Губернатор Костромской области |
В.А. Шершунов |
Приложение N 1
Основные направления развития системы профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения в Костромской области до 2005 года
(утв. постановлением Губернатора Костромской области от 7 июня 2002 г. N 238)
Введение
Основные понятия и термины
Состояние системы профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения Костромской области
Основные направления развития межведомственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения до 2005 года
Координация деятельности в сфере профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения
Участие органов государственной власти, местного самоуправления,
учреждений и организаций в профессиональной ориентации
и психологической поддержке населения
Негосударственные организации, оказывающие услуги в сфере
занятости населения
Гарантируемый минимум психолого-профориентационных услуг
Заключение
Введение
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. Оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении и профессиональной подготовке, создание системы государственного управления человеческими ресурсами на нынешнем этапе способствуют умению ориентироваться в быстро меняющейся экономической, политической обстановке и находить свое место в жизни.
Повседневная практика убеждает, что без четко выстроенной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в регионе невозможны# нормальное функционирование рынка труда и экономическая стабилизация. Продолжающееся в производственных сферах оживление экономики требует внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения.
Основные понятия и термины
Профессиональная ориентация - представляет обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки развития природных дарований, а также проведения комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор и отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.
Психологическая поддержка - целенаправленно осуществляемая система социальных мероприятий, методов, приемов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп и коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Основными направлениями психологической поддержки являются: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, а также при необходимости - психотерапия.
Система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения представляет собой совокупность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан.
Органы занятости населения - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области, государственные учреждения, городские (районные) Центры занятости населения.
Органы образования - департамент образования и науки администрации области, городские (районные) управления (отделы) образования, государственные и негосударственные учреждения образования.
Органы по делам молодежи - комитет по делам молодежи администрации области, городские (районные) управления (отделы) по делам молодежи, государственные и негосударственные учреждения, оказывающие услуги молодежи.
Органы здравоохранения - департамент здравоохранения администрации области, городские (районные) управления (отделы) здравоохранения, государственные и негосударственные учреждения здравоохранения.
Органы социальной защиты населения - департамент социальной защиты населения администрации области, городские (районные) управления (отделы) социальной защиты населения, государственные учреждения социальной защиты населения.
Состояние системы профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения Костромской области
В Костромской области система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения начала формироваться в 1994 году с создания в органах занятости населения подразделения профориентации и консультирования для оказания содействия гражданам, обращающимся в службу занятости. Это позволило получить профориентационные услуги в 1994 году 10116 гражданам. В 1996 году для обеспечения психологического развития детей и подростков создана служба практической психологии в органах образования. В последующие годы в области начали работать учреждения и организации, оказывающие профориентационные, психолого-педагогические и медико-социальные услуги населению в органах социальной защиты населения, по делам молодежи и здравоохранения. В конце 90-х годов в условиях рыночных отношений появились негосударственные организации, осуществляющие деятельность по содействию занятости населения на основании лицензии и психологические службы на предприятиях и в организациях.
Дальнейшее совершенствование и развитие система# профориентации и психологической поддержки населения получила в 2000-2001 годах. В рамках социального партнерства органов занятости населения с органами образования, по делам молодежи, военными комиссариатами, учреждениями исполнения наказания и другими областными структурами начали складываться формы совместной деятельности по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки отдельных категорий населения. В 2001 году начала работу областная межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, которая осуществляет координацию деятельности в данном направлении. По решению комиссии разработана и утверждена губернатором Межведомственная программа по профессиональной ориентации и психологической поддержке, содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда различных категорий молодежи Костромской области на 2002-2003 годы.
К концу 2001 года в области сложилась определенная инфраструктура профессиональной ориентации и психологической поддержки различных категорий населения. Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения представлена учреждениями органов образования, государственной службы занятости населения, по делам молодежи, социальной защиты населения и здравоохранения.
В учреждениях образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" осуществляется формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. В общеобразовательных школах началось введение профориентационной программы "Путь в профессию", ведется профильное обучение учащихся в специализированных классах и допрофессиональная подготовка, организуется занятость детей и подростков в летнее время. В учреждениях профессионального образования с целью адаптации выпускников к рынку труда вводится спецкурс "Эффективное поведение на рынке труда", создаются консультационные пункты и структуры, содействующие занятости студентов и трудоустройству выпускников.
Центрами занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" реализуется право граждан на бесплатную профессиональную ориентацию и психологическую поддержку. Профконсультантами городских и районных центров занятости населения оказываются услуги по профессиональному информированию и консультированию безработных граждан, незанятого населения, учащейся молодежи и профессиональному отбору специалистов. Численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в Центрах занятости населения, постоянно растет и составила в 2001 году 28205 человек, что 2,8 раза превышает уровень 1994 года.
Значительная работа по профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовке и оказанию информационных услуг молодежи ведется информационно-методическим центром "ИНКАД", молодежным центром трудоустройства и информации г. Костромы, центром допрофессионального просвещения и дополнительного образования молодежи.
На оказание социальной помощи, реабилитацию и адаптацию детей и подростков, инвалидов и других категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, направлена деятельность учреждений департамента социальной защиты населения администрации области: областного центра социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Медико-психологическое консультирование, специализированную психотерапевтическую помощь и психолого-педагогические услуги населению оказывает центр психотерапии и практической психологии департамента здравоохранения администрации области.
Негосударственные учреждения, действующие в сфере социально-психологических услуг в области, представлены 5 кадровыми агентствами, расположенными в г. Костроме и осуществляющими содействие гражданам в трудоустройстве и работодателям в отборе персонала. В 2001 году негосударственными организациями оказаны профориентационные услуги 3941 человеку.
Вместе с тем, межведомственная модель системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в области лишь начинает складываться. Отсутствует областной Центр профориентации и психологической поддержки населения, который бы осуществлял единый подход и целенаправленное развитие подразделений профориентации на территории области. Нет структур, координирующих межведомственное взаимодействие по профориентации на муниципальном уровне в городах и районах области. Необходимо материальное обеспечение профориентации в учебных заведениях, создание кабинетов (уголков) профориентации. Требуется значительная работа по нормативно-методическому обеспечению, повышению квалификации кадров, занимающихся вопросами профориентации и психологической помощи населению.
Основные направления развития межведомственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения до 2005 года
1. Организационно-правовое обеспечение
2. Методическая и практическая деятельность
3. Информационно-просветительская работа
4. Кадровое обеспечение
Основные направления разработаны в соответствии с законами Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", "Об образовании", Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в Российской федерации#, утвержденными постановлением Минтруда России от 29 августа 1995 года N 47, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 года N 1, и направлены на создание системы и решение ключевых проблем организационно-правового, методического, информационного и кадрового обеспечения профессиональной ориентации и психологической поддержки населения области.
1. Организационно-правовое обеспечение
Цель: создание необходимых условий для успешного формирования на территории Костромской области государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, обеспечение эффективного взаимодействия всех ее звеньев.
Задачи:
- разработка нормативно-правовой базы государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- организация взаимодействия органов управления, организаций и учреждений, занимающихся вопросами профессиональной ориентации и психологической поддержки, в вопросах оказания социально-психологической помощи населению, формирования и развития кадрового потенциала области;
- укрепление системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в области
2. Методическая и практическая деятельность
Цель: развитие методической базы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, подготовка методических пособий, разработок и программ в помощь практическим работникам.
Задачи:
- разработка и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных граждан, лиц, высвобождаемых с предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, инвалидов и других социально слабозащищенных категорий граждан;
- обеспечение гарантированного минимума психолого-профориентационных услуг для различных категорий населения;
- проведение экспериментальной и исследовательской работы.
3. Информационно-просветительская работа
Цель: обеспечение информационной поддержки системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Задачи:
- разработка, издание и распространение справочно-информационных, нормативно-правовых и методических материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки населения;
- оказание справочно-информационных услуг различным категориям граждан;
- психологическое и профессиональное просвещение учащихся, родителей, педагогов, лиц, поставленных в условия перемены профессии.
4. Кадровое обеспечение
Цель: формирование в области системы обучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивающих оказание профориентационных и психологических услуг.
Задачи:
- разработка и реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов, занимающихся вопросами профориентации.
Координация деятельности в сфере профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения
Координацию деятельности различных структур в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет областная межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которая
- определяет приоритетные направления организации профориентационной работы и психологической поддержки населения;
- обеспечивает согласованные действия всех заинтересованных структур в области профессиональной ориентации и психологической поддержке населения;
- координирует деятельность по научному, методическому, информационному, кадровому, материальному и техническому обеспечению профориентационной работы и психологической поддержки населения;
- рассматривает в предварительном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых губернатором Костромской области и Костромской областной Думой, касающихся профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Участие органов государственной власти, местного самоуправления,
учреждений и организаций в профессиональной ориентации
и психологической поддержке населения
Органы местного самоуправления
Органы образования
Органы занятости населения
Органы по делам молодежи
Органы социальной защиты населения
Органы здравоохранения
Работодатели
В пределах своей компетенции органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения и организации выполняют следующие виды работ.
Органы местного самоуправления
- организуют работу межведомственных комиссий по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на своих территориях;
- создают совместно с заинтересованными областными структурами инфраструктуру психолого-профориентационных услуг различным категориям населения;
- определяют объемы и источники финансирования на проведение работы по профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи и других слабо защищенных категорий населения в соответствии с утвержденными нормативами и потребностями региона;
- участвуют в проведении мероприятий по целенаправленному формированию, развитию и рациональному использованию человеческих ресурсов, социально-психологическому сопровождению профессиональной карьеры.
Органы образования
Органы управления образованием:
- осуществляют управление процессом профориентационной работы в учреждениях образования, учебных заведениях, межшкольных учебно-производственных комбинатах;
- изучают состояние профориентационной работы в учреждениях образования, обобщают и распространяют передовой опыт;
- организуют подготовку и повышение квалификации педагогов и школьных психологов учреждений образования по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- участвуют в разработке и апробации новых технологий в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи.
Детские дошкольные учреждения:
- осуществляют психолого-социальную ориентацию детей, изучение с детьми мира труда;
- развивают у детей трудовые навыки в ходе игровой деятельности;
- формируют интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Общеобразовательные учреждения:
- осуществляют системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу, используя потенциал психологических служб для ее организации;
- проводят профессиональное просвещение и консультирование учащихся 11-х классов, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
- обеспечивают профориентационную направленность учебно-воспитательного процесса, участие в этой работе педагогических коллективов и родителей;
- организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей, а также всячески поддерживают техническое и художественное творчество учащихся во внеурочное время.
Межшкольные учебно-производственные комбинаты:
- содействуют выработке у старшеклассников практических навыков профессиональной деятельности в процессе проведения профессиональных проб.
Учреждения профессионального образования:
- проводят совместно с профориентационными структурами профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности;
- предусматривают изучение правовых и экономических основ занятости населения и предпринимательства, обеспечивают обучение основам поиска работы;
- осуществляют комплекс мер по усилению мотивации к освоению избранной профессии (специальности) и адаптации к дальнейшей трудовой деятельности.
Органы занятости населения
- определяют перспективные направления социально-экономической политики содействия занятости населения, способствующей созданию условий и гарантий профессионального самоопределения граждан;
- проводят мониторинг рынка труда, предоставляют всем заинтересованным учреждениям и организациям информацию о состоянии и тенденциях регионального рынка труда, востребованности профессий и специальностей и возможностях профессионального обучения;
- участвуют в разработке программ и специальных мероприятий, реализуемых с целью обеспечения социальных гарантий и психологической поддержки отдельных категорий населения в сфере занятости;
- совместно с заинтересованными организациями создают инфраструктуру психолого-профориентационных услуг безработным гражданам, незанятому и высвобождаемому населению, молодежи, другим социально незащищенным категориям граждан;
- предоставляют обязательные бесплатные психолого-профориентационные услуги безработным гражданам, высвобождаемому и незанятому населению и учащейся молодежи;
- оказывают психологическую поддержку безработным гражданам с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры.
Органы по делам молодежи
- участвуют в разработке и реализации профориентационных программ для молодежи;
- координируют решение вопросов профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;
- координируют деятельность молодежных общественных объединений, направленную на решение вопросов профессиональной ориентации и занятости молодежи;
- организуют информационное обслуживание молодежи по вопросам состояния рынка труда и рынка образовательных услуг;
- организуют социологические исследования среди молодежи по вопросам молодежного рынка труда, намерений молодежи в получении образования, специальности и работы.
Органы социальной защиты населения
- участвуют в разработке комплексных региональных программ по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки несовершеннолетних, молодежи, инвалидов и других категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите;
- разрабатывают комплекс мер по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) с учетом индивидуальных программ реабилитации, содействуют осуществлению реабилитационных мероприятий;
- способствуют профессиональной ориентации, переобучению, социальной адаптации и занятости военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей и военнослужащих, принимавших участие в военных конфликтах;
- развивают сеть социальных учреждений, служб по оказанию социальной правовой психологической и реабилитационной помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите.
Органы здравоохранения
- осуществляют врачебный и санитарно-гигиенический контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;
- в ходе профилактических осмотров выявляют учащихся образовательных учреждений, имеющих отклонения в состоянии здоровья, определяют их профессиональную пригодность и возможности дальнейшего профессионального образования;
- определяют пригодность к трудовой деятельности инвалидов с учетом видов и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала;
- участвуют в организации психокоррекционной и реабилитационной работы, профессионального обучения и социально-бытовой адаптации инвалидов
Работодатели
- содействуют работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и профессиональном обучении (переобучении) с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства;
- квотируют рабочие места для инвалидов и других слоев населения, особо нуждающихся в социальной защите, информируют службу занятости о профессионально-квалификационной структуре вакансий для этих категорий граждан;
- содействуют профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых специалистов, пришедших на предприятия после окончания учреждений профессионального образования;
- содействуют трудоустройству, превентивному профориентационному консультированию и психологической поддержке высвобождаемых с предприятия работников.
Негосударственные организации, оказывающие услуги
в сфере занятости населения
Оказывают психолого-профориентационные услуги:
- профориентационное консультирование, профессиональный отбор и профессиональный подбор граждан с целью трудоустройства;
- управленческое консультирование работодателей, профессиологические исследования (разработка профессиограмм, должностных инструкций, анализ рабочих мест);
- оценка персонала с использованием методов психологической диагностики;
- социологические, социально-психологические и маркетинговые исследования.
Гарантируемый минимум психолого-профориентационных услуг
Гарантируемый минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя:
- предоставление профессиональной информации всем обратившимся в виде справочно-информационных консультаций;
- проведение для учащихся образовательных учреждений групповых консультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
- оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся образовательных учреждений, воспитанникам школ-интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.
Государственные учреждения и организации могут оказывать дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях.
Предоставление услуг населению негосударственными учреждениями и организациями оказывается на платной основе.
Заключение
Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения позволит теснее осуществлять взаимодействие общеобразовательной школы, профессиональных учебных заведений и предприятий, увязывая эту работу с реальной ситуацией на рынке труда. Все подразделения системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения должны осуществлять единый подход, базирующийся на концепции профессионального развития и активизации профессионального самоопределения личности, выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры с опорой на принцип реальности.
Реализация Основных направлений развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Костромской области до 2005 года будет осуществляться в соответствии с утверждаемыми на два года Мероприятиями по их реализации.
Приложение N 2
Мероприятия по реализации основных направлений развития системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
в Костромской области на 2002-2003 годы
(утв. постановлением Губернатора Костромской области от 7 июня 2002 г. N 238)
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнитель |
1. Организационно-правовое обеспечение | |||
1.1. Разработка нормативно-правовой базы государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения |
|||
1.1.1. | Разработать Положение об организации профориентационной работы в школе |
2 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки |
1.1.2. | Разработать Положение о базовом учебном заведении для отработки на- учно-методического обеспечения про- фессиональной ориентации учащихся |
4 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки |
1.1.3. | Разработать Положение об экспери- ментальной площадке по проведению профориентационной работы на базе общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего, высшего про- фесионального образования |
3 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН |
1.1.4. | Разработать Положение о проведении конкурса на лучшую организацию проф- ориентационной работы среди общеоб- разовательных школ и учреждений профессионального образования |
4 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН |
1.1.5. | Подготовить проекты постановлений губернатора области - "Об утверждении порядка согласо- вания объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образова- тельных учебных заведениях Костром- ской области", - "О мерах по повышению эффектив- ности взаимодействия работодателей с центрами занятости неселения Кост- ромской области" |
2002 г. | |
1.2. Организация взаимодействия органов управления, организаций и учреждений, занимающихся вопросами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения |
|||
1.2.1. | Ежеквартально раcсматривать на засе- дании областной межведомственной ко- миссии вопросы организации и прове- дения работы по профессиональной ориентации и психологической под- держки населения областными ведом- ствами, учреждениями и организаци- ями. |
2002- 2003 г.г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
1.2.2. | Составить реестр государственных и негосударственных служб и учрежде- ний, оказывающих психолого-проф- ориентационные услуги населению об- ласти |
2 квартал 2002 г. |
Департамент ФГСЗН |
1.2.3. | Разработать районные и городские программы профессиональной ориента- ции и психологической поддержки на- селения |
3 квартал 2002 г. |
Районные, город- ские администра- ции |
1.2.4. | Провести заседание "Круглого стола" по вопросам межведомственного вза- имодействия в вопросах профессио- нальной ориентации и психологической поддержки населения |
2 квартал 2002 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
1.2.5. | Провести областной конкурс среди уч- реждений образования на лучшую орга- низацию профориентационной работы |
2003 год | Департамент обра- зования и науки |
1.2.6. | Разработать порядок и провести об- ластную профориентационную акцию "Выбор-2003" |
1 квартал 2003 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия. |
1.3. Укрепление системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в области |
|||
1.3.1. | Изучить вопрос о возможности созда- ния областного центра профориентации и психологической поддержки населе- ния |
2 квартал 2002 г. |
Департамент ФГСЗН |
1.3.2. | Образовать районные, городские меж- ведомственные комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психо- логической поддержки населения |
2 квартал 2002 г. |
Районные, город- ские администра- ции |
1.3.3. | Создать в районах и городах области клубы или консультационные пункты учащейся молодежи по профориентации на базе районных центров допрофес- сионального образования молодежи, учреждений образования или центров занятости населения. |
2003 год | Районные, город- ские администра- ции Комитет по делам молодежи |
1.3.4. | Продолжить создание на базе учреж- дений начального, среднего и высшего профессионального образования проф- консультационных пунктов и центров содействия занятости учащейся моло- дежи и трудоустройству выпускников |
2002 год | Департамент обра- зования и науки Совет ректоров |
2. Методическая и практическая деятельность | |||
2.1. Разработки и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки |
|||
2.1.1. | Создать единый областной каталог основных профориентационных прог- рамм, методик, профессиографических материалов, компьютерных и бланковых тестов |
4 квартал 2002 г. |
Департамент ФГСЗН |
2.1.2. | Образовать районные и городские ме- тодические объединения преподавате- лей школ, ведущих профориентационную работу. |
3 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки |
2.1.3. | Ввести в план учебно-воспитательной работы школ области программу по профориентации школьников "Путь в профессию" для учащихся 7-х - 11-х классов |
2002- 2003 г.г. |
Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН |
2.1.4. | Рекомендовать введение в образова- тельный процесс учреждений начально- го, среднего и высшего профессио- нального образования спецкурса "Эф- фективное поведение на рынке труда" в целях адаптации выпускников к рын- ку труда |
2003 год | Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН Руководители уч- реждений образо- вания |
2.1.5. | Разработать методики, технологии профессионального консультирования граждан, особо нуждающихся в соци- альной защите (инвалиды, военнослу- жащие, уволенные с военной службы, освобожденные из ИТУ) |
4 квартал 2002 г. |
Департамент ФГСЗН Департамент соц. защиты населения |
2.1.6. | Разработать и внедрить на базе Цен- тра допрофессиональной и дополни- тельной подготовки молодежи новые обучающие программы по сельскохозяй- ственным специальностям, предприни- мательской деятельности, социальной работе |
3 квартал 2002 г. |
Комитет по делам молодежи |
2.1.7. | Провести областной конкурс проектов и программ по развитию молодежного предпринимательства и решению соци- альных проблем молодежи |
2002- 2003 г.г. |
Комитет по делам молодежи |
2.1.8. | Провести областной молодежный биз- нес-фестиваль |
4 квартал 2002 г. |
Комитет по делам молодежи |
2.1.9. | Провести областной слет по вопросам работы студенческих трудовых отрядов и молодежных трудовых объединений |
3 квартал 2003 г. |
Комитет по делам молодежи |
2.2. Проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы | |||
2.2.1. | Организовать экспертный совет при областной межведомственной комиссии по вопросам профориентации и психо- логической поддержки населения для оценки программно-методического обеспечения и научно-исследователь- ских разработок |
2 квартал 2002 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
2.2.2. | Организовать ряд экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования для отработки программ- но-методического обеспечения профес- сионального самоопределения учащихся и адаптации их к рынку труда |
1 квартал 2003 г. |
Департамент обра- зования и науки |
2.2.3. | Провести апробацию на базе школ- интернатов и специализированных уч- реждений для несовершеннолетних программы "Путь в профессию" и курса профессионального самоопределения "Выбор профессии" |
3 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН Департамент соц. защиты |
2.2.4. | Разработать план проведения социо- логических опросов для изучения: - профессиональных намерений учащих- ся выпускных классов общеобразова- тельных школ области; профессиональной адаптации молодых специалистов в первые три года тру- довой деятельности |
3 квартал 2002 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
3. Информационно-просветительская работа | |||
3.1. | Продолжить практику проведения рай- онных, городских ярмарок учебных и рабочих мест, ярмарок специалистов для учащейся молодежи, выпускников учреждений профобразования, безра- ботных граждан в целях широкого ин- формирования о возможностях и усло- виях получения профессионального об- разования и трудоустройства |
2002- 2003 г.г. |
Районные, город- ские администра- ции Департамент ФГСЗН Департамент обра- зования и науки |
3.2. | Определить систему ежеквартального информирования о потребностях рынка труда различных категорий граждан (учащиеся школ, выпускники учрежде- ний профобразования, военнослужащие, подлежащие увольнению) |
2 квартал 2002 г. |
Департамент ФГСЗН |
3.3. | Разработать примерный курс педагоги- ческого всеобуча для родителей по проблемам профессиональной ориента- ции школьников |
2 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки |
3.4. | Подготовить цикл телерадиопрограмм и тематических страниц для освещения проблем выбора и перемены профессии, занятости, социально-психологической поддержки молодежи и потребностей рынка труда |
2002- 2003 г.г. |
Департаменты: по делам телерадио- вещания "ФГСЗН", образования и на- уки, комитет по делам молодежи |
3.5. | Регулярно проводить "Дни открытых дверей" в учреждениях профессиональ- ного образования для выпускников школ, их родителей, педагогов |
2002- 2003 г.г. |
Департамент обра- зования и науки |
3.6. | Продолжить издание буклетов о про- фессиях, востребованных на рынке труда |
2002- 2003 г.г. |
Департамент ФГСЗН |
4. Кадровое обеспечение | |||
4.1. | Провести зональные семинары-совеща- ния работников органов образования и занятости населения по организации профориентационной работы с учащи- мися образовательных школ |
1 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки Департамент ФГСЗН |
4.2. | Провести анализ кадрово-квалификаци- онного состава специалистов, оказы- вающих психолого-профориентационные услуги населению |
2 квартал 2002 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
4.3. | Организовать повышение квалификации и психологической компетентности профконсультантов районных и город- ских центров занятости населения на базе: - КГПУ им. Н.А. Некрасова - областного Центра профориентации "Ресурс" (г. Ярославль) - РГАиЗ (г. Москва) |
2002- 2003 г.г. |
Департамент ФГСЗН |
4.4. | Организовать повышение квалификации учителей, ведущих профориентационную работу в школах |
2002- 2003 г.г. |
Департамент обра- зования и науки |
4.5. | Ввести спецкурс по профессиональной ориентации школьников в педагогичес- ких колледжах области |
3 квартал 2002 г. |
Департамент обра- зования и науки |
4.6. | Провести семинары-практикумы для специалистов молодежной сферы по вопросам профориентации |
2002- 2003 г.г. |
Комитет по делам молодежи |
4.7. | Провести научно-практическую конфе- ренцию по проблемам профессиональной ориентации и психологической поддер- жки населения "Профессиональная ори- ентация как важное звено в системе формирования и развития человеческих ресурсов" |
4 квартал 2002 г. |
Областная межве- домственная ко- миссия |
Сокращенные обозначения
Областная межведомственная комиссия - областная межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
Департамент ФГСЗН - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области
Департамент образования и науки - департамент образования и науки администрации области
Комитет по делам молодежи - комитет по делам молодежи администрации области
Департамент соц. защиты населения - департамент социальной защиты населения администрации области
Департамент по делам телерадиовещания - департамент по делам телерадиовещания, печати и массовой информации администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Костромской области от 7 июня 2002 г. N 238 "Об основных направлениях развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Костромской области до 2005 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Костромской области от 30 января 2006 г. N 113 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Костромской области от 13 апреля 2004 г. N 188