Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Развитие городского хозяйства
Главной целью в работе администрации по развитию городского хозяйства являлось поддержание и развитие предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города.
Это обеспечивалось решением следующих задач:
- обеспечение комплексной застройки города в соответствии с Генпланом;
- реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствование транспортного обслуживания населения;
- поддержание благоприятной экологической обстановки в городе;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций и защита населения от последствий.
4.1. Строительство и землепользование
4.1.1. Строительство.
Последние годы характерны снижением финансовых возможностей городского бюджета для капитального строительства. При минимальной потребности на строительство и реконструкцию объектов по муниципальному заказу 62 млн. руб. Фактически профинансировано 12,1 млн. руб. или 19,5%.
Этим объясняется перенос планируемых сроков ввода ряда объектов.
Тем не менее в 2000 году введена 1-я очередь муниципального жилого дома по ул. Индустриальной. В 2001 году продолжалось строительство 2-й очереди со сроком ввода в 2002 году. Завершено строительство пристройки к школе N 26 на 198 мест. На завершение работ по очистным сооружениям водопровода в Башутино в соответствии с заключенным договором получены средства от Минобороны в сумме 2,4 млн. руб.
Определен фронт работ по строительству инженерных сетей в пос. Первомайский с участием областной администрации и федерального бюджета в инвестировании для создания нормальных условий проживания в этом районе и повышения инвестиционной привлекательности квартала.
Ведется строительство мусоросортировочной станции. Освоен годовой лимит прошлого года в сумме 2,5 млн. руб.
В связи с дефицитом бюджетных средств и крайней необходимостью строительства отдельных социально-значимых объектов в последние 2 года администрация практикует их возведение за счет определенной доли 8-процентных отчислений заказчиков по строительству жилья. Общее выполнение за 2 года по данному направлению составило 15,1 млн. руб.
Ведется постоянная работа по привлечению инвестиций в строительный комплекс, обеспечивающих загрузку. В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Минобороны и администрацией города осуществляется реализация федеральной программы строительства жилья для военнослужащих. Привлекаются средства по другим федеральным программам, связанным со строительством жилья. При этом договорами предусматриваются условия, обеспечивающие комплексность застройки и развитие инженерных коммуникаций.
В целом за 2001 г. жилья составил 132,6 тыс. кв., что на 13,4% больше, чем в 2000 году.
В счет 8-процентных отчислений город получил 199 квартир для отселения жителей с площадок перспективной застройки, в том числе 100 квартир по линии Министерства Обороны для отселения жителей двух аварийных домов по ул. Беговой.
За счет инвестиционной деятельности построены и введены в эксплуатацию объекты инженерной инфраструктуры на сумму около 50 миллионов рублей.
Осуществляется реализация программы ликвидации ветхого жилого фонда, ремонта фасадов с применением современных долговечных отделочных материалов, капитального ремонта памятников истории и архитектуры. На эти цели были привлечены средства федерального бюджета в сумме 10 млн. руб.
4.1.2. Землепользование.
Важнейшей задачей является создание системы кадастрового учета земель, являющейся неотъемлемой частью системы управления, формирования рынка земли, развития инвестиционных процессов.
В 1997 году была утверждена программа разработки земельного кадастра, однако из-за недостаточного финансирования работы велись крайне низкими темпами. Процесс активизировался после создания в городе филиала федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Костромской области".
За счет государственной кадастровой оценки земель и объективного налогообложения, арендной платы за землю, введения земельных торгов и выкупа участков поступления в городской бюджет в 2001 году по этим источникам ожидается на уровне 2,0 млн. руб., что примерно в 2 раза выше уровня предыдущего года.
В тоже время работа, связанная с созданием системы управления земельными ресурсами далека от завершения, что ощутимо снижает потенциальные доходы городского бюджета.
4.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
В отчетном году администрацией города проведена серьезная работа по поддержанию и развитию предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города.
Характерное для данного периода реформирование жилищно-коммунального комплекса города осуществлялось по следующим направлениям:
1. Совершенствование системы управления отраслью.
Наиболее актуальной задачей здесь являлось создание эффективной системы управления жилищным хозяйством, позволяющей аккумулировать финансовые и материальные ресурсы, упразднить лишние структурные звенья управления, улучшить качество обслуживания населения, повысить ответственность конкретных исполнителей за своевременность и грамотность принимаемых решений, поднять на должный уровень защиту интересов всех нанимателей и собственников жилья.
В этих целях произведено разделение функций подрядчика и заказчика по обслуживанию жилищного фонда, введен конкурсный отбор подрядчиков на выполнение этих работ, производится оплата только за фактически выполненные работы с учетом качества.
Продолжалась реорганизация, направленная на специализацию предприятий.
Образовано МУП "Горэнергосервис", отвечающее за энергосбережение жилищного фонда на основании муниципального контракта с администрацией. При этом у предприятия появляется дополнительный источник финансирования выполняемых работ за счет скидки с тарифа на энергосбережение, как оптовому покупателю.
2. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания ТСЖ и развитие инициатив граждан.
С этой целью создана нормативная база. Создано 10 Товариществ собственников жилья, в том числе 2 на базе ЖСК. Еще 3 ТСЖ будет создано строящихся жилых домах.
Образование ТСЖ сдерживается из-за отсутствия гарантий финансирования убытков из городского бюджета и сомнений жителей по целесообразности взятия ответственности за содержание и эксплуатацию домовладений на себя.
С целью привлечения населения к управлению жилищным фондом, воспитания бережного отношения граждан к жилому фонду образованы и действуют:
- 62 уличных комитета;
- 9 домовых комитетов;
- 380 старших по домам;.
Создано 3 территориальных общественных самоуправления: "Давыдовский", "Селище" и "Северный".
3.Приемка ведомственного жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.
К 2000 году в муниципальную собственность было принято более 1200 ведомственных домов площадью 1906,5 тыс. кв. м., или 90% жилья, подлежащего приемке.
В 2001 году принято еще более 350 тыс. кв. м. жилья, в основном Минобороны РФ.
А всего за период 1992-2001 годов принято в муниципальную собственность и в управление жилищного фонда 1194 дома общей площадью свыше 2 млн. кв. м.
Приемка ведомственного жилья в муниципальную собственность легла тяжелым бременем на городской бюджет. Реальной поддержки городу со стороны государства по содержанию и ремонту жилого фонда практически не было. Долг со стороны государства по приемке ведомственного жилья составляет 413 млн. руб.
4. Совершенствование системы финансирования ЖКХ.
Финансирование предприятий ЖКХ производится из 2-х источников: средства из городского бюджета и платежи населения через МУ "РКЦ по ЖКУ".
С целью эффективного использования средств администрацией и думой проводилась работа по экономному и эффективному использованию бюджетных средств посредством принятия целевых городских программ по финансированию ЖКХ, формирования системы договорных отношений, позволяющих минимизировать налоги по предприятиям-поставщикам услуг, регулированию уровня рентабельности муниципальных предприятий ЖКХ (предельный уровень - 10%), поэтапного сокращения перекрестного субсидирования предприятий.
Вместе с тем бюджетное финансирование отрасли не превышает 30% от минимальной потребности. Постоянно растет задолженность бюджета перед предприятиями. На конец 2000 года она составляла 121 млн. руб. и к концу 2001 увеличится почти вдвое.
Благодаря постоянной работе по повышению собираемости платежей от населения среднемесячное поступление денежных средств от населения увеличилась с 76,3% в 2000 до 87,6%.
5. Переход на новую систему оплаты ЖКУ и реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
К 2000 году в городе создана нормативная база, регулирующая структуру платежей по оплате жилья и коммунальных услуг, а также оценки качества и снижения платежей за некачественные услуги и их отсутствие.
На 2001 год предельный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг был утвержден на уровне 57% от стандарта стоимости услуг при рекомендованном на государственном уровне 80%. Фактический уровень оплаты услуг населением за 1 полугодие в результате повышения цен на топливно-энергетические ресурсы составил 39,4%.
Действует механизм предоставления жилищных субсидий для семей с недостаточными доходами. В 2000 году ими воспользовалось 5,2% семей, в 2001 году - 3,74%.
Льготы по оплате за ЖКУ предоставляются в соответствии с федеральным законодательством. В настоящее время право на них имеет 54,6% населения на сумму свыше 40 млн. руб. в год. Фактическое возмещение из бюджета находится на уровне 20%.
С целью обеспечения доступности приобретения жилья костромичами реализуется механизм предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и беспроцентных ссуд. За счет этого улучшили свои жилищные условия 49 семей.
6. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг.
В течение 2000-2001 гг. ведется системная работа по обоснованности цен на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые по муниципальному заказу. В результате исключения необоснованных затрат, списываемых предприятиями на себестоимость продукции, приведения рентабельности предприятий к нормативной, изменений схемы расчетов с целью снижения налогообложения получен экономический эффект в сумме около 16 млн. руб.
7. Мероприятия по энергосбережению и эффективным технологиям ЖКХ.
Специалистам ЖКХ совместно с теплоснабжающими предприятиями и Московским Центром по эффективному использованию энергии разработана "Программа энергосбережения в системе тепло- и водоснабжения г. Костромы на период 1997-2003 гг.". Программа признана лучшей в России, защищена в Госстрое России. Однако из-за нерешения вопросов финансирования ее реализация ведется крайне слабыми темпами. "Стоимость" программы составляет 30 млн. долларов США. Реализация должна осуществляться преимущественно за счет кредита МБРР, который может быть предоставлен при условии вложения 30% затрат российской стороной. Вот этого источника финансирования мы пока определить не можем.
Во исполнение утвержденной программы "Отходы" администрация города совместно с российской организацией инвалидов Афганистана реализует проект строительства мусоросортировочной станции. На примере города Костромы отрабатывается пилотный проект.
Ввод первой очереди ожидается в 2002 году.
4.3. Транспорт
Последний год был очень тяжелым в финансовом отношении для предприятий городского транспортного комплекса.
Задолженность городского бюджета перед транспортными предприятиями превысила 110 млн. руб., долг предприятий во внебюджетные фонды - 93 млн. руб. В тоже время удалось сохранить достигнутый неплохой уровень городских пассажирских перевозок. Ремонтировался подвижной состав, приобреталось оборудование, организованы участки по ремонту и мойке автобусов.
В 2001 году за счет собственных средств (160 т.р.) приобретена автоматическая мойка автобусов в ПАТП-4.
В 2001 году проведен эксперимент по снижению убыточности городского транспорта. Однако он сведен на нет по причине отсутствия полной компенсации государством льготного проезда ряда категорий граждан и несовершенства законодательства по разрешению этого вопроса.
4.4. Экология
За прошедший год экологическая обстановка в городе не ухудшилась и оценивается как удовлетворительная.
Ежегодно более чем с 400 предприятиями и организациями города заключаются договоры на комплексное природопользование, что позволяет контролировать деятельность предприятий по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ и размещением отходов.
За 2001 год ликвидировано более 100 стихийных свалок на предприятиях и территории города.
В стадии реализации находится городская программа "Отходы".
Постоянно контролируется экологическое состояние подземных и поверхностных вод, которое остается стабильным.
На контроле находится 179 предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Аварийных выбросов не зафиксировано.
4.5. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Городским управлением по ГО и ЧС велась плановая работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций, оперативно устранялись последствия возникавших аварий.
Кроме того в 2001 году завершена подготовительная работа по созданию на базе МУ ПАСС "Служба спасения" совместно со станцией скорой медицинской помощи центра "Спецмедсервис на дому", призванного обеспечить население города квалифицированной медицинской помощью не экстренного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.