Постановление Главы администрации Костромской области от 18 декабря 2000 г. N 505
"Об утверждении организационных указаний по обучению населения
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
на 2001-2005 годы"
Постановлением губернатора Костромской области от 6 октября 2006 г. N 660 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления
В соответствии с требованиями Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне", организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 года МЧС России N 33-3499-18 от 4 ноября 2000 года, в целях организации эффективного обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2001-2005 годах постановляю:
1. Утвердить организационные указания по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Kocтромской области на 2001-2005 годы.
2. Рекомендовать главам самоуправления городов и районов, начальникам служб ГО, руководителям предприятий, учреждений и организаций изучить данные организационные указания, принять к руководству и исполнению.
Первый заместитель главы администрации
Костромской области |
Ю.Ф. Цикунов |
Организационные указания по обучению населения в области гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных ситуаций Костромской области на 2001-2005 годы
(утв. постановлением Главы администрации Костромской области от 18 декабря 2000 г. N 505)
Подготовка населения области проводилась в соответствии с требованиями Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", организационно-методических указаний МЧС в НГО Костромской области "О порядке подготовки населения в 1998-2000 году", плана комплектования учебно-методического центра слушателями и программ обучения различных категорий населения.
Анализ материалов, поступающих с мест, результаты проверок показывают, что задачи обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы в основном выполнены.
Это позволило повысить уровень подготовки должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, активизировать обучение учащейся молодежи, наладить подготовку гражданских организаций гражданской обороны.
Повысилось внимание к вопросам подготовки неработающего населения. Большая заслуга в пропаганде знаний по действиям в чрезвычайных ситуациях принадлежит газетам - "Костромские ведомости", "Северная правда", "Эковестник", Костромскому информационному каналу "КИТ", информационно-производственному объединению "Логос".
Более качественно и полно обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлялось в городе Костроме, районах Кадыйском, Макарьевском, Мантуровском, Поназыревском, Чухломском.
Вместе с тем, в ряде городов и районов продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения в организации и осуществлении обучения населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
не полностью выполняется постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" в части подготовки руководителей органов местного самоуправления;
нерегулярно направляются должностные лица органов местного самоуправления и организаций на подготовку в учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (города Буй и Волгореченск, Красносельский, Вохомский, Межевской, Октябрьский, Нейский, Парфеньевский, Павинский районы);
необоснованно сокращается количество практических занятий, в особенности требующих материальных затрат. Сроки проведения учений и тренировок часто переносятся, планы их проведения разрабатываются формально и с опозданием (Галичский, Нерехтский, Островский, Октябрьский районы);
подготовка гражданских организаций гражданской обороны осуществляется без учета возможных условий их применения;
отсутствует должный учет переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в городах и районах, что приводит к занижению количества планируемых к обучению;
не выполняются планы комплектования из-за низкой исполнительской дисциплины и снижения ответственности руководителей организаций за подготовку подчиненных (Вохомский, Нейский, Межевской, Октябрьский, Островский, Солигаличский районы);
силы ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно объектовые формирования, слабо подготовлены к выполнению возложенных на них задач;
медленно обновляется и совершенствуется учебно-материальная база в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, практически не совершенствуется учебно-материальная база организаций;
комплексные учения, объектовые тренировки и тактико-специальные учения не стали основной формой подготовки всех категорий обучаемых по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Указанные недостатки являются следствием продолжающегося недостаточного внимания руководителей органов местного самоуправления и организаций, к обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
В целях улучшения качества подготовки должностных лиц и обучения других групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагаю:
1. Главной задачей на 2001-2005 годы по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций считать увеличение охвата и повышение эффективности обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на основе совершенствования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и консолидации усилий исполнительной власти области, муниципальных образований и организаций.
2. Обучение населения в области гражданской обороны и защити от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организовать и осуществлять по следующим группам:
должностные лица гражданской обороны и РСЧС (начальники гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и устойчивости, руководители эвакуационных органов, руководители служб гражданской обороны, начальники (руководители) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти области и органов местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и их заместители, руководители и заместители руководителей структурных подразделений исполнительной власти и организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее структурные подразделения гражданской обороны), начальник и заместители начальника учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, начальники кафедр "Безопасность жизнедеятельности");
специалисты гражданской обороны и РСЧС (работники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и структурных подразделений гражданской обороны, преподаватели учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности");
работники организаций, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны (далее - формирования), (руководители и личный состав формирований);
работники организаций, не входящие в состав формирований;
учащиеся и студенты общего и профессионального образования;
население, не занятое в сфере производства и обслуживания (далее - неработающее население).
3. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, по месту работы, учебы и жительства. Структура системы подготовки представлена в приложении N 1.
Обучение в зависимости от групп обучаемых осуществлять путем привлечения на переподготовку и повышение квалификации, обучения на плановых занятиях, проводимых по соответствующим программам, самостоятельной подготовки, участия в учебно-методических сборах, тренировках и учениях, а также с использованием других форм обучения.
Перечень должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны и периодичность повышения их квалификации представлена в приложении N 2.
4. В целях организации обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям:
в органе исполнительной власти области, органах местного самоуправления, а также в организациях обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об образовании", постановлений Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
совершенствовать систему обучения населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней рассмотреть вопросы совершенствования системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
до 25 декабря 2000 г. начальникам гражданской обороны муниципальных образований и организаций разработать и издать приказы о порядке обучения населения, организовать контроль за качеством разработки организационных и планирующих документов;
провести работу по уточнению программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров, предусмотрев в них обязательный минимум содержания подготовки по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за ходом и качеством подготовки формирований в организациях, повышать их готовность к выполнению задач по предназначению;
принять меры по воссозданию и активизации деятельности учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах;
оказать методическую и материально-финансовую помощь организациям в совершенствовании учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС, подготовке и проведении учений и тренировок;
обеспечить своевременное и полное выполнение планов комплектования учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации должностных лиц специалистов гражданской обороны и РСЧС;
ежегодно проводить учебно-методические сборы с должностными лицами гражданской обороны и РСЧС, руководителями органов местного самоуправления и организаций, на которых подводить итоги за прошедший год и ставить задачи на следующий учебный год. В ходе сборов проводить практические занятия по отработке действий должностных лиц органов управления по ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения, проживающего в непосредственной близости от них; на объектах проводить показные занятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций гражданскими организациями гражданской обороны и организации эвакуации рабочих и служащих организаций;
тематику комплексных, командно-штабных и тактико-специальных учений определить в соответствующих приказах с учетом местных условий. Тематику объектовых тренировок определить руководителям организаций;
совместно с органами управления образованием и местными организациями детско-юношеского туризма, организовать ежегодное проведение с учащимися образовательных учреждений, кадетских классов полевых лагерей "Юный спасатель" и слетов-соревнований "Школа безопасности";
рассмотреть пути и определить конкретные мероприятия по поддержанию и дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения, ежегодному приобретению и обновлению учебной литературы и учебных пособий (видео, аудио, печатных) по тематике гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за организацией и ходом обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, выполнением плана комплектования слушателями учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, оказывать необходимую помощь органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учебно-методическому центру по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсам гражданской обороны и организациям в проведении учебных мероприятий;
разработать механизмы формирования и приступить к созданию в городах и районах сети опорных учебно-консультационных пунктов, а совместно с органами управления образованием - сети опорных образовательных учреждений по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" и курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";
обеспечить своевременное и полное выполнение проведения командно-штабных и тактико-специальных учений с целью отработки вопросов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
органам местного самоуправления рассмотреть вопросы развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС;
рекомендовать главе самоуправления города Костромы продолжить организационную работу по созданию и оснащению курсов гражданской обороны и развертыванию в них учебного процесса с января 2002 года;
б) Начальникам (руководителям) органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти области:
совместно с органом управления образования администрации области и муниципальных образований, а также организациями и общественными объединениями обеспечить функционирование и развитие системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
ежегодно в декабре-январе проводить установочные семинары - совещания с начальниками отделов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов, начальниками служб ГО, на которых анализировать существующую систему подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и ставить задачи по реализации требований руководящих документов по данному вопросу;
принять практические меры по более полному обеспечению учебно-методического центра учебной литературой, видео- и кинопродукцией, множительной техникой, приборами радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средствами индивидуальной защиты, созданию специализированных классов;
пропагандистскую работу направить на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, их целей, задач, роли в общей системе политических, экономических, правовых, военных и иных мер, используя в этих целях средства массовой информации, возможности местной печати, радио и телевидения, многотиражных газет организаций;
пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространение информационно-справочных учебных печатных пособий (брошюр, листовок, плакатов);
активно использовать такие формы работы, как беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;
организовать тематические показы фильмов в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в организациях, в учебно-консультационных пунктах, по местному телевидению;
осуществлять контроль и практическую помощь по обязательному включению, в установленном порядке, в основную образовательную программу ВУЗов дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
совместно с департаментом общего и профессионального образования администрации области организовать и провести учебно-методический сбор с ректорами ВУЗов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр "Безопасность жизнедеятельности", в ходе которого обсудить вопросы повышения качества обучения студентов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
совместно с органом управления образования администрации области ежегодно разрабатывать планы совместных мероприятий по дальнейшему развитию и изучению учащимися основ безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, организовать ежегодные целевые проверки образовательных учреждений, принять участие в разработке методических рекомендаций по оснащению кабинетов, классов, лабораторий по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, оказывая всестороннюю помощь в их создании и оснащении;
принять активное участие в обсуждении проекта Базисного учебного плана для 12-летней школы, по вопросу изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
организовать в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны в каникулярное время на двухдневных сборах повышение квалификации преподавателей начальных классов и преподавателей-организаторов "Основ безопасности жизнедеятельности";
продолжать практику привлечения преподавателей учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны для проведения занятий в образовательных учреждениях по наиболее сложным темам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения всех групп населения, организовать учет подготовки по всем категориям;
реализовать планы развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС;
обеспечить в учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно-материальной базы, в том числе и созданной с долевым участием организаций;
по согласованию с региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий использовать существующие полигоны и учебные городки воинских частей войск гражданской обороны для обучения специализированных формирований постоянной готовности и отработки вопросов взаимодействия с силами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
активизировать работу органа исполнительной власти области и органов местного самоуправления по созданию при жилищно-эксплуатационых органах учебно-консультационных пунктов для обучения неработающего населения и их оснащению;
организовать разработку компьютерных учебных и информационных программ, деловых игр, учебных тренажеров для проведения практических занятий по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
предусмотреть приобретение и разработку необходимой литературы и пособий для обучения всех групп населения, а также их издание в необходимых объемах и номенклатуре;
ежегодно проводить смотры на лучшую учебно-материальную базу организаций и лучший учебно-консультационный пункт;
усилить контроль и помощь организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей личный состав учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны, а также работников гражданской обороны отраслевых органов, ежегодно обобщать и распространять положительный опыт организации и проведения комплексных учений и тренировок в организациях;
ежегодно в рамках "Дня города (района)"организовывать и проводить "Дни (месячники) гражданской защиты", как смотра готовности гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
организовать и обеспечить работу по созданию в учебно-методическом центре учебного класса по основам безопасности жизнедеятельности и совершенствованию его учебно-методической базы;
департаменту общего и профессионального образования администрации области организовать работу по включению в Базисный учебный план предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и проводить работу по укомплектованию образовательных учреждений преподавателями-организаторами курса "Основы безопасности жизнедеятельности";
департаменту здравоохранения администрации области активизировать обучение населения способам и приемам оказания первой медицинской помощи.
5. При организации обучения групп населения руководствоваться следующим:
а) подготовку должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществлять путем:
переподготовки и повышения квалификации в учебных заведения МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;
самостоятельной подготовки.
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучение нормативных правовых и планирующих документов, совершенствование практических навыков и выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, организации проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Первичную подготовку руководителей и специалистов структурных подразделений гражданской обороны, созданных (назначенных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", осуществить в учебно-методическом центре по гражданской обороны", осуществить в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны в течение 2001 года.
б) Подготовку работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны осуществлять путем:
повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методическом центре по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и на курсах гражданской обороны;
проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки формирований;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.
При подготовке руководителей формирований особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению, организации выполнения поставленных задач и управлению формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Добиться освоения личным составом формирования наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
При проведении практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для данной организации.
Начальникам ГО разрешается вносить в программу (раздел специальной подготовки) уточнения и дополнения с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.
в) Обучение работников организаций, не входящих в состав формирований осуществлять путем:
проведения занятий по месту работы;
участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для проведения занятий в структурных подразделениях организаций и учебных заведениях создавать учебные группы.
К проведению занятий привлекать должностных лиц, инженерно-технических работников организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.
С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводить одно-двухдневные сборы на базе учебно-методического центра по гражданской обороне, курсов гражданской обороны, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения.
При обучении шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Начальникам гражданской обороны организаций постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведением.
г) Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:
проведения занятий в учебно-консультационных пунктах по программе, утвержденной МЧС России;
посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;
чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
участия в установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
Основное внимание при обучении этой группы населения обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов осуществлять в учебно-методическом центре.
Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения.
д) Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
На всех уровнях планировать и проводить полевые лагеря "Юный спасатель" и соревнования "Школа безопасности".
При подготовке этой группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у учащихся и студентов чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Перечень учебных программ представлен в приложении N 3.
е) В целях практической подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить:
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток:
в органе исполнительной власти области - одни раз в два года;
в органах местного самоуправления - один раз в три года
Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях - ежегодно продолжительностью до одних суток.
Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводить:
с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
с остальными формированиями - один раз в три года.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года проводить:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения с органами управления сельских администраций проводить один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
В других организациях один раз в три года проводить объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися образовательных учреждений проводить ежегодно.
Одной из важнейших задач, при проведении комплексных учений и тренировок, считать отработку действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводить командно-штабные учения.
6. Итоговые доклады о состоянии подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представлять в соответствии с "Табелем срочных донесений МЧС России", введенным в действие приказом МЧС России от 25.07.96 N 427. Копии приказов руководителей органов исполнительной власти (начальников гражданской обороны) городов и районов по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представить через учебно-методический центр к 30 декабря 2000 г.
Приложения:
1. Структура системы подготовки населения Костромской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Перечень основных должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.
3. Программы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Приложение N 1
к Организационным указаниям
Структура системы подготовки Костромской области в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
/-----------------------------------\
| Администрация Костромской области |
\-----------------------------------/
| ГУ ГОЧС области |
\-------------------/
/-------------------------------------------------------------------------\
|1. Методическое руководство, координация и контроль деятельности органов |
| местного самоуправления и организаций по обучению населения в области |
| ГО и защиты от ЧС. |
|2. Организация подготовки должностных лиц ГО и РСЧС органа исполнительной|
| власти области и органов местного самоуправления. |
|3. Организация подготовки и повышения квалификации преподавателей дисцип-|
| лины БЖД и курса ОБЖ образовательных учреждений. |
|4. Определение объема программы и периодичности обучения в УМЦ по ГО и ЧС|
| области. |
|5. Проведение соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный |
| спасатель". |
\-------------------------------------------------------------------------/
| | |
| | |
| /--------------------------\ /------------------------\
| |Территориальные органы, | |Курсы и школы повышения |
/-------------------------\ |специально уполномоченные | |квалификации. |
| Территориальные органы | |решать задачи по ГО, зада-| | |
| управления образования | |чи по предупреждению и | | |
\-------------------------/ |ликвидации ЧС. | | |
| \--------------------------/ | |
| | | |
/-------------------------\ /--------------------------\ | |
|КСХА | |Подразделения, ответствен-|--\|Центры и школы под- |
|Университеты | |ные за подготовку | ||готовки ведомственных |
|Учреждения повышения ква-| \--------------------------/ ||аварийно-спасательных |
|лификации | /--------------------------\ ||формирований. |
|Средние специальные учеб-| |УМЦ по ГОЧС |--|| |
|ные заведения | \--------------------------/ || |
|Негосударственные высшие | /--------------------------\ ||Учебные пункты, учеб- |
|и средние учебные заве- | |Курсы ГО |--||но-производственные |
|дения, ПТУ, ПУ | \--------------------------/ ||комбинаты предприятий, |
|Школы | /--------------------------\ ||учреждений, организаций.|
|Учреждения дошкольного | |Учебные консультационные | |\------------------------/
|образования | |пункты |--| |
|Другие учебные заведения | \--------------------------/ | |
\-------------------------/ | |
| | | |
| | | |
| | /-----------------------------\ | |
| \---------|Движение "Школа безопасности"|---/ |
| \-----------------------------/ |
| |
/------------------------------------------------------------------------------\
| КШУ, ТСУ и комплексные учения и тренировки |
\------------------------------------------------------------------------------/
|
|
/------------------------------------------------------------------------------\
| Готовность населения к действиям в области ГО и защиты от ЧС |
\------------------------------------------------------------------------------/
Приложение N 2
к Организационным указаниям
Перечень основных должностных лиц и специалистов гражданской
обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению
в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических
центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
на курсах гражданской обороны
N | Категория обучаемых | Объем обучения (в часах) |
Периодичность обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
В Академии гражданской защиты МЧС России от МЧС России |
|||
1 | Начальники, заместители начальников и преподаватели учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям |
144 | При назначении на должность, в после- дующем 1 раз в 5 лет |
От субъектов Российской Федерации | |||
2 | Председатели, заместители председа- телей комиссий по чрезвычайным ситуа- циям субъектов Российской Федерации |
36 | -"- |
От федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации | |||
3 | Председатели и заместители председа- телей комиссий по чрезвычайным си- туациям |
36 | -"- |
4 | Руководители и сотрудники постоянно действующих органов управления РСЧС и структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в об- ласти гражданской обороны |
72 | -"- |
5 | Начальники кафедр, преподаватели ВУЗов и СУЗов преподающие дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" |
108 | -"- |
В учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации |
|||
6 | Члены комиссий по чрезвычайным си- туациям субъектов Российской Феде- рации |
35 | При назначении на должность, в после- дующем 1 раз в 5 лет |
7 | Председатели и члены комиссий по устойчивости, руководители и спе- циалисты эвакуационных органов, начальники служб гражданской обороны субъектов Российской Федерации |
35 | -"- |
8 | Председатели и члены комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований |
35 | -"- |
9 | Председатели и члены комиссий по ус- тойчивости, руководители эвакуацион- ных органов, начальники служб граж- данской обороны муниципальных обра- зований |
35 | -"- |
10 | Начальники гражданской обороны орга- низаций |
35 | -"- |
11 | Председатели члены комиссий по чрез- вычайным ситуациям организаций |
35 | -"- |
12 | Председатели o члены комиссий по ус- тойчивости, руководители эвакуацион- ных органов, начальники служб граж- данской обороны организаций |
35 | -"- |
13 | Руководители и работники постоянно действующих органов управления РСЧС и структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в об- ласти гражданской обороны организаций |
72 | -"- |
14 | Работники (специально назначенные лица) по гражданской обороне и чрез- вычайным ситуациям, исполняющие обязанности по совместительству |
35 | -"- |
15 | Сотрудники органов управления по де- лам ГОЧС субъектов Российской Феде- рации, муниципальных образований (гражданский персонал) |
72 | -"- |
16 | Руководители гражданских организаций гражданской обороны (отрядов, команд) |
35 | При назначении на должность, в после- дующем 1 раз в 5 лет |
17 | Инструкторы гражданской обороны - курсов гражданской обороны (филиалов УМЦ) муниципальных образований |
60 | -"- |
На курсах гражданской обороны | |||
18 | Председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций |
35 | -"- |
19 | Начальники гражданской обороны орга- низаций |
35 | -"- |
20 | Руководители гражданских организаций гражданской обороны (за исключением указанных в п. 16) |
21 | 1 раз в 5 лет |
21 | Диспетчеры организаций, эксплуатиру- ющие опасные производственные объекты |
35 | 1 раз в 5 лет |
22 | Руководители занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных си- туаций в организациях, инструкторы (консультанты) учебно-консультацион- ных пунктов жилищно-эксплуатационных органов |
14 | Ежегодно |
Примечание: Руководителям (начальникам гражданской обороны) органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право
вносить дополнения в Перечень ... с учетом специфики регионов и решаемых задач.
Приложение N 3
к Организационным указаниям
Принципиальная схема организации подготовки населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Группы обучаем. |
Учебные заве- дения и место обучения |
Учебные программы | Срок ввода в учеб- ный процесс, обос- нование |
Количество учебных ча- сов |
Подготовка детей дош- кольного возраста |
Дошкольные об- разовательные учреждения |
Программа по основам безо- пасности детей дошкольного возраста |
С 1997 учебного года. Согласована и утверждена Мин- образованием России |
Не регла- ментируется |
Подготовка учащихся и студентов. |
Общеобразова- тельные учреж- дения |
Программа курса "Основы бе- зопасности жизнедеятельнос- ти" для учащихся общеобра- зовательных учебных заведе- ний Российской Федерации |
С 1999 учебного года. Для учащихся 5-11 классов. Сог- ласовано с МЧС России и рекомен- дована Минобразо- ванием России |
336 |
Учреждения на- чального про- фессионального образования |
Программа курса "Основы безопасности жизнедеятель- ности" для учащихся профес- сиональных учебных заведе- ний Российской Федерации |
С 1999 учебного года. Согласована с МЧС России и ре- комендована Миноб- разованием России двухлетний срок обучения трех-четырехлет- ний срок обучения |
110 140 |
|
Учреждения среднего про- фессионального образования |
Примерная программа дисцип- лины "Безопасность жизне- деятельности" для всех специалистов среднего профессионального образо- вания |
С 1997 учебного года. Согласовано с МЧС России и ут- верждена Минобра- зования России |
90 | |
Учреждения высшего про- фессионального образования |
Примерная программа дис- циплины "Безопасность жизнедеятельности для всех специальностей выс- шего профессионального образования: (Утвержде- на Госкомвузом России 27.04.1995 г., согласо- вана МЧС России 16.05.95 г.) Раздел 3. "Защита населе- ния и территорий в чрезвы- чайных ситуациях" Примерная программа дис- циплины "Безопасность жизнедеятельности" для студентов высших учебных заведений Министерства культуры Российской Феде- рации. |
1 сентября 1994 г. Совместный приказ МЧС России и Гос- комвуза России от 11.08.94 г. N 463/ 820 -"- 1 сентября 1994 г. Согласована с МЧС России утверждена Минкультуры России |
136 не менее 50 часов 60 |
|
Программа по "Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" для студентов высших медицинских учебных заведений |
1 сентября 1992 года. Утверждена Минздравом России |
50 | ||
Подготовка преподава- телей-ор- ганизато- ров ОБЖ |
Педагогичес- кие ВУЗы |
Примерная учебная програм- ма для педагогических выс- ших учебных заведений по специальности 330100 - бе- зопасность жизнедеятельнос- ти (квалификация - препо- даватель безопасности жиз- недеятельности) |
С 1995-1996 учеб- ного года. Согла- сована с МЧС Рос- сии и утверждена Минообразования России |
3924 |
Институт гражданской защиты ЦРЦ |
Коплексная учебная програм- ма по обучению преподавате- лей ОБЖ |
1 ноября 1994 года. Совместный приказ Минообразо- вания России и МЧС России от 19.07.94 г. N 409/ 270 |
1194 | |
Институты усовершен- ствования учителей (по- вышения ква- лификации ра- ботников об- разования) |
Программа повышения квали- фикации специалистов "Основ безопасности жизнедеятель- ности" в институтах усо- вершенствования учителей (повышения квалификации работников образования) |
1 сентября 1994 г. Согласована с МЧС России и утвержде- на Минобразования России |
156 | |
Подготовка преподава- телей об- разователь- ных учреж- дений |
Педагогические ВУЗы |
Примерная учебная программа "Основы медико-биологичес- ких знаний и безопасности жизнедеятельности" для пе- дагогических ВУЗов |
С 1995 учебного года. Согласована с МЧС России и ут- верждена Минобра- зования России |
360 |
Подготовка должностных лиц, специ- алистов, работники организа- ций, вхо- дящие в состав фор- мирований |
Академия граж- данской защиты МЧС России |
Учебная программа перепод- готовки и повышения квали- фикации руководящих кадров РСЧС |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России |
В соответ- ствии с ка- тегорией обучаемых |
Программа повышения квали- фикации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России и сог- ласовано с Госком- вузом России |
108 | ||
Учебно-методи- ческие центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям |
Программа подготовки руко- водящего состава учрежде- ний, организаций, независи- мо от форм собственности, к действиям в чрезвычайных ситуациях |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
Первичная - 70 часов Повторная - 35 часов |
|
Программа подготовки в рес- публиканских, краевых и об- ластных учебно-методических центрах по гражданской обо- роне и чрезвычайным ситуа- циям |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
35 | ||
Рекомендуемая тематика для подготовки мастера произ- водственного обучения кур- сов ГО |
С 1996 учебного года. Оргуказания МЧС России |
140 | ||
Курсы граждан- ской обороны городов и рай- онов |
Рекомендуемая тематика для подготовки командно-началь- ствующего состава формиро- ваний |
С 1996 учебного года. Оргуказания МЧС России |
Общая - 14 часов спе- циальная - с учетом профиля |
|
Учреждения по- вышения квали- фикации и пе- реподготовки кадров, учеб- но-тренировоч- ные центры, центры подго- товки органов исполнительной власти Россий- ской Федерации |
Специальные программы под- готовки |
Согласовываются с МЧС России |
В соответ- ствии с профилем подготовки |
|
Организации | Программа подготовки руко- водящего состава учрежде- ний, организаций и пред- приятий, независимо от форм собственности, к действиям в ЧС |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
Текущая 15 уч. часов |
|
Программа специальной под- готовки невоенизированных формирований к действиям в ЧС |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
15 | ||
Подготовка населения занятого и не занятого в сферах производ- ства и об- служивания |
Организации | Программа подготовки рабо- чих, служащих, работников сельского хозяйства и нера- ботающего населения к дей- ствиям в чрезвычайных си- туациях |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
12 |
По месту жи- тельства, в учебно-кон- сультационных пунктах |
Программа подготовки рабо- чих, служащих, работников сельского хозяйства и нера- ботающего населения к дей- ствиям в чрезвычайных ситу- ациях |
С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 нояб- ря 1994 года |
12 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Костромской области от 18 декабря 2000 г. N 505 "Об утверждении организационных указаний по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением губернатора Костромской области от 6 октября 2006 г. N 660 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления