Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная целевая программа
"Переселение граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы"
(одобрена постановлением Губернатора Костромской области от 22 мая 2003 г. N 240)
Паспорт Региональной целевой программы
"Переселение граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы"
Наименование программы - Региональная целевая программа "Переселение
граждан Костромской области из ветхого и
аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы"
Наименование, - Постановление Правительства Российской Феде-
номер и дата рации N 33 от 22 января 2002 г. и постановление
принятия решения о Правительства Российской Федерации "О федеральной
разработке программы целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы от
17 сентября 2001 г. N 675"
Основной заказчик - Администрация Костромской области
программы
Основной - Управление жилищно-коммунального хозяйства ад-
разработчик программы министрации Костромской области
Цели и задачи - Основными целями программы являются:
программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного
проживания;
- ликвидация до 2005 года включительно существующего
в настоящее время аварийного и до 2010 года вет-
хого жилищного фонда, признанного таковым в
2000 году.
Для реализации данных целей необходимо решить сле-
дующие основные задачи:
- подготовка условий и разработка механизма для
переселения граждан из ветхого и аварийного жилищ-
ного фонда;
- обеспечение формирования обязательств собственника
жилищного фонда относительно не только состояния
жилищного фонда, но и его восстановления;
- оптимизация развития территорий, занятых в нас-
тоящее время ветхим жилищным фондом.
Сроки и этапы 2003-2010 годы:
реализации 1-й этап - 2003-2005 годы
программы 2-й этап 2006-2010 годы
Перечень - Формирование законодательной и нормативной
основных мероприятий базы для предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса или реконструк-
ции жилищного фонда и этапов переселения
граждан;
- Привлечение и аккумулирование бюджетных и вне-
бюджетных финансовых ресурсов для реализации
программы;
- Формирование маневренного фонда для временного
отселения граждан из домов, подлежащих рекон-
струкции;
- Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и
аварийного жилищного фонда;
- Оптимизация развития освободившихся земельных
участков; создание рыночных механизмов стра-
хования для минимизации финансовых рисков
собственников жилья.
Исполнители - Государственное учреждение "Управление
программы и основных "Облкоммунзаказчик", администрации
мероприятий муниципальных образований Костромской
области
Объемы и источники - Общий объем финансирования - 1886,6 млн. руб.
финансирования (в ценах 2000 г.), из них предполагается
привлечь 60% бюджетных средств (10% из феде-
рального бюджета, 50% из регионального и муни-
ципального бюджетов) и 40% внебюджетных средств.
Ожидаемые - Переселение из ветхого и аварийного жилищного
конечные результаты фонда в новое жилье более 7,555 тыс. граждан;
реализации программы улучшение жилищных условий за счет реконструк-
ции жилищного фонда свыше 14 тыс. человек.
- Разработка механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов в решении сложных
социальных проблем;
- Выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений, неп-
ригодных для постоянного проживания.
Система организации - Управление жилищно-коммунального хозяйства
контроля за администрации Костромской области осуществляет
исполнением общую координацию и мониторинг работ, формирует
программы нормативную базу, управляет потоками денежных
средств, выделяемых из федерального и областного
бюджета.
- Администрации городов и районов Костромской об-
ласти организуют работу по реализации программы
в рамках своих полномочий, решают вопросы бюд-
жетного финансирования программы из местного
бюджета; осуществляют контроль за выполнением
программы на местном уровне, организуют работу
межведомственных комиссий по установлению жилищ,
непригодных для проживания, участвуют в подготовке
предложений по порядку переселения граждан.
Введение
Региональная целевая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда направлена на ликвидацию до 2005 года включительно существующего в настоящее время аварийного и до 2010 года ветхого жилищного фонда, обоснованно признанного таковым в 2000 году. Для реализации данной цели должны быть созданы правовые, нормативные, методологические и организационные условия, механизмы консолидации и использования финансовых ресурсов, обеспечивающие реализацию программы.
На ликвидацию существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, с учетом среднесложившейся стоимости затрат на переселение граждан на территории Костромской области, в соответствии с утвержденным реестром необходимо (в ценах середины 2000 года) 1886,6 млн. руб. Фактически же потребность, с учетом наличия не проинвентаризированного ветхого и аварийного жилищного фонда, составляет около 2220 млн. рублей.
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда основывается на применении общих методологических принципов, правовых основ и финансовых механизмов ликвидации ветхого фонда, мер государственной поддержки, обеспечивающих положительные результаты в достижении поставленной цели. В то же время, конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению людей и ликвидации ветхого и аварийного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских, поселковых территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, лежит на органах местного самоуправления.
Гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде области, следует предоставлять конкретную жилую площадь, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства.
Основной задачей в решении проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда области является обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами. Главная идея, которая закладывается в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, состоит в том, что федеральная и областная финансовая поддержка будет оказываться тем городам и районам, которые смогли привлечь к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Программа предусматривает федеральные, региональные, муниципальные и внебюджетные ресурсы для ее реализации. При общей оценке стоимости программы в 2220 млн. рублей предполагается, что первые два года она будет финансироваться, в основном, за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время необходимые методические и организационные крупномасштабного привлечения внебюджетных реализации программы.
Для успешной реализации программы ориентироваться на выполнение контрольных цифр, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Год | Привлекаемые средства (млн. руб.) |
Из них бюджетные (млн. руб.) | ||
Всего | в том числе: | |||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
|||
2003 | 368,913 | 221,35 | 36,89 | 92,23 |
2004 | 399,677 | 239,806 | 39,97 | 99,92 |
2005 | 234,487 | 140,692 | 23,45 | 58,62 |
2006-2010 | 883,521 | 530,112 | 88,35 | 220,88 |
Итого: | 1886,6 | 1131,96 | 188,66 | 471,65 |
В программе переселения граждан Костромской области из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2003-2010 годах объем финансирования принят, с учетом дотационности региона и возможности областного бюджета, в соотношении: 10% из федерального бюджета, 50% из областного и муниципального бюджетов, 40% из внебюджетных источников от общей стоимости мероприятий программы. Данные о распределении финансирования из федерального, областного и муниципального бюджетов приведены в приложении 5.
Главным принципом распределения федеральных и областных ресурсов для реализации программы в городах и районах области будет принцип совместного финансирования. Чем больше ресурсов для реализации программы сможет привлечь город, район, тем больший размер финансовой помощи будет предоставляться городу, району из федерального и областного бюджетов.
В настоящее время около 2,8% населения Костромской области проживает в ветхих и аварийных жилых домах, не приспособленных и нередко опасных для нормального проживания. В целом это на 1,3% больше среднероссийского показателя.
Государство в соответствии с действующим законодательством гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и технически требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного Кодекса РСФСР). При этом существующая правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты жилищной недвижимости.
При разработке программы концептуально принимается положение об ответственности государства за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это положение, безусловно, оправдано с социальной точки зрения, поскольку граждане, проживающие в ветхих и аварийных домах, в основном, не в состоянии сегодня самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Кроме того, следует признать прямую ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья, поскольку до недавнего времени оно являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.
Задача программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в области заключается в том, чтобы оценить масштаб проблемы, определить методологию ее решения, объем необходимых финансовых ресурсов, пути их привлечения, в первую очередь имея ввиду# внебюджетные средства, а также пути и размеры федеральной и региональной поддержки городов и районов области.
Одновременно предстоит обеспечить формирование ответственности собственника жилищного фонда не только за состояние жилищного фонда, но и за его восстановление в случае физического износа или аварийного разрушения, создать рыночные механизмы страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья. После выполнения государством обязательств, определенных данной программой, перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде, в дальнейшем проблема переселения должна рассматриваться как проблема собственника жилищного фонда, а не государства.
Источники финансирования, направления расходования |
Объем финансовых ресурсов в ценах 2000 года, млн. руб. |
||
На период реализации |
Этапы | ||
1 | 2 | ||
Всего, в том числе Федеральный бюджет 10% Областной бюджет 25% Муниципальный бюджет 25% Внебюджетные источники 40% |
1886,6 188,66 471,65 754,64 |
1156,9 115,69 289,225 462,76 |
729,7 72,97 182,425 291,88 |
Капитальные вложения, в том числе Федеральный бюджет Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные источники |
1886,578 188,643 471,65 471,65 754,64 |
1156,891 115,676 289,225 289,225 462,76 |
729,692 72,962 182,425 182,425 291,88 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе Федеральный бюджет Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные источники |
0,017 0,017 - - - |
0,009 0,009 - - - |
0,008 0,008 - - - |
Прочие текущие расходы, в том числе Федеральный бюджет Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные источники |
0,005 0,005 - - - |
0,005 0,005 - - - |
- - - - - |
Региональная целевая программа "Переселение граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 33 от 22 января 2002 г. и является одной из приоритетных социально-экономических программ региона и постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы от 17 сентября 2001 года N 675,
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Программа "Переселение граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" имеет главную цель - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации прав на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям..
1.2. Более 21,6 тыс. человек (свыше 2, 7% населения области) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Количество семей, проживающих в указанных домах, составляют более 12% от численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхих и аварийных жилищ в регионе составляет по данным БТИ 474,4 тыс. кв. м или 2,9% жилищного фонда области. Указанная суммарная площадь аварийного и ветхого жилищного фонда в 4 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в Костромской области за счет всех источников финансирования. Фактически же его количество значительно (в 1,5-2 раза) больше, в виду того, что из-за недостатка финансовых средств, в последние годы переоценка основных фондов жилья не производилась.
В ближайшие 2-3 года ожидается дальнейший рост ветхого и аварийного жилфонда, в связи со значительными объемами недоремонтов жилья в течение 1991-2002 годов из-за дефицита финансовых средств, приемки ведомственного жилищного фонда в крайне неудовлетворительном состоянии, особенно лесных поселков от лесопромышленного комплекса и от АПК. По этим причинам интенсивность износа жилых домов возросла в несколько раз.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех городах и районах области. Их количество в муниципальных образованиях области распределяется неравномерно: от 0,007% всего жилищного фонда в Судиславском районе до 0,54% в г. Костроме (приложение 1 "Реестр ветхого и аварийного жилищного фонда по формам собственности, количеству проживающих в разрезе административных образований Костромской области").
Распределение существующего ветхого и аварийного жилищного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них имеет общие тенденции для большинства муниципальных образований.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Достаточно велика также доля приватизированных квартир в этом фонде. Существенную долю (18,4%) в ветхом и аварийном жилье занимает частный индивидуальный фонд. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Значительный удельный вес в общей структуре ветхого и аварийного жилья занимает муниципальный (57,7%) и частный (18,4%) жилищный фонд. На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций ЛПК, АПК и других ведомств, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в области.
1.3. Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного Кодекса РСФСР). Законодательное определение ветхого и аварийного жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты жилищной недвижимости.
1.4. До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало должной системы эксплуатации и реновации, в результате чего обязанность замены жилого помещения в случае ветшания или аварийного состояния лежит на государстве, а не на собственнике этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.
1.5. Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов и населенных пунктов области, сдерживает развитие городской и районной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов и райцентров региона. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях городов и населенных пунктов сдерживают часто как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
1.6. Исходя из существующих размеров ветхого и аварийного жилищного фонда (474,4 тыс. кв. м по данным БТИ на 01.01.2000 г.), а также средне сложившейся стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах области в целом необходимо (в ценах 2000 г.) 1886,6 млн. руб. Учитывая, что фактическое наличие ветхого и аварийного жилищного фонда по оценке специалистов составляет в настоящее время около 712 тыс. кв. м и интенсивность износа принятого от ведомств в 1998-2000 годах жилфонда (1918,9 тыс. кв.) в крайне неудовлетворительном состоянии, резко возросла, общая сумма затрат на переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 2,22 млрд. руб.
2. Основные цели и задачи программы
2.1. Основными целями программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Костромской области являются:
- обеспечение граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, благоустроенным жильем;
- ликвидация до 2005 года включительно существующего аварийного (с учетом прироста) и до 2010 года ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.
2.2. В рамках реализации программы необходимо решить следующие задачи:
- формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
- обеспечение формирования обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
- формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
- выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами, в том числе через предоставление жилищных сертификатов;
- учет региональной специфики решаемой проблемы;
- оказание финансовой поддержки городам и районам области (за счет средств федерального и областного бюджета), которые смогли привлечь к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- учет существенно разных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных муниципальных образованиях (например, возможностей областного центра, крупных промышленных городов и малых городов, сельских муниципальных образований);
- взаимосвязь программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья, при определении методологии и объемов финансовой поддержки за счет федеральных и областных ресурсов.
2.3. Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Костромской области включает в себя два уровня решения проблемы переселения:
- региональный уровень: региональная целевая программа определяет временные контуры решения проблемы в масштабе области, формирует территориальную законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координирует сроки реализации данной программы с другими региональными программами, определяет принципы и методы государственной поддержки (включая федеральную компоненту);
- уровень муниципального образования: муниципальные программы должны содержать конкретные планы действий органов местного самоуправления, систему привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, организацию системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами, данные конкретных адресов объектов строительства, реконструкции, завершения строительства высокой степени готовности, вторичного рынка жилья и т.д., планируемых для вложения средств всех источников финансирования программы переселения.
3. Сроки и этапы реализации программы
3.1. Региональная целевая программа переселения граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2003-2010 годов. Эти же сроки распространяются на реализацию программ в городах и районах области.
3.2. Реализация программы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет происходить, в основном, за счет бюджетных средств. В тоже время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа программы.
3.3. На первом этапе (2003-2005 годы) предусматривается создать необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач программы:
- упорядочение методологических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса и (или) реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, собственно, очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование в целевых бюджетных фондах финансовых ресурсов для реализации программы;
- формирование обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по его восстановлению в случае физического износа или аварийного разрушения;
- решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 году преимущественно и в последующие годы первого этапа частично будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
3.4. Второй этап программы (2006-2010 годы) предусматривает реализацию задач по переселению граждан и ликвидацию ветхого жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
3.5. В целях последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах общий объем выполнения работ по переселению граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда разбивается на подэтапы, срок каждого из которых" составляет один год (приложение N 2).
Кроме того, управление реализацией программы будет осуществляться ежегодно по планам реализации программы, которые готовятся на каждом из двух уровней: муниципальном, региональном.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Костромской области включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде области;
- финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение
4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день отсутствуют.
Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному должны быть едины в масштабах Российской Федерации. В рамках данной программы в Костромской области в 1 полугодии 2003 года предусматривается разработка и утверждение Положения по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, на основании аналогичного нормативного акта, которое будет утверждено Правительством Российской Федерации в этот же период.
При разработке программы переселения граждан области из ветхого и аварийного жилья предусматривалось выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или делать это экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, в городах и районах области в рамках формирования программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда составлен реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточнен объем такого жилья и, соответственно, численность проживающего в нем населения (приложение N 1).
4.1.2. Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда области решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместной компетенции Российской Федерации и Костромской области. Реализация программ каждого города и района области должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
В процессе формирования данной региональной программы органам местного самоуправления области предложено отразить в местных нормативных актах, используемых при разработке муниципальных программ, следующие положения:
- граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном ветхом и аварийном жилищном фонде и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений, определенной законом, в муниципальном или государственном жилье социального назначения;
- граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений; возможно также, что граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, будут иметь право передать это жилье в собственность муниципалитетов и получить бесплатное жилье в пределах нормы предоставления жилых помещений на условиях социального найма с сохранением права на последующую приватизацию этого жилья при условии внесения изменений в законодательство;
- если граждане, проживающие в ветхом или аварийном жилищном фонде, хотят получить жилье большей площади, они обязаны оплатить разницу между стоимостью желаемого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
- очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно очередностью сноса того или иного ветхого строения; очередность сноса в первую очередь, строений, отнесенных к ветхим, определяется, требованиями плана развития территории.
4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Дня переселения граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед указанными гражданами. Такой механизм предполагает, что муниципалитет представляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, полученным муниципалитетом в новом строительстве от застройщика за предоставление земельного участка и подключение к городской (поселковой) инфраструктуре;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
- жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Муниципальная программа должна определить критерий выбора того или иного вида жилищного фонда. Главным критерием должна стать стоимость жилья. Она должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. С этой точки зрения следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно вторичное использование муниципального жилья;
б) приобретение муниципалитетом жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья;
в) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для социального использования;
г) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно социального типа.
4.1.4. Разработка механизмов улучшения жилищных условий граждан в случае реконструкции ветхого жилищного фонда
Данной программой предусматривается, что в случае реконструкции ветхого жилищного фонда собственники жилых помещений могут быть заинтересованы в том, чтобы после завершения реконструкции вернуться в принадлежащее им помещение. Для реализации этого намечается создание муниципального маневренного фонда в городах и районах области с разработкой и утверждением правил его предоставления на условиях срочного найма. Аналогичная процедура вводится и для граждан, занимающих жилые помещения на условиях найма. Однако, в этом случае вопрос о судьбе реконструируемых помещений будет решать не наниматель, а собственник жилищного фонда. Необходимый размер площадей маневренного жилищного фонда по городам и районам области указан в приложении N 3 настоящей программы.
4.1.5. Формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
В процессе выполнения программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда области в 2003-2010 годах и содержания жилфонда в последующие годы, важным условием решения этих проблем является формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, которое позволит решить две задачи:
- восстанавливать жилищный фонд в связи с естественным ветшанием и обеспечивать его содержание в надлежащем состоянии;
- снизить риски собственников жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
Решение первой задачи связано с включением амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат по содержанию жилья, которые дают возможность собственнику (собственникам) жилья манипулировать издержки на реновацию жилищного фонда в связи с его естественным ветшанием. Для жилищного фонда, находящегося в частной форме собственности, задача реновации жилья должна решаться самим собственником.
Решение второй задачи связано с созданием механизмов страхования жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных явлений позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансов муниципальных образований области. Создание института страхования жилья не только освободит бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и сформирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
4.2. Финансово-инвестиционное обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда области формируются в рамках федеральной, региональной и муниципальных программ и состоят в общем случае из двух главных источников: бюджетных и внебюджетных.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Порядок и механизм использования средств федерального бюджета определяются соглашением (договором), заключаемым между Госстроем России и администрацией Костромской области.
Бюджетными ресурсами являются:
- средства федерального, регионального и местного бюджетов, направленные на финансирование программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- средства, сэкономленные за счет сокращения бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства при реализации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Синхронизация сроков проведения мероприятий по повышению уровня оплаты населением полной стоимости жилищно-коммунальных услуг с мероприятиями по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит использовать часть высвобождающихся бюджетных средств для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- средства муниципальных образований, образующихся как оплата права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде передаваемых застройщиками городу (району) квартир во вновь построенных домах;
- средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в центре населенного пункта, где расположен ветхий и аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство, являющееся одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда области, не задействованных в настоящее время;
- средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая отражает качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация их значения - в максимальной степени ориентироваться на рыночную ситуацию.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления в соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда" (утверждены Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02.12.1996 N 17-152). В каждом муниципальном образовании области, где реализуется программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, рекомендовано ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю финансовых средств от платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан;
- поступления из других целевых программ, направленных на решение задач переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
При использовании бюджетных ресурсов должны учитываться следующие особенности:
1. Бюджетные ресурсы характеризуются нестабильностью, а следовательно, большими коммерческими рисками, а также относительной незначительностью размеров. В тоже время механизм их использования наиболее прост.
2. Бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источникам на первом этапе реализации программы, в дальнейшем их доля в финансировании программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет сокращаться.
3. Ресурсы муниципальных образований в виде квартир образуются за счет большой разницы между продажной стоимостью жилья и его себестоимостью. Главная причина этого заключается в искаженной себестоимости жилья, куда в данном случае не включается стоимость земли под строительство и возможно стоимость подключения к городской инженерной инфраструктуре, которые оцениваются числом передаваемых муниципалитету квартир. Этот ресурс малоэффективен, т.к. искажает реальную рыночную, стоимость жилья.
4. При подготовке конкурсной продажи земельных участков муниципальным образованиям области рекомендуется начинать с самых престижных участков, которые пользуются наибольшим коммерческим спросом.
5. Условия проектирования и строительства должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования региональной программы, относятся:
- кредиты банков;
- облигационные займы;
- платежи от конкурсной продажи в собственность или долгосрочной аренды земельных участков, где расположен ликвидируемый жилищный фонд;
- платежи населения в виде платы за наем муниципального жилья, с учетом его потребительских качеств, для использования на его реновацию;
- средства предприятий, заинтересованных в реализации программы;
- свободные денежные средства населения.
4.2.3. Консолидация финансовых ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Реализация данной целевой программы, координация выполнения муниципальных и других региональных целевых программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возлагается на регионального заказчика программы в лице ГУ "Управление "Облкоммунзаказчик". Для консолидации всех финансовых ресурсов, направляемых затем на реализацию целевой программы, региональный заказчик откроет специальный расчетный счет, играющий роль областного бюджетного фонда, с которого расходование средств будет осуществляться:
- на проведение мероприятий, приводящих к повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерной инфраструктурой);
- на привлечение заемных средств и обслуживание долга (заемщиком должен выступать орган местного самоуправления). Доходы от эмиссии должны поступать в целевой бюджетный фонд. Расходы по погашению и обслуживанию долга должны поступать из целевого бюджетного фонда;
Для организации целевого бюджетного фонда до конца 2003 года предусматривается разработка региональной и местной нормативно-правовой -базы, регламентирующей его деятельность. Данные документы будут включать:
- процедуру управления реализацией как региональной, так и муниципальными программами;
- процедуру распределения средств регионального целевого бюджетного фонда и расходования средств муниципальных целевых бюджетных фондов.
Величина средств регионального целевого бюджетного фонда будет утверждаться областной Думой в рамках обычных процедур утверждения бюджета. При этом в составе средств регионального целевого бюджетного фонда также учитываются средства, которые будут получены из федеральных источников.
Источниками средств, направляемых в региональный целевой бюджетный фонд, являются поступления из федерального и регионального бюджетов. Источниками формирования муниципальных бюджетных фондов являются поступления из регионального целевого бюджетного фонда и поступления из муниципального бюджета.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.3.1. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован аварийный и ветхий жилой фонд
Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, целесообразно проводить в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
- кредиты банков;
- муниципальные облигационные займы;
- капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
С целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации программы необходимо дополнить "Порядок организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 808, нормами, в соответствии с которыми покупатель приобретает земельный участок (лот) вместе с расположенными на нем зданиями на условиях, выдвинутых продавцом (к таким условиям может относиться расселение граждан, проведение мероприятий по реконструкции, инженерное благоустройство и др.).
5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Расходы на реализацию региональной программы переселения граждан в соответствии с утвержденным реестром составят 1,886 млрд. руб. (в ценах 2000 года). Однако, учитывая, что за последние 3 года от ведомств принято на баланс муниципалитетов большое количество жилья (1918309,5 кв. м), в том числе значительная часть ветхого и аварийного, которая осталась не охвачена инвентаризацией, средств на реализацию программы потребуется в сумме 2,22 млрд. руб.
Предполагается, что первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. Первоначально предусматривается финансирование завершения строительства объектов жилищного фонда, включенных в программу, имеющих высокую степень готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации региональной программы. Планируется, что бюджетные средства (бюджетов всех уровней) на реализацию программы составят 60%, а 40% программы будет профинансировано из привлеченных внебюджетных источников. Распределение объемов финансирования в разрезе городов и районов области представлено в приложении N 5.
С учетом реализации региональной целевой программы в течение 10 лет средние годовые расходы на эти цели составят около 230 млн. руб. (Для сравнения: объем бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства области в 2000 году составил 556,1 млн. руб.).
Кроме того, финансирование переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться в рамках других федеральных программ, предусматривающих переселение.
Для успешной реализации программы, необходимо ориентироваться на выполнение контрольных цифр, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Год | Привлекаемые средства, млн. руб. |
Из них бюджетные (млн. руб.) | ||||||
в соотв. с утвер- жденн. реест- ром*) |
по фак- тическ. потреб- ности**) |
Всего | в том числе: | |||||
в соотв. с утвер- жденн. реес- тром) |
по фак- тическ. потреб- ности) |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
|||||
в соотв. с утвержд. реестром |
по фактич. потребности |
в соотв. с утвержд. реестром |
по фактич. потребности |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2003 | 368,913 | 211,43 | 221,35 | 148,02 | 36,89 | 21,14 | 92,23 | 52,85 |
2004 | 399,677 | 323,37 | 239,80 | 226,35 | 39,97 | 32,34 | 99,92 | 80,85 |
2005 | 234,487 | 394,94 | 140,69 | 276,46 | 23,45 | 39,49 | 58,62 | 98,74 |
2006- 2010 |
883,521 |
1290,7 |
530,12 |
903,52 |
88,35 |
129,07 |
220,88 |
322,67 |
Итого: | 1886,6 | 2220,5 | 1131,96 | 1554,37 | 188,66 | 222,04 | 471,65 | 555,11 |
*) Графа 2 - в соответствии с реестром (по данным БТИ)
**) Графа 3 отражает потребность финансовых средств на выполнение программы с учетом не выявленных на 01.01.2001 г. объемов жилья в связи с отсутствием инвентаризационных работ за последние 10 лет и в связи с фактическим состоянием такового.
5.2. Выполнение программы предусматривает также использование федеральных и областных ресурсов для стимулирования работы отдельных территорий для выравнивания возможностей различных муниципалитетов с учетом значимости объективно существующих факторов. С учетом реального финансирования региональных целевых программ средства федерального бюджета составят около 10% от общей стоимости программы или около 222,04 млн. руб., областного 25% или 555,11 млн. рублей.
5.3. По годам в рамках реализации программы должны быть обеспечены следующие показатели по привлечению внебюджетных ресурсов:
Таблица 2
Год | Внебюджетные средства (млн. руб.), в том числе |
|
на объемы ветхого и аварийного жилья в соответствии с утвержденным реестром |
на объемы ветхого и аварийного жилья по фактической потребности |
|
2003 | 147,56 | 84,57 |
2004 | 159,87 | 129,34 |
2005 | 93,79 | 157,97 |
2006- 2010 |
353,40 |
516,27 |
Итого: | 754,62 | 888,2 |
5.4. Основными критериями распределения федеральных и областных ресурсов являются:
- наличие разработанной и утвержденной региональной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе по муниципальным образованиям;
- наличие унифицированной региональной и местной нормативно-методической базы, положения которой соответствуют друг другу;
- объем внебюджетных ассигнований, который позволяет определить эффективность программы с точки зрения частных инвесторов;
- возможности привлечения внебюджетных ресурсов для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- соотношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к общему объему средств, необходимых для финансирования программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в регионе и в муниципальном образовании;
- участие региона в других социальных федеральных программах, предусматривающих переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Однако с учетом названных факторов размер федерального финансирования конкретной региональной программы не может превышать 10% от общей стоимости ее реализации.
6. Механизм реализации программы
Реализация программы включает в себя следующие уровни: федеральный, областной и муниципальный.
6.1. Задачи федерального уровня:
- формирование правовой, нормативной методологической базы для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- создание и поддержание эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для реализации целей программы;
- мониторинг целевого использования бюджетных средств.
6.2. Задачи областного уровня:
- формирование сводной региональной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на основе обобщения представляемых органами местного самоуправления перечней ветхих и аварийных жилых домов (с указанием объемов такого жилья и численности проживающего в нем населения);
- определение приоритетов выполнения отдельных частей данной программы, в т.ч. способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;
- стимулирование процессов передачи ведомственного жилищного фонда;
- составление отчета органом, управляющим средствами целевого бюджетного фонда, об исполнении бюджета данного фонда. В отчет должна включаться информация о составленной сводной региональной программе по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, объеме направленных на реализацию муниципальных программ средств, результатах мониторинга данных муниципальных программ; расходовании средств;
- проведение ежегодного мониторинга целевого использования полученных из регионального целевого бюджетного фонда средств и соблюдения соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены средства из целевого бюджетного фонда.
6.3. Задачи муниципального уровня:
- формирование муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, включающей следующие показатели: срок окупаемости, объем требуемых инвестиций, объем внебюджетных ресурсов; разбивку ее на составные части с учетом выполнения работ по завершению объектов жилищного фонда высокой степени готовности, по строительству, по реконструкции и т.д.;
- создание необходимой нормативно-правовой базы (в т.ч. регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфрастуктурой и т.д.), соответствующей типовой, утвержденной администрацией области.
7. Организация управления программой
7.1. Система управления программой переселения граждан Костромской области из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя методологический центр в лице управления ЖКХ администрации области и органов местного самоуправления. Функции элементов системы управления программой распределяются следующим образом.
7.1.1. Управление ЖКХ администрации области осуществляет общую координацию и мониторинг работ, формирует нормативную базу, определяет принципы предоставления городам и районам области денежных средств, выделяемых из федерального и областного бюджета, и отвечает за их эффективное использование.
Разрабатывает и формирует методические материалы для исполнителей программы в органах местного самоуправления.
7.1.2. Администрация Костромской области организует работу по реализации программы в рамках своих властных полномочий, решает вопросы бюджетного финансирования программы на- региональном уровне, включая вопросы межбюджетных отношений "Регион -муниципальное образование". Органы исполнительной власти администрации области принимают участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, рассматривают, утверждают и контролируют порядок переселения граждан из ветхих и аварийных домов. В их компетенцию входит управление предоставлением муниципальным образованиям государственной помощи в пределах имеющихся ресурсов (включая как федеральную компоненту, так и бюджетные средства региона).
7.1.3. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за выполнением программы на местном уровне, организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищ, непригодных для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан. Ими контролируется соблюдение сроков и очередности в соответствии с принятым порядком переселения, организуется работа с переселяемыми гражданами, разрабатываются предложения по более эффективным методам решения поставленных задач, отбираются или формируются муниципальные управляющие компании.
7.1.4. Региональные и муниципальные управляющие компании организуют практическую работу на местах по максимизации внебюджетных поступлений на реализацию программы, консолидации и эффективному использованию всех мобилизованных бюджетных и внебюджетных ресурсов.
7.1.5. Функции по управлению региональным целевым бюджетным фондом возлагаются на управление ЖКХ администрации области, которое при необходимости согласовывает производственные и технические аспекты задачи с соответствующими подразделениями (Департаментом архитектуры, строительства и градостроительства, департаментом финансов администрации области и др.). Основная задача управления ЖКХ состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объемов требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости и ожидаемой прибыльности, а также осуществить их финансово-экономическую экспертизу.
7.1.6. Предлагаемый подход к управлению программой переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда дает администрации области возможность:
- проводить целостную политику по отношению к муниципальным программам по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
- избавиться от оперативной деятельности по реализации программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования муниципальных программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- создать прозрачную процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки муниципальных программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- создать систему мониторинга реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
7.1.7. В рамках предлагаемой системы взаимоотношений органы местного самоуправления будут иметь:
- возможность получать средства на реализацию муниципальных программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда из регионального целевого бюджетного фонда на основании прозрачных и понятных критериев и процедур;
- стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования муниципальных программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- стимулы проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства и направлять полученную экономию средств муниципального бюджета на реализацию программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
8. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий от реализации программы
8.1. В соответствии с целью программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в качестве оценки ее эффективности должно рассматриваться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда.
По окончании реализации программы к концу 2010 года из ветхого и аварийного жилищного фонда должны быть переселены все граждане, проживающие в этом фонде на конец 2000 г.
Реализация программы позволит обеспечить выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания.
В тоже время будет создана нормативно-правовая база для формирования ответственности за состояние жилищного фонда, включая как вопросы естественного старения, так и форс-мажорных разрушений.
8.2. Вторым критерием эффективности реализации программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городского и поселкового ландшафта за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Приложения
к программе "Переселение граждан Костромской области из ветхого
и аварийного жилищного фонда на 2003 -2010 годы"
1. Приложение N 1. Реестр ветхого аварийного жилищного фонда по формам собственности, количеству проживающих в разрезе административных образований Костромской области.
2. Приложение N 2. Общий объем выполнения работ (разбитый на подэтапы).
3. Приложение N 3. Необходимый размер площадей маневренного фонда в разрезе городов и районов области.
4. Приложение N 4. Механизм предоставления жилья гражданам на условиях социального найма.
5. Приложение N 5. Объемы финансирования целевой региональной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в разрезе городов и районов области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.