Постановление Костромской областной Думы от 25 октября 2001 г. N 288
"О состоянии питания детей в Костромской области"
Постановлением Костромской областной Думы от 5 июля 2007 г. N 2027 настоящее постановление признано утратившим силу
Заслушав информацию председателя постоянной комиссии по социальной политике Костромской областной Думы Переверзевой И.В. о депутатских слушаниях от 14 июня 2001 года "О состоянии питания детей в Костромской области", признавая что сложившаяся на сегодняшний день в области ситуация по обеспечению детей питанием продолжает оставаться сложной и выражая крайнюю обеспокоенность, Костромская областная Дума постановила:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний "О состоянии питания детей в Костромской области" (рекомендации прилагаются).
2. Предложить администрации Костромской области:
- усилить контроль за обеспечением детей полноценным питанием, осуществлять координацию деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты по решению проблем детства в Костромской области;
- при формировании проекта закона Костромской области "Об областном бюджете на 2002 год" определить общую сумму защищенных расходов на питание детей и указать ее в бюджете отдельной строкой с разбивкой по муниципальным образованиям Костромской области;
- обеспечить исполнение статьи 18 ч. 7 закона Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", предусматривающую отпуск молочных продуктов детского питания родителям детей первого-второго года жизни бесплатно, за счет средств областного бюджета;
- обеспечить исполнение закона Костромской области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской области" с целью гарантированного обеспечения продуктами питания учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, финансируемых за счет областного бюджета;
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:
- обеспечить финансирование расходов на компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с ч. 2, ст. 2 Федерального закона N 107-ФЗ от 01.08.1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
- обеспечить в полном объеме финансирование льгот или компенсаций по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях за счет средств местных бюджетов;#
4. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Старикову И.В., Виноградову В.Н., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Лобову С.С., Огонькову А.В., Пузановскому А.Г. при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" внести предложения о возобновлении финансирования ч. 2, ст. 1 Федерального закона N 107-ФЗ от 01.08.1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии по социальной политике Костромской областной Думы И.В. Переверзеву.
См. постановление Костромской областной Думы от 28 ноября 2002 г. N 796
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Костромской
областной Думы |
В.П. Ижицкий |
Рекомендации депутатских слушаний на тему:
"О состоянии питания детей в Костромской области"
14 июня 2001 года |
г. Кострома |
Заслушав и обсудив доклады и выступления депутатов областной Думы, представителей органов исполнительной власти Костромской области, руководителей исполнительной и представительной власти муниципальных образований области, общественных организаций, участники депутатских слушаний отмечают:
Государственная политика Российской Федерации в области охраны детства определена Конституцией Российской Федерации, более чем 100 законодательными актами в области охраны материнства и детства, принятыми в последние годы.
В ноябре 1998 года областной Думой принят закон Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", закрепляющий гарантии правовой и социальной защиты детей в Костромской области, наделяющий ребенка и его представителей дополнительными федеральному законодательству правами, обеспечивающими защиту детства, в том числе в части питания детей статья 18 ч. 7, ч. 8. Также в 1998 году принято постановление главы администрации Костромской области N 576 "О неотложных мерах по организации питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений области".
Несмотря на предпринятые меры, на фоне продолжающегося ухудшения социально-экономических условий жизни населения, имеет место ухудшение качества питания детей в Костромской области, что крайне негативно сказывается на состоянии здоровья детей, так как рациональное питание является одним из главных факторов покрытия энергетических затрат организма, связанных с ростом и развитием детей и подростков.
В текущем учебном году горячее питание (завтраки и обеды) получают 56832 учащихся или 57% от общего контингента учащихся, 22309 человек (22,4%) - чай с булочкой и бутербродной продукцией, а иногда только чай, что по энергетической ценности пищи составляет 2-5% от потребности ребенка.
Средняя стоимость завтрака составляет от 2,8 до 6 рублей, обеда от 3,5 до 10 рублей. При этом родительская плата в городских школах составляет от 60 до 120 рублей в месяц на одного человека, в сельских школах от 20 до 65 рублей.
На протяжении ряда лет Федеральный закон от 1.08.1996 г. N 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" не исполнялся, а в соответствии с п. 21 приложения N 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" действие части второй статьи 1 данного закона приостановлено, как не обеспеченной финансированием из федерального бюджета.
В 2001 году в Костромской области компенсационные выплаты на удешевление школьного питания выделялись из местных бюджетов в 27 городах и районах. Из них в 16 муниципальных образованиях - всем учащимся из расчета 1 рубль 25 коп. в день на одного человека. В г. Волгореченске до января 2001 года - 1 рубль 50 коп., с января - 1 рубль 80 коп. В Кадыйском, Буйском, Солигаличском районах, в г. Волгореченске кроме этого вида дотации перечислялись средства детям из многодетных и малообеспеченных семей, других льготных категорий соответственно от 2 до 10 рублей в день на одного человека.
В Шарьинском районе, городах Шарье, Буе дотировалось питание учащихся первых классов и из многодетных и малообеспеченных семей соответственно от 1 рубля 25 коп. до 3 рублей в день на одного человека. В городах Костроме, Галиче, Кологривском, Костромском районах дотация выделялась только льготной категории учащихся. В ряде районов области дотации составляли мизерные суммы: в Нейском - 83 коп., Островском - 56 коп., Сусанинском - 50 коп., Межевском - 44 коп.
Вытеснение горячего питания учащихся буфетной продукцией при увеличении ассортимента осуществляется за счет реализации несвойственной в детском питании пищевой продукции (газированных напитков, кондитерских изделий, жевательных резинок). В большинстве школ учащиеся систематически не получают необходимый набор основных продуктов. В рационе учащихся отсутствуют рыбные блюда, яйца, соки, фрукты, мало кисломолочных продуктов, сливочного масла, мяса.
С целью удешевления школьного питания в муниципальных образованиях области проводится определенная работа. Продолжается передача столовых из системы общепита на баланс муниципальных органов управления образованием сельских администраций. В области из 471 школьной столовой 383 находятся на балансе муниципальных органов управления образованием сельских администраций. Удалось сохранить два комбината детского питания: один в г. Костроме, обслуживающий 23 школьных столовых и 6 раздаточников; второй в г. Шарье, обслуживающий 7 столовых и 2 раздаточника.
В г. Костроме 9 школьных столовых работают как хозрасчетные подразделения по принципу самоокупаемости, применяющие наценку на продукцию до 35%, что позволяет увеличить охват учащихся горячим питанием в этих школах.
В Костромском районе в 17 школьных столовых, являющихся предприятиями общественного питания ОАО "Костромское", в целях удешевления школьного питания постановлением главы самоуправления установлен предельный размер наценки 35%, в связи с чем 75% учащихся района получают горячее питание (по области 57%), в Сущевской, Кузмищинской средних школах - 100%.
Заслуживает внимания опыт работы Буйского района, где создана комплексная система по обеспечению питанием всех 23 сельских школ района.
Удешевить и разнообразить питание школьников на селе позволяет создание и расширение пришкольных участков: 48% сельских школ области обеспечены овощами с пришкольных участков на весь учебный год, в 17 городах и районах заключены договора школ с сельхозпредприятиями на поставку животноводческой продукции (мяса, масло сливочное, молоко, сыр).
Областной Думой принят закон Костромской области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской области", реализация которого будет способствовать гарантированному обеспечению учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, финансируемых из областного бюджета.
Несмотря на принимаемые меры, остается низким процент охвата горячим питанием детей (менее среднего областного показателя 57%), в школах городов Костромы, Галича, Шарьи, Октябрьском, Островском, Павинском, Сусанинском, Чухломском районах.
Вызывает тревогу состояние питания детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, детских учреждениях социальной защиты.
В области 29 детских домов и школ-интернатов, в них воспитывается 3400 детей, фактические расходы на питание воспитанников за 2000 год составили:
- в детских домах - 20 рублей 19 копеек, в том числе за счет бюджета - 12 рублей 50 копеек;
- в школах-интернатах - 17 рублей 28 копеек, в том числе за счет бюджета - 10 рублей 13 копеек при запланированных в бюджете области на 2000 год 20 рублях в день на одного человека и при государственном нормативе 45 рублей.
Фактические расходы на питание воспитанников на 1 квартал 2001 года составили:
- в детских домах - 16 рублей 12 копеек, в том числе за счет бюджета - 7 рублей 28 копеек;
- в школах интернатах - 16 рублей 57 копеек, в том числе за счет бюджета - 9 рублей 85 копеек, при запланированных в бюджете области на 2000 год 30 рублях и государственном нормативе 55 рублей на одного воспитанника.
Норма питания за счет средств областного бюджета по детским учреждениям социальной защиты за 1 квартал 2001 года в среднем составила 10,92 рубя в день, с учетом привлеченных средств - 17,8 рубля, при натуральной норме питания 38 рублей на одного воспитанника в день. В том числе в областном реабилитационном центре "Лесная сказка" - 7,46 рубля, с учетом привлеченных средств - 16,92 рубля; в социально-реабилитационном центре - 14,04 рубля и 19,69 рубля соответственно. В детском доме-интернате для умственно отсталых детей средняя норма питания за счет средств бюджета за тот же период 2001 года составила 5,28 рублей в день, с учетом привлечения внебюджетных средств средняя норма питания в данном учреждении составила 26,79 рублей.
В интернатных учреждениях, детских домах отмечается невыполнение натуральных норм питания детей, ежемесячный дефицит в получении воспитанниками интернатных учреждений и детских домов составляет: белков - до 25%, жиров - 32%. Неудовлетворительно организована система витаминизации блюд и напитков, обеспечения йодированной солью, продуктами, обогащенными железом и другими важнейшими микроэлементами. При этом наблюдается избыточное потребление углеводов, что ведет к понижению у детей сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Основой рациона большинства детей служит группа хлебных продуктов. Фрукты, овощи потребляют только около половины детей. Порцию молока и кефира получают не более 1/3 детей школьного возраста. В большинстве районов области отмечается рост заболеваний, связанных с элементарными факторами нарушений в питании: болезни органов пищеварения, ожирение, холецистит.
Отмечается повсеместный отход от принципов сбалансированного, рационального питания детей в Костромской области, что сопряжено со значительными трудностями, связанными с прогрессирующим ростом цен на продукты питания.
В области функционирует 507 дошкольных учреждений (25974 ребенка). В дошкольных учреждениях дети также не получают рационального сбалансированного питания согласно нормам, рекомендованным министерством здравоохранения и утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2.04.1984 г. N 317. Главной причиной невыполнения натуральных норм является недостаточное финансирование. По нормативу в среднем на питание одного ребенка в дошкольном учреждении необходимо 26-30 рублей, а фактическая стоимость питания одного ребенка в день составляет от 10 до 15 рублей при родительской плате от 4 до 7 рублей и дотации из бюджета в сумме от 6 до 11 рублей. При выполнении всех натуральных норм питания родительская плата должна бы быть в пределах 600 рублей в месяц, но основная масса родителей не сможет оплатить такую сумму, что приведет к массовому оттоку детей из дошкольных учреждений. Уже сегодня 34% процента детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольные учреждения.
Не в полной мере исполняется постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений" в части возмещения за счет средств бюджетов муниципальных образований льгот или компенсаций по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях из средств местных бюджетов.
Другим немаловажным аспектом является обеспечение питанием детей первого-второго года жизни.
В области функционирует 6 молочных кухонь, в Костроме, Волгореченске, Нерехте, Буе и Макарьеве, в остальных районных центрах области они вообще отсутствуют, что ведет к нарушениям питания детей первых двух лет жизни и, как следствие, росту инфекционных заболеваний и заболеваний органов пищеварения. В основном обеспечение питанием детей первого-второго года жизни в области ведется за счет кисломолочных продуктов (кефир и его разведения и молоко). Тогда как для полноценного питания детей раннего возраста, находящихся на искусственном вскармливании, необходимо использование высококачественных адаптированных смесей, обогащенных витаминами, аминокислотами и микроэлементами. В сельской местности практически отсутствуют в торговой сети продукты детского питания для раннего вскармливания промышленного производства.
За 2000 год бесплатные молочные продукты с молочных кухонь получили 2114 детей первого года жизни 1594 ребенка второго года жизни, только из малообеспеченных семей, что является неисполнением статьи 18 ч. 7 закона Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", которая предусматривает отпуск молочных продуктов детского питания для детей первого-второго года жизни бесплатно, за счет средств областного бюджета.
Не полностью выполнена статья 12 закона Костромской области "Об областном бюджете на 2000 год в части финансирования в полном объеме расходов на питание. В 2000 году расходы областного бюджета на питание были профинансированы в сумме 14112 тыс. руб. или 72,8% (исполнение бюджета по расходам в 2000 году составило 73,4%), в том числе: по департаменту образования 3559 тыс. руб. (62,4%); по департаменту здравоохранения - 6856 тыс. рублей (98,9%); по департаменту социальной защиты - 3697 тыс. руб. (54,8%).
За 1 квартал 2001 года расходы на оплату питания детей за счет средств областного бюджета составили 1424,9 тыс. рублей или 70,4%, в том числе: по учреждениям образования - 1226 тыс. руб. (68,4%); по учреждениям здравоохранения - 55,5 тыс. руб. (100%); по учреждениям социальной защиты - 143,4 (81,9%).
Принимая во внимание важность и актуальность обсуждаемого вопроса, понимая, что основными причинами неудовлетворительного состояния питания детей в Костромской области являются нерегулярное и недостаточное финансирование, высокая стоимость продуктов, а следствием - стойкая тенденция к ухудшению показателей состояния здоровья детского населения области, участники депутатских слушаний считают, что сложившаяся на сегодняшний день в области ситуация по обеспечению детей питанием продолжает оставаться сложной. Отношение к проблемам детства - индикатор всей социальной политики Костромской области.
Участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Обратить внимание губернатора области Шершунова В.А.:
- на ситуацию по обеспечению детей питанием, сложившуюся в связи с последствиями финансово-экономического кризиса, с недофинансированием из бюджета и продолжающимся ростом цен на продукты питания;
- на необходимость исполнения ст. 12 закона Костромской области "Об областном бюджете на 2001 год" в части финансирования расходов на питание детей в полном объеме;
2. Членам Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации Старикову И.В., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Лобову С.С., Огонькову А.В., Пузановскому А.Г.:
- при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" внести предложения об обеспечении финансированием части 2 статьи 1 Федерального закона N 107-ФЗ от 01.08.1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
3. Администрации Костромской области:
- при формировании проекта закона Костромской области "Об областном бюджете на 2002 год" определить общую сумму защищенных расходов на питание детей и указать ее в бюджете отдельной строкой с разбивкой по муниципальным образованиям Костромской области;
- обеспечить исполнение статьи 18 ч. 7 закона Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", предусматривающую отпуск молочных продуктов детского питания родителям детей первого-второго года жизни бесплатно, за счет средств областного бюджета;
- принять меры по упорядочению бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания, в том числе осуществляя централизованные закупки адаптированных смесей, приближенных по составу к грудному молоку;
- рассмотреть возможность развития индустрии детского питания на территории Костромской области;
- обеспечить исполнение закона Костромской области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской области" с целью гарантированного обеспечения продуктами питания учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, финансируемых за счет областного бюджета.
4. Депутатам Костромской областной Думы:
- обратиться к Президенту Российской Федерации Путину В.В., Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Строеву Е.С., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н. с просьбой предусмотреть при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" финансирование ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 107-ФЗ от 01.08.1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
- при рассмотрении проекта закона Костромской области "О внесении изменений и дополнений в закон Костромской области "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Костромской области" предусмотреть финансирование расходов на питание детей в Костромской области в соответствии с натуральными нормами питания.
5. Главам местного самоуправления городов и районов области:
- обеспечить финансирование расходов на компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных, муниципальных, образовательных учреждениях в соответствии с ч. 2, ст. 2 Федерального закона N 107-ФЗ от 01.08.1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
- обеспечить в полном объеме финансирование льгот или компенсаций по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях за счет средств местных бюджетов;
- обратить внимание на необходимость целевого расходования средств, направленных на финансирование защищенных статей в части расходов на питание детей;
- при формировании бюджета на очередной финансовый год предусмотреть средства для своевременного приобретения и ремонта торгово-технологического и холодильного оборудования пищеблоков, пополнения их инвентарем и посудой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Костромской областной Думы от 25 октября 2001 г. N 288 "О состоянии питания детей в Костромской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в Вестнике Костромской областной Думы, 2001 год, N 9, стр. 14-23
Постановлением Костромской областной Думы от 5 июля 2007 г. N 2027 настоящее постановление признано утратившим силу