Решение Думы города Костромы от 28 апреля 1998 г. N 104
"О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы"
Решением Думы города Костромы от 29 мая 2003 г. N 152 настоящее решение признано утратившим силу
Рассмотрев проект Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы, разработанный администрацией города во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг, и учитывая реальные финансовые возможности населения, дума решила:
1. Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы на 1997-2010 годы принять за основу.
Ежегодно рассматривать и вносить в Программу коррективы с учетом складывающейся экономической ситуации.
Рассмотреть вопрос о соответствии задач и функций Службы единого заказчика целям создания в городе рынка коммунальных услуг.
2. Считать приоритетной задачей администрации города, предприятий и организаций городского хозяйства проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда, перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствование системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением действенных мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей.
Глава самоуправления
г. Костромы |
Б.К. Коробов |
Председатель Совета думы
г. Костромы |
С.А. Мельник |
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы разработана в соответствии с Указами Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" N 425 от 28.04.97 г., "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" N 528 от 27.05.97 г., постановлением Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" N 621 от 26.05.97 г., региональной Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и постановлением главы самоуправления г. Костромы "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в г. Костроме" N 1838 от 09.06.97г.
I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства города
В настоящее время жилищный фонд г. Костромы составляет 5098 тыс. м2, общей площади, в том числе муниципальный жилищный фонд - 3924 тыс. м2.
За период 1992-1997 г.г. принято от ведомств 952 жилых дома общей площадью 1,5 млн. м2 жилья или 80% от всего ведомственного жилищного фонда.
Продолжается приватизация муниципального и государственного жилищного фонда. По состоянию на 01.01.97 г. приватизировано 37135 квартир (52% от общего количества, приватизация которых возможна в соответствии с действующим законодательством).
Снижаются объемы жилищного строительства. Если в 1990 году было введено 110 тыс. м2 жилья, то в 1996 году - 90 тыс. м2. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 29 тыс. семей. При этом надо учитывать, что в городе появились сотни мигрантов, вынужденных переселенцев, а также остро нуждающихся в жилье (погорельцы, воспитанники детских домов, уволенные в запас офицеры, граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы).
Обострение жилищной проблемы в городе происходит не только из-за снижения объемов жилищного строительства, но и в результате сокращения объема финансирования по обеспечению сохранности существующего жилищного фонда. Если в 1990 году ремонт жилья осуществлялся на уровне 50-70% от потребности, то в 1996 году - 15-20%.
Ситуация усугубляется тем, что по состоянию на 01.07.97 г. в городе числится 336 ветхих жилых домов, где проживает 1666 семей.
Эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом муниципального жилищного фонда заняты 4 жилищно-эксплуатационных предприятия:
МП "Жилищник" - обслуживаемая площадь жилья 3031тыс. м2;
МУЖКП "Заволжье" - обслуживаемая площадь жилья 502 тыс. м2;
МП "Коммунальник" - обслуживаемая площадь жилья 356 тыс. м2;
МП "Волжский комму- - обслуживаемая площадь жилья 15 тыс. м2
нальный комбинат"
Начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий полное возмещение населением издержек жилищно-коммунальных предприятий, повлек за собой социальную напряженность в обществе. Понимая это, органы городского самоуправления, начиная с 1995 года пытаются сдерживать предельный уровень платежей граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 30% от фактических расходов, а по отоплению и горячему водоснабжению - в размере 25%.
С 1 мая 1997 года в городе введена:
- дифференцированная оплата за излишнюю площадь занимаемого жилья, в том числе полное возмещение расходов по оплате за содержание и ремонт жилья и отопление при наличии второго жилья или сдаче жилья в аренду (поднаем);
- плата за наем жилья, для граждан, проживающих по договору найма.
Максимальная доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (18 м2 общей площади на 1 человека) и нормативов потребления коммунальных услуг на территории г. Костромы установлена в размере 10% от совокупного дохода семьи.
В 1996 году более 8 тысяч малообеспеченных семей получали компенсации (субсидии) по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Однако возможности местного самоуправления по социальной защите своих граждан, не беспредельны. Принятие в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда освободило предприятия от огромного груза забот, но значительно ухудшило финансово-экономическое положение жилищно-эксплуатационных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства города в целом.
Льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с федеральным законом "О ветеранах" и другими законодательными актами были начислены 67 тыс. человек. Сумма начисленных расходов по предоставлению льгот составила 7351 млн. рублей. Все это легло тяжелым грузом на городской бюджет.
В последние годы жилищно-коммунальное хозяйство переживает большие трудности, уровень его работы значительно отстает от предъявленных требований. Причины - хронический недостаток средств, выделяемых на нужды ЖКХ, кризис неплатежей, и также несовершенство структуры управления отраслью. Существующая - на начало реформирования система ЖКХ города являлась многоступенчатой, с наличием большого штата АУП, не контролируемой по целесообразности, приоритетности и законности расходования бюджетных средств, монопольной по существу и не способной адаптироваться к рыночным условиям деятельности.
В настоящее время в г. Костроме сложилась достаточно благоприятная ситуация для изменения системы управления ЖКХ, для разделения функций собственника, управления и подрядчиков по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; развития конкуренции в сфере оказания услуг:
- проведено территориальное перераспределение жилищного фонда;
- образованы управления жилищного фонда и управление жилищно-коммунального хозяйства;
- образован расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальным услугам;
- начал деятельность городской центр регистрации граждан;
- комитет ЖКХ реорганизуется в муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству";
- с 1996 года функционирует управление инспекций, куда входит жилищная инспекция, санитарная инспекция и инженерно-техническая инспекция;
- формируется нормативно-правовая база для перехода на договорные отношения между службой заказчика и предприятиями, оказывающими услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, выполняющими работы по благоустройству территорий города;
- созданы условия к переходу на конкурсный принцип отбора организаций-подрядчиков любой организационно-правовой формы для выполнения работ по эксплуатации и ремонту муниципального жилищного фонда.
Проведенный анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства города свидетельствует о настоятельной необходимости проведения в сжатые сроки реформирования системы ЖКХ.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства определено проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
II. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства
г. Костромы на 1997-2003 г.г.
Главное условие реформы: - экономическая сбалансированность
проводимых мероприятий с реальными
возможностями городского бюджета и
доходами населения;
Цель программы - обеспечение условий проживания граждан,
реформирования: отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек по производству жилищно-
коммунальных услуг при поддержании
стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформи-
рования системы оплаты жилищно-коммунальных
услуг при переходе отрасли на режим без-
убыточного функционирования.
Задачи программы - снижение стоимости и повышение качества
реформирования: жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование механизмов финансирования
от-расли;
- усиление социальной политики в сфере жи-
лищно-ком-мунального хозяйства;
- обеспечение действенного контроля за сос-
тоянием жилищного фонда.
III. Основные направления реализации программы
3.1. Совершенствование управления и развитие конкурентной среды в системе жилищно-коммунального хозяйства
3.1.1. Совершенствование системы управления отраслью
Осуществить в 1997-1998 гг. переход на двухуровневую систему управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, включающую в себе субъекты хозяйствования:
- Собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости - администрация города в лице комитета по управлению имуществом и комплекса жилищно-коммунального хозяйства,
- Заказчик жилищно-коммунальных услуг в лице управления муниципального заказа по жилищно-коммунальным услугам,
- Подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг,
С этой целью планируется:
Мероприятия | Срок реализации | ||||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001- 2003 г.г. |
|
Образование управления муниципального заказа по жилищно-коммунальным услугам (Служба Единого Заказчика) |
ноябрь- декабрь |
1 кв. | |||
Осуществление территори- ального перераспределения муниципального жилищного фонда между муниципальными жилищно-эксплуатационными предприятиями с целью приближения мастерских участков к населению, сок- ращению непроизводительных затрат, повышению опера- тивности и удобства обслу- живания жилья и прилега- ющих территорий; |
* |
* |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Реорганизация муниципаль- ных жилищно-эксплуатацион- ных предприятий "Жилищ- ник", "Коммунальник", "Заволжье" и "Волжский коммунальный комбинат" и образование на их базе унитарных муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий; |
* |
* |
|||
Перевод на договорную основу отношений между: - администрацией города (собственник жилищного фонда) и управляющим уч- реждением (Служба Единого Заказчика); - Службой Единого Заказ- чика и субъектами хозяйст- вования (подрядчиками) по оказанию жилищно-комму- нальных услуг населению и работам по благоустрой- ству городских территорий; - Службой Единого Заказ- чика и потребителями жи- лищно-коммунальных услуг (договоры найма, аренды, обслуживания жилых поме- щений); |
* |
* |
* |
* |
* |
Разработка и принятие нор- мативно-правовых актов, регламентирующих порядок конкурсного отбора подряд- ных организаций для выпол- нения муниципального зака- за. |
* | ||||
Проведение конкурсного отбора подрядных организа- ций на выполнение муници- пального заказа по обслу- живанию и ремонту жилищно- го фонда, благоустройство территорий |
* | * | * | * | |
Развитие конкуренции между муниципальными предприяти- ями и предприятиями других форм собственности в сфере оказания жилищно-комму- нальных услуг населению и выполнению работ по благо- устройству городских тер- риторий. |
* | * | * | * | |
Введение государственной регистрации права собст- венности на недвижимость в жилищной сфере; |
* | * | * | * | |
Организация обучения и пе- реподготовки кадров по уп- равлению, обслуживанию и ремонту жилищного фонда для Службы Заказчика, Под- рядчиков и товариществ собственников жилья |
* | * | * | * | * |
3.1.2. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). В связи с этим предусматривается:
Мероприятия Содействие становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде (упрощение процедуры регистрации и частичного возмещения расходов, свя- занных с этим, за счет средств местного бюджета, предоставление налоговых льгот) |
Срок реализации | ||||
1997 г. * |
1998 г. * |
1999 г. * |
2000 г. * |
2001- 2003 г.г. * |
|
Организация ТСЖ в процессе строительства |
* |
* |
* |
* |
|
Выделение земельных участ- ков в общую долевую собст- венность членов ТСЖ |
* |
* |
* |
* |
|
Разработка и внедрение ме- ханизмов льготного креди- тования и налогообложения ТСЖ |
* | * | |||
Организация обучения и стажировки председателей ТСЖ с выдачей сертификата "Менеджер" по управлению недвижимостью в жилищной сфере" (На базе учебно- производственного комби- ната и делового центра КГТУ) |
* | * | * | * |
3.1.3. Создание конкурентной среды
- Ввести практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе и довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, в 1998 г. до 20 процентов, в 1999 г. - до 40 %, в 2000 г. - до 100 процентов.
- Привлекать на конкурсной основе подрядные организации для выполнения специализированных работ (прочистка дымоходов и вентканалов, уборка мусора, обслуживание лифтового хозяйства, антенн, электроплит и др.).
- Начиная с 1998 года проводить конкурсный отбор подрядных организаций различных форм собственности по вывозу твердых бытовых отходов.
- Начиная с 1998 года осуществлять формирование муниципальных заказов на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
3.1.4. Завершение приемки ведомственного жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.
С целью обеспечения оптимального сочетания экономических и административных рычагов воздействия на комплекс жизнеобеспечивающих подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества содержания и эксплуатации жилищного фонда, планируется завершить приемку в 1997-1998 гг. в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда (инженерных сетей и объектов) в количестве 256 домов общей площадью 444,2 тыс. м2, в том числе:
в 1997 году - 55 домов общей площадью 80 тыс. кв. м;
в 1998 году - 201 домо# общей площадью 364 тыс. кв. м.
3.2. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг.
3.2.1. Совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
С этой целью предусматривается:
- при формировании ежегодных бюджетов расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства выделять отдельной строкой и объем финансирования рассчитывать, исходя из единых облстных# стандартов;
- добиться, начиная с 1998 финансового года, установления областных стандартов по основным отраслям хозяйства (народное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная отрасль);
- учитывая напряженность финансово-экономической ситуации и существующее состояние отрасли, финансировать расходы жилищно-коммунального хозяйства, как минимум, на уровне исполнения бюджета города за предыдущий год;
- активизировать работу по сокращению задолженности предприятий-потребителей и поставщиков коммунальных услуг путем применения к неплательщикам штрафных санкций, выпуска ценных бумаг, проведения взаимозачетов долговых обязательств, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов, административных методов воздействия;
- в I квартале 1998 года выработать предложения по ликвидации перекрестного субсидирования коммунальных услуг ресурсоснабжающим предприятиям, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей;
- до конца 1997 года решить вопрос об освобождении работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, коммунальных услуг от налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в областной и городской бюджеты;
3.2.2. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг.
С этой целью планируется:
- поэтапное увеличение предельного уровня платежей населения до полного возмещения фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе по годам:
Период | Предельный уровень пла- тежей населения к уров- ню затрат на жилищно- коммунальные услуги (в процентах) |
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного дохода семьи |
1997 | 35 | 10,0 |
1998 | 40 | 12,0 |
1999 | 45 | 13,0 |
2000 | 50 | 14,0 |
2001 | 55 | 15,0 |
2002 | 60 | 16,0 |
2003 | 65 | 17,0 |
2004 | 70 | 18,0 |
2005 | 75 | 19,0 |
2006 | 80 | 20,0 |
2007 | 85 | 21,0 |
2008 | 90 | 22,0 |
2009 | 95 | 24,0 |
2010 | 100 | 25,0 |
Установить на территории города стандарты социальной нормы площади жилья:
- 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
- 42 кв. м - на семью из двух человек;
- для одиноко проживающих граждан - 33 кв. м или общая площадь занимаемой однокомнатной квартиры типовой планировки;
- установить в 1997-1998 гг. дифференцированные (повышенные) ставки оплаты за жилье и коммунальные услуги для граждан:
а) имеющих второе жилье и жилье, превышающее установленные социальные нормативы;
б) потребляющих коммунальные услуги (электронергию#, теплоэнергию, газ и воду) сверх установленных социальных нормативов;
в) имеющих жилье повышенного уровня комфортности (в двух уровнях соотношение общей площади к жилой более чем 2:1, два туалета).
- введение с 1997 года полной оплаты расходов за техническое обслуживание и ремонт жилого здания для юридических лиц, имеющих в собственности жилые помещения в домах муниципального, государственного жилого фонда;
- на первом этапе реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг (1997-1998 г.г.) предусматривать в пределах единого уровня платежей граждан ускоренные темпы роста доли оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции: содержание (техническое обслуживание) жилья, вывоз мусора, обслуживание лифтов, электроплит, имея целью первоочередное доведение платежей за данные услуги до их фактической стоимости;
- с целью дополнительной защиты граждан и регулирования мер принуждения к злостным неплательщикам за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными предприятиями образовать комиссию по нестандартным ситуациям, возникающим при оплате жилищно-коммунальных услуг, в компетенцию которой входит решение следующих вопросов:
а) работа с должниками, выработка и реализация конкретных мер по погашению задолженности;
б) помощь семьям в выборе вариантов погашения долга;
в) организация добровольного обмена жилья, сдача помещений в поднаем;
г) формирование обменного жилищного фонда для переселения;
д) определение семей, дела по которым передаются в суд, организация подачи судебного иска.
- формирование единой системы страхования жилищного фонда.
3.2.3. Реформирование системы ценооборазования# на услуги ЖКХ.
С этой целью планируется:
Мероприятия | Срок реализации | ||||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001- 2003 г.г. |
|
Образование городской ко- миссии по тарифам на жи- лищно-коммунальные услуги для населения |
* |
||||
Введение дифференцирован- ной платы за сверхнорма- тивную площадь жилья |
* | ||||
Введение дифференцирован- ной платы за найм жилья |
* | * | * | * | |
Введение дифференцирован- ной платы за жилье в за- висимости от уровня бла- гоустройства, этажности и зон расположения в городской черте |
* | * | |||
Ввести в структуру опла- ты коммунальных услуг накопления на развитие основных фондов комму- нального хозяйства (ин- вестиционная составляю- щая) в размерах, утвер- жденных постановлением Гла-вы самоуправления |
* | * | * | ||
Ведение в структуру оп- латы содержания и ремон- та жилья доли затрат на капитальный ремонт жи- лищного фонда |
* | * | * | ||
Отработать порядок стра- хования муниципального жилищного фонда на терри- тории города Костромы |
* |
3.2.4. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг.
С этой целью планируется:
- образовать городскую комиссию по ценам, в задачи которой должно входить рассмотрение предлагаемых к утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на основные виды энергии, анализ обоснованности затрат в структуре тарифов, внесение предложений в региональную энергетическую комиссию по пересмотру тарифов на электроэнергию и газ;
- в 1998 году пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью сокращения расходов названных ресурсов и стимулирования установки приборов учета;
- совершенствовать тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливать на основе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций с учетом действующей нормативной базы, эффективности работы и ресурсосбережения;
- проводить мониторинг фактических затрат производителей услуг с анализом влияния тарифов на коммунальные услуги на экономику предприятий города;
- разработать методические указания о порядке определения нормативов отдельных статей расходов, включаемых в себестоимость жилищно-коммунальных услуг;
- установить порядок расчета и уровень наценок для теплоснабжающих предприятий за перепродажу теплоэнергии;
- не принимать решений о предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источника их финансирования;
- продолжить работу по реализации программы мероприятий по энергосбережению с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования, в том числе:
- оптимизация систем теплоснабжения для жилого фонда;
- установка приборов учета и регулирования контроля расхода воды, тепловой энергии и газа, а также автоматизированных систем управления и сбора информации;
- окончание перевода котельных на природный газ;
- применение высокоэффективных теплоизоляционных материалов в жилищно-коммунальном секторе;
- устройство автономных (крышных) газовых котельных на жилых домах и объектах соцкультбыта;
- приступить к внедрению с 1997 года программы "Энергосбережения" в жилищной и социальной сфере;
- создать условия экономической заинтересованности потребителей тепловой энергии, а также ее производителей и поставщиков в снижении затрат и экономии энергии;
- осуществить на территории города постепенный переход (в течение 1998-1999 гг.) на автоматизированную систему расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги. При формировании бюджета на 1998 год предусмотреть выделение средств на приобретение оргтехники расчетно-кассовому центру, выполняющему расчеты платежей. Ввести в 1998 г. для населения единые унифицированные формы квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг;
- при вводе в эксплуатацию жилых домов муниципального и государственного жилищных фондов предусматривать квоту для предоставления жилья на условиях коммерческого найма;
- в 1998 году разработать систему мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая стимулирование населения за досрочную оплату, а также порядок экономического стимулирования работников жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих полноту сборов.
3.3. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливать, исходя из реальной стоимости, социально-экономической ситуации в области с учетом уровня доходов населения и его платежеспособности.
3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низким доходом в виде жилищных субсидий.
С этой целью предполагается:
- совершенствование и упрощение процедуры предоставления субсидий;
- установление социальной нормы площади жилья, соответствующих федеральному стандарту;
- внесение изменений в порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, с учетом прожиточного минимума;
- сохранить на 1997-1998 гг. для одиноких граждан и семей, имеющих доход на члена семьи менее 4 минимальных размеров оплаты труда в месяц долю предельно допустимых расходов, исходя из социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг в размере 10% совокупного дохода семьи;
- разработать подходы к порядку замены гражданам жилых помещений площадью, превышающей социальную норму на жилые помещения на помещения в пределах социальной нормы;
- применение механизма жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, как основной формы использования выделяемых бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу;
- образование жилищного фонда социального использования (без права приватизации), предназначенного исключительно для заселения по договорам социального найма, в том числе жилищного фонда, предоставляемого для заселения граждан, выселенных из занимаемых помещений в установленном законом порядке;
- придание общежитиям квартирного типа статуса жилых домов, реконструкция иных общежитий с целью перевода в жилищный фонд социального использования, упорядочение использования общежитий;
3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ.
В этом направлении предусматривается:
- упорядочение льготных категорий граждан и размера предоставляемых льгот в рамках компетенции местного самоуправления;
- обеспечить своевременное финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.
З.З.З. Защита прав потребителей услуг.
Внести изменения в действующий "Порядок предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории г. Костромы", повышающий ответственность производителя услуг за несвоевременное и некачественное их предоставление и оплату за реально полученные услуги со стороны потребителей.
Регламентировать отношения между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг путем заключения договоров найма, аренды или обслуживания жилого помещение.
Обеспечить организационную поддержку со стороны администрации города в образовании и деятельности общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления, объединений жилищных товариществ и домовладельцев, других форм некоммерческих организаций в сфере жилищного хозяйства.
Установление партнерских отношений с объединениями граждан, участвующими в жилищном движении и защите прав потребителя путем:
- поддержки общественно-полезных инициатив объединений граждан;
- заключения и выполнения договоров о совместной деятельности, направленной на достижение целей, определенных Программой реформирования ЖКХ.
3.3.4. Обеспечение доступности приобретения жилья Костромичами:
- В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
- Осуществить реализацию мероприятий по снижению стоимости строительства жилья в целях доведения ее до размера, который реален к возмещению гражданами за 15-20 лет, при условии расходования ими на эти цели не более 30 % семейного дохода.
- В целях доступности приобретения жилья в г. Костроме гражданами со средним уровнем доходов разработать и внедрить с 1998 года механизм целевых накопительных вкладов и привлечения средств коммерческих банков в виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты на длительный (15-20 лет) срок.
- В целях перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения дополнительной площади на нужды города разработать порядок, стимулирующий обмен квартир большей площади на меньшую с согласия граждан.
IV. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Реализация программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города проводится в соответствии с законодательными актами, принятыми на уровне Правительства РФ и субъекта федерации (Костромской области).
Кроме того предусматривается разработка и принятие нормативных актов на уровне местного самоуправления.
Перечень нормативных документов, подлежащих разработке
для реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства
Наименование документа (акта) |
Срок исполнения | Исполнитель |
1. Положение "О Службе Единого Заказчика" по оказанию жилищно- коммунальных услуг в г. Костроме", контракт с руководителем Службы Заказчика |
1997 г. |
Комплекс ЖКХ, КУИ |
2. Положение "О муниципальном унитарном жилищно-эксплуатацион- ного предприятии" Устав. Контракт с руководителем. |
1997 г. | КУИ |
З. Примерные формы договоров: - на управление муниципальным жилищным фондом; - подряда на техническое обслу- живание жилищного фонда; - на оказание услуг по тепло- снабжению; - на оказание услуг по водо- снабжению и водоотведению; - на эксплуатацию дорожно- мостового хозяйства; - на благоустройство терри- тории; - найма; - обслуживания жилья |
1997- 1998 г. |
Административно- правовое управл., комплекс ЖКХ |
4. Положение о порядке кон- курсного отбора предприятий для выполнения работ по со- держанию и ремонту жилищного фонда, благоустройству го- родских территорий, эксплуа- тации дорожно-мостового хозяйства. |
1998 г. | Комплекс ЖКХ |
5. Положение о порядке кон- курсного отбора предприятий для проведения капитального ремонта жилищного фонда. |
1997 г. | Комплекс ЖКХ, администр.- правовое упр. |
6. Порядок образования това- риществ собственников жилья во вновь создаваемом кондо- миниуме |
1997- 1998 г. |
Комплекс ЖКХ, управл.по ор- ганиз. стр-вом |
7. Порядок передачи товари- ществам собственников жилья земельных участков, занима- емых домовладением и опре- деления их нормативов |
1998 г. | Комитет по зе- мельным ресурсам |
8. Порядок оформления пас- портов домовладения (кондо- миниума) |
1997- 1998 г. |
МП "БТИ" |
9. Порядок финансирования из городского бюджета рас- ходов по содержанию объек- тов, находящихся в собст- венности ТСЖ |
1997 г. | Комплекс ЖКХ, Горфинупр. |
10. Положение "О страхова- нии жилищного фонда на территории города Костромы" |
1998 г. | Администрат. правовое управ- ление Комплекс ЖКХ |
11. Порядок регистрации до- говоров найма и аренды му- ниципального жилищного фонда |
1998 г. | Администрат. правовое упр. |
12. Положение "О предостав- лении жилых помещений в до- мах муниципального жилищно- го фонда на условиях ком- мерческого найма" и разра- ботка методики оценки опре- деления стоимости 1 кв. м площади коммерческого найма |
1998 г. | Комплекс ЖКХ Администрат. правовое управление |
13. Порядок перевода жилых помещений в нежилые, нежи- лых помещений в жилые |
1998 г. | Администрат. правовое упр. Архитектура |
14.Порядок придания зданиям общежитий квартирного типа статуса жилых домов |
1998 г. | Адм. прав. упр Управление по учету и распред. жил |
15. Порядок обмена жилья, превышающего социальную нор- му площади на жилье в преде- лах социальной нормы. |
1997 г. | Администр. прав. управл, управл. по учету и распр. жилья |
16. Программа ликвидации ветхого жилищного фонда го- рода |
1997 г. | КУИ, архитектура, управление ор- ганизации строи- тельства управление по учету и распре- делен. жилой пл-ди Комплекс ЖКХ |
17. Комплект нормативно-пра- вовых актов, стимули- рующих ресурсосбережения при предоставлении жилищно-ком- мунальных услуг населению. |
1997- 1998 г.г. |
Комплекс ЖКХ, администр.- правовое упр. |
18. Городская программа "Энергосбережение" |
Разработана |
-"- |
Примечание: Приведенный перечень нормативно-правовых актов не носит исчерпывающего характера и подлежит уточнению на этапах реформирования ЖКХ.
V. Организационное обеспечение реализации программы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города
Организация работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
- образование в структуре администрации города постоянно действующей рабочей группы для координации работы по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города;
- реорганизация структуры комитета жилищно-коммунального хозяйства в Управление жилищно-коммунального хозяйства, основными задачами которого являются:
а) обеспечение тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг;
б) формирование и реализация программ реконструкции и модернизации жилищного фонда, энергосбережения, развития водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидации ветхого жилищного фонда и др.;
в) расчет нормативов средств, необходимых для функционирования жилищно-коммунального хозяйства города, распределение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ;
г) создание системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;
д) формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья
е) контроль за деятельностью предприятий - естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг;
ж) формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья;
з) формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья и оказания коммунальных услуг;
- разделение функций: собственника муниципального жилья - управляющей организации по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, городских территорий - подрядных организаций;
- завершение в течение 1997-1998 г.г. передачи из государственной в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;
- организация взаимоотношений и координация действий при реализации программы реформирования ЖКХ с администрацией Костромской области, антимонопольным управлением, организациями, общественными организациями и движениями;
- организация подготовки и переподготовки кадров специалистов для Службы Заказчика, подрядных организаций и предприятий, правлений товариществ собственников жилья;
- организация обмена опытом и консультаций по вопросам реформирования ЖКХ с близлежащими городами и регионами.
VI. Информационное обеспечение хода реформ в жилищно-коммунальной сфере
Успешное проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве невозможно без целенаправленной работы по обеспечению информирования населения о целях и задачах реформ, о ходе и путях ее реализации.
Реформа должна базироваться на политике вовлечения населения в обсуждение и решение возникающих проблем, на учете отношений населения к предлагаемым органами местного самоуправления мерам по обеспечению жизнедеятельности городского жилищно-коммунального хозяйства, исходя из складывающейся социально-экономической ситуации и возможностей городского бюджета.
Для реализации данной цели предлагается:
- организация семинаров, конференций, "прямого эфира", "круглых столов", проведение собраний граждан по месту работы, жительства по проблемам реализации реформы;
- систематическое доведение до населения города через все имеющиеся средства массовой информации сведений о принимаемых органами местного самоуправления нормативно-правовых актах по проведению реформы в жилищно-коммунальной сфере, разъяснение их содержания и механизма исполнения;
разработать и осуществить долгосрочную программу взаимодействия органов местного самоуправления и населения города по вопросам проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, эффективного учета и согласование интересов и возможностей различных групп населения, обеспечения доступности информации каждому гражданину города;
- привлечение общественных объединений, союзов: движений: ассоциаций: партий, инициативных групп граждан к обсуждению хода реформ и решению возникающих проблем;
- проведение социологических исследований, опросов, общественного мнения, анкетирования по отдельным проблемам реформ.
VII. Мониторинг хода реформы ЖКХ
Предусматривается формирование следующих основных показателей мониторинга хода реформы:
7.1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
7.2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим тарифам и ставкам на 1 кв. метр.
7.3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением:
- доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе до 3-х месяцев, до 6-ти месяцев, свыше 6-ти месяцев;
- фактический сбор жилищно-коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период.
7.4. Жилищные субсидии:
- число семей, которым предоставлены жилищные субсидии;
- доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде;
- сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц)
- сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно-коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде.
7.5. Бюджетные дотации:
- общая сумма дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в расходной части бюджета города, в том числе:
- доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья;
- доля дотаций на капитальный ремонт;
- доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию;
- доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования.
7.6. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе.
7.7. Общая площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд) в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда.
7.8. Товарищества собственников жилья:
- общее число зарегистрированных ТСЖ;
- число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление;
- число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок.
7.9. Справочная информация:
- данные о среднедушевом доходе;
- величина прожиточного минимума;
- доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума.
VIII. Этапы реализации программы
В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагается три этапа реализации реформы:
I этап: 1997-1998 г.г. предусматривается:
- разработка нормативно-правовой базы реализации концепции;
Срок - IV квартал 1997 г. - 1998 г.
- разграничение функций собственника, управляющей организации (Служба Заказчика) и обслуживающих предприятий в муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
Срок - IV квартал 1997 г. - I полугодие 1998 г.
- Создание единого центра по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- введение для населения единой унифицированной форы# квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг. Срок 1 п.г. 1998 г.
- переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма и обслуживания жилья;
Срок - 1997-1998 г.г.
- организация конкурсов среди предприятий и организаций на предоставление услуг населению:
а) уборка территорий; начиная со 2 квартала
б) капитальный ремонт жилищного фонда; 1998 г.
в) обслуживание лифтов; _ " _
г) обслуживание электроплит; _ " _
д) обслуживание антенного хозяйства; _ " _
ж) сбор и вывоз твердо-бытовых отходов; _ " _
з) обслуживание и содержание жилья - со 2 полугодия 1998 г.
Доведение доли муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе к концу 1998 года до 20%;
- начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг, затрат на капитальный ремонт, дифференциация платы за найм;
Срок с 01.01.98 г.
- обеспечение контроля за обоснованностью и уровнем тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;
Срок - начиная с III квартала 1997 года.
- начало дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от качества и места расположения жилья;
Срок - с IV квартала 1997 г.
- реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями, являющимися естественными монополистами;
- начало работы по установке приборов учета потребления ресурсов в жилищном фонде (согласно утвержденной городской программы "Энергосбережение");
- организация подготовки и переобучения кадров для работы в Службе Заказчика, подрядных организациях и товариществах собственников жилья;
Срок - с IV квартала 1997 г. - постоянно.
- организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья.
II этап. 1999-2000 г.г. предусматривается:
- переход на обслуживание государственного и муниципального жилищного фонда на конкурсной основе;
- организационное и методическое содействие массовому созданию ТСЖ, включая помощь в обучении кадров;
- переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения. Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения;
- начало постепенного включения затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость жилищных услуг;
- переход к повсеместной к установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде.
III этап. 2001-2003 г.г. предполагается:
- завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) и коммунальных услуг, в части покрытия экономически обоснованных затрат;
- повсеместная установка счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде;
- ТСЖ становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами;
- завершение внедрения механизма обязательного страхования жиль#;
- создание условий для привлечения кредитных средств на развитие городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных форм и источников инвестиций.
Задачи и функции "Службы единого заказчика по ЖКУ"
1. Основные задачи службы:
- подбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном фонде жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление ЖКУ заданного качества, количества и стоимости;
- обеспечение контроля за предоставление ЖКУ их оплаты;
- обеспечение условий по устойчивому функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города;
- организация содержания, обслуживания и ремонта объектов жилищного фонда, благоустройства и инженерных сетей;
- обеспечение взаимодействия предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
2. Основные функции службы
2.1. Принимает от комитета по управлению имуществом объекты жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности в оперативное управление (жилищный фонд с придомовыми территориями, дороги, тротуары, газоны улиц и проездов, набережные, парки, скверы, объекты внешнего благоустройства, кладбища, свалки мусора, инженерные сети и объекты).
2.2. Заключает договоры:
- подряда с жилищно-эксплуатационными предприятиями на содержание, текущее обслуживание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий;
- подряда с ремонтно-эксплуатационными, специализированными организациями на обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, внутридомовых систем газообеспечения, электроплит в жилых домах, систем телерадиовещания, телефонной связи, дымоудаления и пожаротушения, городских дорог, тротуаров, проездов, газонов, улиц, магистралей, набережных, парков, скверов, пляжей, объектов внешнего благоустройства, кладбищ, свалок мусора;
- подряда с предприятиями на аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей;
- подряда со специализированными организациями на санитарную очистку, благоустройство, озеленение города, ритуальные услуги населению;
- с ресурсонабжающими предприятиями на предоставление услуг населению по водоснабжению и водоотведению, тепло, газо, электроснабжению;
- найма жилых помещений в муниципальной собственности, технического обслуживания жилых и нежилых приватизируемых или арендуемых помещений;
- подряда с ремонтно-строительными предприятиями на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы;
2.3. Организует расчет, сбор и распределение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;
2.4. Осуществляет консолидацию финансовых потоков для формирования денежных средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами;
2.5. Организует работу по регистрационному учету населения в паспортно-визовой службе города, ведет учет населения, проживающего в муниципальном и обслуживаемом жилищном фонде;
2.6. Предоставляет гражданам субсидии на оплату ЖКУ (передается от комитета по приватизации жилья и жилищным субсидиям по мере становления службы - в 1998 году);
2.7. Готовит предложения о финансировании из городского бюджета работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
2.8. Участвует в работе по приемке вновь построенных домов, а также жилых домов государственного (ведомственного) жилья в муниципальную собственность города;
2.9. Организует взаимодействие предприятий и организаций при решении оперативных вопросов сохранности жилья, подготовки к сезонной эксплуатации, обеспечения стабильной и безаварийной работы систем жизнеобеспечения города;
2.10. Разрабатывает предложения по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и организаций;
2.11. Организует сбор, обработку и анализ оперативной информации о состоянии объектов городского хозяйства, систем жизнеобеспечения;
2.12. Координирует разработку и внедрение автоматизированных систем обработки информации, управления, учета и контроля за деятельностью предприятий;
2.13. Рассматривает предложения, заявления и жалобы организаций и граждан по жилищным вопросам.
З. Для обеспечения эффективности своей деятельности служба Заказчика:
- заключает договоры на управление и обслуживание товариществ собственников жилья, ЖСК, МЖК;
- обеспечивает централизованное материально-техническое снабжение подрядчиков по содержанию и ремонту жилья, объектов социальной сферы, благоустройства;
- готовит специалистов по управлению домовладениями товариществ собственников жилья, ЖСК;
- оказывает платные услуги по поставкам материалов, сбору платежей, обработке бухгалтерской документации и др.;
- оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам по изготовлению копий документов, справок, ксерокопированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы города Костромы от 28 апреля 1998 г. N 104 "О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Думы города Костромы от 29 мая 2003 г. N 152 настоящее решение признано утратившим силу