за данными в аппарат уполномоченных Комитета по внешнеэкономическим связям на местах.
14. В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, как это указано в п.13, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности 25 процентов (так называемый условный метод исчисления налога на прибыль).
В этом случае к расходам, независимо от того, где они произведены, относятся не только расходы конторы (бюро) иностранного юридического лица в России, но также и расходы данного лица за границей, непосредственно связанные с его деятельностью в России. Расходы исчисляются согласно правилам, изложенным в п.12 настоящей Инструкции.
15. Учитывая, что налогообложению в России может подлежать не вся прибыль от деятельности иностранного юридического лица, следует условно исчислить удельный вес облагаемой прибыли. В этих целях по согласованию с представителем иностранного юридического лица могут быть использованы следующие категории:
- удельный вес затрат представительства иностранного юридического лица для осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в России, в составе общих затрат иностранного юридического лица в связи с деятельностью в России через постоянное представительство;
- удельный вес доходов от осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в России, в составе общих доходов, получаемых в связи с деятельностью иностранного юридического лица в России через постоянное представительство.
О принятом методе исчисления облагаемой прибыли налоговый орган должен официально известить представительство иностранного юридического лица в России. Изменение принятого метода исчисления облагаемой прибыли возможно в дальнейшем лишь при наличии достаточных и веских оснований.
16. Устранение двойного налогообложения, предусмотренное статьей 13 Закона России "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в отношении иностранных юридических лиц, получающих доходы в связи с деятельностью в Российской Федерации, не производится.
17. При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах уменьшается на:
а) сумму прибыли, направленную в Российской Федерации на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, ввод новых мощностей на предприятиях нефтяной и угольной промышленности, предприятиях, осуществляющих конверсию производства, предприятиях по производству медицинской техники и оборудования для переработки продуктов питания, предприятиях по производству продовольствия, медикаментов и товаров народного потребления, а также направленную на техническое перевооружение производства в остальных отраслях народного хозяйства, строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры; при этом указанные льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов;
б) сумму в размере 30 процентов от капитальных вложений на проведение в Российской Федерации природоохранительных мероприятий;
в) сумму взносов в России на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ социальной защиты военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, но не более 2 процентов облагаемой налогом прибыли.
Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.
18. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство, уплачивают налог на прибыль по ставке 32 процента, а по прибыли от посреднических операций и сделок - по ставке 45 процентов.
19. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговый орган по месту регистрации постоянного представительства отчет о характере деятельности в России (в произвольной форме), а также декларацию о доходах по форме, указанной в приложении N 1.
При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены за месяц до ее прекращения.
20. Если иностранное юридическое лицо имеет в России насколько зарегистрированных в налоговых целях постоянных представительств, декларация о доходах подается в каждый их соответствующих налоговых оржганов, на территории которого зарегистрировано постоянное представительство иностранного юридического лица.
21. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство, обязаны также представлять налоговым органам одновременно с отчетом и декларацией о доходах заключение аудитора, имеющего лицензию, полученную в установленном порядке, о достоверности данных декларации либо договор об аудиторском обслуживании, заключенный с аудитором до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Указанное заключение должно быть представлено в налоговый орган в течение года, следующего за отчетным, но не позднее чем в десятидневный срок после проведения аудиторской проверки.
Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения (договора об оказании аудиторских услуг) является основанием для привлечения указанных плательщиков к ответственности в установленном порядке.
22. Все виды доходов и расходов указываются в декларации в рублях. Доходы в иностранной валюте при этом пересчитываются в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации, а с 1 июля 1992 г. по текущему курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на день поступления средств на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного представительства в России, а расходы - на день их осуществления.
23. Налог на прибыль исчисляется налоговым органом в рублях и уплачивается иностранным юридическим лицом в безналичном порядке в рублях или по желанию плательщика в иностранной валюте, покупаемой банками России и пересчитанной в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации на день уплаты налога, в сроки, указанные в платежном извещении.
На сумму исчисленого налога плательщику выдается платежное извещение по форме, указанной в приложении N 2. Корешок платежного извещения служит основанием для ведения книги лицевых счетов. При перечислении суммы налога на прибыль на лицевой стороне платежного извещения в графе "Вид платежа" должна быть сделана запись "налог удержан с иностранного юридического лица".
Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливается в один месяц с даты его выписки.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня его письменного заявления.
Налог зачисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Конкретные примеры расчетов налога на прибыль иностранных юридических лиц приведены в приложении N 6 к настоящей Инструкции.
III. Налог с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство
24. Иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в России, получающие доходы из источников в ней, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.
К доходам из источников в России относятся дивиденды*, проценты, доходы от авторских прав и лицензий, доходы от фрахта, арендные платежи, доходы по управленческим услугам и другие доходы, обусловленные предоставлением или использованием в России услуг любого рода, и которые не связаны с осуществлением деятельности в России через постоянное представительство.
Суммы доходов от фрахта,выплачиваемого иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением морских, воздущных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов, дивиденды и проценты - по ставке 15 процентов, остальные доходы - по ставке 20 процентов.
25. Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в России удерживается предприятием, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте выплаты с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
IV. Специальные положения
26. Если международным договором СССР или Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящей Инструкции, то применяются правила международного договора.
С содержанием международных налоговых соглашений можно ознакомиться в изданных Министерством финансов СССР сборниках "Действующие межправительственные и межгосударственные соглашения СССР с другими странами по вопросам налогообложения".
27. Для получения налоговых льгот иностранное юридическое лицо обязано представить в органы Государственной налоговой службы официальное подтверждение факта постоянного местопребывания данного лица в стране, с которой СССР или Российская Федерация имеет действующее межправительственное (межгосударственное) соглашение по налоговым вопросам.
28. Подтверждение о постоянном пребывании иностранного юридического лица в стране, с которой СССР или Российская Федерация имеет действующее межправительственное (межгосударственное) соглашение по налоговым вопросам, может представляться в налоговые органы как до уплаты налога, так и в течение года со дня перевода.
В первом случае иностранное юридическое лицо, имеющее право на указанную налоговую льготу, представляет в органы Государственной налоговой службы заявление (форма заявления приведена в приложении N 4) в трех экземплярах, отметка на одном из которых налогового органа является основанием для предприятий, объединений и организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству России и выплачивающих доход, для снижения или освобождения от налога. Подобное заявление подается ежегодно.
При подаче заявления о возврате сумм (форма заявления приведена в приложении N 3 к Инструкции) налоговый орган рассматривает заявление и осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов через банки и иные финансово-кредитные учреждения. Заявления, поданные по истечении года со дня получения дохода, к рассмотрению не принимаются.
29. Положения настоящей Инструкции не затрагивают налоговых привилегий, установленных общими нормами международного права и специальными соглашениями СССР и Российской Федерации с другими государствами по налоговым вопросам.
30. Запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми юридическое лицо по российскому законодательству или иностранное юридическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога за других плательщиков.
V. Обязанность и ответственность плательщиков, контроль налоговых органов
31. Обязанности и ответственность плательщиков, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей Инструкции регулируются Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.
Положения, предусмотренные настоящей инструкцией, вступают в силу в отношении деятельности иностранных юридических лиц в России через постоянное представительство - по доходам, полученным в 1992 году, в отношении доходов иностранных юридических лиц из источников в России - по доходам, полученным с 1 января 1992 года.
В связи с изданием настоящей Инструкции с 1 января 1992 года прекращается действие Инструкции Министерства финансов РСФСР от 14 октября 1991 года N 16/316 В "Об особенностях налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц в 1991 году на территории РСФСР".
* Включая доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в России предприятия с иностранными инвестициями.
Руководитель Государственной налоговой |
И.Н. Лазарев |
Согласовано:
Заместитель министра финансов |
С.В. Горбачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Инструкция Госналогслужбы России и Минфина России от 27 мая 1992 г. N 13 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
Текст Инструкции опубликован в газете "Экономика и жизнь" N 24, 1992 г.
Настоящая Инструкция фактически прекратила действие
См. Инструкцию Госналогслужбы России от 14 мая 1993 г. N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Государственной налоговой службы РФ от 28 сентября 1992 г.
Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном пунктом 7 названного письма