Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Областная целевая программа "Лекарственное обеспечение населения Костромской
области на 2004 -2006 годы"
Паспорт областной целевой программы
"Лекарственное обеспечение населения Костромской области на 2004 -2006 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Лекарственное обеспечение населения Костромской области на 2004-2006 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарст- венных средствах"; Закон Костромской области от 29.01.2002 г. N 40-ЗКО "О лекарственном обеспечении населения Костромской об- ласти"; Концепция развития здравоохранения Костромской области на 2003-2007 годы |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Костромской области |
Разработчик Программы | Фармацевтический комитет администрации Костромской об- ласти |
Основные исполнители Программы |
Фармацевтический комитет администрации Костромской об- ласти; департамент здравоохранения администрации Костромской области; департамент социальной защиты населения администрации Костромской области; Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования; органы самоуправления муниципальных образований Кост- ромской области |
Основная цель Программы | Целью программы является создание правовых, организа- ционных и экономических условий для реализации прин- ципов государственной социальной политики в сфере лекарственного обеспечения населения, формирование эффективной системы оказания лекарственной помощи в Костромской области |
Основные задачи Программы | 1. Реализация государственных гарантий лекарственного обеспечения населения при оказании всех видов меди- цинской помощи, повышение доступности и качества ле- карственной помощи. 2. Реализация мер по социальной защите населения в сфере лекарственного обеспечения декретированных ка- тегорий, в том числе при оказании лекарственной по- мощи на льготных условиях лицам, страдающим заболе- ваниями социального характера. 3. Внедрение фармакоэкономического принципа оказа- ния лекарственной помощи в учреждениях здравоохра- нения с целью оптимизации лечебного процесса. 4. Обеспечение гарантированного качества и безопас- ности лекарственных средств. 5. Обеспечение рационального использования финан- совых средств, выделяемых на лекарственное обес- печение. 6. Формирование кадрового потенциала в системе ле- карственного обеспечения. |
Основные мероприятия Программы |
1. Комплекс правовых и организационных мероприятий. 2. Льготное лекарственное обеспечение. 3. Лекарственное обеспечение стационарных больных. 4. Обеспечение качества лекарственной помощи. 5. Обеспечение региональной потребности в фармацев- тических кадрах. |
Сроки реализации Программы |
2004-2006 годы |
Источники и объемы финансирования |
Общий объем финансирования - 180720 тыс. руб.: 2004 г. - 53430 тыс. руб. 2005 г. - 60555 тыс. руб. 2006 г. - 66735 тыс. руб. в том числе: - федеральный бюджет - 3600 тыс. руб. 2004 г. - 1100 тыс. руб. 2005 г. - 1200 тыс. руб. 2006 г. - 1300 тыс. руб. - областной бюджет - 21350 тыс. руб. 2004 г. - 5800 тыс. руб. 2005 г. - 7275 тыс. руб. 2006 г. -8275 тыс. руб. в том числе: статья "Региональные программы" - 12150 тыс. руб. 2004 г. - 3350 тыс. руб. 2005 г. - 4175 тыс. руб. 2006 г. - 4625 тыс. руб. в пределах сметы расходов - 9200 тыс. руб. 2004 г. - 2450 тыс. руб. 2005 г. - 3100 тыс. руб. 2006 г. - 3650 тыс. руб. - бюджеты муниципальных образований за счет суб- венций из областного бюджета - 142010 тыс. руб. 2004 г. - 42960 тыс. руб. 2005 г. - 47330 тыс. руб. 2006 г. - 51720 тыс. руб. - бюджеты муниципальных образований за счет средств, учтенных в базовых расходах на реализацию Федерального закона от 09.06.93 N 5142-1 "О донор- стве крови и ее компонентов" - З010 тыс. руб. 2004 г. - 910 тыс. руб. 2005 г. - 1000 тыс. руб. 2006 г. - 1100 тыс. руб. - внебюджетные источники - 10750 тыс. руб. 2004 г. - 2660 тыс. руб. 2005 г. - 3750 тыс. руб. 2006 г. - 4340 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты | Выполнение мероприятий Программы позволит повысить доступность и качество предоставляемой населению лекарственной помощи, создаст условия для формиро- вания эффективной системы лекарственного обеспечения |
Организация контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет ад- министрация области |
Координатор Программы | Фармацевтический комитет администрации Костромской области |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основным направлением социальной политики в сфере лекарственного обеспечения является выполнение государственных гарантий по предоставлению доступной, качественной и своевременной лекарственной помощи. Гарантии лекарственного обеспечения населения Костромской области определены Законом Костромской области "О лекарственном обеспечении населения Костромской области". Областная целевая программа "Лекарственное обеспечение населения Костромской области на 2004-2006 годы" разработана в целях реализации региональной концепции системы лекарственного обеспечения и сопряжена с основными направлениями ежегодно принимаемой Программы государственных гарантий оказания населению Костромской области бесплатной медицинской помощи.
Сущность проблемы состоит в том, что в условиях значительного превышения потребности по отношению к реальной возможности государства по предоставлению социальных гарантий лекарственное обеспечение населения осуществляется не в полном объеме, что вызывает излишнюю социальная# напряженность.
Показатель среднедушевого потребления медикаментов на одного жителя в Костромской области составляет 490 руб., что в среднем в 2,3 раза ниже соответствующего показателя по Российской Федерации.
К гарантиям лекарственного обеспечения относится льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении больных. В Костромской области льготы на получение лекарств имеют 207,1 тыс. человек, что составляет 26,7% от общей численности жителей. Достаточно остро стоят проблемы по лекарственному обеспечению граждан в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В связи с необходимостью приоритетного обеспечения инвалидов по заболеваниям социального характера в условиях ограниченного финансирования из Федерального Фонда компенсаций лекарственное обеспечение инвалидов по общему заболеванию осуществляется не в полном объеме. Так, обеспеченность инвалидов по общему заболеванию в Костромской области не превышает 35%. К наиболее затратным видам лекарственной помощи относится лечение инсулинозависимых больных. В предстоящие годы в амбулаторном лечении инсулинозависимых форм сахарного диабета запланирован переход на медикаментозное лечение генноинженерными инсулинами. При этом годовая потребность финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение данной категории больных резко возрастает и составит 35,0 млн. рублей, соответственно возможность использования средств Федерального фонда компенсаций на лекарственное обеспечение инвалидов по общему заболеванию значительно снизится. В связи с этим необходимо дополнительное финансирование из областного и муниципальных бюджетов.
Крайне недостаточно сегодня выделение средств на льготное лекарственное обеспечение из бюджетов муниципальных образований и на возмещение расходов по предоставлению лекарственной помощи по категориям заболеваний, подлежащих финансированию за счет средств местных бюджетов.
Не в полном объеме осуществляется льготное лекарственное обеспечение лиц, получающих пенсии через территориальные подразделения силовых ведомств. Несмотря на то, что возмещение расходов по предоставлению льгот данным категориям предусмотрено за счет финансовых средств, выделяемых на содержание соответствующих силовых ведомств, финансирование лекарственного обеспечения силовыми структурами фактически не осуществляется.
К гарантиям лекарственного обеспечения относится оказание бесплатной лекарственной помощи больным, находящимся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, в рамках финансовых средств, выделяемых на реализацию программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. В условиях ограниченного финансирования сохраняется значение рационального использования финансовых средств, выделяемых на лекарственное обеспечение стационарных больных. Анализ состояния лекарственного обеспечения лечебных учреждений показывает во многих случаях нерациональное использование имеющихся ресурсов, ценовую нерациональность закупок лекарственных средств.
К важнейшим гарантиям лекарственного обеспечения относится качество лекарственной помощи, обусловленное эффективностью и безопасностью лекарственных средств. Действовавшая в 1998-2002 годах система сертификации и контроля лекарственных средств оказалась недостаточно эффективной и неспособной препятствовать распространению недоброкачественной продукции и явлению фальсификации медикаментов. Согласно официальным источникам, доля фальсифицированной продукции на российском фармацевтическом рынке составляет до 10% от общего объема оборота лекарственных средств. Кроме того, в связи с отсутствием механизма изъятия и уничтожения забракованной фармацевтической продукции имеется реальная угроза проникновения на рынок выявленных некачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов.
В связи с ростом цен на лекарственные средства, вызванным изменениями в налоговой политике, снижается доступность лекарственной помощи для малообеспеченных слоев населения, возрастают затраты на лекарственное обеспечение из бюджетов всех уровней.
В решении проблем лекарственного обеспечения первоочередную роль играет наличие кадрового потенциала фармацевтической отрасли. В настоящее время Костромская область испытывает недостаток в фармаспециалистах с высшим и средним образованием. Не построена система подготовки фармацевтических кадров на основе муниципального (производственного) заказа. Особенно остро проблема обеспеченности специалистами стоит в аптечных предприятиях муниципального сектора, лечебно-профилактических учреждениях.
Сегодня в федеральном законодательстве отсутствуют социальные стандарты определения необходимых финансовых затрат на лекарственное обеспечение с учетом возможностей бюджетов всех уровней, что значительно осложняет работу органов исполнительной власти, лечебных и аптечных учреждений по организации и предоставлению льгот по лекарственному обеспечению. Отсутствует четкий правовой механизм построения рациональной системы закупок лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях. Требуется реформирование контрольно-разрешительной системы в сфере лекарственного обеспечения, серьезная перестройка и укрепление областной службы контроля качества лекарственных средств, решение проблемы уничтожения забракованной фармацевтической продукции с целью недопущения ее дальнейшей реализации.
Решение указанных проблем возможно при комплексном пересмотре подходов в организации лекарственного обеспечения в области. Применение программно-целевого метода позволяет установить приоритетные направления деятельности по практической реализации гарантий лекарственного обеспечения, создает условия для объединения усилий заинтересованных подразделений и ведомств, целевого направления и эффективного использования финансовых средств.
При этом необходимо использовать положительный опыт работы по Программе лекарственного обеспечения на 2001-2003 годы с учетом основных проблемных направлений деятельности.
Анализ реализации областной целевой Программы лекарственного обеспечения на 2001-2003 годы (Приложение 1) показывает, что в целом программа выполнена на 78%.
Финансирование из федерального бюджета льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации, выполнено на 63%. Низкий процент выполнения сложился в связи с проблемами в обеспечении лиц, подвергшихся воздействию радиации, являющихся сотрудниками и пенсионерами силовых структур. Оплата лекарственного обеспечения бюджетами муниципальных образований осуществлялась только на 29%. Финансирование лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений за счет средств муниципальных бюджетов выполнено только на 20%. По статье "Региональные программы" в 2001-2002 годах денежные средства из областного бюджета выделялись не в полном объеме, в результате процент исполнения составил 85.
Несмотря на реализацию программы не в полном объеме в части финансирования, удалось добиться значительного социально-экономического результата. В соответствии с программой в Костромской области разработан и действует финансово-организационный механизм реализации льгот по лекарственному обеспечению декретированных категорий населения. Финансирование расходов на льготное лекарственное обеспечение за 2000-2002 годы в целом заметно увеличилось - ежегодный индекс роста составляет 1, 3, соответственно увеличился отпуск медикаментов на льготных условиях.
Таблица 1.
Динамика льготного отпуска лекарственных средств и изделий
медицинского назначения (тыс. руб.)
/--------------------------------------------------------------------\
| Показатели |2001 г.|2002 г.| 2003 г. |
| | | |(прогноз) |
|-----------------------------------------+-------+-------+----------|
|Отпуск лекарственных средств и изделий | 31629 | 41941| 47580|
|медицинского назначения на льготных | | | |
|условиях, | | | |
|в том числе: | | | |
|- по ФЗ "О ветеранах" | 9414 | 16231| 19300 |
|- по ФЗ "О социальной защите инвалидов | 17972 | 18745| 19430 |
|в РФ" | | | |
\--------------------------------------------------------------------/
В результате удалось добиться увеличения показателя среднедушевого потребления медикаментов на одного жителя, имеющего льготы по лекарственному обеспечению.
Таблица 2.
Динамика среднедушевого потребления медикаментов (руб.)
/--------------------------------------------------------------------\
| Показатели |2001 г.|2002 г.| 2003 г. |
| | | |(прогноз) |
|-----------------------------------------+-------+-------+----------|
|1. Среднедушевое потребление медикаментов| 370 | 490 | 580 |
|на 1 жителя | | | |
|2. Среднедушевое потребление на 1 больно-| 187 | 242 | 280 |
|го, имеющего льготы | | | |
|в том числе: | | | |
|- по ФЗ "О ветеранах" | 167 | 340 | 440 |
|- по ФЗ "О социальной защите инвалидов | 255 | 343 | 360 |
|в РФ" | | | |
\--------------------------------------------------------------------/
Однако, данный показатель в 1,5 раза ниже соответствующего показателя по Российской Федерации.
За период действия программы удалось добиться роста процента лиц, фактически реализовавших льготу по лекарственному обеспечению, от общей численности льготников.
Таблица 3.
Динамика фактической обеспеченности лекарственными средствами
на льготных условиях (%)
/--------------------------------------------------------------------\
| Показатели |2001 г.|2002 г.| 2003 г. |
| | | |(прогноз) |
|-----------------------------------------+-------+-------+----------|
|Процент граждан, реализовавших льготу, | 32 | 32 | 35 |
|от общей численности льготников | | | |
|в том числе: | | | |
|- по ФЗ "О ветеранах" | 32 | 41 | 45 |
|- по ФЗ "О социальной защите инвалидов | 40 | 43 | 45 |
|в РФ" | | | |
\--------------------------------------------------------------------/
Благодаря финансированию мероприятий по техническому оснащению областной службы контроля качества лекарственных средств удалось значительно повысить уровень контроля производимой и реализуемой фармацевтической продукции на территории области; за период 2001 г. - I полугодие 2003 г. предупреждено поступление в аптечную сеть и лечебно-профилактические учреждения области 1214 серий некачественных лекарственных препаратов, из них 37 серий фальсифицированных лекарственных средств.
Принимаемые меры по сдерживанию роста и регулированию цен на лекарственные средства позволили добиться более медленного темпа роста цен на фармацевтическую продукцию в Костромской области в сравнении с темпом роста цен по Российской Федерации. Так, в течение 2002 года рост цен по розничным продажам в среднем по России составил 20%, в Костромской области - 15%.
Экономический эффект проводимых в соответствии с программой тендеров по централизованным закупкам лекарственных средств для нужд здравоохранения области составил в среднем 10%-15%.
Исходя из анализа сложившейся ситуации в сфере лекарственного обеспечения и прогноза ее развития в области на последующие годы, а также учитывая имеющийся опыт работы по программе лекарственного обеспечения на 2001-2003 годы, необходимо на дальнейшую среднесрочную перспективу объединение усилий заинтересованных подразделений и ведомств, использование всех источников финансирования для реализации Программы, направленная деятельность всех участников системы обращения лекарственных средств.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основными целями Программы являются:
- реализация государственных гарантий лекарственного обеспечения населения при оказании всех видов медицинской помощи, повышение доступности и качества лекарственной помощи;
- реализация мер по социальной защите населения в сфере лекарственного обеспечения декретированных категорий, в том числе при оказании лекарственной помощи на льготных условиях лицам, страдающим заболеваниями социального характера;
- оптимизация лечебного процесса в части оказания лекарственной помощи;
- обеспечение гарантированного качества и безопасности лекарственных средств, предупреждение поступления в аптечную сеть и лечебно-профилактические учреждения области недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств;
- формирование кадрового потенциала в системе лекарственного обеспечения.
Таким образом, мероприятия Программы нацелены на создание правовых, организационных и экономических условий для реализации принципов государственной социальной политики в сфере лекарственного обеспечения населения, формирование эффективной системы оказания лекарственной помощи в Костромской области.
Программа рассчитана 2004-2006 годы и предполагает решение следующих основных задач:
- внедрение фармакоэкономического принципа оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения, переход на формулярную систему оказания лекарственной помощи;
- обеспечение рационального использования финансовых средств, выделяемых на лекарственное обеспечение, совершенствование системы государственного контроля за использованием финансовых средств;
- повышение уровня обеспеченности лекарственными средствами декретированных категорий населения, повышение доступности лекарственной помощи при заболеваниях социального характера;
- совершенствование системы персонифицированного учета льготного отпуска медикаментов;
- сдерживание темпов роста и регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
- оптимизация деятельности аптечных предприятий государственного и муниципального сектора экономики, внедрения прогрессивных форм обслуживания населения;
- реформирование контрольно-разрешительной системы обращения лекарственных средств;
- техническое оснащение областной службы контроля качества лекарственных средств;
- внедрение эффективной системы планирования и подготовки фармацевтических кадров.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
1. Комплекс правовых и организационных мероприятий
Предусмотрены меры по внедрению единых подходов в оказании лекарственной помощи. В результате перехода на формулярную систему с использованием регламентных перечней лекарственных средств ожидается закрепление фармакоэкономического принципа оказания лекарственной помощи, что способствует моделированию оптимального соотношения между затратами на лекарственное обеспечение и эффективностью лечебного процесса в соответствии со стандартами лечения заболеваний.
Определены формы взаимодействия государственных и муниципальных органов исполнительной власти по вопросам лекарственного обеспечения, в том числе создание муниципальных программ лекарственного обеспечения в соответствии с областной целевой Программой. В результате создаются условия для проведения государственной политики в сфере лекарственного обеспечения на территории области.
Предусмотрена оптимизация деятельности государственных и муниципальных аптечных предприятий, результатом которой должно стать их эффективное функционирование, в том числе по выполнению наиболее затратных социальных функций.
2. Льготное лекарственное обеспечение
Программой предусмотрен комплексный подход к организации лекарственной помощи на льготных условиях. Программой предложен механизм расчета потребности в финансовых средствах для реализации гарантий лекарственного обеспечения, а также устанавливается государственный финансовый контроль в сфере лекарственного обеспечения на всех этапах доведения лекарственной помощи до населения. Подлежит дальнейшему совершенствованию система персонифицированного учета льготного отпуска медикаментов.
Высокую социальную значимость имеют меры по увеличению объема финансирования льготного лекарственного обеспечения инсулинозависимых больных, что позволит повысить доступность и качество лекарственной помощи для данной категории больных.
В целях снижения затрат бюджетов всех уровней предусмотрен строгий контроль за ценами на лекарственные средства, отпускаемые на льготных условиях, а также меры по снижению темпов роста цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В результате предусмотренных мероприятий ожидается повышение уровня обеспеченности лекарственными средствами на льготных условиях декретированных категорий населения, в том числе по заболеваниям социального характера, с учетом эффективного и рационального использования финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на эти цели.
3. Лекарственное обеспечение стационарных больных
Программой предусмотрено внедрение рациональных подходов в организации лекарственного обеспечения в условиях стационарного лечения больных на основе формулярного принципа оказания лекарственной помощи. Планируется оптимизация закупок лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях, активизация работы по проведению централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения на конкурсной основе для нужд здравоохранения области.
В результате проводимых мер повысится экономическая эффективность использования финансовых средств, выделяемых на лекарственное обеспечение стационарных больных, появятся дополнительные условия для оптимизации лечебного процесса за счет внедрения ресурсосберегающих технологий в соответствии со cтандартами лечения.
4. Обеспечение качества лекарственной помощи
Программой предусмотрено проведение реформирования контрольно-разрешительной системы обращения лекарственных средств на территории области, дальнейшее упорядочение работы участников фармацевтического рынка, усиление инспекционного контроля за деятельностью оптовых и розничных фармацевтических организаций, лечебно-профилактических учреждений.
Предусматривается дальнейшее оснащение контрольно-аналитической лаборатории государственного учреждения здравоохранения "Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств" - приобретение высокоточных аналитических приборов за счет средств областного бюджета. Техническое оснащение областной службы контроля качества лекарственных средств позволит обеспечить в полном объеме проведение контроля за качеством фармацевтической продукции, производимой, ввозимой и реализуемой на территории области.
Планируется решение проблемы уничтожения забракованных фальсифицированных лекарственных средств с учетом экономического, экологического и организационного аспектов. Предусмотрен за счет средств областного бюджета централизованный, строго контролируемый порядок уничтожения фармацевтической продукции, запрещенной к дальнейшему применению.
В результате реализации Программы будут созданы условия для упорядоченного функционирования системы обращения лекарственных средств, предотвращения поступления в область недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, предупреждения дальнейшей реализации забракованной фармацевтической продукции, представляющей опасность для здоровья населения области.
5. Обеспечение региональной потребности в фармацевтических кадрах
Программа предусматривает развернутую работу по прогнозированию потребности региона в различных категориях фармацевтических работников с учетом изменений социально-экономической и демографической cитуации, структуры фармацевтического рынка. Планируется формирование системы муниципального (производственного) заказа на подготовку фармспециалистов, прямое участие органов самоуправления в формировании кадрового потенциала муниципальной аптечной сети. Подлежит совершенствованию система целевой контрактной подготовки специалистов, система переподготовки и повышения квалификации фармацевтических кадров.
В результате проводимых мер ожидается повышение эффективности системы подготовки фармацевтических кадров с ориентацией на региональный рынок труда, восполнение потребности в фармацевтических кадрах, устранение сдерживающих факторов в развитии фармацевтической отрасли Костромской области.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение:
Ориентировочный объем финансирования составляет 180720 тыс. руб.:
2004 г. - 53430 тыс. руб.
2005 г. - 60555 тыс. руб.
2006 г. - 66735 тыс. руб.
в том числе:
- федеральный бюджет - 3600 тыс. руб.
2004 г. - 1100 тыс. руб.
2005 г. - 1200 тыс. руб.
2006 г. - 1300 тыс. руб.
- областной бюджет - 21350 тыс. руб.
2004 г. - 5800 тыс. руб.
2005 г. - 7275 тыс. руб.
2006 г. - 8275 тыс. руб.
- бюджеты муниципальных образований за счет субвенций из областного бюджета - 142010 тыс. руб.
2004 г. - 42960 тыс. руб.
2005 г. - 47330 тыс. руб.
2006 г - 51720 тыс. руб.
- бюджеты муниципальных образований за счет средств, учтенных в базовых расходах на реализацию Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" - З010 тыс. руб.
2004 г. - 910 тыс. руб.
2005 г. - 1000 тыс. руб.
2006 г. - 1100 тыс. руб.
- внебюджетные источники - 10750 тыс. руб.
2004 г. - 2660 тыс. руб.
2005 г. - 3750 тыс. руб.
2006 г. - 4340 тыс. руб.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного и муниципальных бюджетов подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
V. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы Костромской областной Думой и определения финансовых средств на ее реализацию в соответствующих бюджетах, разработчики-исполнители приступают к выполнению программных мероприятий.
Исполнители уточняют объемы необходимых средств для финансирования мероприятий Программы в очередном году и представляют в департамент по экономике и экономическим реформам администрации области проект соответствующей бюджетной заявки для включения в перечень областных целевых программ, принимаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год.
Дополнительное финансирование затрат на льготное лекарственное обеспечение инсулинозависимых больных, в том числе инвалидов по заболеванию сахарный диабет, за счет средств областного бюджета осуществляется при условии софинансирования из бюджетов муниципальных образований.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ее исполнением
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - администрация Костромской области.
Координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, внесение предложений в органы государственной власти по корректировке программы осуществляет координатор Программы - фармацевтический комитет администрации области.
Информация о ходе выполнения Программы и использования финансовых средств возложена на фармацевтический комитет администрации Костромской области.
Фармацевтический комитет администрации области в установленные сроки запрашивает информацию в подразделениях, ведомствах, организациях, ответственных за программные мероприятия; ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Фармацевтический комитет ведет ежемесячный мониторинг выполнения мероприятий по Программе. Информация о ходе реализации Программы заслушивается ежеквартально на заседаниях Общественного совета по фармацевтической деятельности, один раз в полугодие - на коллегии департамента здравоохранения администрации области.
Ежеквартально, до 15 числа, следующего за отчетным месяцем, обобщенная информация о ходе реализации Программы представляется губернатору области, в департамент по экономике и экономическим реформам - информация об использовании финансовых средств.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- увеличить доступность лекарственной помощи для населения;
- повысить уровень обеспеченности лекарственной помощью на льготных условиях декретированных категорий населения;
- улучшить качество лекарственной помощи предоставляемой стационарным больным в учреждениях здравоохранения;
- обеспечить гарантированное качество и безопасность лекарственных средств производимых и реализуемых на территории области;
- улучшить состояние обеспеченности фармацевтическими кадрами в регионе.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить основные показатели, характеризующие состояние лекарственного обеспечения:
- повысить областные показатели среднедушевого потребления медикаментов, в том числе на льготных условиях, до уровня общероссийских показателей;
- увеличить процент лиц, фактически реализовавших льготу по лекарственному обеспечению до 60%.;
- повысить экономическую эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на лекарственное обеспечение стационарных больных, за счет применения рациональных механизмов закупок лекарственных средств не менее чем на 15%-20%;
- стабилизировать показатель темпа роста цен на лекарственные средства на уровне не выше общероссийского показателя.
Экономическая эффективность Программы заключается в оптимизации расходов на лекарственное обеспечение, влиянии на ценовую доступность лекарственной помощи за счет регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, предупреждении развития тяжелых форм заболеваний, требующих последующего дорогостоящего лечения, за счет оказания своевременной и эффективной лекарственной помощи.
Таким образом, результатом предлагаемой системы лекарственного обеспечения должно стать достижение комплексного социально-экономического эффекта для различных групп населения области, повышение доступности и качества предоставляемой лекарственной помощи.
VIII. Программные мероприятия областной целевой программы
"Лекарственное обеспечение населения Костромской области на 2004-2006 годы"
N п/п |
Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) | ||||
Всего | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||||
1. Комплекс правовых и организационных мероприятий | |||||||||
Цель: - создание правовой основы для оптимизации лечебного процесса в части оказания лекарственной помощи; - обеспечение реализации и контроля за выполнением Программы; - организация деятельности аптечных предприятий по выполнению социально значимых функций; |
|||||||||
1.1. | Обеспечение работы формуляр- ной комиссии при департамен- те здравоохранения |
Департамент здравоохранения, фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
1.2. | Формирование территориально- го перечня жизненно необхо- димых и важнейших лекарст- венных средств для стацио- нарного и стационарозамеща- ющего лечения |
Департамент здравоохранения, фармацевтический комитет |
Ежегодно | Без финансовых затрат |
|||||
1.3. | Формирование перечня бизис- ных препаратов для выписы- вания по льготным рецептам в условиях амбулаторного лече- ния больных |
Департамент здравоохранения, фармацевтический комитет |
Ежегодно | Без финансовых затрат |
|||||
1.4. | Проведение работы по оптими- зации деятельности аптечных предприятий государственного и муниципального сектора с целью создания рациональной и эффективной системы обес- печения лечебно-профилакти- ческих учреждений и населе- ния области |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
1.5. | Выполнение функций отрасле- вого органа управления, кон- троль за деятельностью го- сударственных фарм. органи- заций |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
1.6. | Проведение работы по реали- зации Программы на уровне муниципальных образований, согласование муниципальных программ лекарственного обеспечения |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
1.7. | Информатизация управленчес- ких процессов |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет, ст. "Ре- гиональные программы" |
100 | 50 | 25 | 25 | |
1.8. | Проведение анализа состоя- ния лекарственного обеспе- чения в области, в муници- пальных образованиях |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
Итого по I разделу: |
100 | 50 | 25 | 25 | |||||
в том числе: |
Областной бюд- жет, ст. "Ре- гиональные программы" |
100 | 50 | 25 | 25 | ||||
2. Льготное лекарственное обеспечение | |||||||||
Цель: - повышение уровня обеспеченности лекарственными средствами на льготных условиях, в том числе по заболеванию социального характера - сахарный диабет; - рациональное расходование выделяемых финансовых средств; совершенствование персонифицированного учета льготного отпуска; |
|||||||||
2.1. | Проведение работы по орга- низации льготного лекарст- венного обеспечения и полному освоению финан- совых средств, выделяемых на эти цели из бюджетов всех уровней в соответ- ствии с законодательс- твом (приложение 2) |
Фармацевтический комитет, депар- тамент здравоох- ранения, депар- тамент социаль- ной защиты на- селения, органы местного само- управления |
2004- 2006 гг |
Федеральный бюджет; Бюджеты муни- цип. образо- ваний за счет субвенций из обл бюджета: Бюджеты муни- цип. образо- ваний (расхо- ды по ФЗ "О до- норстве крови и ее компонен- тов"): |
3600 142010 3010 |
1100 42960 910 |
1200 47330 1000 |
1300 51720 1100 |
|
2.2. | Подготовка нормативных до- кументов о порядке лекар- ственного обеспечения лиц, имеющих льготы |
Фармацевтический комитет, депар- тамент социаль- ной защиты насе- ления |
Ежегодно | Без финансовых затрат |
|||||
2.3. | Проведение централизованных закупкок жизненно необходи- мых и важнейших лекарствен- ных средств на тендерной основе для обеспечения больных сахарным диабетом |
Фармацевтический комитет, депар- тамент здравоох- нения |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет, ст. "Ре- гиональные программы" |
7500 | 2000 | 2500 | 3000 | |
2.4. | Проведение завершающего этапа работы по компьюте- ризации персофицированного учета льготного отпуска ме- дикаментов |
Аптечные пред- приятия |
2004- 2005 гг |
Внебюджетные источники (средства ап- течных пред- приятий) |
300 | 100 | 100 | 100 | |
2.5. | Осуществление контроля за ценобразованием на лекарст- венные средства, отпускаемые по льготным рецептам врачей; мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие ле- карственные средства |
Фармацевтический комитет, депар- тамент по эконо- мике и экономи- ческим реформам |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
2.6. | Осуществление контроля за целевым расходованием фи- нансовых средств, направ- ляемых на реализацию льгот по лекарственному обеспече- нию в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социа- льной защите инвалидов в РФ" |
Департамент со- циальной защиты населения, де- партамент здра- воохранения, фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
Итого по II разделу: |
156420 |
47070 |
52130 |
57220 |
|||||
в том числе: |
федеральный бюджет |
3600 | 1100 | 1200 | 1300 | ||||
областной бюд- жет ст. "Реги- ональные прог- раммы" |
7500 | 2000 | 2500 | 3000 | |||||
бюджеты муни- цип. образо- ваний за счет субвенций из обл. бюджета |
142010 | 42960 | 47330 | 51720 | |||||
бюджеты муни- цип. образо- ваний (расходы по ФЗ "О до- норстве крови и ее компонен- тов") |
3010 | 910 | 1000 | 1100 | |||||
внебюджетные источники |
300 | 100 | 100 | 100 | |||||
3. Лекарственное обеспечение стационарных больных | |||||||||
Цель: - применение формулярного принципа в лечении стационарных больных; повышение эффективности использования выделяемых финансовых средств. |
|||||||||
3.1. | Осуществление контроля за рациональностью назначения лекарственных средств в ле- чебно-профилактических уч- реждениях |
Департамент здравоохранения, ФОМС |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
3.2. | Осуществление централизован- ных закупок лекарственных средств и изделий медицинс- кого назначения на тендерной основе для обеспечения: - областных учреждений здра- воохранения, - учреждений здравоохранения области |
Фармацевтический комитет, департамент здравоохранения, ФОМС |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов, внебюд- жетные источ- ники (средства ФОМС) |
4500 5500 |
1000 1000 |
1500 2000 |
2000 2500 |
|
3.3. | Осуществление контроля за рациональностью расходования финансовых средств, исполь- зования лекарственных сред- ств в учреждениях здравоох- ранения (закупки, хранение, качество лекарственных сред- ств) |
Департамент здравоохранения, фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
Итого по III разделу: |
10000 | 2000 | 3500 | 4500 | |||||
в том числе: |
областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов, внебюджетные источники |
4500 5500 |
1000 1000 |
1500 2000 |
2000 2500 |
||||
4. Обеспечение качества лекарственной помощи | |||||||||
Цель: - упорядочение деятельности фармацевтического рынка; - усиление контроля за качеством лекарственных средств; - повышение технического уровня областной службы контроля качества лекарственных средств |
|||||||||
4.1. | Осуществление лицензирования фармацевтической деятельнос- ти и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств психотропных ве- ществ, лицензионный контроль за деятельностью аптечных организаций и лечебно-про- филактических учреждений в соответствии с Соглашениями о передаче полномочий по лицензированию данных видов деятельности |
Фармацевтический комитет, |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов |
900 | 250 | 300 | 350 | |
4.2. | Совершенствование системы контроля качества лекарственных средств | ||||||||
4.2.1. | Работа по реализации Согла- шения о передаче части пол- номочий Минздрава РФ адми- нистрации Костромской об- ласти по проведению госу- дарственного контроля за сертифицированными лекарст- венными средствами |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
4.2.2. | Подготовка постановлений губернатора области о по- рядке проведения государст- венного контроля лекарст- венных средств на терри- тории Костромской области |
Фармацевтический комитет |
2004 г | Без финансовых затрат |
|||||
4.2.3. | Функционирование и техническое оснащение областной службы контроля качества лекарственных средств: | ||||||||
развитие и совершенствование материально-технической базы ГУЗ "Центр сертификации и контроля качества лекарст- венных средств" (приложение 3) |
Фармацевтический комитет, депар- тамент здравоох- нения (ГУЗ ЦСККЛС) |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет ст. "Реги- ональные прог- раммы" |
4400 | 1300 | 1500 | 1600 | ||
организация и проведение контроля за качеством ле- карственных средств, произ- водимых, ввозимых и реали- зуемых на территории об- ласти, в т.ч. - государственный инспек- ционный контроль за сер- тифицированными средствами; - государственный надзор за производственной деятель- ностью аптечных организаций |
Фармацевтический комитет, ГУЗ ЦСККЛС |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат; внебюджетные источники; областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов |
3000 2350 |
1000 750 |
1000 800 |
1000 800 |
||
проведение мероприятий по продлению сроков действия аттестатов аккредитаци Мин- здрава РФ, Госстандарта РФ |
Департамент здравоохранения (ГУЗ ЦСККЛС) |
2004- 2006 гг |
Внебюджетные источники |
50 | 10 | - | 40 | ||
4.3. | Предупреждение поступления в аптечную сеть и лечебно-профилактические учреждения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств |
||||||||
4.3.1. | Информационное обеспечение фармацевтических организаций области, в т.ч. по материа- лам Департамента государст- венного контроля лекарствен- ных средств и медицинской техники Минздрава РФ, Госу- дарственной фармацевтической инспекции Минздрава РФ о не- качественных и фальсифициро- ванных лекарственных сред- ствах |
Фармацевтический комитет, ГУЗ ЦСККЛС |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов; внебюджетные источники |
400 600 |
100 150 |
150 200 |
150 250 |
|
4.3.2. | Проведение контроля за дея- тельностью производителей лекарственных средств, фар- мацевтических организаций и лечебно-профилактических уч- реждений с целью предупреж- дения обращения некачествен- ных и фальсифицированных лекарственных средств |
Фармацевтический комитет, департамент здравоохранения ГУЗ ЦСККЛС (ГУЗ ЦСККЛС) |
2004- 2006 гг |
Областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов, внебюджетные источники |
1050 400 |
350 100 |
350 150 |
350 150 |
|
4.3.3. | Организация уничтожения ле- карственных средств, изъятых из обращения в установленном порядке на территории области |
Фармацевтический комитет, комитет охраны окружаю- щей природной среды и приро- допользования, департамент здравоохранения (ГУЗ ЦСККЛС) |
2005 г. | Областной бюд- жет ст. "Реги- ональные прог- раммы" |
150 | - | 150 | - | |
Итого по IV разделу: |
13300 | 4010 | 4600 | 4690 | |||||
в том числе: |
областной бюд- жет - в преде- лах сметы рас- ходов |
4700 | 1450 | 1600 | 1650 | ||||
областной бюд- жет ст. "Реги- ональные прог- раммы" внебюджетные источники |
4550 4050 |
1300 1260 |
1650 1350 |
1600 1440 |
|||||
5. Обеспечение региональной потребности в фармацевтических кадрах | |||||||||
Цель: - создание эффективной системы планирования и подготовки фармацевтических кадров | |||||||||
5.1. | Управление кадровым потен- циалом с учетом стандартиза- ции отрасли, прогнозирование потребности в фармацевтичес- ких кадрах |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
5.2. | Планирование целевой подго- товки фармацевтических кад- ров, в том числе руководя- щего звена, в соответствии с потребностью муниципального образования (аптечного пред- приятия) |
Органы местного самоуправления, аптечные пред- приятия |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
5.3. | Обеспечение подготовки спе- циалистов со средним фарма- цевтическим образованием. |
Областное госу- дарственное ба- зовое медицинс- кое училище, фармацевтический комитет, аптеч- ные предприятия |
2004- 2006 гг |
Внебюджетные источники (средства аптечных предприятий |
900 |
300 |
300 |
300 |
|
5.4. | Контроль за сертификацией специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием. Организация последипломного образования фармацевтов аптечных орга- низаций области |
Фармацевтический комитет |
2004- 2006 гг |
Без финансовых затрат |
|||||
Итого по V разделу: |
900 | 300 | 300 | 300 | |||||
в том числе: |
внебюджетные источники |
900 | 300 | 300 | 300 | ||||
Всего по программе: | 180720 | 53430 | 60555 | 66735 | |||||
в том числе: |
федеральный бюджет |
3600 | 1100 | 1200 | 1300 | ||||
областной бюджет, из него: - ст. "Регио- нальные прог- раммы" - в пределах сметы расходов |
21350 12150 9200 |
5800 3350 2450 |
7275 4175 3100 |
8275 4625 3650 |
|||||
бюджеты муни- цип. образо- ваний за счет субвенций из област. бюд- жета |
142010 | 42960 | 47330 | 51720 | |||||
бюджеты муни- цип. образо- ваний за счет средств, уч- тенных в ба- зовых расхо- дах на реали- зацию ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" |
3010 | 910 | 1000 | 1100 | |||||
внебюджетные источники |
10750 | 2660 | 3750 | 4340 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.