Решение Костромского областного суда
от 23 июля 2001 г. N 3-33
(извлечение)
Определением Верховного суда Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 87-Г 01-7 решение Костромского областного суда от 23 июля 2001 г. оставлено без изменения
Закон Костромской области от 30 декабря 1998 г. N 34 утратил силу
Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению граждан "К" и "В" о признании незаконными (недействительными) и не подлежащими применению статей 4 и 6 Закона Костромской области от 30 декабря 1998 года N 34 "О налоге с продаж", принятого постановлением Костромской областной Думы от 29 декабря 1998 года N 489, установил:
Граждане "К" и "В" обратились в суд с заявлением о признании незаконными (недействительными) и не подлежащими применению статей 4 и 6 Закона Костромской области от 30 декабря 1998 года N 34 "О налоге с продаж".
В обоснование своих требований указали, что гражданин "К" является единственным учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью "К" и занимает должность единоличного исполнительного органа - директора ООО "К". Указанное общество осуществляет оптовую и розничную торговлю продуктами питания.
Инспекцией МНС по г. Костроме была проведена налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой вынесено решение от 3.05.01 г. N 63/04 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении, в частности, установлен факт невключения в объект налогообложения стоимости реализуемых за наличный расчет отдельных видов товаров (йогуртов, молочных напитков, горчицы, кетчупов и других продуктов питания), чем нарушена ст. 4 Закона Костромской области от 30.12.98 г. N 34 "О налоге с продаж". Общество привлечено к налоговой ответственности, начислены штрафные санкции и предложено уплатить суммы налогов, в том числе налог с продаж - 555064 руб., а также начислены пени в сумме 141833 руб..
Кроме этого, постановлением N 147 от 8.05.01 г. по делу об административном правонарушении на гражданина "К" было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 рублей, поскольку было установлено, что в нарушение ст.ст. 4-7 Закона Костромской области "О налоге с продаж" обществом занижен налог с продаж за 1999-2000 гг.
По мнению заявителей, Закон Костромской области "О налоге с продаж" не соответствует федеральному налоговому законодательству, в частности Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, в противоречие Федеральному закону, статья 4 Закона Костромской области устанавливает, что налогом с продаж облагается стоимость всех товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в приложении к настоящему закону, которое содержит перечень товаров (работ, услуг), не являющихся объектом налогообложения по налогу с продаж.
Таким образом, обжалуемым областным Законом в качестве объекта налогообложения указаны все товары, работы и услуги (кроме специально перечисленных товаров первой необходимости), независимо от того, первой или не первой необходимости товарами они являются. Заявители считают, что формулировка п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязывает законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации устанавливать конкретные перечни товаров и услуг не первой необходимости, стоимость которых подлежит обложению налогом с продаж. В противоречие этому, по мнению заявителей, Законом области установлен иной принцип налогообложения, по которому налогом облагаются все товары, а из налогооблагаемой базы исключается лишь стоимость некоторых товаров первой необходимости.
Заявители считают также, что и статья 6 Закона Костромской области "О налоге с продаж", устанавливающая ставку налога с продаж в размере 5 процентов, не соответствует Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", частью 6 пункта 3 статьи 20 которого ставка налога с продаж установлена в размере до 5 процентов. По мнению заявителей, федеральный законодатель, определяя возможную ставку налога в размере до 5 процентов, имел в виду, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе конкретизировать эту ставку в пределах менее 5 процентов.
Поскольку налог с продаж является косвенным налогом, сумма налога включается в цену товара и ведет к его удорожанию.
В связи с этим заявители считают, что положения Закона области, расширяющие действие налога по отношению к нормам федерального законодательства, приводят к увеличению налогового бремени товаропроизводителей региона и увеличению стоимости товаров народного потребления, а это нарушает права граждан, проживающих на территории области, в том числе и их (заявителей) права, как потенциальных покупателей и потребителей товаров и услуг. Заявитель "К" считает также, что обжалуемый закон послужил правовым основанием для привлечения его к административной ответственности. На основании этого закона на ООО "К", единственным учредителем которого он (заявитель "К") является, наложены финансовые санкции, что препятствует нормальной деятельности общества и осуществлению заявителем предпринимательской деятельности, что тоже свидетельствует о нарушении его прав.
В процессе судебного разбирательства заявитель "В", являющийся одновременно представителем заявителя "К" и заинтересованного лица ООО "К", уточнил заявленные требования и просил признать незаконными (недействительными) и не подлежащими применению статью 4 и статью 6 - в части установления ставки налога с продаж - Закона Костромской области "О налоге с продаж "от 30.12.98 г. N 34.
Представители Костромской областной Думы и считают жалобу заявителей необоснованной и просят отказать в ее удовлетворении, мотивировав тем, что основанием для принятия Закона Костромской области "О налоге с продаж" явился Федеральный закон N 150-ФЗ от 31.07.98 г. "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Федеральный законодатель не требует установления конкретного перечня товаров (работ, услуг) не первой необходимости, как утверждают заявители, такой перечень обязателен только для товаров первой необходимости. Поэтому при принятии Закона Костромской области "О налоге с продаж" при определении объекта налогообложения было принято решение считать товарами (работами, услугами) не первой необходимости на территории области те товары, работы и услуги, которые не вошли в перечень товаров первой необходимости. Таким образом, в соответствии со ст. 4 обжалуемого закона объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость всех реализуемых за наличный расчет товаров (работ, услуг) не первой необходимости, т.е. не включенных в приложение к закону.
Поскольку понятия "товары первой необходимости" и "товары не первой необходимости" законодателем не утверждены и какие-либо критерии для их определения не установлены, то причисление товаров, услуг к той или другой категории отнесено федеральным законодателем к полномочиям субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации вправе, установив перечень товаров (работ, услуг) первой необходимости, отнести все иные товары и услуги к категории не первой необходимости. Несостоятельными, по мнению представителей областной Думы, являются и доводы заявителей о противоречии федеральному законодательству статьи 6 обжалуемого Закона в части установления ставки налога в размере 5%, поскольку федеральный законодатель, определив возможную ставку налога с продаж в размере до 5%, имел в виду, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе конкретизировать эту ставку в размере не свыше 5%, то есть пять процентов включительно. Поэтому представители областной Думы считают, что статьи 4 и 6 Закона Костромской области "О налоге с продаж" не противоречат действующему федеральному законодательству. Кроме этого, просят учесть, что налог с продаж играет важную роль в формировании областного бюджета и объем доходов от этого источника позволяет полностью профинансировать некоторые значительные по объему бюджетные расходы повышенной социальной значимости.
Представитель Администрации Костромской области также считает жалобу заявителей необоснованной, полагая, что положения, предусмотренные п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" учтены в Законе Костромской области "О налоге с продаж". Так, в соответствии с основными принципами определения налогооблагаемой базы, установленными федеральным законодателем для определения объекта налогообложения, исходя из стоимости товаров (работ, услуг) не первой необходимости, необходимо решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а при определении налогооблагаемой базы, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), не являющейся объектом налогообложения, законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ устанавливают перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, что и было сделано в Костромской области. Кроме того, Конституционный Суд РФ постановлением N 2-П от 30.01.2001 г. признал неконституционными положения частей 1, 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ограничил действие этих положений Закона до 1 января 2002 года. В связи с этим соответствующие положения закона области, принятого в полном соответствии, по мнению представителя администрации области, с действующим законодательством утратят силу либо со внесением изменений в Федеральный закон, либо 1.01.02 г. Доводы заявителей о противоречии федеральному законодательству статьи 6 Закона Костромской области "О налоге с продаж", по мнению представителя администрации области, также несостоятельны, поскольку федеральный законодатель ограничил предельный размер ставки налога пятью процентами, а орган государственной власти субъекта РФ в своем законе конкретизировал размер ставки налога, не выходя за рамки Федерального закона.
Представители Управления МНС России по Костромской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, также считают жалобу заявителей не подлежащей удовлетворению, как не основанной на нормах действующего законодательства. По мнению указанных представителей, оспариваемые нормы Закона Костромской области "О налог с продаж" не противоречат требованиям федерального законодательства, а заявителями, помимо того, не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов об ущемлении обжалуемым законом их прав и свобод. Кроме этого, с учетом положений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года N 2-П, на данный момент у судов общей юрисдикции отсутствуют законные основания для признания недействительными и не подлежащими исполнению положений Законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж, вытекающих из положений пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Выслушав объяснения заявителей, представителей Костромской областной Думы, Администрации Костромской области, Управления МНС России по Костромской области, ООО "К", изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "и" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 3 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков, услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салон первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:
хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
детской одежды и обуви;
лекарств, протезно-ортопедических изделий;
жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
услуг, предоставляемых кредитными учреждениями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;
ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным и воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
В целях настоящего закона к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.
Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог с продаж законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Содержание этих норм федерального законодательства не может истолковываться иначе, как обязывающее субъект Российской Федерации при установлении налога с продаж определять налогооблагаемую базу путем принятия решения об установлении конкретного перечня товаров не первой необходимости, от стоимости которых рассчитывается налог. Правильность такого толкования основана на том, что платежеспособность населения в настоящее время в основном невелика и позволяет, как правило, приобретать лишь товары, необходимые для удовлетворения насущных потребностей. Таким образом, платежеспособный спрос на реализуемую продукцию в подавляющем большинстве случаев распространяется именно на необходимые людям товары (работы, услуги). По этой причине федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлена возможность установить расширенный перечень товаров не первой необходимости и признать объектом налогообложения стоимость иных, не указанных в Федеральном законе, но также строго определенных товаров (работ, услуг) не первой необходимости, а не устанавливать иной принцип налогообложения, по которому налогом облагается стоимость всех реализованных товаров (работ, услуг), а из налогооблагаемой базы исключается лишь стоимость некоторых товаров (работ, услуг) первой необходимости.
При таких условиях статья 4 Закона Костромской области "О налоге с продаж" противоречит федеральному законодательству, установившему принцип отнесения к налогооблагаемой базе по налогу с продаж лишь тех товаров (работ, услуг), которые должны включаться в специальные перечни товаров (работ, услуг) не первой необходимости.
В Постановлении от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также основанные на них и воспроизводящие их положения Законов субъектов Российской Федерации, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж.
Признав эти положения неконституционными, Конституционный Суд РФ, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановил, что они должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года.
Учитывая, что положения частей 1, 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", признанные неконституционными, тем не менее в настоящее время продолжают действовать и, если не будут приведены в соответствие с Конституцией РФ, утратят силу лишь 1 января 2002 года, то доводы представителей областной Думы, администрации области, Управления МНС России по Костромской области о том, что в настоящий момент у суда общей юрисдикции отсутствуют законные основания для признания положений Закона субъекта Российской Федерации "О налоге с продаж" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, являются несостоятельными.
Также несостоятельны и доводы указанных представителей об отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих нарушение прав и свобод заявителей обжалуемыми ими положениями Закона Костромской области "О налоге с продаж".
Так, согласно части 7 пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и части 1 статьи 7 Закона Костромской области "О налоге с продаж".
Таким образом, Федеральный закон установил:
специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и не первой необходимости, являющихся объектами налогообложения по налогу с продаж;
перечень товаров (работ, услуг), которые не могут являться объектами налогообложения по налогу с продаж - товары и услуги первой необходимости;
условие, при котором объектами налогообложения по налогу с продаж признаются товары и услуги по решению законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Закон Костромской области от 30 декабря 1998 года N 34 "О налоге с продаж" принят Костромской областной Думой 29 декабря 1998 года и опубликован в областной газете "Северная правда" 30 декабря 1998 года. В соответствии со ст. 15 этого закона он вступил в силу с 1 февраля 1999 года.
Статья 4 "Объект налогообложения" названного закона области (в редакции законов от 12.03.99 г. N 49; от 5.05.99 N 59-ЗКО; от 11.06.99 г. N 62; от 06.12.99 N 75-ЗКО; от 16.06.2000 г. N 93-ЗКО; от 22.11.2000 г. N 121-ЗКО) гласит:
"объектом налогообложения по налогу с продаж признается:
стоимость реализуемых за наличный расчет товаров, произведенных налогоплательщиком самостоятельно или приобретенных на стороне;
стоимость выполненных за наличный расчет работ и оказанных услуг.
В целях реализации настоящего Закона к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость товаров (работ, услуг), указанных в приложении к настоящему Закону".
Статья 6 указанного Закона области предусматривает, что ставка налога с продаж устанавливается в размере 5 процентов.
В противоречие Федеральному закону статья 4 Закона Костромской области указывает в качестве объекта налогообложения все товары, работы и услуги, (кроме специально перечисленных в приложении к закону товаров, работ, услуг первой необходимости), независимо от того, первой или не первой необходимости товарами (работами, услугами) они являются.
В ст. 5 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ определены принципы определения объекта налогообложения, в соответствии с которыми объектом налогообложения являются стоимость (реализованных) определенных товаров, стоимость (реализованных) отдельных видов работ, услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики.
Эта характеристика объекта налогообложения приведена и в п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":
объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:
стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов и т.п., а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
продаж" сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Это подтверждает доводы заявителей о том, что положения Закона области, расширяющие действие налога по сравнению с нормами федерального законодательства, приводят к увеличению налогового бремени товаропроизводителей (налогоплательщиков) региона и увеличению стоимости (удорожанию) товаров народного потребления, в том числе товаров первой необходимости, что свидетельствует о нарушении их прав (как налогоплательщика, покупателей и потребителей товаров и услуг).
Как усматривается из имеющегося в деле решения инспекции МНС Российской Федерации по г. Костроме о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 3 мая 2001 г. N 63/04 (л.д. 15-16), обществу с ограниченной ответственностью "К" в качестве нарушения вменен, в частности, и факт занижения - в нарушение ст. 4 Закона Костромской области от 30.12.98 г. N 34 "О налоге с продаж" - налогооблагаемой базы: за 1999 г. на сумму 12082 руб., за 2000 г. - 184006 руб. - в результате невключения в объект налогообложения стоимости реализуемых за наличный расчет отдельных видов товаров (йогурты, молочные напитки, горчица, кетчупы и др.), которые не входят в перечень необлагаемых товаров в соответствии с приложением к Закону Костромской области "О налоге с продаж", в связи с чем налог с продаж был занижен на сумму 9805 руб., в том числе: за 1999 г. на 604 руб., за 2000 г. - на 9201 руб. (п. 2.4.1).
Факт занижения налога с продаж обществом за 1999-2000 гг. явился одним из оснований для привлечения к административной ответственности заявителя "К" как директора и главного бухгалтера ООО "К", что подтверждается протоколом об административном правонарушении и постановлением по делу об административном правонарушении от 8.05.01 г. (л.д. 20-22). Поэтому суд находит обоснованными доводы заявителя "К" о том, что обжалуемые положения Закона области послужили правовым основанием для привлечения заявителя к административной ответственности и для наложения на ООО "К", единственным учредителем которого он является, финансовых санкций, что препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности и свидетельствует о нарушении его прав.
Заявители просят признать противоречащей действующему федеральному законодательству статью 4 Закона Костромской области "О налоге с продаж" в полном объеме.
Учитывая логическую взаимосвязь положений, содержащихся в указанной статье, характеризующих объект налогообложения, суд считает это требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В то же время, доводы заявителей о том, что статья 6 Закона Костромской области "О налоге с продаж" - в части установления размера ставки налога с продаж - 5 процентов - противоречит Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации", по мнению суда, являются несостоятельными.
Употребленная в части шестой пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" формулировка "ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов" хотя и некорректна, но позволяет (с учетом сложившейся правоприменительной практики) сделать вывод о том, что законодатель, определяя возможную ставку налога в размере до 5 процентов, имел в виду, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе конкретизировать эту ставку в пределах не свыше 5 процентов, то есть пять процентов включительно. Поэтому в данной части указанный Закон области не противоречит требованиям федерального законодательства, и жалоба заявителей в этой части не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 197, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Жалобу граждан "К" и "В" удовлетворить частично:
признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вступления настоящего решения в законную силу статью 4 Закона Костромской области от 30 декабря 1998 года N 34 "О налоге с продаж".
В остальной части в удовлетворении жалобы отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Костромского областного суда от 23 июля 2001 г. N 3-33
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением Верховного суда Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 87-Г 01-7 решение Костромского областного суда от 23 июля 2001 г. оставлено без изменения