Постановление Костромской областной Думы от 27 июня 2002 г. N 571
"О ходе исполнения Закона Костромской области "Об организации работы
по опеке и попечительству в Костромской области"
Постановлением Костромской областной Думы от 5 июля 2007 г. N 2027 настоящее постановление признано утратившим силу
Заслушав и обсудив информацию начальника департамента образования и науки администрации Костромской области Герасимова А.А. о ходе исполнения Закона Костромской области "Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области" в части выполнения функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Костромская областная Дума отмечает, что принятый областной Думой 05.11.98 г. Закон "Об организации работы но опеке и попечительству в Костромской области" четко разграничил функции по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Их реализация направлена на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Костромской области открыт Центр постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За судьбой детей, лишившихся родительского попечения, также осуществляет контроль штаб по безнадзорности и социальному сиротству при администрации области.
В органах опеки и попечительства Костромской области состоит на учете 5109 несовершеннолетних детей. Из них 1789 детей находятся под опекой, 1912 - переданы на усыновление, 1408 детей содержатся в воспитательных, образовательных, лечебных учреждениях, учреждениях органов социальной защиты населения.
Ежегодно органами опеки и попечительства Костромской области выявляется 670-680 детей, оставшихся без родительского попечения, из них под опеку (попечительство) определяется 330-340 детей. Всего в области под опекой находится 1789 детей, из них 1158 назначено пособие по опеке. Только в 2002 году выявлено 158 детей, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
Несмотря на признание наиболее оптимальной формой социального попечительства устройство детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на дальнейшее воспитание в семьи граждан, в области наметилась опасная тенденция снижения количества детей, передаваемых в семьи.
За последние 2 года количество детей, оставшихся без родительского попечения и помещенных в семьи, сократилось до 53%. Если в 2000 году было передано под опеку (попечительство) 1864 таких ребенка, то в 2001 году лишь 1789. В 2001 году из выявленных органами опеки и попечительства 672 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано на усыновление только 28 (4,2%).
Сложившаяся ситуация объясняется ухудшением социально-экономических условий, снижением жизненного уровня граждан и отсутствием гарантированных выплат на содержание детей.
В соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199, затраты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, должны составлять около 5000 рублей в месяц. Фактические затраты на содержание одного ребенка в год составили в детском доме - 27,9 тыс. руб., в школе-интернате - 24 тыс. руб.
Размеры пособий по опеке, устанавливаемые главами муниципальных образований, различны и колеблются от 500 до 1500 рублей в месяц. Так, в Вохомском районе его размер установлен в сумме 1450 руб., Галичском районе - 1237 руб. г. Костроме - 606 руб., Островском и Буйском районах - 450 руб., в г. Буе и Сусанинском районе - 500 руб. и т.д. В 24 муниципальных образованиях пособие по опеке ниже прожиточного минимума.
По состоянию на 01.02.2002 года задолженность по выплате опекунских пособий имеют 24 муниципальных образования области, общая сумма составляет 3,1 млн. рублей, в 8 районах области она достигает более 3-х месяцев.
Так, в г. Нее и Нейском районе, г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области выплаты средств на одежду опекаемых детей не производились с 1997 года, в г. Мантурове последние выплаты пособий, включая средства на питание детей, произведены в июне 2001 года, в Островском районе - в сентябре 2001 года.
В области существуют 4 приемных семьи и 3 детских дома семейного типа, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Выплаты на питание детей, находящихся в приемных семьях, составляют 16-17 руб. в день при норме 56 руб. Задолженность муниципальных бюджетов детским домам семейного типа составляет 52 тыс. руб.
Сложившаяся ситуация объясняется тем, что несмотря на наличие сформированной нормативной правовой базы по обеспечению прав и интересов детей, переданных под опеку (попечительство), в настоящее время остро стоит задача ее полной и последовательной реализации. Большой проблемой остается фактическое неисполнение федеральных гарантий поддержки детей.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите указанной категории детей производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Этой же статьей названного выше Закона РФ регламентировано, что порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на это, порядок возмещения расходов на выплату опекунских пособий ни на федеральном уровне, ни администрацией Костромской области не разработан.
Кроме того, в большинстве муниципальных образований области при формировании бюджета финансирование расходов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является приоритетным.
Не расценивается данная проблема как первоочередная и наиболее социально значимая и при распределении поступающих дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
В результате при наличии государственных гарантий материального обеспечения подопечного ребенка путем выплаты средств на его содержание, повсеместно опекуны не получают данные средства в полном объеме и вынуждены самостоятельно содержать подопечного ребенка. Для изменения создавшегося положения необходимо выделение материальных и финансовых ресурсов, установленных законодательством.
На основании изложенного, Костромская областная Дума постановила:
1. Информацию начальника департамента образования и науки администрации Костромской области Герасимова А.А. "О ходе исполнения Закона Костромской области "Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области" в части выполнения функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, принять к сведению.
2. Рекомендовать администрации Костромской области:
- в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 156-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в срок до 1 октября 2002 года разработать порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов;
- при формировании бюджета на 2003 год:
а) учесть расходы на выплату пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством) при определении дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений регулирующих налогов в бюджеты городов и районов области;
б) рассмотреть возможность передачи средств бюджетам муниципальных образований на выплату пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством), путем увеличения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц;
- направить целевую дотацию муниципальным образованиям Костромской области на погашение задолженности по выплате пособий по опеке (попечительству);
- стимулировать развитие форм устройства детей в семью, включая оказание материальной и психологической поддержки лицам, берущим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
3. Поручить комиссии по социальной политике Костромской областной Думы ( Переверзева И.В.) подготовить проект обращения в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки порядка возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов во исполнение ст.5 Закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Костромской области:
- при формировании бюджета определять как приоритетное финансирование мер по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- считать выплаты опекунских пособий первоочередными расходами при распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;
- производить расчет, назначение и выплату пособий опеке в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Переверзева И.В.).
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Костромской
областной Думы |
В.П. Ижицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Костромской областной Думы от 27 июня 2002 г. N 571 "О ходе исполнения Закона Костромской области "Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Костромской областной Думы от 5 июля 2007 г. N 2027 настоящее постановление признано утратившим силу