Решение Костромского областного суда
от 29 марта 2002 г. N 3-9
(извлечение)
Определением Верховного суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 87 Г02-5 решение Костромского областного суда от 29 марта 2002 г. оставлено без изменения.
Костромской областной суд, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Костромской области о признании противоречащим федеральному законодательству пунктов 7, 9, 10 Временного порядка перевозки лесопродукции автомобильным транспортом на территории Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 19 ноября 2001 года N 454 "О мерах по контролю за заготовкой, перевозкой и переработкой лесопродукции на территории Костромской области", установил:
прокурор Костромской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пунктов 7, 8.2, 9, 10, 11 Временного порядка перевозки лесопродукции автомобильным транспортом на территории Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 19.11.2001 г. N 454 "О мерах по контролю за заготовкой и переработкой лесопродукции на территории Костромской области," обосновывая требования тем, что введенная Временным порядком маркировка товарно-транспортных накладных на лесопродукцию специальной отметкой и установление порядка перевозки лесопродукции на территории области, в частности положения п.п. 7, 9, 10 Временного порядка противоречат ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 49 ГК РФ. Пункты 8.2 и 9 Временного порядка в части возложения обязанностей на сотрудников органов внутренних дел по контролю за перевозкой лесопродукции выходят за рамки полномочий, предоставленных Законом РФ "О милиции" и Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению дорожного движения". Пункт 11 Временного порядка не соответствуют п. "г" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 8.2 и 11 Временного порядка в связи с принятием губернатором области постановления от 12 марта 2002 г. N 89 "О внесении изменений в постановление губернатора области от 19 ноября 2001 года N 454".
Определением суда от 28 марта 2002 года ходатайство прокурора удовлетворено, дело в этой части производством прекращено на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.
Требования о признании незаконными пунктов 7, 9, 10 Временного порядка прокурор поддержал.
Представитель администрации Костромской области, требования прокурора не признал, пояснил, что постановление губернатора от 19.11.01 N 454 принято в соответствии с федеральным законодательством, в пределах компетенции субъекта РФ и направлено на усиление контроля за оборотом лесопродукции. Установленный данным постановлением Временный порядок не ограничивает самостоятельность и не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов или граждан. Напротив, постановление губернатора позволяет всем хозяйствующим субъектам работать в одинаковых условиях и развивать конкуренцию в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Введенное Временным порядком требование о получении в лесхозах комплекта товарно-транспортных накладных на перевозку лесопродукции с обязательной специальной отметкой на третьем экземпляре не нарушает установленных федеральным законодательством унифицированных форм первичного учета, является средством дополнительной защиты ТТН от подделки, служит средством контроля за законностью приобретения лесопродукции и наиболее полного налогообложения. Задержание и реализация лесопродукции, предусмотренные п. 9 Временного порядка могут производиться только в установленном Федеральном законе порядке, поэтому не влекут за собой нарушение прав ни хозяйствующих субъектов, ни граждан.
Представитель департамента по лесопромышленному комплексу администрации Костромской области требования прокурора не признал, пояснил, что постановление принято губернатором в целях защиты экономических интересов области и устранению причин, способствующих незаконной порубке леса. Введенный постановлением Временный порядок способствует усилению контроля за сбором налогов.
Представители ГУП "Костромское областное бюро технической инвентаризации "Взаимопомощь" администрации Костромской области требования прокурора не признали, пояснили, что введение Временным порядком обязательное получение и заполнение ТТН со специальной отметкой только усиливает контроль за незаконной порубкой леса, защищает ТТН от подделок и не противоречат федеральному законодательству, т.к. такие их маркировки на свои документы вводят многие контролирующие организации. ТТН предоставляются юридическим лицам и физическим лицам бесплатно.
Представитель УМНС РФ по Костромской области заявленные требования прокурора не признал, пояснил суду, что установленный постановлением Временный порядок перевозки лесопродукции позволяет более эффективно проводить контрольную работу налоговых органов и, как следствие этого повысить наполняемость всех уровней бюджета. Считает, что постановление принято губернатором в пределах своей компетенции и в соответствии со ст. 47 Лесного кодекса РФ.
Представитель комитета природных ресурсов по Костромской области требования прокурора не признал, пояснил, что утвержденный постановлением губернатора Временный порядок перевозки лесопродукции способствует комитету осуществлять одну из важных функций по осуществлению контроля на территории области за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда. Выдача ТТН с обязательной специальной отметкой повышает уровень контроля и не нарушает прав граждан.
Представитель УВД Костромской области пояснила суду, что в связи с принятием губернатором постановления N 89 от 12.03.2002 г. о внесении изменений в постановление N 454 от 19.11.2001 г. с сотрудников УГИБДД сняты несвойственные им функции по проверке ТТН, поэтому решение спорного вопроса оставляют на усмотрение суда.
Представитель Костромского территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ решение вопроса оставил на усмотрение суда, пояснил, что Костромское ТУ трижды давало отрицательное заключение на этапе подготовки проекта постановления губернатора по контролю за заготовкой и перевозкой лесопродукции. 30.10.01 г. было дано положительное заключение по последнему проекту, т.к. в нем не содержалось запрета на вывоз лесопродукции, требование о наличии ТТН при перевозке лесопродукции предъявлялось ко всем хозяйствующим субъектам. ТТН выдаются бесплатно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего признать незаконными пункты 7, 9, 10 Временного порядка, изучив материалы дела, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19 ноября 2001 года губернатором Костромской области принято постановление N 454 "О мерах по контролю за заготовкой перевозкой и переработкой лесопродукции на территории Костромской области", которым утвержден Временный порядок перевозки лесопродукции автомобильным транспортом на территории Костромской области.
Согласно утвержденного Временного порядка перевозка лесопродукции автомобильным транспортом на территории области осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной с обязательной специальной отметкой, выдаваемой лесхозами Комитета природных ресурсов по Костромской области. Применение при перевозке лесопродукции ТТН без контрольного экземпляра со специальной отметкой не допускается. При нарушении указанного порядка перевозимая лесопродукция подлежит задержанию и реализации в установленном федеральным законодательством порядке. Прием лесопродукции закупающими организациями осуществляется только по представлению поставщиком ТТН, оформленной согласно Временному порядку (п.п. 7, 9, 10 Временного порядка).
В соответствии с п. З постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах" право разрабатывать и внедрять специализированные формы первичных учетных документов в организациях, находящихся в сфере их деятельности, предоставлено заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом РФ по статистике на базе унифицированных форм первичной учетной документации.
Во исполнение указанного постановления Госкомитетом России принято постановление N 78 от 28 ноября 1997 г. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", пунктом 1.2 которого утверждена товарно-транспортная накладная формы 1-Т, как унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ на автомобильном транспорте. Данная форма согласована с Минфином России и Минэкономики России и введена в действие с 1 декабря 1997 г.
Из постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ N 2238-П ГД от 4.03.1998 г. "О неотложных мерах по введению маркирования товаров и продукции знаками соответствия защищенными от подделок, организации в Российской Федерации системы учета и защиты товаров и продукции, ценных бумаг и документов" Комитету Государственной Думы по экономической политике дано поручение подготовить предложения по проекту Федерального закона о применении средств визуального контроля при маркировании товаров и продукции, ценных бумаг и документов в системе их защиты и учета. В настоящее время данный закон не принят.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что губернатор Костромской области не имел законных оснований принимать решение о выдаче товарно-транспортных накладных с обязательной специальной отметкой при перевозке лесопродукции на территории области, используя эту отметку как средство контроля за подлинностью ТТН.
Таким образом, п. 7 Временного порядка должен быть признан недействующим. Не могут быть признаны судом соответствующими требованиям закона и пункты 9, 10 Временного порядка.
Как видно указанные пункты содержат запрет на применение при перевозке лесопродукции товарно-транспортных накладных без контрольного экземпляра со специальной отметкой, а также запрет на прием лесопродукции, перевезенной автомобильным транспортом, без предъявления поставщиком ТТН со специальной отметкой.
Из указанного следует, что тем, кто уже имеет соответствующие документы, подтверждающие законность нахождения у него перевозимой лесопродукции, в том числе и товарно-транспортную накладную, установленной постановлением Госкомитета РФ N 78 от 28.11.1997 г. формы, в соответствии с требованиями Временного порядка, обязаны получить в лесхозе еще три ТТН, одну с обязательной специальной отметкой.
Кроме того, положения Временного порядка ограничивают свободное перемещение товаров и услуг, ущемляя права хозяйствующих субъектов права и интересы граждан-потребителей, которые также обязаны получать в соответствующем лесхозе ТТН со специальной отметкой.
В данной части обжалуемые прокурором пункты Временного порядка противоречат ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 г. N 948-1 (в редакции Закона РФ от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ), в силу которой федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, ...
Поскольку суд согласился с требованиями прокурора о том, что положения Временного порядка об обязательном использовании при перевозке лесопродукции товарно-транспортной накладной со специальной отметкой не соответствуют федеральному законодательству, то следует признать обоснованными и доводы прокурора о том, что отсутствие ТТН со специальной отметкой не может служить основанием к задержанию и реализации перевозимой лесопродукции, т.к. основания, порядок, сроки задержания и порядок реализации в случае нарушения действующего федерального законодательства предусмотрены специальными Федеральными законами, такими как: Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, УК РФ, ГК РФ и другими.
С учетом изложенного, суд считает, что доводы прокурора о несоответствии пунктов 7, 9, 10 Временного порядка перевозки лесопродукции автомобильным транспортом на территории Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 19 ноября 2001 г. N 454, нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению
Подлежит удовлетворению и требование прокурора об опубликовании сообщения о принятом судом решении.
Поскольку оспариваемый прокурором Временный порядок был опубликован в Костромской областной газете "Северная правда", то и сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в этой же областной газете.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:
признать недействующими и не подлежащими применению пункты 7, 9, 10 Временного порядка перевозки лесопродукции автомобильным транспортом на территории Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 19 ноября 2001 года N 454 "О мерах по контролю за заготовкой, перевозкой и переработкой лесопродукции на территории Костромской области".
Обязать администрацию Костромской области по вступлению решения суда в законную силу опубликовать в Костромской областной газете "Северная правда" сообщение о принятом судом решении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Костромского областного суда от 29 марта 2002 г. N 3-9
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника