Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Городская целевая программа:
"Неотложные меры по эффективной защите населения и территорий г. Костромы
от чрезвычайных ситуаций на 2002-2004 г."
(одобрена постановлением Администрации г. Костромы от 12 марта 2002 г. N 791)
Паспорт программы
название программы | неотложные меры по защите населения и территорий г. Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002-2004 гг. |
Основание для разработки |
Закон РФ N 68-ФЗ от 21.12.94 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Закон РФ N 151-ФЗ от 14.07.95 г. "Об аварийно-спасательных службах" Закон РФ N 28-ФЗ от 12.02.98 г. "О гражданской обороне" |
Заказчик и разработчик программы |
Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям МУ ПАСС "Служба спасения" г. Костромы |
Цели и задачи программы | Основная цель - обеспечение реализации прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Задачи- - Создание информационно-управленческого антикризисного центра на базе современных информационных технологий. - Создание общегородского методического центра по обучению населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций - Специализированное обучение спасателей и повышение квалификации - Оснащение городской службы спасения современной техникой и оборудованием. Создание минимально необходимых резервов техники и оборудования на случай ЧС. |
Срок реализации программы |
2002, 2003, 2004 г.г. |
Исполнители программы | Управление по делам ГО и ЧС МУ ПАСС "Служба спасения". |
Объем и порядок финансирования |
2002 г. Гор. бюджет - 1000000 руб. Внебюджет. - 200000 руб. 2003 г. Гор. бюджет - 1300000 руб. Внебюджет. - 250000 руб. 2004 г. Гор. бюджет - 1500000 руб. Внебюджет. - 300000 руб. Итого за 3 года Гор. бюджет - 3800000 руб. Внебюджет. - 750000 руб. |
Ожидаемый конечный результат программы |
1. Максимальная готовность к пику чрезвычайных ситуаций на тер- ритории города в период 2002-2005 г.г. 2. Прогнозирование, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий в общероссийской и международной сети. 3. Систематическое обучение населения города по действиям в усло- виях чрезвычайных ситуаций с применением современных обучающих методик и оборудования. 4. Повышение профессиональной квалификации спасателей: 3 класса - 10 % 2 класса - 70 % 1 класса - 20 % Обучение в спец. Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям 100 % спасателей с получением необходимых сертификатов. 5. Обновить и укомплектовать городскую службу спасения на 100 % техникой, снаряжением и оборудованием (согласно перечня утвержденного МЧС) 6. Создание необходимых резервов средств защиты, техники и оборудования. |
Контроль исполнения | Глава самоуправления Дума города Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям г. Костромы. |
Координатор программы | Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям г. Костромы. |
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения,
основы для ее реализации
В Российской Федерации продолжается сохраняться тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций. На 2002-2005 г.г. Министерство по чрезвычайным ситуациям России прогнозирует максимальный уровень чрезвычайных ситуаций, особенно техногенного характера. Это происходит в связи с ростом масштабов современных городов и наличием большого количества неблагоприятных факторов:
- размещение потенциально-опасных объектов на территории города;
- низкие темпы внедрения безопасных технологий на производстве;
- просчет в содержании и эксплуатации потенциально-опасных объектов;
- прогрессирующий износ основных производственных фондов, сетей, коммуникаций;
- снижение уровня техники безопасности, производственной дисциплины и профессионализма работников;
- увеличение транспортных потоков (в том числе по перевозке опасных грузов);
- недостаток средств защиты населения и его низкая обученность в вопросах действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день на территории г. Костромы расположено 24 химически опасных объекта и 15 взрывоопасных.
В городе расположены две железнодорожные станции, речной порт, автодорожный и железнодорожный мосты, подводные газовые, фекальные и водяные дюкера, сотни километров инженерных сетей и коммуникаций.
Создание общегородской программы по эффективной защите жителей и территории города, в настоящее время, как никогда актуально. Ее основная цель - обратить самое пристальное внимание на складывающуюся ситуацию и дать органам местного самоуправления эффективные рычаги по осуществлению полномочий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Принципиально программа сводится к III основным направлениям:
1. Создание на территории города единой информационно-управляющего антикризисного центра.
2. Создание общегородского методического центра по обучению населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
3. Содержание на территории города минимально - достаточного высокопрофессионального отряда спасателей, оснащенных современным снаряжением и оборудованием.
Избежать катастроф в техносфере сегодня невозможно. Это плата за комфорт цивилизации. Но прогнозировать чрезвычайные ситуации, обучать население грамотно действовать при их возникновении и профессионально их устранять - по такому пути идет весь цивилизованный мир.
Костромской регион не относится к числу официально признанных регионов с наивысшей степенью техногенных опасностей, в связи с этим на его территории нет мощных федеральных структур по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Однако, все вышеперечисленные проблемы стороной нас не обойдут, а в случае их возникновения полагаться придется прежде всего на свои силы и средства.
По оценке специалистов, величина износа основных производственных средств, оборудования и коммуникаций в настоящее время достигает 70-80% и процесс этот продолжается. Это свидетельствует только об одном - вероятность происшествий техногенного характера стремительно растет.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов.
Городская целевая программа "Неотложные меры по эффективной защите населения и территорий г. Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002-2004 г." разработана с целью:
- качественного обеспечения реализации прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- предоставить органам местного самоуправления эффективные рычаги по осуществлению полномочий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Правовой основой программы является Конституция РФ и действующие законодательные акты.
Действие программы распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов самоуправления, организаций и частных лиц в области защиты населения и территорий г. Костромы от чрезвычайных ситуаций, регламентируемые Федеральным Законом РФ N 68-ФЗ от 21.12.94 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным Законом РФ от 14.07.95 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", Федеральным Законом РФ N 28-ФЗ от 12.02.98 г. "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами.
Программа направлена на осуществление системы мероприятий, позволяющих максимально эффективно преодолеть пик чрезвычайных ситуаций прогнозируемых Министерством по чрезвычайным ситуациям на 2002-2005 г.
В полном объеме программу целесообразно реализовать на базе Муниципального Учреждения Профессионально-аварийной спасательной службы "Служба спасения".
На сегодняшний день это эффективная, динамично развивающаяся организация, основной целью деятельности которой является защита населения от чрезвычайных ситуаций. За 5 лет своего существования Костромская служба спасения проделала большую работу по оказанию помощи и защите населения от проблем чрезвычайного характера. Со всеми оперативными городскими службами осуществляется полное взаимодействие и взаимопомощь. Это прежде всего скорая медицинская помощь, противопожарная служба, аварийные газовые, электрические, и жилищно-коммунальные службы, УВД, ГИБДД, ФСБ, СЭС, службы охраны леса и другие.
Результаты деятельности Костромской "Службы спасения" - это десятки предотвращенных чрезвычайных ситуаций в быту и на производстве. За 5 лет реально оказана помощь 921 человеку в ситуациях, когда жизни и здоровью угрожала опасность. К сожалению 160 человек спасти не удалось по причине не оперативного получения информации и отсутствия необходимой техники. От жителей города за 5 лет было получено свыше 16 тысяч сигналов тревожного характера, сделано самостоятельно 7,5 тысяч выездов из них 2207 на серьезные проблемы и аварии (в том числе и на ликвидацию ЧС).
Но самые серьезные результаты деятельности Костромской "Службы спасения" - это подъем авторитета городского самоуправления. Не один сигнал тревожного характера в нашем городе, полученный службой спасения не остался без ответа.
Взаимодействуя со всеми оперативными службами города, "Служба спасения" наработала большой опыт по решению проблем чрезвычайного характера, именно на территории современного города, имеет хорошие связи с аналогичными структурами по всей стране и за рубежом. Ведет активный обмен опытом, методиками ликвидации чрезвычайных ситуаций и вопросами обучения населения, является членом Международной конфедерации служб спасения. По аналогии с Костромской были созданы службы спасения в таких городах, как Рязань, Волгоград, Череповец, Саратов (была взята за основу наша юридическая форма учреждения и базовый пакет документов по организации).
Основная проблема, с которой сталкивается "Служба спасения" - недостаточное финансирование, и как следствие - невозможность реализовать эффективно идею по обеспечению безопасности жителей нашего города.
Эта программа, начав работать уже в 2002 г., позволит по ее окончанию в 2004 г. выйти на принципиально новый уровень реагирования на проблемы чрезвычайного характера в городе.
Приоритетным направлением деятельности станет прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, посредством активного сбора и обработки информации, выдачи рекомендаций предприятиям и учреждениям, осуществление жесткого контроля за их выполнением, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации координация действий всех оперативных служб и профессиональная локализация последствий аварии группами профессиональных спасателей.
2. Основные планируемые мероприятия и график их проведения
N п/п |
Наименование предприятий | Объем финансирования | ||
Бюдж. средства/Внебюджетн. средства | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||
(тыс. руб.) | (тыс. руб.) | (тыс. руб.) | ||
1. | Создание на базе МУ "Служба спасения" информационно- управляющего антикризисного центра |
300/0 100/0 100/0 100/0 0/0 |
300/0 50/0 50/0 100/0 100/0 |
250/0 50/0 0/0 200/0 0/0 |
Ремонт помещения и техниче- ское оборудование центра. |
||||
Приобретение коммутатора и средств связи. |
||||
Приобретение компьютерной техники, программного обес- печения. |
||||
Приобретение автономной электростанции. |
||||
2. | Создание на базе МУ "Служба спасения" общегородского методического центра по обучению населения дейст- виям в условиях чрезвычай- ной ситуации с применением современных обучающих прог- рамм |
300/0 200/0 20/0 20/0 60/0 0/0 |
300/0 0/0 50/0 20/0 80/0 150/0 |
250/0 0/0 50/0 20/0 0/0 180/0 |
Ремонт помещений и техни- ческое оборудование мето- дического центра. |
||||
Приобретение действующих макетов и демонстрационного оборудования. |
||||
Приобретение мебели. | ||||
Приобретение компьютерной техники, программного обеспечения и видеопрограмм |
||||
Приобретение оборудования для монтажа, просмотра видео документов и видео- съемки. |
||||
3. | Обучение спасателей в специализированном Центре Министерства по Чрезвычай- ным Ситуациям, повышение квалификации спасателей, создание и обучение резер- вистов "Службы спасения" |
200/0 180/0 20/0 |
200/0 180/0 20/0 |
300/0 250/0 50/0 |
Обучение спасателей, повы- шение квалификации. |
||||
Обучение резервистов "Служ- бы спасения". |
||||
4. | Оснащение городской службы спасения современным обо- рудованием и снаряжением, создание минимально необ- ходимых резервов |
200/200 200/0 0/200 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 1000/200 |
500/250 200/0 0/200 100/0 0/0 0/0 100/0 0/50 100/0 1300/250 |
700/300 0/0 0/200 0/0 700/0 0/50 0/ 0/50 0/0 1500/300 |
Приобретение гидравличес- кого аварийно-спасательно- го оборудования. |
||||
Приобретение ручного ава- рийно-спасательного обору- дования. |
||||
Приобретение снегохода "Буран" |
||||
Приобретение аварийно- спасательного автомобиля "Камаз" |
||||
Приобретение альпинистского оборудования |
||||
Приобретение н/катера "Орион" с п/мотором |
||||
Приобретение специальной одежды |
||||
Приобретение средств инди- видуальной защиты |
||||
Всего: |
Внебюджетная составляющая программа - это финансовые средства, которые Служба спасения планирует заработать самостоятельно и вложить в реализацию данной программы. За 2000 год было заработано самостоятельно 500 тыс. руб., за 2001-600 тыс. руб., за 2002 г. планируем заработать 700-750 тыс. руб.
В связи с тем, что МУ ПАСС "Служба спасения" финансируется из городского бюджета только по статьям "Заработная плата", вложить большую сумму в программу не представляется возможным.
3. Планируемые результаты
К концу 2002 года быть готовым к эффективному решению задач по прогнозированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города.
Запустить в действие информационно-управляющий центр на территории города и общегородской методический центр, с активным привлечением населения и организаций к обучению, по вопросам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Обучить 60% спасателей в спец. Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям с получением необходимых сертификатов, дающих право работать без ограничений в повседневных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций. Начать активное оснащение городских спасателей современной техникой и оборудованием (в соответствии с перечнем оборудования и снаряжение для ПСО, утвержденного Министерством по чрезвычайным ситуациям), повысить классную квалификацию спасателей до уровня 2 класса, приступить к созданию резервов средств защиты, снаряжения и оборудования на случай чрезвычайной ситуации.
К концу 2003 года в основном завершить создание информационно-управляющего антикризисного и общегородского методического центров, решить вопрос обучения жителей города действиям в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе и вывести его на максимально-возможный уровень.
Создать группу резервистов "Службы спасения", обучив и аттестовав ее до уровня "спасатель".
Создать резерв ручного гидравлического и аварийно-спасательного инструмента, индивидуальных средств защиты.
К концу 2004 года полностью закончить оборудование и оснащение антикризисного и методического центров, выйти в общероссийскую и международную информационную сеть по вопросам обеспечения данных видов деятельности, наработать реальную методическую базу по вопросам современного обучения.
Повысить профессиональную подготовку спасателей до уровня:
3 класса - 50%
2 класса - не менее 30%
1 класса - 20%
Завершить оснащение МУ "Служба спасения" снаряжением, аварийно-спасательным оборудованием в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Завершить создание института резервистов, их подготовку и повышение квалификации, вести систематически.
4. Составляющие программы
1. Информационно-управляющий антикризисный центр - круглосуточно работающая структура по сбору, анализу и прогнозированию ситуации чрезвычайного характера на территории города. Ее основа - современная информационная база данных и единое информационное пространство с международной конфедерацией служб спасения.
В повседневных условиях это сбор, анализ и прогнозирование ситуаций на территории города, координация действий всех оперативных служб, кроме того круглосуточно работающая эффективная справочная служба города.
В условиях чрезвычайной ситуации - это полностью автономный городской штаб, позволяющий решать вопросы по ее ликвидации, оборудованный автономными системами обеспечения жизнедеятельности и оперативной связи.
2. Общегородской методический центр по обучению населения в условиях чрезвычайной ситуации - структура позволяющая на базе современных обучающих программ, разработанных как в России, так и за рубежом, в кратчайшие сроки эффективно обучить большое количество населения действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Основа - единая, с антикризисным центром, информационная база данных и современные технические средства по доведению этой информации до населения. Акценты будут сделаны на действия в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе.
3. Необходимость обучения спасателей и повышение их квалификации в спец. Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям, вызвана следующими обстоятельствами. Деятельность спасателей включает в себя ряд профессий:
- Альпинист;
- Стропальщик;
- Вальщик леса;
- Водолаз и т.д.
Допуск к данным видам работ осуществляется только после окончания лицензированного учебного заведения с выдачей сертификата. Всего на одного спасателя таких специальностей свыше 10. В России только спец. Центр Министерства по чрезвычайным ситуациям в г. Ногинске проводит комплексное платное обучение для спасателей. Стоимость такого обучения - примерно 15 тыс. руб. на одного человека. Повышение квалификации происходит также после очередного курса обучения и сдачи экзаменов.
На сегодняшний день Служба спасения, имея свидетельство МЧС на право ведения аварийно-спасательных работ, эти работы выполнять не имеет права по причине формальной необученности спасателей. Травма любого спасателя приведет к разбирательству с инспекцией по труду и к блокированию деятельности Службы спасения.
Создание института резервистов "Службы спасения" подсказала сама жизнь. В случае возникновения на территории города серьезных чрезвычайных ситуаций группировка профессиональных спасателей, с учетом ПСС области может быть доведена до 35-40 человек (25 - Городская "Служба спасения", 10-15 - ПСС области).
Этого явно недостаточно для ведения работ эффективно и круглосуточно. А резервисты - это добровольные помощники, обученные до уровня спасателя, и в случае необходимости они могут оказать существенную помощь. Данная практика принята во всем мире.
4. Необходимость оснащать Службу спасения современным аварийно-спасательным оборудованием, постоянно его обновлять, вызвана следующими обстоятельствами.
Аварийно-спасательные работы - сложный технический вид деятельности, как правило, в экстремальных условиях. Требует специальной техники по отдельным видам работ.
Эффективность деятельности в этих условиях, жизнь и здоровье спасателей напрямую зависит от технической оснащенности. Условия в которых эксплуатируется эта техника не способствует ее сохранности (грязь, мороз, задымление, нештатные ситуации и нагрузки).
Все оборудование, от молотка до гидравлических разжимов, должно быть профессиональным, имеющим сертификат соответствия.
Стоимость этой техники высокая. Комплект гидравлического оборудования для извлечения пострадавшего из автомобиля стоит приблизительно 150-180 тыс. руб., срок эксплуатации 2-3 года.
Кроме того необходимо иметь резерв оборудования, т.к. серьезные ЧС, такие как на АО "Цвет", выводят из строя 50-70% оборудования. Повторный ввод в эксплуатацию - процесс дорогостоящий, длительный.
При отсутствии специальной техники и снаряжения, деятельность спасателей теряет смысл, становится опасной для них самих.
Итоги работы службы спасения за 4 года 7 месяцев
Характер происшествия |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
ДТП 603 сигнала 158 выездов ГОР |
51 сигнал 21 выезд |
142 сигнала 38 выездов |
140 сигналов 24 выезда |
134 сигналов 49 выездов |
136 сигналов 26 выездов |
СДЯВ 144 сигнала 118 выездов |
5 4 |
17 17 |
22 18 |
61 46 |
39 сигналов 33 выезда |
Коммунальная авария 1639 сигналов 128 выездов |
271 14 |
815 - |
188 1 |
218 70 |
147 сигналов 43 выезда |
Аварийно-спасат. двери 1179 сигналов |
106 |
238 |
234 |
287 |
314 сигналов 314 выездов |
Несчастные слу- чаи на производ- стве и в быту 55 сигналов 35 выездов |
32 23 |
23 сигнала 12 выездов |
|||
Милиция 738 сигналов 51 выезд |
83 2 |
247 31 |
196 2 |
132 9 |
80 сигналов 7 выездов |
Суицид 61 сигналов 36 выездов |
- |
- |
- |
26 26 |
35 сигналов 10 выездов |
Пострадало всего 921 человек |
- |
- |
- |
345 |
576 человек |
За 4 года и 7 мес:
- получено 16635 сигналов
- сделано = 7539 выездов
- аварийных выездов 220
оказана помощь 921 человеку
не удалось спасти 160 человек (погибло)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Костромы от 12 марта 2002 г. N 791 "О городской целевой программе "Неотложные меры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.