Закон Костромской области от 7 июля 2003 г. N 131-ЗКО
"О региональной целевой программе "Развитие и модернизация системы
образования Костромской области на 2003-2005 годы"
(принят Костромской областной Думой 26 июня 2003 г.)
Законом Костромской области от 16 июля 2007 г. N 180-4-ЗКО настоящий Закон признан утратившим силу
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области образования в Костромской области.
Губернатор Костромской области |
В.А. Шершунов |
7 июля 2003 года
N 131-ЗКО
Региональная целевая программа "Развитие и модернизация
системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"
(утв. Законом Костромской области от 7 июля 2003 г. N 131-ЗКО)
Паспорт региональной целевой программы "Развитие и модернизация
системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"
Наименование программы | Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образо- вания Костромской области на 2003-2005 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Костромской области |
Основания для разработки Программы |
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1 2. Постановление Правительства Российской Феде- рации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположен- ных в сельской местности" 3. "Концепция модернизации российского образо- вания на период до 2010 года", одобренная рас- поряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р 4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 2783 "Об утвержде- нии Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" |
Разработчик Программы | Департамент образования и науки администрации Костромской области |
Основные исполнители Программы |
- Департамент образования и науки администрации Костромской области; - департамент здравоохранения администрации Костромской области; - департамент культуры и туризма администрации Костромской области. |
Координатор Программы | Департамент образования и науки администрации Костромской области |
Основная цель Программы | Реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования |
Основные задачи Программы | 1. Определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования. 2. Поддержка и сопровождение инновационной де- ятельности образовательных учреждений; оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зре- ния их социальной и педагогической эффектив- ности. 3. Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оп- тимизации баланса подготовки кадров в соответст- вии с запросами регионального рынка труда. 4. Повышение эффективности использования потен- циала вузовской науки в интересах региона. 5. Реализация мер по информатизации образования, созданию единой информационной образовательной среды. 6. Оптимизация сети образовательных учреждений. |
Основные мероприятия Программы |
1. Формирование эффективной региональной модели образования. 2. Оптимизация кадрового обеспечения. 3. Повышение эффективности управления образова- нием. |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 2003-2005 годы. I этап- 2003 год. 1. Отработка организационных основ реализации Программы. 2. Разработка органами управления образованием муниципальных программ. 3. Поддержка и сопровождение деятельности феде- ральных и региональных экспериментальных площа- док по реализации инновационных проектов. II этап- 2004-2005 годы. Реализация основных мероприятий Программы. |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 31416,7 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств фе- дерального бюджета - 23737,7 тыс. рублей; 3200 тыс. рублей за счет областного бюджета фи- нансирования региональных программ, в том числе: 2004 г. - 1850 тыс. рублей; 2005 г. - 1350 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 4479 тыс. руб- лей. Финансирование Программы осуществляется также за счет средств областного бюджета, выделенных департаменту образования и науки на текущие рас- ходы, в т.ч. для софинансирования программных проектов. |
Ожидаемые результаты |
Выполнение мероприятий Программы позволит соз- дать предпосылки для повышения доступности и качества предоставляемых социальным заказчикам образовательных услуг, обновить ресурсный по- тенциал системы образования. |
Организация контроля за исполнением Программы. |
Контроль за исполнением Программы осуществля- ется Координационным советом по модернизации об- разования при администрации Костромской области. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" разработана в целях реализации государственной Концепции модернизации образования на период до 2010 года.
Актуальной задачей для региона на первом (2003 год) и втором (2004-2005 годы) этапах модернизации российского образования является формирование эффективной региональной модели образования, поддержка позитивных тенденций роста, развития системы образования. Сущность проблемы состоит в несоответствии качества образования выпускников образовательных учреждений требованиям социума и рыночной экономики, в невозможности без обновления действующей модели обучения в полной мере реализовать заказ на современные образовательные услуги. Развитие системы образования в Костромской области в последние годы сдерживалось рядом неблагоприятных социально-экономических факторов, недостатком ресурсного обеспечения.
Росту доступности и качества предоставляемых отраслью образовательных услуг будут способствовать реализация пилотных проектов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена как формы независимого контроля качества образования.
Востребованы временем освоение государственно-общественной модели управления образованием; отработка механизмов интеграции образовательных учреждений.
Приоритетным является опережающее развитие начального и среднего профессионального образования для обеспечения оптимального баланса подготовки специалистов и рабочих высокой квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда.
В качестве стратегического подхода к реализации программы выбран эволюционный путь с опорой на имеющийся позитивный опыт развития системы, кадровый, интеллектуальный и ресурсный потенциал.
Механизм решения задач модернизации и развития системы образования изложен в виде комплекса системных мероприятий.
Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.
Программа предусматривает согласование совместных действий участников, управление и контроль за ходом решения принятых задач по модернизации образования.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по Созданию современной модели образования для удовлетворения потребностей социальных заказчиков на образовательные услуги в Костромской области.
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования;
- поддержка и сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях, оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности;
- обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров в соответствии с запросами регионального рынка труда;
- повышение эффективности использования потенциала вузовской науки в интересах региона;
- реализация мер по информатизации образования, создание единой информационной образовательной среды;
- оптимизация сети образовательных учреждений.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003-2005 г.г. в два этапа.
Первый этап: 2003 год.
На первом этапе предусматривается:
- отработка организационных основ реализации программы,
- разработка органами управления образованием муниципальных программ;
- поддержка и сопровождение деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов.
Второй этап: 2004 -2005 годы.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
III. Система программных мероприятий
1. Определение подходов к созданию современной модели
региональной системы образования
Предусмотрены меры по организации межведомственного взаимодействия для отбора и согласования приоритетных направлений модернизации регионального образования с учетом потребностей личности, социума, рынка труда.
Создается региональная структура управления процессами модернизации посредством деятельности координационных советов. Определены формы взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием по планированию и реализации проекта, в том числе создание муниципальных программ развития системы образования в соответствии с региональной Программой.
2. Поддержка и сопровождение инновационных
процессов в системе образования
Создаются условия для развития вариативных форм дошкольного образования, расширения возможностей семьи на выбор дошкольного учреждения.
Началась экспериментальная отработка нового содержания общего и профессионального образования на базе учреждений - федеральных и региональных экспериментальных площадок; осуществляется переход к единому государственному экзамену как форме независимого контроля качества образования. Определены подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Спланирована структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усилена его ориентация на региональный рынок труда, определены способы взаимодействия системы профессионального образования с общеобразовательной школой по развитию допрофессиональной подготовки.
Подлежит совершенствованию система целевой контрактной подготовки специалистов. Определены мероприятия по поддержке высших учебных заведений и ведущих научных школ.
3. Оптимизация кадрового обеспечения
Предусмотрены мероприятия по модернизации региональной системы педагогического образования, методической службы, системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также по обновлению ее научно-методического обеспечения.
Планируется организация мониторинга эффективности системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и управленческих работников образования.
4. Повышение эффективности управления образованием
Наряду с административными методами управления образовательными учреждениями предусматривается использование нормативных и экономических методов, постепенное возрастание их роли в общей структуре управленческой деятельности. Создается система мониторинга результатов образования.
Намечены подходы к формированию финансово-хозяйственного менеджмента в учреждениях системы образования. Разработаны меры по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования.
Обозначены приоритеты в обеспечении материально-технической базы учреждений образования: информатизация и создание единой информационной образовательной среды Костромской области, оснащение общеобразовательных школ спортивным оборудованием и инвентарем.
Предполагается апробация новой модели государственно-общественного управления в рамках создаваемого университетского округа, на базе которого станет возможной реализация многоуровневого профессионального образования.
Предусмотрены меры, направленные на развитие образования как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающие эффективное распределение ответственности между субъектами образовательной политики, участниками образовательного процесса. (См. приложение N 1.)
IV. Механизм реализации Программы
Программа модернизации и развития системы образования Костромской области будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативный планы, а также мониторинг состояния системы и качества образования.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Координационный совет по модернизации образования при администрации Костромской области (далее - Совет).
Совет:
обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
- регулярно рассматривает результаты реализации исполнителями программы мероприятий, уточняет и координирует решение задач модернизации системы образования;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы.
Основными исполнителями мероприятий программы являются департамент образования и науки администрации Костромской области, департамент здравоохранения администрации Костромской области, департамент культуры и туризма администрации Костромской области.
Основные исполнители обеспечивают реализацию Программы, несут финансовые затраты на проведение мероприятий, определяют источники их финансирования по согласованию с департаментом финансов администрации области.
V. Ресурсное обеспечение программы
1. Финансовое обеспечение
Ориентировочный общий объем финансирования Программы составляет 31416,7 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета финансирования региональных программ - 3200 тыс. рублей:
- 2004 год - 1850 тыс. рублей
- 2005 год -1350 тыс. рублей;
за счет федерального финансирования -23737,7,7 тысяч рублей
- 2003 год - 11778,2 тыс. рублей
- 2004 год - 7176,5 тыс. рублей
- 2005 год- 4783 тыс. рублей.
за счет внебюджетных источников - 4479 тыс. рублей
- 2003 г. - 1868 тыс. рублей
- 2004 г. - 2558 тыс. рублей
- 2005 г. - 53 тыс. рублей.
Финансирование Программы осуществляется также за счет средств областного бюджета, выделенных департаменту образования и науки администрации Костромской области на текущие расходы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
В результате осуществления настоящей Программы повысится доступность дошкольного образования.
Региональная система общего образования осуществит переход на новый образовательный стандарт общего образования; будет освоена процедура итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена; определены подходы к профильному обучению.
Система начального профессионального образования обеспечит рост объемов подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий в соответствии с потребностями регионального рынка труда; повышение качества подготовки выпускников за счет освоения образовательного стандарта нового поколения; укрепление социальных связей между образовательными учреждениями и работодателями.
В системе среднего профессионального образования определится оптимальный перечень специальностей, востребованных региональным рынком труда; получит развитие целевая контрактная подготовка специалистов; повысится качество образования за счет внедрения второго поколения государственного образовательного стандарта.
В системе высшего профессионального образования повышение качества подготовки специалистов достигается за счет внедрения современных технологий обучения, повышения научного потенциала высших учебных заведений.
Результаты реализации Программы будут отслеживаться в ходе мониторинга функционирования региональной системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Костромской области от 7 июля 2003 г. N 131-ЗКО "О региональной целевой программе "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Северная правда. Документы:Спецвыпуск" от 25 июля 2003 г. N 141
Законом Костромской области от 16 июля 2007 г. N 180-4-ЗКО настоящий Закон признан утратившим силу