Решение Костромского областного суда
от 1 апреля 2002 г. N 3-17
Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Костромской городской общественной организации инвалидов "Лига инвалидов Чернобыля" о признании частично недействительным постановления губернатора Костромской области от 10 апреля 2001 года N 140 "О методике расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области", установил:
10 апреля 2001 года губернатором Костромской области было принято постановление N 140 "О методике расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области".
Пунктом 3 постановления утверждена Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области согласно приложению.
Костромская городская общественная организация инвалидов "Лига инвалидов Чернобыля" обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать недействительным приложение к постановлению губернатора Костромской области от 10 апреля 2001 года N 140 в части установления коэффициента цели использования здания (помещений) - Кци.
В обоснование своих требований заявитель указал, что общественная организация "Лига инвалидов Чернобыля" занимает помещение кабинета N 2 по адресу Большие Мучные ряды, 2 в г. Костроме. В связи с необходимостью заключения договора аренды на указанное помещение арендодателем (в лице Департамента имущественных отношений администрации Костромской области) для организации была рассчитана арендная плата в размере 112 руб. 04 коп. ежемесячно и первоначально договор аренды поступил в организацию для заключения с расчетом арендной платы на указанную сумму. Однако 21 августа 2001 года в организацию поступил проект договора в иной редакции, где арендная плата была рассчитана в сумме 951 руб. 54 коп.
Новый размер арендной платы был рассчитан на основании постановления губернатора Костромской области от 10 апреля 2001 года N 140, которым утверждена новая Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории области, и предписывалось Департаменту имущественных отношений администрации области применять эту методику по вновь заключаемым договорам с 1 мая 2001 года, а по действующим договорам произвести перерасчет арендной платы с 1 мая 2001 года с применением коэффициента =1,2.
Ранее в расчетах арендной платы применялся "коэффициент типа деятельности (Ктд)", который для организаций инвалидов имел значение - 0,1. Постановлением N 140 от 10.04.01 г. этот коэффициент отменен и заменен на "Коэффициент цели использования помещения (Кци)", при этом особый правовой статус организаций инвалидов и вид их основной деятельности не учитываются, и для их организации применяется в расчете арендной платы Кци, равный значению 0,8, что привело к увеличению размера арендной платы в 8,4 раза.
По мнению заявителя, при принятии губернатором постановления N 140, изменившего, прежний порядок расчета арендной платы, не были учтены интересы общественных организаций инвалидов, что противоречит положениям ч. 1 ст. 17 Федерального Закона "Об общественных объединениях" от 19.05.95 г. N 82-ФЗ и ч. З ст. ЗЗ Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ.
Кроме того, своим постановлением губернатор внес изменения в порядок расчета арендной платы за использование федерального недвижимого имущества, что, по мнению заявителя, противоречит Закону Костромской области "О порядке управления государственным имуществом Костромской области" от 20.04.98 г. N 24, которым такого права губернатору области не предоставлено.
Помимо того, собственно Методика не опубликована в установленном порядке, а применение неопубликованного нормативного правового акта противоречит положениям ч. 6 ст. 37 Устава Костромской области.
В процессе судебного разбирательства представитель заявителя гражданин "К" жалобу поддержал, уточнив, что просит признать недействительным пункт 5 Методики расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области, утвержденной постановлением губернатора Костромской области от 10 апреля 2001 года N 140.
Представители администрации Костромской области "М" и "А", считают жалобу необоснованной и просят отказать в ее удовлетворении, считая, что постановление губернатора принято в пределах его компетенции, так как в соответствии со ст. 6 Закона Костромской области "О порядке управления государственным имуществом Костромской области" главе администрации области (губернатору) предоставлено право принятия правовых актов по вопросам управления государственным имуществом области.
Указанное постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов арендаторов государственного имущества, в том числе заявителя, поскольку, согласно ст.ст. 209, 614 ГК РФ собственник имущества (арендодатель) самостоятельно устанавливает размер арендной платы за передаваемое в пользование имущество и порядок ее внесения.
Обжалуемое постановление не затрагивает права непосредственно инвалидов, поэтому не требует какого-либо согласования (участия в подготовке и принятии) с общественными объединениями инвалидов. Кроме того, утвержденная постановлением Методика расчета арендной платы предназначена для внутреннего использования в Департаменте имущественных отношений при сдаче государственного имущества в аренду и не носит нормативного характера, является инструктивным документом, определяющим механизм расчета арендной платы, поэтому требование Конституции РФ и Уставу Костромской области об опубликовании нормативных актов на нее (Методику) не распространяется, тем более, что Уставом Костромской области не предусмотрено обязательное опубликование приложений к нормативным актам губернатора области.
Само же постановление губернатора области от 10.04.2001 г. N 140 было надлежащим образом опубликовано в газете "Северная правда" от 17 апреля 2001 года N 69.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей администрации Костромской области, допросив свидетеля "П", изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
10 апреля 2001 года губернатор Костромской области в целях получения дополнительных доходов в бюджет от аренды, с учетом практики применения расчета арендной платы при заключении договоров аренды на государственное имущество, расположенное на территории Костромской области, руководствуясь Гражданским Кодексом РФ и Законом Костромской области "О порядке управления государственным имуществом Костромской области", принял постановление N 140 "О методике расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области" :
пунктом 1 постановления установлена минимальная величина годовой арендной платы за сдаваемые в аренду нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории Костромской области (за один квадратный метр общей нежилой площади);
п. 2 - установлена базовая величина стоимости строительства одного квадратного метра нежилых помещений по Костромской области при расчете арендной платы;
п. З - утверждена Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области согласно приложению N 1;
п. 4 - предписано департаменту имущественных отношений администрации Костромской области применять методику расчета арендной платы по вновь заключаемым договорам за пользование имуществом, находящимся в федеральной и государственной собственности Костромской области, с 1 мая 2001 года и произвести перерасчет арендной платы по действующим договорам с применением коэффициента = 1,2 с 1 мая 2001 года;
п. 6 - рекомендовано главам самоуправления городов и районов области применять данную Методику при сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности;
п. 8 - предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Непосредственно само постановление N 140 от 10.04.2001 г. было опубликовано в газете "Северная правда" от 17.04.2001 г. N 69.
Приложение к постановлению губернатора Костромской области от 10.04.2001 г. N 140 "Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области" опубликовано не было.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.99 г. N 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу ч. З ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичная норма содержится и в ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 6.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Устава (Основного закона) Костромской области на территории области действуют только те законы и нормативные акты области, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного их текста в областной газете "Северная правда".
Постановление губернатора Костромской области от 10.04.2001 г. N 140 "О методике расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области", которым утверждена указанная Методика, относится к нормативным правовым актам, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как следует из названия и самого содержания постановления, утвержденная им в качестве приложения к постановлению Методика расчета арендной платы за использование, государственной собственности, расположенной на территории Костромской области, является неотъемлемой (составной) частью нормативного акта в целом.
Из преамбулы постановления N 140 от 10.04.2001 г. видно, что оно принято в соответствии с Законом Костромской области "О порядке управления государственным имуществом Костромской области" от 20.04.98 г. N 24.
Согласно ст. 26 данного Закона арендодателями имущества, находящегося в собственности Костромской области, выступают как комитет по управлению госимуществом, так и государственные областные унитарные предприятия (самостоятельно), а арендаторами имущества могут выступать юридические и физические лица, что подтверждает то обстоятельство, что постановление губернатора области от 10.04.2001 г. N 140 устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц в правоотношениях по аренде государственного имущества, а также затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Из справки к новой методике следует, что Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области, является единой для всех видов имущества: недвижимости, имущественных комплексов и другого, находящегося в государственной собственности на территории Костромской области; включает в себя не только формулы и коэффициенты, используемые для расчета, но и ряд условий, а также порядок их использования, что позволяет применять разработанную методику, учитывая множество элементов, формирующих арендную плату каждого объекта индивидуально, с учетом его субъективных характеристик, а также объективных факторов, влияющих на формирование арендной платы при передаче имущества пользователю.
Указывается также, что Методика разработана с учетом практики предоставления в пользование государственного имущества и на основе зарекомендовавших себя нормативных актов, использовавшихся для определения арендной платы ранее.
Из объяснений представителей администрации области в судебном заседании следует, что использование Методики обязательно для расчета арендной платы при заключении договоров аренды, чтобы исключить произвольное установление размера арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории области.
С учетом изложенного, суд находит несостоятельными доводы администрации области о том, что Методика расчета арендной платы ...., утвержденная постановлением губернатора области от 10.04.2001 г. N 140, предназначена для внутреннего использования в департаменте имущественных отношений, не носит нормативного характера и не подлежит опубликованию.
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Устава Костромской области официальным опубликованием считается публикация полного текста нормативного правового акта области в областной газете "Северная правда".
Учитывая, что Методика расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области, являясь частью нормативного правового акта, не была официально опубликована в установленном порядке для всеобщего сведения, она не влечет правовых последствий и применению не подлежит.
Обжалуемый в части нормативный правовой акт затрагивает права заявителя, так как распространяется на его правоотношения по договору аренды занимаемого нежилого помещения, расположенного по адресу г. Кострома, Большие Мучные ряды, 2 (2 этаж), каб. N 2.
Так, судом установлено, что размер арендной платы за пользование имуществом (помещением) по договору аренды, предлагаемому к заключению заявителю арендодателем, рассчитан в соответствии с Методикой расчета арендной платы ..., утвержденной постановлением губернатора области от 10.04.2001 г. N 140, с чем заявитель не согласен.
Заявитель просит признать недействительным п. 5 Методики, которым установлен коэффициент цели использования здания (помещения) - Кци.
Поскольку расчет арендной платы производится согласно указанной Методике по формуле, в которой учитываются несколько показателей, в том числе и Кци, признание недействительным одного из них влечет утрату смысла всей формулы.
Учитывая, что в целом Методика не была официально опубликована и не подлежит применению, следует признать недействительной Методику в полном объеме.
Ввиду того, что обжалуемый правовой акт (в части) не соответствует закону по формальным основаниям, то есть в связи с отсутствием его официального опубликования, суд не входит в исследование вопроса о законности правового акта по другим основаниям.
При таких обстоятельствах суд находит жалобу обоснованной.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:
удовлетворить жалобу Костромской городской общественной организации инвалидов "Лига инвалидов Чернобыля".
Признать приложение к постановлению губернатора Костромской области от 10 апреля 2001 года N 140 "О методике расчета арендной платы за использование государственной собственности, расположенной на территории Костромской области" - недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Костромского областного суда от 1 апреля 2002 г. N 3-17
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника