Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Экономическая политика органов городского самоуправления
В своей экономической политике органы самоуправления города в качестве основной цели видели повышение доходности территории города Костромы.
Для ее достижения велась и будет продолжена работа по решению следующих задач:
- увеличение занятости населения;
- привлечение инвестиций;
- эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью;
- развитие и поддержка предпринимательской деятельности;
- проведение эффективной бюджетной политики;
- проведение эффективной ценовой политики.
1.1. Занятость населения
В 2000 году впервые совместно с администрацией области была разработана и утверждена городская Программа занятости населения на 2000 год.
Аналогичная программа разработана на 2001-2003 годы. Финансирование программ в сумме порядка 3 млн. руб. ежегодно осуществляется из федерального бюджета. Итогом ее реализации можно считать сокращение уровня зарегистрированной безработицы на 10% (в абсолютных цифрах с 1817 до 800 чел). Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 0,4 до 0,29.
Безусловно, важную роль в достижении таких показателей сыграли рост объемов промышленного производства, привлечение внешних инвестиций в строительный комплекс, другие факторы, связанные с подъемом экономики. Подробно эти итоги отражены в соответствующих разделах.
1.2. Привлечение инвестиций
При реализации инвестиционных проектов городских предприятий, включенных по согласованию между городской и областной администрациями в инвестиционный реестр Костромской области, предприятия получают существенные льготы по платежам как в областной, так и в городской бюджет на период окупаемости инвестиционного проекта (освобождаются от ряда налогов).
Благодаря этому удалось приступить к реализации целого ряда инвестиционных проектов, часть из которых уже завершена. Это, прежде всего, создание нового производства по выпуску коагулянта для очистки водопроводной воды, ввод новых мощностей по производству фанеры, расширение ассортимента выпускаемой полиграфической продукции на ИПП "Кострома". Именно здесь создана большая часть из 1144 новых рабочих мест, дополнительно привлечено в бюджет 7 млн. рублей.
Объемы инвестирования в городе составляют 27% от общеобластных при 50-процентном промышленном потенциале.
В тоже время эффективность инвестиций достаточно высокая. В 2001 году в городе на рубль вложенных средств отдача составила 22 копейки против 8 копеек в целом по области. Аналогичная ситуация по прибыли. Объем промышленного производства Костромы составил около 47 процентов от областного, а прибыли получено от общего объема 59 процентов.
1.3. Управление муниципальной собственностью
В 2001 году продолжалась планомерная работа по совершенствованию управления муниципальным имуществом: инвентаризация объектов и оформление прав на них, внедрение учета реестра муниципальной собственности, повышение эффективности управления муниципальным имуществом и обеспечение поступлений доходов в бюджет от использования муниципального имущества.
Согласно разработанным планам выполняются проверки по контролю целевого использования нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование. По результатам проверок ряд помещений изъят из безвозмездного пользования и сдан в аренду, что дало дополнительные поступления в бюджет.
Контроль за поступлением средств и проводимая претензионная работа дают возможность не снижать сумму плановых поступлений от арендной платы ниже 90%.
В 2001 году значительно увеличилось число проводимых аукционов по продаже прав аренды, что дало дополнительные поступления в бюджет в сумме 1 млн. руб..
Поступления в бюджет от использования муниципального имущества приведены в таблице:
/-------------------------------------------------------------------------\
| | 2000 г., факт т.р. | 2001 г., т.р. |
| |---------------------------+----------------------------|
| |Аренда | Приватиз | Всего | Аренда | Приватиз | Всего |
| |-------+----------+--------+---------+----------+-------|
|Сумма поступл. | 5824 | 5676 | 11500 | 9524 | 18395 | 27919 |
\-------------------------------------------------------------------------/
Значительное увеличение планируемых поступлений от приватизации в 2001 году объясняется крайней дефицитностью городского бюджета. На последующие годы сумма поступлений от приватизации должна снизиться и составлять порядка 5-6 млн. руб. в год.
1.4. Развитие и поддержка предпринимательской деятельности 2000-2001 гг.
Реализация администрацией города мероприятий, направленных на оживление производства и развитие предпринимательской деятельности способствовала наряду с другими факторами, развитию реального сектора экономики.
В 2001 году по сравнению с 2000 годом рост физических объемов производства по крупным и средним предприятиям составил 3,5%%. Особенно высокие темпы роста за отчетный период характерны для машиностроения - 143% и легкой промышленности - 127,6%.
Индекс физических объемов капитальных вложений в производство составил 173,3%.
Численность работающих в материальном производстве увеличилась на 2,3%.
В 2001 году создан Союз промышленников, объединяющий крупные и средние предприятия.
Значительная работа проделана по активизации малого предпринимательства. В этой сфере трудовой деятельности занята треть работающих.
Разработана программа поддержки малого предпринимательства в городе Костроме.
1.5. Бюджетная политика
В целях реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики, утверждаемых ежегодно городской думой, велась постоянная работа по увеличению доходов городского бюджета и повышению доходности территории.
Одно из основных направлений в этой работе - решение вопросов, связанных с недоимкой по налоговым платежам.
В 2001 году сумма поступлений в бюджет за счет этой работы составила 50 млн. руб.
Одновременно велась работа по реструктуризации задолженности предприятий города.
Почти 700 тыс. руб. привлечено дополнительно за счет установления нормативов отчислений от чистой прибыли муниципальных предприятий.
Привлечению дополнительных средств способствует внедренная в 2000 году практика выпуска муниципальных займов.
Внедрение изменений в расчеты по отрицательной разнице НДС для теплоснабжающий предприятий и внедрение механизма снижение платежей за низкое качество жилищно-коммунальных услуг дали экономический эффект в сумме 7 млн. руб.
Внедрение оптимальной доли платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, увеличили поступления по этой статье на 8 млн. руб.
Системно осуществляется работа, связанная с контролем целевого использования бюджетных средств, соблюдения лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов.
В тоже время, необходимо отметить, что рост доходности территории крайне непропорционально отражается на доходах городского бюджета, что видно из приводимой ниже таблицы:
млн. руб.
Годы | Общее поступление налогов |
В том числе в бюджеты: | ||
Федеральный | Областной | Городской | ||
1999 | 1277,1 100% |
432,4 34% |
316,2 25% |
528,5 41% |
2000 | 1636,2 100% |
648,4 40% |
341,5 21% |
646,3 39% |
2001 ожидаем. |
2123,0 100% |
1012,2 48% |
433,5 20% |
677,3 32% |
1.6. Ценовая политика
Основные направления работы администрации города в части ценовой и тарифной политики на период 2000-2001 годы были определены "Программой ценовой и тарифной политики на территории города Костромы", утвержденной городской думой.
В процессе реализации программы решались следующие основные задачи:
1. Разработка муниципальной нормативной базы по вопросам ценообразования по приоритетным направлениям деятельности.
Подготовлены и утверждены к работе 35 документов по ценообразованию, в том числе 30 постановлений и 5 нормативных документов:
- регулирующих процесс проведения конкурсов на выполнение муниципальных заказов;
- упорядочивающих оказание платных медицинских услуг;
- определяющих оптимальных уровень платы за проезд на городском транспорте;
- определяющих уровень затрат по обслуживанию муниципальных нежилых помещений;
- анализирующих приемы ценового стимулирования в маркетинге потребительского рынка.
2. Совершенствование процедуры формирования экономически обоснованных цен и тарифов.
В соответствии с Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления", законодательными актами Правительства РФ осуществляется регулирование цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) муниципальных предприятий. Общий экономический эффект от этой работы составил за отчетный год 47430 тыс. руб.
3. Поиск новых методов управления ценообразованием на продукцию и услуги, оплата которых производится за счет средств городского бюджета и иных привлеченных денежных средств.
Согласование и расчет индексов удорожания стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых за счет городского бюджета, дали снижение сметной стоимости и экономию бюджетных средств в сумме 5940 тыс. руб.
Проводимые ценовые экспертизы работ и услуг, оплачиваемых за счет средств городского бюджета, обеспечили за отчетный период экономию в сумме 3228 тыс. руб.
Проводится согласование цен с предприятиями и организациями всех форм собственности на продукцию, оплачиваемую из бюджета, исходя из задачи экономии средств, с учетом состояния бюджета, конъюнктуры рынка, оценки снижения себестоимости на основе мониторинга основных ее составляющих на территории города. Рассмотрено и согласовано более 200 протоков согласования цен на товары.
Проводится согласование стоимости платных медицинских и стоматологических услуг, оказываемых населению в муниципальных медицинских учреждениях города.
4. Разработка и внедрение мероприятий по прогнозированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на территории г. Костромы.
Каждое полугодие проводится анализ изменения уровня цен (тарифов) на продукты питания, товары народного потребления, ГСМ, запчасти, платные и коммунальные услуги. На основе данного анализа прогнозируется дальнейший рост цен и рассчитывается дополнительная потребность в денежных средствах для корректировки расходов городского бюджета.
Реализация основных мероприятий и задач Программы ценовой и тарифной политики позволила в 2001 года завершить создание единой системы регулирования и контроля над ценами и тарифами.
тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.