Устав Мантуровского района Костромской области от 22 февраля 2002 г.
(принят решением Мантуровского районного собрания депутатов
от 22 февраля 2002 г. N 3)
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Район как самоуправляющаяся территория
Мантуровский район является самоуправляющейся территорией, входящей в состав Костромской области.
Статус района определяется законами РФ; Уставом (Основным законом) Костромской области, законами Костромской области "О местном самоуправлении в Костромской области", "О статусе административно-территориальных образований и населенных пунктов в Костромской области" и настоящим Уставом.
Статья 2. Территория района
Территорию Мантуровского района Костромской области образуют земли сельских населенных пунктов, прилегающих к ним земли общего пользования, другие земли в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения, а также леса, недра, водная и воздушная поверхность в границах района. Районный центр находится в городе Мантурово.
Установление и изменение границ района осуществляется по инициативе и с учетом мнения населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области.
В состав Мантуровского района Костромской области входят территории 10 сельских администраций (сельсоветов) с центрами:
1. Угорская с/администрация, центр - д. Угоры
2. Леонтьевская с/администрация, ценит - д. Леонтьево
3. Самыловская с/администрация, центр - д. Самылово
4. Роговская с/администрация, центр - д. Рогово
5. Подвигалихинская с/администрация, центр - д. Подвигалиха
6. Гусевская с/администрация, центр - д. Гусево
7. Гаврилковская с/администрация, центр - д. Попово
8. Медведицкая с/администрация, центр - д. Медведица
9. Знаменская с/администрация, центр - д. Знаменка
10. Октябрьская с/администрация, центр - п. Октябрьский
Статья 3. Население и жители района
Население Мантуровского района Костромской области составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на его территории.
Жителями Мантуровского района Костромской области признаются граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие в одном из населенных пунктов на территории Мантуровского района.
Регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания на территории района осуществляется в соответствии с федеральным, областным законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечне лиц, ответственных за регистрацию".
Права, свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления.
Статья 4. Народовластие в районе
Источником власти в районе являются жители района. Жители района осуществляют свою власть через органы местного самоуправления района - районное собрание депутатов и главу местного самоуправления, а также через органы территориального общественного самоуправления, референдумы, сходы и другие формы непосредственной демократии.
Высшим выражением непосредственной власти жителей района являются свободные выборы и общерайонный референдум.
Статья 5. Местное самоуправление в районе
Местное самоуправление на территории Мантуровского района - гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения района по решению непосредственно или через выборные органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Данная деятельность строится на основе законодательства Российской Федерации, законов и Устава Костромской области, настоящего Устава и районных нормативных актов.
Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления в районе
В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:
1. Принятие и изменение Устава, контроль за его соблюдением.
2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
4. Комплексное социально-экономическое развитие района.
5. Содержание и использование муниципальных# жилищного фонда и нежилых помещений.
6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.
7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
8. Охрана общественного порядка.
9. Регулирование планировки и застройки территории района.
10. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства.
11. Контроль за использованием земель на территории района.
12. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
13. Организация, содержание и развитие муниципальных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
16. Благоустройство и озеленение территории района.
17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
19. Организация и содержание районного архива.
20. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи.
21. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
22. Создание условий для деятельности учреждений культуры в районе.
23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
24. Организация и содержание районной информационной службы.
25. Создание условий для деятельности средств массовой информации района.
26. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
27. Создание условий для развития физической культуры и спорта в районе.
28. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
29. Участие в охране окружающей среды на территории района.
30. Защита населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
31. Обеспечение противопожарной службы безопасности в районе.
32. Осуществление функций опеки и попечительства.
33. Иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения, а также вопросы, не исключенные из ведения района и не отнесенные к ведению органов государственной власти и других муниципальных образований.
Все органы местного самоуправления, функционирующие на территории района, действует# на основе разграничения предметов ведения полномочий и ответственности между ними и их должностными лицами. Органы самоуправления в пределах собственных полномочий самостоятельны и действуют под свою ответственность.
Наделение органов местного самоуправления Матуровского района Костромской области отдельными государственными полномочиями осуществляется посредством закона с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и с установлением механизма контроля за реализацией переданных полномочий.
Статья 7. Герб района
Мантуровский район Костромской области имеет свой герб.
Описание герба, порядок его применения и ответственность за ненадлежащее его использование устанавливаются Положением о гербе Мантуровского района Костромской области, утвержденным районным Собранием депутатов.
Статья 8. Устав района
Настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области как субъекта Федерации устанавливает статус района и основополагающие нормы организации и деятельности органов местного самоуправления в районе в их взаимоотношениях между собой и населением.
Устав района регулирует отношения по формированию представительных и исполнительных органов, их состав, полномочия, экономическую и правовую основу деятельности, ответственность, а также иные отношения, определяющие надлежащее функционирование этих органов в интересах населения.
Устав Мантуровского района принимается районным Собранием депутатов, регистрируется в порядке, определенном Законом Костромской области "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Костромской области".
В случае противоречия Уставу решений районного Собрания депутатов актов главы местного самоуправления действуют нормы Устава района.
Устав и принимаемые на его акты компетентных органов и должностных лиц на территории района имеют обязательную силу и подлежат государственной защите.
Раздел 2. Непосредственное участие населения в местном самоуправлении
Статья 9. Местный референдум
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Инициатива о проведении референдума принадлежит как жителям района, так и депутатам районного Собрания депутатов.
Решение о проведении местного референдума принимается 2/3 голосов депутатов районного Собрания депутатов по требованию не менее 1% жителей района.
В местном референдуме имеют право участвовать все жители района, обладающие избирательным правом.
Участие в местном референдуме является непосредственным и добровольным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Решение, принятое путем референдума по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления района, не требует утверждения и обязательно для исполнения.
Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять таковой акт.
Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию.
Статья 10. Вопросы, выносимые на местный референдум
На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения.
Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
Статья 11. Собрание (сход) граждан района
Для решения вопросов местного значения жители района, органы и должностные лица местного самоуправления могут созывать собрание (сходы) граждан района.
Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан района определяется соответствующим положением, утвержденным районным Собранием депутатов.
Решения, принятые на собраниях (сходах) граждан носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления района, которым они адресованы, в срок не более одного месяца в присутствии представителей утвержденных собранием (сходом) граждан.
Статья 12. Народная правотворческая инициатива
Жители района, собравшие в установленном законом порядке не менее одного процента подписей от числа жителей, обладающих активным избирательным правом, приобретают право правотворческой инициативы по вопросам местного значения.
Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные жителями в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 13. Обращения граждан
Жители района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам по вопросам их ведения.
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Статья 14. Территориальное общественное самоуправление
Жители района имеют право на осуществление территориального общественного самоуправления - самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно жителями или через создаваемые или органы территориального общественного самоуправления.
Указанные органы могут являться юридическими лицами.
Органы территориального общественного самоуправления могут заниматься предпринимательской деятельностью для осуществления задач, предусмотренных Положением о территориальном общественном самоуправлении Мантуровского района, которое принимается районным Собранием депутатов.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется указанным Положением в соответствии с законами области.
В населенных пунктах района, как правило, населением избираются старосты.
Статья 15. Выборы депутатов районного Собрания депутатов и главы местного самоуправления
Выборы депутатов районного Собрания депутатов и главы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан в целях осуществления права граждан на участие в местном самоуправлении.
Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Костромской области.
Статья 16. Обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме
Обеспечение реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, проживающих на территории Мантуровского района, осуществление подготовки и проведения выборов и референдума возлагаются на избирательные комиссии, комиссии референдума. Статус, полномочия и порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливаются федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, настоящим Уставом, Положением об избирательной комиссии муниципального образования Мантуровского района.
Подготовку и проведение выборов во все уровни законодательной и исполнительной власти, референдума, а также другие полномочия в соответствии с компетенцией, осуществляет избирательная комиссия муниципального образования в составе девяти человек, действующая на постоянной основе. Избирательная комиссия может обладать правами юридического лица. Срок полномочий избирательной комиссии - 5 лет.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса назначаются Собранием депутатов Мантуровского района. Члены избирательной комиссии из своего состава тайным голосованием избирают председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии.
Статья 17. Право жителей района на выражение недоверия
Жители района обладают правом на выражение недоверия депутату районного Собрания депутатов, главе местного самоуправления.
По результатам рассмотрения предложений жителей о выражении недоверия может быть поставлен вопрос об отзыве депутатов районного Собрания депутатов или главы местного самоуправления.
Статья 18. Право жителей района на получение информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны информировать население в средствах массовой информации о содержании программ экономического и социального развития района.
По решению органов и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться публичные обсуждения и других важных вопросов местного значения.
Официальная информация о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления доводится до сведения населения через средства массовой информации.
Статья 19. Право гражданина на обращение в суд о восстановлении нарушенного права на участие в местном самоуправлении
Каждый житель района имеет право на обращение с иском в суд о восстановлении нарушенного любым органом или должностным лицом самоуправления права на участие в местном самоуправлении - , закрепленного в Конституции Российской Федерации, в законах Российской Федерации, в настоящем Уставе.
Раздел 3. Районное Собрание депутатов
Статья 20. Статус районного Собрания депутатов
Районное собрание депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления района, осуществляет законодательную деятельность в районе, избирается в количестве 15 человек по одномандатным округам сроком на 5 лет.
Глава самоуправления района, избранный населением, входит в состав районного Собрания депутатов, руководит его деятельностью, председательствует на его заседаниях и подписывает нормативные правовые акты, принятые районным Собранием депутатов.
Статья 21. Избрание депутатов районного Собрания депутатов
Дата выборов депутатов районным Собранием депутатов. Порядок организации и проведения выборов устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством. Первое заседание районного Собрания депутатов очередного созыва проводится не позднее, чем на 15-й день со дня выборов.
Статья 22. Депутат районного Собрания депутатов
Депутатом районного Собрания депутатов может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 18 лет.
Депутату районного Собрания депутатов гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы районного Собрания депутатов нового состава.
Депутаты районного Собрания депутатов на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Костромской области.
Статья 23. Полномочия районного Собрания депутатов
Районное Собрание депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от общего числа депутатов.
Полномочия депутатов районного Собрания депутатов заканчиваются в день первого заседания районного Собрания депутатов, избранного в правомочном составе.
Основными полномочиями районного Собрания депутатов являются:
1. Принятие Устава, внесение изменений и дополнений в Устав местного самоуправления;
2. Передача главе местного самоуправления отдельных полномочий районного Собрания депутатов;
3. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
4. Установление (отмена) местных налогов, сборов, пошлин и платежей, порядка их взимания, а также установление цен и тарифов, регулируемых на местном уровне;
5. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6. Утверждение планов (программ) социально-экономического развития района, отчетов об их исполнении;
7. Рассмотрение протестов прокурора на решения Собрания депутатов;
8. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9. Утверждение структуры администрации района;
10. Другие полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законодательством Костромской области.
Собрание депутатов района может являться юридическим лицом.
Статья 24. Заседания районного Собрания депутатов
Районное Собрание депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях, заседания проводятся в соответствии с планом нормотворческой и контрольной деятельности районного Собрания депутатов, утверждаемым Собранием по предоставлению главы самоуправления района или депутатов Собрания, но не реже одного раза в месяц.
Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение заседаний осуществляет районная администрация. Решением Собрания из числа его депутатов избирается на постоянной основе председатель Совета районного Собрания депутатов. Работу районного Собрания организует Совет, в который входят председатели постоянных депутатских комиссий.
Делопроизводство районного Собрания депутатов и подготовку собраний осуществляет специалист по организации работы районного Собрания депутатов.
Статья 25. Регламент районного Собрания депутатов
Порядок деятельности, основные правила и процедура работы районного Собрания депутатов устанавливается Регламентом районного Собрания депутатов Мантуровского района.
Статья 26. Решения районного Собрания депутатов
Районное Собрание депутатов реализует свои полномочия путем принятия правовых актов в виде решений.
Районное Собрание депутатов правомочно принимать решение, если на заседании Собрания присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов районного Собрания депутатов.
Решение Собрания о принятии и внесении изменений и дополнений в Устав местного самоуправления, а также о проведении референдума принимается большинством, но не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов районного Собрания депутатов.
Иные решения районного Собрания депутатов района принимаются простым большинством голосов.
Решение районного Собрания депутатов, подписанное главой самоуправления района, публикуется в районной газете "Авангард" и вступает в силу с момента опубликования, если иное не предусмотрено в самом решении.
Решения районного Собрания депутатов принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Статья 27. Рабочие органы районного Собрания депутатов
Для обеспечения реализации своих полномочий собранием депутатов из числа его депутатов образуются постоянные комиссии, образуется Совет собрания в который по должности входят председатели постоянных комиссий. Работу Совета организует председатель Совета районного Собрания депутатов.
Статья 28. Осуществление функций контроля
Районное Собрание депутатов осуществляет контрольные функции представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном федеральным и областным законодательством и настоящим Уставом.
Обращения районного Собрания депутатов и его должностных лиц подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, к которым эти обращения направлены.
Депутат Собрания имеет право обратиться с запросом к главе самоуправления, должностным лицам районной администрации, руководителям расположенных на территории района юридических лиц по вопросам, отнесенным к ведению районного Собрания депутатов.
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме. Запрос должен быть оглашен на заседании Собрания депутатов и принят либо отклонен большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Должностное лицо или орган, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ на запрос на заседании Собрания депутатов, а при необходимости более длительного времени на подготовку ответа - в срок, установленный Собранием, с обязательным сообщением об этом на заседании Собрания.
Должностное лицо обязано ответить на депутатский запрос в 2-х недельный срок.
По ответу на запрос Собрание принимает решение.
Статья 29. Досрочное прекращение полномочий
Районное Собрание депутатов в полном составе, либо отдельные депутаты вправе объявить о досрочном сложении своих полномочий.
Дополнительные выборы должны быть назначены не позднее, чем через три месяца со дня объявления о досрочном сложении своих полномочий.
Решение о назначении дополнительных выборов депутатов принимается не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий. Днем голосования при дополнительных выборах является первое или второе воскресенье месяца следующего за тремя месяцами со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Указанное решение подлежит обязательному официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня его принятия.
Полномочия депутата Собрания прекращаются досрочно в случаях:
1. Утраты гражданства Российской Федерации;
2. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Собрания;
3. Признание судом гражданина, являющегося депутатом Собрания, недееспособным;
4. Утраты доверия жителям;
5. Смерти депутата;
6. Избрания или назначения на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата Собрания;
7. По личному заявлению депутата Собрания о сложении своих полномочий.
Статья 30. Ответственность районного Собрания депутатов
За неисполнение полномочий, переданных Собранию депутатов жителями района, законодательства Российской Федерации и Костромской области районное Собрание депутатов несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Раздел 4. Глава самоуправления Мантуровского района
Статья 31. Статус главы самоуправления Мантуровского района
Глава самоуправления района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.
Глава самоуправления района подотчетен населению района.
Глава самоуправления района осуществляет исполнительно-распорядительные функции на принципах единоначалия.
Статус главы самоуправления определяется законами Костромской области "О статусе депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Костромской области" и "О местном самоуправлении в Костромской области".
Статья 32. Избрание, вступление в должность, присяга главы самоуправления района
Глава самоуправления Мантуровского района избирается гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом, проживающими на территории муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Срок полномочий главы самоуправления Мантуровского района составляет 5 лет.
Главой местного самоуправления района может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года.
Выборы главы местного самоуправления района назначаются Собранием депутатов. В случае отсутствия Собрания депутатов в районе выборы назначаются областной Думой.
Порядок организации и проведения выборов устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава самоуправления района при вступлении в должность приносит следующую присягу:
"Обязуюсь жить и работать на благо района, заботиться о повышении благосостояния жителей села, их социальной защищенности, всемирно содействовать развитию агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, развивать и преумножать культурные и духовные традиции Костромской земли, строго соблюдать Конституцию РФ, Федеральные законы, законы Костромской области, Устав Мантуровского района".
Статья 33. Полномочия главы местного самоуправления района
Глава местного самоуправления района непосредственно или через создаваемые структурные подразделения осуществляет управление районом и регулирует социально-экономическую жизнь района, выполняет исполнительно-распорядительные функции, является по должности начальников Гражданской обороны района.
Глава самоуправления района входит в состав Собрания депутатов, председательствует на его заседаниях и руководит работой Собрания.
Глава самоуправления района возглавляет районную администрацию, которая является юридическим лицом.
Осуществляя свои основные полномочия, глава самоуправления:
1. Разрабатывает структуру районной администрации и представляет ее на утверждение районному Собранию депутатов;
2. Утверждает штатное расписание, устанавливает фонд оплаты труда работников районной администрации в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом района;
3. Определяет компетенцию органов районной администрации;
4. Назначает на должности руководителей органов районной администрации и освобождает их от должности, если иное не предусмотрено законом;
5. Применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к работникам районной администрации;
6. Отменяет акты руководителей органов районной администрации если они противоречат федеральному или областному законодательству, настоящему Уставу, решениям Собрания депутатов, постановлениям и распоряжениям главы самоуправления района;
7. Назначает руководителей муниципальных унитарных предприятий, освобождает их от должности;
8. Созывает заседания районного Собрания депутатов, ведет заседания Собрания, представляет на утверждение планы и программы социально-экономического развития района, отчеты об их исполнении, бюджет района, отчет об исполнении бюджета;
9. Подписывает решения районного Собрания депутатов;
10. Имеет право решающего голоса в принятии решений районным Собранием депутатов;
11. Исполняет бюджет района, является основным распорядителем расходов кредитов;
12. Распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, а также правовыми актами, принятыми районным Собранием депутатов;
13. Выполняет представительные функции;
14. Осуществляет руководство вопросами подготовки, содержания и использования сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава самоуправления района вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления, за исключением вопросов исключительной компетенции районного Собрания депутатов.
Статья 34. Правовые акты главы местного самоуправления района
По вопросам своей компетенции глава самоуправления района издает постановления и распоряжения. Постановление (распоряжение) главы самоуправления вступает в силу с момента опубликования в средствах массовой информации, если иное не установлено в самом постановлении (распоряжении) и обязательно для исполнения.
Постановления (распоряжения) могут быть отменены или изменены главой самоуправления района в случаях их противоречия закону или нормативному акту.
Статья 35. Досрочное прекращение полномочий главы самоуправления района
Глава самоуправления района вправе объявить о досрочном сложении полномочий.
Досрочные выборы должны быть назначены не позднее, чем через три месяца со дня объявления о досрочном сложении своих полномочий.
Полномочия главы самоуправления района прекращаются досрочно в случаях:
1. Утраты гражданства РФ;
2. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы местного самоуправления;
3. Признание судом главы местного самоуправления недееспособным;
4. Утраты доверия населением;
5. Смерти;
6. В случае избрания или назначения на должность, занятие которой по закону не совместимо с выполнением соответствующих полномочий главы самоуправления района;
7. В случае выезда на постоянное место жительства за пределы области.
В случае досрочного прекращения полномочий главы самоуправления района обязанности руководителя района на период до проведения выборов нового главы самоуправления осуществляет его заместитель.
Решение о назначении досрочных выборов главы самоуправления района принимается не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения им полномочий. Днем голосования при досрочных выборах является первое или второе воскресенье месяца следующего за тремя месяцами со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий.
Указанное решение подлежит обязательному официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня его принятия.
Статья 36. Ответственность главы самоуправления района
За неисполнением своих полномочий, законодательства Российской Федерации и Костромской области, настоящего Устава глава самоуправления района несет ответственность в соответствии с действующим законодательством перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Статья 37. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Прокуратура Мантуровского района осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Костромской области, Устава района органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Статья 38. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Раздел 5. Районная администрация
Статья 39. Структура районной администрации
Районную администрацию возглавляет глава самоуправления района (глава администрации).
Районная администрация формируется главой самоуправления района в соответствии с утвержденной структурой и состоит из заместителей главы администрации, отраслевых органов управления района и иных органов, создаваемых главой самоуправления.
Администрация района осуществляет исполнительную деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Костромской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов района, правовыми актами главы самоуправления района.
Статья 40. Вопросы, входящие в компетенцию районной администрации
Вопросы, входящие в компетенцию районной администрации:
1. Правоохранительная деятельность, охрана прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;
2. Бюджет, финансы;
3. Социально-экономическое развитие района;
4. Развитие АПК;
5. Поддержка малого предпринимательства;
6. Вопросы охраны труда;
7. Вопросы занятости населения;
8. Социальная защита;
9. Здравоохранение;
10. Образование;
11. Культура;
12. Физическая культура и спорт;
13. Жилищно-коммунальное хозяйство;
14. Благоустройство территории и охрана окружающей среды;
15. Земельные отношения;
16. Строительство и реконструкция;
17. Мероприятия по ГО и ЧС;
18. Районный архив;
19. Записи актов гражданского состояния;
20. Другие вопросы.
Статья 41. Отраслевые и территориальные органы управления в районе (органы районной администрации)
Отраслевые и территориальные органы управления в районе (управления, комитеты, отделы сельские администрации) осуществляют исполнительную, распорядительную и контрольную деятельность в определенных сферах управления районом.
Руководители органов районной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой самоуправления, глава сельской администрации - с учетом мнения населения с/администрации.
Положения об органах районной администрации утверждаются главой самоуправления района по представлению руководителей этих органов.
Руководители органов районной администрации представляют главе самоуправления района ежегодный отчет о своей деятельности.
Работники органов самоуправления и органов районной администрации признаются, в соответствии с законодательством РФ и Костромской области муниципальными служащими. Порядок их приема, прохождения службы и увольнений регулируется "Положением о муниципальной службе в Мантуровском районе и Реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Мантуровской районе".
Раздел 6. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 42. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления района составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.
Статья 43. Муниципальная собственность
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое имущество, архивные фонды и архивные документы.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно.
Глава самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящиеся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Доходы от приватизации и продажи объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.
Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Статья 44. Право органов местного самоуправления района на создание юридических лиц
Глава самоуправления района вправе в соответствии с законом создавать юридические лица для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их организации и ликвидации.
Глава самоуправления самостоятельно определяет цели, условия и порядок деятельности юридических лиц, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей, заслушивает отчеты об их деятельности.
Отношения между главой самоуправления района и руководителями юридических лиц, находящихся в муниципальной собственности, строятся на конкретной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 45. Отношения органов местного самоуправления с юридическими лицами, не находящимися в муниципальной собственности
По вопросам, не входящим в компетенцию главы местного самоуправления, его отношения с юридическими лицами, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Глава местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие указанных юридических лиц в комплексном социально-экономическом развитии территории района.
Органы местного самоуправления района не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами области.
Статья 46. Муниципальный заказ
Глава самоуправления и администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 47. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления района
Органы местного самоуправления района в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 48. Финансовые ресурсы района
Финансовые ресурсы района включают в себя средства бюджета района и внебюджетные фонды района, иные финансовые активы, которыми район располагает в соответствии с законодательством.
Статья 49. Бюджет района
В соответствии с законодательством Российской Федерации, законами области администрация района ежегодно разрабатывает бюджет района, вносит его на утверждение Собрания депутатов и исполняет утвержденный бюджет.
Бюджет района утверждается нормативным актом района сроком на один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Утвержденный бюджет, а также отчет об исполнении бюджета за прошедший год публикуются в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами районного бюджета.
В доходной и расходной частях районного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления района отдельных полномочий органов государственной власти и субъектов Российской Федерации.
Доходы района образуются за счет источников, предусмотренных федеральным и областным законодательством, в том числе, местных налогов и сборов, пошлин и платежей, доходов от деятельности муниципальных юридических лиц, а также от иных форм использования муниципальной собственности.
В соответствии с федеральным и областным законодательством органы государственной власти обеспечивают в необходимых случаях достаточный уровень бюджетных средств посредством формирования закрепленных и регулирующих доходов, предоставления дотаций и субвенций, выделения заемных средств.
Расходы района производятся в целях реализации обязательных задач и функций местного самоуправления.
Сметы расходов сельских администраций включаются в бюджет района в качестве составной части.
В бюджете района предусматривается резервный фонд, который используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета.
Сумма превышения доходов над расходами бюджета района по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Костромской области.
Статья 50. Внебюджетные фонды
По представлению главы самоуправления района Собрание депутатов образует внебюджетные фонды и утверждает положения о каждом из них.
Внебюджетный фонд района представляет собой сумму денежных средств целевого назначения с внебюджетными источниками поступления средств.
Положения о внебюджетных фондах устанавливают источники доходов фондов, порядок расходования средств фондов, их целевое назначение, а также формы и сроки отчетов об использовании фондов.
Внебюджетные фонды не имеют статус юридического лица.
Управление соответствующими фондами осуществляет администрация района на основе утвержденных положений.
Статья 51. Разграничение компетенции органов местного самоуправления и районной администрации по вопросам бюджета
К ведению Собрания депутатов относится рассмотрение проекта бюджета района, утверждение бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении бюджета района.
К ведению районной администрации относится составление проекта бюджета, его представление на рассмотрение Собранию депутатов, исполнение бюджета, контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований, представление Собранию депутатов отчета об исполнении бюджета.
В процессе исполнения бюджета Собрание депутатов может вносить в него изменения по заключению главы самоуправления района.
Льготы по налогам и сборам могут предоставляться районным Собранием депутатов по ходатайству заинтересованных лиц (с обязательным экономическим обоснованием) по заключению главы самоуправления района.
Раздел 7. Заключительные положения
Статья 52. Вступление Устава района в действие
Настоящий Устав после его принятия направляется для государственной регистрации. В течение двух недель после регистрации он публикуется.
Устав вступает в действие со дня опубликования.
Статья 53. Изменение Устава
Правом внесения предложений по изменению Устава обладают:
- депутаты Собрания;
- глава местного самоуправления;
- не менее 1% жителей района, обладающих активным избирательным правом, подписавших обращение.
Предложения о внесении изменений в Устав района рассматриваются Собранием депутатов по представлению главы самоуправления района, который вносит поступившие предложения вместе со своим заключением и проектом решения на рассмотрение Собрания депутатов.
Решение Собрания депутатов об изменении Устава считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Собрания.
Изменение Устава подлежит государственной регистрации и вступает в действие со дня их опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устав Мантуровского района Костромской области от 22 февраля 2002 г. (принят решением Мантуровского районного собрания депутатов от 22 февраля 2002 г. N 3)
Текст Устава официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Мантуровского районного собрания депутатов от 27 октября 2004 г. N 27