Решение Костромского областного суда
от 27 апреля 2002 г. N 3-18
(извлечение)
Определением Верховного суда Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 87 Г02-6 решение Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г. оставлено без изменения.
Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе гражданина "Ч" о признании недействительной ст. 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области", установил:
Костромской областной Думой 26 ноября 1998 года принят Закон Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" N 31. Данный закон подписан главой администрации Костромской области 4 декабря 1998 года и опубликован в Костромской областной ежедневной газете "Северная правда" 26 января 1999 года.
Гражданин "Ч" обратился в суд с жалобой о признании недействительной ст. 4 указанного Закона, ссылаясь на то, что она противоречит п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. З ст. 48, ч. З ст. 50, ч. 1 ст. 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральному Закону "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (в редакции от 19 июля 1998 года N 112-ФЗ).
Судом к участию в деле привлечены администрация Костромской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области.
В судебном заседании гражданин "Ч" жалобу поддержал и пояснил, что статья 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединении на территории Костромской области" ограничивает возможность создания областных (региональных) общественных объединений на территории Костромской области, так как содержит положение о том, что областным (региональным), общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном Федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. Федеральный Закон "Об общественных объединениях" не содержит ограничений, установленных ст. 4 Закона Костромской области, согласно которым областное (региональное) общественное объединение должно иметь структурные подразделения на территории области.
Данное ограничение нарушает его право на создание областного общественного объединения. В 1999 году решением начальника Управления юстиции администрации Костромской области ему было отказано в регистрации Костромской региональной общественной политической организации "Собственники кооперативного (колхозного) имущества, инициатором создания которой и учредителем он являлся, по тем основаниям, что созданная организация не имеет структурных подразделений на территории области. Отказ в регистрации им был обжалован в суд, но в удовлетворении жалобы было отказано со ссылкой на статью 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области".
Представитель Костромской областной Думы жалобу не признал, пояснив, что заявитель неправомерно относит определение статуса общественных объединений к гражданскому законодательству. Закон Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" не регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать в соответствии с Федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Федеральный Закон "Об общественных объединениях" является базовым в сфере регулирования организации и деятельности общественных объединений и не содержит исчерпывающих положений по отношению к региональным и местным общественным объединениям. При разработке законопроекта областной Думой была применена аналогия закона, в частности, части 2 и 3 ст. 14 Федерального Закона "Об общественных объединениях", определяя понятия общероссийского и межрегионального общественных объединений, содержат положения о том, что общероссийское общественное объединение имеет свои структурные подразделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации, а межрегиональное - на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Законодатель, принимая базовый Закон, оставил положения частей 4 и 5 Федерального Закона "Об общественных объединениях" незавершенными, предоставив субъектам Российской Федерации право определения статуса региональных и местных общественных объединений. Обжалуемый Закон Костромской области не противоречит части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, не усложняет создание общественных объединений на территории области и не лишает заявителя права на создание местного общественного объединения.
Представитель администрации Костромской области поддержал доводы представителя Костромской областной Думы и пояснил, что поскольку отсутствует специальный Федеральный закон "О статусе общественных объединений", областная Дума в силу части 2 ст. 4 Федерального закона "Об общественных объединениях" вправе была принять закон "О статусе общественных объединений на территории Костромской области".
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области пояснил, что Закон Костромской области N 31 от 4 декабря 1998 года "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" прошел юридическую экспертизу в Управлении, закон принят Костромской областной Думой в пределах компетенции в соответствии с п. "б" статьи 72 и частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего частично удовлетворить жалобу и признать не соответствующей федеральному законодательству статью 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" в части положения о том, что областным (региональным) общественным объединением является объединение, имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области, суд находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 117 (п. 1, п. З) Гражданского Кодекса Российской Федерации общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 17 мая 1997 года N 78-ФЗ, от 19 июля 1998 года N 112-ФЗ, от 12 марта 2002 года N 26-ФЗ) регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений и действие закона распространяет на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
В соответствии со ст. 4 этого Закона содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным Законом, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Статьей 14 Федерального Закона "Об общественных объединениях" определено, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Согласно ч. 4 данной статьи под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его установленными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Между тем статья 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области", определяя территориальную сферу деятельности областного (регионального) общественного объединения, предусматривает дополнительное условие для признания общественного объединения региональным. В частности, согласно данной статье областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном Федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области.
Федеральным же Законом "Об общественных объединениях" статус региональных общественных объединений не связан с необходимостью создания на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений.
Доводы представителя Костромской областной Думы о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено право определения статуса региональных общественных объединений не основаны на законе, поскольку в силу ст. 4 Федерального Закона "Об общественных объединениях" статус общественных объединений регулируется настоящим Федеральным Законом, Гражданским Кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что положение ст. 4 Закона Костромской области N 31 от 4 декабря 1998 года "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" в той части, что областным (региональным) общественным объединением является объединение, имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области, не соответствует Федеральному Закону "Об общественных объединениях" и должно быть признано недействующим и не подлежащим применению.
Суд не находит оснований для признания противоречащей федеральному законодательству статьи 4 Закона Костромской области в полном объем, поскольку указание в ней о том, что областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном Федеральным законом, Федеральному закону не противоречит и прав заявителя на создание регионального общественного объединения не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Жалобу гражданина "Ч" удовлетворить частично.
Признать статью 4 Закона Костромской области "О статусе общественных объединений на территории Костромской области" в части слов: "и имеющие свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области" противоречащей Федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении жалобы отказать.
Взыскать с Костромской областной Думы в пользу гражданина "Ч" расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в Костромской областной ежедневной газете "Северная правда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г. N 3-18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника