Решение Костромского областного суда
от 1 августа 2002 г. N 3-15
Определением Верховного суда Российской Федерации от 26 сентября 2002 г. N 87 Г02-10 решение Костромского областного суда от 1 августа 2002 г. оставлено без изменения.
См. также Решение Костромского областного суда от 11 октября 2002 г. N 3-61
Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Транскор" о признании незаконными, недействительными и не подлежащими применению положения п. 1 статьи 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" от 16 января 1996 года N 30 в редакции от 20 июня 2001 года в части установления годовых ставок налога, установил:
ООО "Транскор" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными, недействительными и не подлежащими применению положения п. 1 статьи 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" от 16 января 1996 года N 30 в редакции от 20 июня 2001 года в части установления годовых ставок налога с владельцев транспортных средств, мотивируя тем, что новые ставки указанного налога превышают прежние в 2-5 раз, кроме того, в 8-14 раз превышают ставки, установленные Федеральным законом, применение новых ставок влечет за собой для ООО "Транскор" прекращение деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, в связи с невозможностью оплачивать такой высокий налог, полагает, что статья 6 оспариваемого закона в части установления ставок годового налога противоречит Конституции РФ, гражданскому, антимонопольному и налоговому законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "Транскор" уточнил заявленные требования, просил признать незаконными, недействительными и не подлежащими применению положения п. 1 ст. 6 ЗКО "О дорожном фонде Костромской области" в редакции от 20.06.2001 года в части установления годовых ставок налога с владельцев транспортных средств, имеющих грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил - 20 рублей, до 150 лошадиных сил - 52 рубля, до 200 лошадиных сил - 60 рублей, до 250 лошадиных сил - 66 рублей, суду пояснил, что в настоящее время определениями Конституционного суда от 10 апреля 2002 года признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в данном Федеральном законе ставки, в связи с чем ставки налога, установленные оспариваемым законом Костромской области, нельзя признать законными и обоснованными. Увеличение ставок данного налога противоречит требованиям п. 1, 2, 3, 4 ст. З Налогового Кодекса РФ.
Представитель палаты предпринимательства и ремесел заявленные требования находит обоснованными, суду показала, что повышение налога делает транспортные предприятия частных грузоперевозчиков убыточными, считает, что ставка данного налога должна быть соразмерна доходам предпринимателей и ставкам в других регионах.
Представитель администрации Костромской области заявленные требования считает необоснованными, суду показал, что увеличение ставок налога с владельцев транспортных средств имело место до принятия определений Конституционного суда от 10.04.2002 года, не противоречило Федеральному закону "О дорожных фондах в Российской Федерации" и оснований для признания положений п. 1 ст. 6 ЗКО "О дорожных фондах Костромской области" в части установления годовых ставок налога на владельцев транспортных средств не имеется.
Представитель Костромской областной Думы, не признавая заявленные требования, дал аналогичные показания.
Представители Костромского областного управления автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" заявленные требования не признали, показали, что ставки налога на владельцев транспортных средств, установленные ФЗ "О дорожных фондах в Российской Федерации", не учитывают инфляционные процессы, что увеличение ставок было вызвано жизненной необходимостью, что подтверждается имеющимся в деле финансово-экономическим обоснованием. Полагают, что доводы заявителя о том, что новые ставки являются непосильным бременем для владельцев транспортных средств не нашли своего подтверждения.
Представитель управления МНС по Костромской области считает заявленные требования обоснованными, так как определениями Конституционного суда положения Федерального закона, позволяющие субъектам федерации увеличивать ставки налога с владельцев транспортных средств, признаны несоответствующими Конституции РФ.
Представитель Костромского территориального управления МАП находит заявленные требования обоснованными, так как установление ставок налога превышающих ставки, установленные Федеральным законом и соседними регионами, противоречит антимонопольному законодательству.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление ООО "Транскор" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Верховным Советом РСФСР от 18 октября 1991 года был принят Закон "О дорожных фондах в РСФСР" N 1759-1 пунктом 1 статьи 6 которого были установлены размеры годового налога с владельцев транспортных средств в зависимости от объекта обложения (с каждой лошадиной силы), в том числе:
грузовые автомашины и тракторы с мощностью двигателя
до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно 2 рубля
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 квт) 4 рубля
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 квт) 4 рубля 80 коп.
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 квт) 5 рублей 20 коп.
В Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе статьей 4 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (ред. от 24.03.2001 г.) "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в соответствии с которой пункт 5 статьи 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" изложен в следующей редакции:
"Увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации".
В п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" изменения не вносились.
В соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" 16 января 1996 года был принят Закон Костромской области "О дорожном фонде Костромской области".
Пунктом 1 статьи 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в редакции от 20.06.2001 года установлены ставки годового налога с владельцев транспортных средств значительно превышающие ставки, установленные Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", в том числе для владельцев грузовых автомобилей с мощностью двигателя:
до 100 л.с. 20 рублей /
свыше 100 до 150 л.с. 52 рубля / с каждой лошадиной силы.
свыше 150 до 200 л.с. 60 рублей /
свыше 200 до 250 л.с. 66 рублей /
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 104-0 и N 107-0 определено, что положение п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованным и подлежащим применению и п. 1 ст. 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в редакции от 20 июня 2001 года.
Учитывая положения ст. 195 ГПК РСФСР, суд считает необходимым признать недействительным и не подлежащим применению положение п. 1 ст. 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" (в редакции от 20.06.2001 года) в части установления ставок налога с владельцев транспортных средств в пределах заявленных (уточненных) требований.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Признать недействительным и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 1 статьи 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в редакции от 20.06.2001 года в части установления более высоких, чем предусмотрено в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", ставок годового налога с владельцев транспортных средств, имеющих грузовые автомобили с мощностью двигателей до 250 лошадиных сил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Костромского областного суда от 1 августа 2002 г. N 3-15
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника