Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Прогноз социально-экономического развития г. Костромы на 2003 год
(принято решением Думы города Костромы от 27 февраля 2003 г. N 12)
1. Основные итоги социально-экономического развития города в 2002 году
Город вступил в 2002 год с достаточно благоприятными показателями относительно дальнейшего экономического роста, который продолжился по многим направлениям.
По предварительным итогам зафиксирован существенный рост производства промышленной продукции (по оценке 110.5%). Ожидается, что объем работ выполненных по договорам строительного подряда, останется на уровне 2001 года. Возросли реальная заработная плата (по предварительным данным на 15%), оборот розничной торговли (на 8,5%), уровень платных услуг населению (на 3,2%).
Уровень инфляции снизился с 119,7% в 2001 году до 116% в 2002 году.
Причем по большинству перечисленных показателей отмечено ускорение положительной динамики, наблюдавшейся в 2001 году.
В 2002 году завершена разработка Комплексной программы социально-экономического развития города Костромы до 2004 года и начата ее реализация. В основном мероприятия, включенные в программу на 2002 год, выполнены.
1.1. Промышленность
Существенное влияние на экономику и другие сферы жизнедеятельности города оказывает промышленность.
В 2002 году отмечается заметное увеличение промышленного производства, что связано с реальным развитием промышленности. По предварительным итогам объемы промышленного производства в сопоставимом измерении вырастут на 10,5% по отношению к уровню достигнутому в 2001 году, что выше, чем в предыдущие годы (2000 г. - 104,3%, 2001 г. - 103,9%). Продукции будет выпущено на сумму свыше 9,6 млрд. рублей.
Объемы производства возросли в разной степени в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением электроэнергетики, черной и цветной металлургии, медицинской, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Зафиксированный рост был во многом обусловлен проведением взвешенной денежно-кредитной политики, относительным улучшением состояния платежно-расчетной дисциплины, активизацией инвестиционной деятельности предприятий, некоторым увеличением спроса со стороны потребительского сектора экономики. И, как следствие, темпы прироста промышленного производства в текущем году оказались более чем в 2.5 раза выше темпов достигнутых в 2001 году, несмотря на то, что отдельные отрасли и подотрасли промышленности испытывали заметные трудности в своем развитии.
(в % к предыдущему году)
2001 г. 2002 г.
отчет оценка
Электроэнергетика 103.8 98.1
Химическая 174.3 117.8
Черная металлургия 87.5 86.7
Цветная металлургия 96.0 74.8
Машиностроение 104.3 107.6
Деревообрабатывающая 105.5 140.0
Промстройматериалов 97.9 100.0
Легкая 108.3 112.5
Пищевая 101.1 110.0
Мукомольно-крупяная 74.3 95.0
и комбикормовая
Медицинская 62.1 62.3
Полиграфическая 111.5 130.0
Прочие отрасли 90.6 120.6
В 2002 году сложилась благоприятная промышленная конъюнктура. Удельный вес предприятий, увеличивших выпуск и спрос на свою продукцию, превышал долю производств, снизивших эти показатели.
Основной промышленный потенциал города определяют отрасли: электроэнергетика (удельный вес в общем объеме производства 23,4%), машиностроение (23,1%), деревообрабатывающая (15,1%), пищевая (11,2%), легкая (8). Суммарный удельный вес этих отраслей составляет 80,8%. От работы этих отраслей зависят общие показатели промышленного производства.
Изменение структуры промышленного производства
(в % к итогу)
2001 г. 2002 г.
отчет оценка
Промышленность, всего 100,0 100,0
в т.ч. по отраслям
Электроэнергетика 21,4 23,4
Химическая 0,3 0,3
Черная металлургия 0,8 0,6
Цветная металлургия 0,9 0,6
Машиностроение 25,6 23,1
Деревообрабатывающая 13,5 15,1
Промстройматериалов 5,5 4,6
Легкая 9,6 8,0
Пищевая 9,2 11,2
Мукомольно-крупяная 1,2 1,3
и комбикормовая
Медицинская 1,7 0,8
Полиграфическая 2,9 3,0
Прочие отрасли 7,4 8,0
Электроэнергетика. В электроэнергетике в 2002 году наметился спад промышленного производства (1,9%). Отрасль сталкивается с сложными проблемами, среди которых основной является продолжающийся рост текущей задолженности за поставленные энергоресурсы со стороны промышленных предприятий и организаций, муниципальных предприятий ЖКХ, других групп потребителей.
Ожидается, что по итогам 2002 года в отрасли будет произведено продукции на сумму свыше 2.2 млрд. рублей, выработка электроэнергии составит 1088 млн. квт. час. что меньше чем в 2001 году на 4.9%.
Машиностроение и металлообработка. В машиностроении и металлообработке ожидается получить продукции на сумму 2.2 млрд. рублей, при этом прирост к уровню 2001 года составит 7.6%.
Опережающими темпами развивается производство в автомобильной подотрасли, на которую приходится более 55% объемов производства отрасли. Здесь ключевые позиции занимает АО "Мотордеталь", из года в год увеличивающее выпуск продукции.
За 2002 год больше будет произведено станков деревообрабатывающих на 6%, дробилок на 20%.
Одной из основных проблем машиностроительного комплекса по-прежнему остается необходимость повышения конкурентоспособности производства и сохранение позиции на внутреннем и внешнем рынках.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия деревообрабатывающей отрасли продолжают наращивать объемы производства. Темпы роста в текущем году намного превышают темпы роста 2001 года. Это прежде всего связано с реализацией инвестиционного проекта на ОАО "Фанплит", которое является лидером деревообрабатывающей отрасли и имеет крупный пакет экспортных заказов.
По предварительным итогам объемы производства в отрасли вырастут на 40.0% к 2001 году. В 2002 году сохранялся внутренний спрос на отдельные виды товаров (мебель, плиты древесностружечные и т.д.). благоприятной была конъюнктура для экспорта клееной фанеры. Рост объемов в отрасли обусловлен прежде всего ростом производства фанеры, которой будет выпущено почти в полтора раза больше, чем в 2001 году.
Промышленность строительных материалов. Снижение объемов работ в строительном комплексе из года в год начиная с 2000 года привело к сокращению объемов производства промышленности строительных материалов (2000 год - 93,7%, 2001 год - 97.9%). B 2002 году удалось приостановить это падение и выйти в сопоставимых ценах на уровень 2001 года.
Выросло по сравнению с 2001 годом производство сборных железобетонных конструкций и деталей, нерудных строительных материалов, щебня и гравия, блоков мелких стеновых из ячеистого бетона. В то же время продолжает сокращаться производство строительного кирпича и крупных стеновых блоков.
Предприятиями отрасли будет произведено продукции на сумму 444.1 млн. рублей.
Легкая промышленность. В 2002 году предприятия легкой промышленности, несмотря на трудности с обеспечением сырьем, морально и физически устаревшим оборудованием, продолжали увеличивать выпуск продукции (2000 г. - 119,7%, 2001 г. - 108,3%, 2002 г. ожид. - 112,5%). Ожидается, что за 2002 год объем производства продукции в отрасли составит 763,7 млн. рублей и в сопоставимых ценах вырастет на 12,5% к 2001 году.
Рост объемов производства наблюдается практически во всех основных подотраслях: текстильной, швейной, обувной.
По предварительным итогам за 2002 год будет больше произведено тканей на 4,3%, пряжи льняной на 3,3%, обуви на 10,1% и другой продукции. Положительная динамика наблюдается при производстве швейных изделий (пальто, курток, брюк, жакетов, костюмов, юбок и т.д.)
Существенное влияние на увеличение объемов производства оказывает работа крупных предприятий отрасли: ООО "Костромской льнокомбинат им. И.Д. Зворыкина", филиал "X Октября" ООО "Легпропрогресс", ЗАО "БКЛМ". Доля этих предприятий в общем объеме отрасли составляет около 60%.
Пищевая промышленность. Предприятия пищевой промышленности второй год работают с ростом объемов производства по сравнению с предыдущим годом (2000 г. - 84,4%, 2001 г. - 101,1%, 2002 г. - 110%). Эта тенденция приобретает стабильный характер.
Темп роста производства продукции ожидается по итогам 2002 года 110,0%, продукции будет выпущено на сумму 1074,2 млн. рублей.
Пищевая промышленность отличается неравномерностью развития отдельных подотраслей. Рост объемов в отрасли обусловлен, как ростом объемов в подотраслях: спиртовой, ликеро-водочной, при производстве безалкогольных напитков и пищевых концентратов, так и выпуском продукции на отдельных предприятиях ООО "Костромской молочный комбинат" и АО "Костромарыба".
Снижаются объемы в хлебопекарной, кондитерской, пивоваренной подотраслях.
С декабря 2001 года после завершения процедуры банкротства приступило к переработке молока ООО "Костромской молочный комбинат". Потребительский рынок города пополнился молочными продуктами этого производителя (молоко, кефир, сметана, творог, сливочное масло и т.д.), цеха которого с помощью инвесторов полностью реконструированы и в них установлено новое современное оборудование.
Кроме того по итогам 2002 года положительные темпы прироста промышленного производства отмечаются в отраслях: химической (ожидаемое выполнение 117,8%), полиграфической (130,0%), прочих отраслях, где более 90% объемов приходится на ювелирное производство (120,6%).
В то же время в черной и цветной металлургии, медицинской, мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслях ожидается падение объемов соответственно на 13,3%, 25,2%, 37,7% и 5%.
1.1.1. Производство потребительских товаров
В 2002 году промышленными предприятиями города будет произведено потребительских товаров на сумму 2179,9 млн. руб., что составит 110,9% к уровню 2001 года. Рост объемов производства ожидается в разной степени по всем группам товаров: непродовольственным (111,7%), продовольственным (110%) и винно-водочным (108,4%).
1.1.2.. Развитие и поддержка предпринимательской деятельности
В материальное производство ощутимую лепту вносят предприятия малого бизнеса, где 20% предприятий работают в промышленности и производят около 10% промышленной продукции.
В 2002 году на базе регистрационной палаты администрации г. Костромы создано управление по предпринимательству и началась реализация Программы поддержки малого предпринимательства в г. Костроме на 2002-2004 годы. В целом планировавшиеся мероприятия выполнены на предусмотренную сумму 500 тыс. руб..
1.2. Потребительский рынок товаров и услуг
В 2002 году продолжился рост реальных доходов населения и, соответственно, уровень его потребительских расходов, измеренный индексом оборота розничной торговли и общественного питания в постоянных ценах. Темп роста этих показателей в 2002 году намного выше, чем в предыдущем.
Динамика показателей торговли и общественного питания
(в % к предыдущему году)
2001 г. 2002 г.
отчет (оценка)
Оборот розничной торговли 106.0 108.5
Оборот общественного питания 103.8 109.0
Потребительский рынок города остается достаточно насыщенным.
Ожидается, что по итогам 2002 года оборот розничной торговли вырастет на 8,5% и составит свыше 5,5 млрд. рублей.
Изменилась структура потребления товаров населением. Увеличился спрос на отечественные товары, и в первую очередь, на продукты питания, что связано не только с более низкими ценами, но и с качеством продукции. Происходит укрупнение предприятий розничной торговли и совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания.
Особенно динамично развивается общественное питание, что свидетельствует о росте потребительского спроса. Ожидается, что темп роста оборота общественного питания за 2002 год составит 109,0%.
В 2002 году в городе выросла сеть предприятий торговли и общественного питания, открылось много новых магазинов, кафе, баров, закусочных и т.п.
Более 40% работающих в торговле и общественном питании представители малого бизнеса. Здесь же трудятся более 70% предпринимателей без образования юридического лица.
Тенденция роста объемов в 2002 году отмечается и на рынке платных услуг оказываемых населению. По предварительным оценкам темп прироста платных услуг составит 3.2%, услуг будет оказано на сумму около 1.8 млрд. рублей.
По-прежнему наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг приходится на услуги обязательного характера: жилищно-коммунальные, услуги пассажирского транспорта и связи. Их доля составляет более 70%. Невелика доля услуг физической культуры и спорта, ветеринарных (около 0.5%).
1.3. Труд
Ожидается, что за 2002 год численность работников, занятых в народном хозяйстве города составит 117,1 тыс. чел., что на 0.2% больше, чем в 2001 году, в том числе в материальном производстве - 68,0 тыс. человек (или 58% от всех работающих) и в непроизводственной сфере 49,1 тыс. человек (42%).
За 2002 год начисленная заработная плата в среднем вырастет на 36,8% и составит 3487 рублей. Причем, заработная плата в непроизводственной сфере росла опережающими темпами (139,4% к 2001 году), чем в материальном производстве (131,8%), это связано с увеличением в 2002 году заработной платы бюджетникам.
Фонд заработной платы работающих составит 4899,9 млн. рублей или на 37,1% больше, чем в 2001 году.
Ожидаемая численность официально зарегистрированных безработных в службе занятости в 2002 году составит свыше 800 человек. Доля безработных в общей численности экономически активного населения останется на уровне 2001 года.
1.4. Капитальное строительство
Наметившаяся за последние годы тенденция к стабилизации экономики (сокращение общего уровня инфляции, рост объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства) во многом предопределила положительные результаты работы строительного комплекса.
В 2002 году предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальную сферу города использовано около 2000,0 млн. рублей инвестиции в основной капитал, что составляет в сопоставимых ценах к уровню 2001 года 92,8%, к уровню 2000 года 152%.
На инвестиции, направленные на непроизводственное строительство, приходится 40% от общего объема инвестиций.
Как и предыдущие годы основная доля инвестиций приходится на жилищно-коммунальное хозяйство 33,5%. Из-за угрожающих масштабов износа инженерного оборудования в жилищно-коммунальной сфере и систематических неплатежей за коммунальные услуги всеми группами потребителей, организации отрасли ЖКХ ежегодно несут убытки. В следствии# чего, финансовое состояние предприятия ЖКХ не обеспечивает надежное и безаварийное функционирования коммунальных объектов в период отопительного сезона.
Но несмотря на имеющиеся трудности, большое внимание уделяется развитию экономических реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, направленных на повышение эффективности работы предприятий ЖКХ.
На инвестиции, направленные в производственное строительство, приходится 60% от общего объема инвестиции (в 2001 году - 53,3%). Особенно острой для организации строительного комплекса является проблема обновления парка строительных машин и оборудования. В условиях неплатежеспособности заказчиков они вынуждены больше средств направлять на удовлетворение текущих потребностей. Начисленных амортизационных отчислений не хватает, чтобы провести модернизацию производства, а в ряде случаев из-за отсутствия свободных финансовых ресурсов они используются не по целевому назначению. Поэтому основной целью инвестирования в основной капитал явилась замена изношенной техники и оборудования.
Для устойчивого экономического роста необходима активизация всех видов источников финансирования. Без этого экономический рост будет иметь временный характер и не являться стабильным.
Основным источником финансирования в 2002 году были собственные средства предприятий 1480,0 млн. руб. (74%). По мере роста производства, собственные средства предприятий постепенно увеличиваются и способствуют развитию реального сектора экономики.
Привлеченные средства предприятий составили 520,0 млн. руб. (26%) Бюджетные средства составили 344,0 млн. руб. (17%) из них 251,0 млн. руб. (13%) средства федерального бюджета. Кредиты банков (2%) 41,0 млн. руб.
Современный период структурных преобразовании заключается в том, что приоритеты капитальных вложений носят не отраслевой характер, а направлены на удовлетворение определенных постоянных или вновь возникающих общественных потребностей. Одна из таких стабильных потребностей - необходимость поддерживать определенный, довольно высокий уровень жилищного строительства при любых конъюнктурных колебаниях.
На жилищное строительство в 2002 году направлено 26,З% от общего объема инвестиций. За счет всех источников финансирования сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью 102,1 тыс. кв.м или 1435 квартир, в том числе жилье для военнослужащих 23,5 тыс. кв. м или 420 квартир.
Основной строительной организацией, ведущей строительство жилья в городе является ООО ИСПО "Костромагорстрой", которой в 2002 году введено в эксплуатацию всего 51,9 тыс. кв. м, что составляет 50,8% от общего ввода по городу, в том числе - собственными силами 35,2 тыс. кв. м и 16,7 тыс. кв. м жилья, где выступает генеральным подрядчиком.
По-прежнему сохраняется неритмичный ввод жилья. Основной ввод жилых домов приходится на IV квартал. Доля индивидуального жилья в общем объеме составила 15,1%.
В городе введены рад объектов промышленно-гражданского назначения:
- цех по производству мелкоштучных мучных изделий, мощностью 1,2 тн. в сутки по ул. Ленина, 61
- распределительная подстанция по ул. 1 Мая, 4а
- городская АТС мощностью 1,81 тыс. номеров
- производственная база ОАО "Костромапроект" по ул. Ленина, 6-б
- переоборудование жилых и нежилых помещений для размещения в них:
магазинов, офисов, складских помещений, ресторанов, кафе
- торгово-выставочный комплекс и устройство мест парковки по пр. Мира, ЗЗ
- АЗС по ул. Ю. Смирнова
- склад ГСМ п. Высоково
- производственная база в составе: административный корпус, автомойка, автостоянка, гаражные боксы по ул. Кузнецкой, 22 и другие объекты
За 2002 год объем работ, выполненный строительными организациями собственными силами по договорам строительного подряда по городу составил 800,0 млн. руб., что составляет 100% к 2001 году в сопоставимых ценах.
Из общего числа строительных фирм около 60% приходится на долю частной собственности, госсобственности - 18%, смешанной собственности - 22%.
За 2002 год 32 крупных и средних организаций строительства получат прибыль порядка 35,1 млн. рублей. Убыток ожидается у 13 предприятий или 40,6% от общего числа предприятий. Сумма убытка предполагается в объеме 20.7 млн. рублей.
Основными причинами, которые препятствуют эффективной деятельности организации по-прежнему остаются экономические проблемы - нестабильное финансирование, неплатежеспособность заказчиков, задолженность за выполненные работы.
В сфере капитального строительства прямо или косвенно участвуют разные отрасли экономики, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, средствами транспорта, топливом и энергетическими ресурсами. В строительстве используются 50% продукции промышленности строительных материалов, около 18% продукции металлопроката, 40% продукции пиломатериалов, более 10% машиностроительной продукции. Строительство обслуживают практически все отрасли промышленности. Следовательно, чем больше инвестиций будет направлено в капитальное строительство, тем больше шансов для развития отраслей экономики, обслуживающих строительный комплекс, и тем больше будет налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и городской.
1.4.1. Выполнение инвестиционной программы.
В 2002 году в городе Костроме реализовавался# целый ряд инвестиционных проектов, в том числе:
- из городского бюджета на сумму 8,3 млн. руб;
- из областного бюджета на сумму 25,8 млн. руб.;
- из федерального бюджета на сумму 181 мл. руб., в том числе по программе "Жилище" - 143 млн. руб..
Кроме того, на промышленных предприятиях города в 2002 году в стадии реализации находились 16 инвестиционных проектов, направленных на расширение объемов производства, на общую сумму 2043 млн. руб..
Создано около 2000 новых рабочих мест.
1.5. Управление городским землями и муниципальным имуществом
В 2002 году комитет по управлению муниципальным имуществом преобразован администрации# города преобразован в "Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом".
За год по договорам аренды муниципального имущества поступило арендной платы 10 млн. 50 тыс. руб.. Кроме того, получено пени 220,3 тыс. руб. Доходы от аренды за год увеличились в 1,28 раза.
Заключено 54 договора купли-продажи муниципального имущества. От приватизации муниципального имущества получено 28,4 млн. руб..
Заключено 26 договоров купли-продажи на земельные участки с физическими и юридическими лицами на сумму 1994 тыс. руб..
Получено средств от аренды земельных участков 17494 тыс. руб., что в 2,29 раза больше уровня 2001 года. В том числе в бесспорном порядке взыскана задолженность по арендной плате в сумме 918 тыс. руб..
1.6. Бюджетная и тарифная политика
Общая сумма налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней выросла по сравнению с прошлым годом на 28 процентов. При этом доходы бюджета города Костромы выросли только на 14,7%. В общей сумме доходов доходы федерального бюджета составили 50%, областного - 22%, городского - 28%.
По сравнению с 2001 годом удельный вес доходов городского бюджета снизился с 32% до 28%, что является результатом проводимой на протяжении последних лет федеральной и региональной политики.
В течение 2002 года на 36 млн. руб выросла недоимка по платежам в городской бюджет, достигшая почти 120 млн. руб.. При этом безнадежная по взысканию недоимка по предприятиям-банкротам составляет 20 млн. руб.. 28,5 млн. руб. - недоимка по предприятиям, перед которыми имеет долги городской бюджет.
Основные мероприятия по взысканию недоимки осуществляются налоговыми органами и органами налоговой полиции в виде выставления инкассовых поручений по взысканию задолженности в бесспорном порядке, ареста имущества должников и их реализации. Однако эффективность этой работы низкая. В бесспорном порядке взыскано только 3,2% от суммы выставленных инкассовых поручений. Лишь 0,2% от суммы арестованного имущества составило погашение долгов за счет его реализации.
С сентября 2001 года действует муниципальная комиссия по контролю за поступлением арендной платы за землю. Взыскано почти 1 млн. руб. задолженности.
С целью урегулирования взаимной задолженности осуществлены денежные зачеты на сумму около 20 млн. руб..
Из-за нарушения предприятиями условии реструктуризации долгов отменены ранее принятые решения по реструктуризации по 30 предприятиям на сумму 7,8 млн. руб..
Списана безнадежная задолженность по 179 налогоплательщикам на сумму недоимки 6,9 млн. руб..
Для осуществления контроля за целевым и экономным расходованием бюджетных средств муниципальным учреждениям открыты отдельные текущие счета на выплату заработной платы, а ряду учреждений, имеющих большой объем расходов - по финансированию питания и медикаментов.
Кроме того, финансовым управлением администрации систематически проводятся целевые проверки бюджетополучателей, финансируемых из местного бюджета.
В 2002 году продолжалась реализация городской "Программы ценовой и тарифной политики на территории г. Костромы".
Подготовлены и утверждены к работе 30 документов по вопросам ценообразования. Осуществлялось регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий, а также согласование цен на продукцию предприятий, осуществляющих муниципальный заказ. Проводилось согласование и расчет индексов ремонтно-строительных работ, выполняемых за счет городского бюджета. Постоянно велась работа по прогнозированию цен и тарифов.
Реализация основных мероприятий и задач Программы ценовой и тарифной политики в 2002 году позволила получить экономический эффект в виде экономии и высвобождения бюджетных средств в сумме 174 млн. 392 тыс. руб..
1.6.1. Основные показатели экономического развития и роста налогооблагаемой базы.
В приложении 5 приведены основные показатели развития города Костромы и Костромской области в целом за 1998-2002 годы, роста налогооблагаемой базы и формирования бюджетов в табличной и графической формах.
Из приведенных данных видно, что несмотря на ввод в области нового достаточно крупного промышленного объекта - трубного завода в г. Волгореченске - промышленность в Костроме развивалась более динамично, чем в области. Более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней из области приходится на долю областного центра. В тоже время видно, что распределение увеличивающихся налоговых поступлений осуществляется непропорционально. Фактически рост налогооблагаемои базы не отражается на росте городского бюджета, объем доходов которого растет лишь максимум на уровень инфляции.
1.7. Городское хозяйство
1.7.1. Жилищно-коммунальное хозяйство.
В 2002 году осуществлена разработка Программы "Реформирование и модернизация ЖКХ г. Костромы на период 2002-2010 годы".
Утверждены формы договоров между управляющими организациями и населением, в том числе: социального найма, обслуживания жилого помещения, о предоставлении услуг по электроснабжению, о предоставлении услуг лифтового хозяйства.
Продолжалась работа конкурсной комиссии по отбору подрядчиков для выполнения работ по содержанию (техническому обслуживанию) и ремонту жилого фонда и благоустройству города.
Разработаны и утверждены такие нормативные документы, как "Критерии качественных стандартов содержания здания" и "Критерии снижения оплаты за техническое обслуживание жилищного фонда". Разработан механизм снижения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления.
Продолжалась работа по созданию товариществ собственников жилья, число которых достигло 12.
С целью объединения денежных средств и обеспечения их регулярного перечисления поставщикам услуг создано муниципальное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по расчетно-кассовому обслуживанию", на которое возложены функции по расчетно-кассовому обслуживанию предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В 2002 году продолжалась приемка ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность. Принято 93% жилья, подлежащего приемке.
Реализован ряд мероприятий по переходу на новую систему оплаты ЖКУ и реформированию социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Завершен ремонт авто-пешеходного моста через реку Волга.
Произведен пробный пуск первой очереди мусоро-сортировальной станции.
1.7.2. Городской транспорт.
В 2002 году значительно осложнилось положение общественного пассажирского транспорта города. Это обусловлено значительным износом подвижного состава муниципальных предприятий ПАТП-1 и Троллейбусного управления, отсутствием единой системы и необходимых объемов финансирования. В результате качество транспортного обслуживания населения ухудшилось. Недостаток собственных и бюджетных средств привел к значительному росту кредиторской задолженности транспортных предприятий, составляющей более 150 млн. руб..
Из запланированных на 2002 год мероприятий по развитию городского пассажирского транспорта выполнено только одно - по созданию регионального склада запчастей для автобусов Мерседес.
1.8. Социальная сфера
1.8.1. Социальная защита и социальная поддержка населения.
В 2002 году работа по социальной защите населения велась согласно утвержденным мероприятиям и программам.
Осуществлялась работа по компенсационным выплатам различным категориям населения. Всего за год выплачены компенсации 84225 ветеранам и инвалидам на сумму 55,2 млн. руб..
Своевременно выплачивались детские пособия 19,6 тыс. детей. Однако вопрос погашения задолженности прошлых лет по детским пособиям в сумме 67,3 млн. руб. остался нерешенным.
В городе работает 5 муниципальных социальных учреждений.
В трех МУ "Центр социального обслуживания" 3142 одиноких пенсионеров и инвалидов получают социально-бытовые услуги на дому. Ежемесячно 75 пенсионеров отдыхают в дневных отделениях центров.
В МУ "Центр социальной поддержки населения" на учете состоит 4640 малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, которым за год оказана помощь на сумму 1,8 млн. руб. из городского, областного бюджетов, средств пенсионного фонда и за счет благотворительных средств.
Работает специализированное отделение надомного обслуживания по предоставлению социально-медицинских услуг инвалидам первой группы и тем, кому за 80 лет (численность обслуживаемых 80 чел.).
В особое направление выделена работа с семьями имеющими детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для осуществления этой работы создано МУ "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних".
В тоже время из-за недостатка средств не удалось завершить строительство гаража и хозблока в центре социальной реабилитации несовершеннолетних.
Нет средств на проведение профилактики рождения детей с дыхательными расстройствами и заболеваниями крови.
1.8.2. Здравоохранение.
При сохраненной сети лечебно-профилактических учреждений объем медицинской помощи населению согласно программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составил:
- по стационарной помощи - 636900 койко-дней (прирост к 2001 г. - +4,3%);
- по стационарозамещающей помощи - 161290 к/дней (+ 1,8%)
- по поликлинической помощи - 2451850 посещений (- 8,6%).
В практику работы ЛПУ внедрено более 50 новых медицинских технологий (криогенная хирургия).
На сертификационных курсах повышения квалификации прошли подготовку и переподготовку 93 врача и 320 чел. среднего медицинского персонала.
Реализация городских целевых программ в области здравоохранения во многом определяет благоприятные исходы лечения, обеспечивает снижение временной и стойкой утраты трудоспособности. Однако из-за отсутствия возможности полного финансирования программные мероприятия выполняются не в полном объеме.
Осуществляемые меры по охране материнства и детства позволили добиться снижения младенческой и материнской смертности. В отчетном году произошел рост рождаемости, однако неблагоприятная демографическая ситуация сохраняется.
В 2002 году обеспечивалось санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города. Снизилась заболеваемость кишечными инфекциями, эпидемическим паротитом, коревой краснухой, дифтерией. Возрос охват прививками. Проблемой остается недостаточный уровень по предупреждению ВИЧ-инфекции, парентеральных гепатитов, своевременное выявление этой категории больных, алкоголизация населения и наркомания, рост числа травм.
За года оказано платных медицинских услуг на 15,5 млн. руб. (рост к предыдущему году - + 4.0%).
На капитальном ремонте больниц освоено 2350 тыс. руб.. Из-за недостаточного финансирования не выполнен ремонт инфекционного отделения 1-й горбольницы, урологического корпуса 2-й горбольницы, пищеблока детской горбольницы и ряда других объектов.
В ходе выполнения целевой программы "Основные направления лекарственного обеспечения жителей города Костромы на 2001-2003 годы" были отработаны компьютерные программы по лекарственному обеспечению и персонифицированному учету больных, имеющих различные льготы, усовершенствована автоматизированная система.
Проведена специализация аптечных предприятий, осуществляющих льготное лекарственное обеспечение.
Осуществлялся постоянный контроль за деятельностью аптечных учреждений и ценообразованию лекарственных препаратов. На специальных курсах на базе Ярославской медицинской академии повысили свою квалификацию 54 провизора и 46 фармацевтов.
Для осуществления отпуска лекарственных средств населению по льготным рецептам по результатам проводимого мониторинга цен и ассортимента определены аптеки, с которыми были заключены договоры в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. Путем конкурса цен был определен основной поставщик лекарственных средств по льготному отпуску.
1.8.3. Образование.
В 2002 году завершена аттестация и аккредитация школ города. По итогам аттестации дополнительно еще две школы N 32 и N 20 получили статус лицея. Постановлением главы самоуправления был значительно увеличен размер пособия, выплачиваемого опекаемым детям. Теперь оно составляет 2600 рублей.
В ряде детских садов города открыты группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время 74% детей дошкольного возраста посещают детские сады.
Продолжал совершенствоваться процесс профилизации образования. В истекшем году открыты новые профили в школе-интернате N 3 и в школах N 13 и N 29.
По итогам 2001-2002 учебного года 115 выпускников школ награждены золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении". Это на 34 выпускника больше, чем в предыдущем году. Юные костромичи завоевали 23 призовых места в международных и 118 призовых места во Всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях.
В школы города получено и установлено 230 компьютеров.
В тоже время из-за недостаточного финансирования капитального ремонта объектов образования в трех школах города закрыты и не функционируют спортивные залы (школы N 8 и N 22, школа-интернат N 3).
1.8.4. Культура, физическая культура и спорт.
Приоритетными вопросами, решаемыми в 2002 году в области культуры и спорта были:
в области культуры:
- развитие художественного образования детей;
- развитие библиотечного дела в городе Костроме;
- проведение ежегодного открытого городского фестиваля-конкурса детских, юношеских и молодежных творческих коллективов и исполнителей "Весенняя Кострома";
- подготовка и празднование 850-летия города Костромы;
- оказание поддержки в развитии муниципальных творческих коллективов и камерного драматического театра; содействие школам дополнительного образования в направлении учащихся на международные, всероссийские и региональные конкурсы и фестивали.
в области спорта:
- содействие развитию детско-юношеского спорта;
- совершенствование и укрепление материально-технической базы спортивных сооружений;
- поиск и разработка новых форм оздоровления различных слоев населения: поддержка и совершенствование взаимодействия с федерациями по видам спорта в осуществлении их деятельности;
- активизация физкультурно-оздоровительной работы среди населения;
- развитие студенческого спорта.
Среди общественно-значимых мероприятий, проведенных в 2002 году, необходимо отметить фестиваль "Весенняя Кострома", в котором приняли участие более 3000 детей. В рамках фестиваля-конкурса прошел цикл концертов мастеров искусств.
В дни празднования 57 годовщины Победы в Великой Отечественной войне проведено два театрализованных представления и турнир по футболу памяти Г.И. Бутова.
Среди спортивно-массовых мероприятий наиболее значимыми были:
- традиционные соревнования "Лыжные версты";
- Кубок России и этап Кубка по конькобежному спорту "Крещенское созвездие" и традиционная легкоатлетическая эстафета на призы газеты "Северная правда";
- 7-й мемориальный турнир по рукопашному бою памяти Олега Юрасова;
- международный турнир по настольному теннису на призы Федоровой (Гринберг);
- блок спортивно-массовых мероприятии, посвященных Дню физкультурника.
Целый комплекс культурных и спортивных мероприятий проведен в рамках празднования 850-летия Костромы.
1.8.5. Молодежная политика.
Основным программным документом, определяющим приоритеты самоуправления города в области молодежной политики являлась общегородская комплексная программа "Молодежь Костромы" на 2001-2003 гг..
В 2002 году практически полностью реализованы запланированные программой мероприятия по:
- обеспечению соблюдения прав молодежи;
- обеспечению гарантий в сфере трудоустройства и занятости подростков и молодежи города Костромы;
- гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи города Костромы;
- информационному обеспечению подростков и молодежи;
- социально-психологической реабилитации, оказанию социальной помощи, профилактике правонарушений и преступлений, а также профилактике употребления психоактивных средств подростками и молодежью;
- поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- поддержке молодой семьи;
- организации досуга и активного отдыха подростков и молодежи;
- сотрудничеству с детскими и молодежными общественными организациями.
1.9. Экология
Экологическую обстановку в городе можно признать удовлетворительной. Территория города, воздушная и водная среды характеризуется невысоким уровнем загрязнения.
Средства, поступающие в городской бюджет в качестве платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, платы за пользование водными объектами и платы за восстановительную стоимость деревьев и кустарников, направляются на санитарную очистку территории города, реализацию программы "Отходы", содержание и охрану особо охраняемых природных территории, экологическое образование и просвещение.
Полностью выполнен план контрольных мероприятий по соблюдению природоохранного законодательства.
В целях обеспечения активного участия общественности города в проведении общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности проведено 17 слушаний, из которых в 5 случаях высказано отрицательное мнение по размещению объектов, рассмотрено 138 заявлений на проведение общественных обсуждений намечаемой деятельности.
Вместе с тем, из-за недостатка средств в городском бюджете, отсутствия финансирования из федерального бюджета, прекращения поступления платежей с 01.07.02 г. за загрязнение окружающей среди сдерживается проектирование и строительство таких важных объектов, как:
- мусоросортировочная станция;
- две биотермические ямы для утилизации трупов животных;
- канализационный коллектор и КНС по ул. Московской;
- коллектор по Некрасовскому шоссе;
- станция обезжелезивания в п. Башутино;
- лесозащитные работы в городских лесах и особоохраняемых территориях местного и регионального значения.
1.10. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Городским управлением по делам ГО и ЧС велась плановая работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций, оперативно устранялись последствия возникавших аварий.
1.11. Правоохранительная деятельность
В целях координации и взаимодействия всех правоохранительных органов, муниципальных служб и территориальных федеральных структур исполнительной власти, действующих в областном центре, администрацией г. Костромы в 2002 году реализован комплекс мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности "Правопорядок-2002" и по отдельным планам - профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и противодействию злоупотребления наркотиками.
Наряду с организационными и профилактическими мероприятиями изысканы возможности для оказания материально-технического содействия правоохранительным органам и стимулирования работы их кадров.
Продолжалась ежемесячная доплата участковым уполномоченным милиции и участковым инспекторам - по 150 рублей в месяц, на что в городском бюджете было выделено 225 тыс. руб..
Для обеспечения связи с участковыми уполномоченными милиции города приобретено 32 пейджера на 48 тыс. руб..
Подразделению милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предоставлен новый автомобиль ВАЗ-2106, компьютер с двумя принтерами, оптические приборы.
На индивидуальное поощрение сотрудников милиции города за активную работу с преступностью израсходовано 23 тыс. руб..
Для работников правоохранительных органов из муниципального фонда предоставлено 15 квартир и 6 комнат в общежитиях.
За счет городского бюджета в паспортные отделения дополнительно введено 5 внештатных паспортистов для оформления костромичам паспортов нового образца.
По месту жительства граждан продолжают функционировать 20 общественных пунктов охраны порядка, тесно взаимодействующих с органами территориального общественного самоуправления и отделами внутренних дел.
Восстанавливается и расширяется сеть старших по подъездам, домам, улицам, организуется их взаимодействие с милицией, муниципальными службами и учреждениями.
Сложившаяся система работы по комплексному плану "Правопорядок" и другим мероприятиям профилактической, правоохранительной направленности приносит определенные положительные результаты. В г. Костроме в 2002 году прослеживается устойчивая тенденция сокращения преступности (- 31,5%), в том числе тяжких и особо тяжких преступлений (- 43%), преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии (- 42%).
Можно констатировать стабилизацию и улучшение наркотической ситуации.
В тоже время криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной. За год совершено более 6000 преступлений. При этом раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила всего 19,9%.
Из-за недостатка средств не удалось полностью выполнить запланированные мероприятия по повышению материально-технической оснащенности органов внутренних дел, профинансировать некоторые профилактические операции.
В 2002 году администрации города пришлось работать в условиях острейшего бюджетного дефицита, что привело невозможности решения ряда наболевших городских проблем и даже их обострения. Потеряны бывшие достижения в работе городского транспорта, напряженно, с задержками осуществлялась выплата заработной платы, осложнилось положение с оплатой за топливно-энергетические ресурсы, снизились возможности по санитарной уборке и благоустройству города. Однако было сделано все, чтобы в таких условиях максимально рационально распределить имеющиеся ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности города, его развитию, недопущению неуправляемых негативных процессов.
2. Прогноз основных показателей социально-экономического
развития города Костромы на 2003 год
Прогноз социально-экономического развития города на 2003 год является основным документом, оценивающим перспективы социально-экономического развития города на очередной бюджетный год, и позволяет определить тенденции и количественные параметры развития города.
Разработка основных показателей прогноза на 2003 год строилась исходя из условий функционирования экономики России на этот же период, обобщенных прогнозных материалов, полученных от предприятий и организаций города и структурных подразделений администрации, а также мероприятий, запланированных на 2003 год в Программе комплексного социально-экономического развития г. Костромы до 2004 года.
Положительные тенденции развития экономики города, характеризующиеся увеличением объемов производства, уровня доходов населения, ростом экономической эффективности капитальных вложений, сохраняется и в 2003 году. По прогнозу Минэкономразвития РФ ожидается постепенное снижение инфляции до 10-12% в 2003 году и реальное укрепление рубля.
2.1. Промышленность
Город имеет благоприятные предпосылки для сохранения и приумножения результатов, достигнутых в экономике, связанных, прежде всего, с реализацией возможностей имеющегося промышленного потенциала. Промышленные предприятия осваивают новые технологии и виды продукции, постоянно работают над повышением качества и расширением ассортимента.
В 2003 году прогнозируемый рост промышленного производства составит 106,5% к уровню 2002 года.
Ускоренное развитие получат практически все отрасли. В десяти отраслях из тринадцати прогнозируется рост объемов от 0,8% в электроэнергетике до 15% в пищевой. При этом наиболее высокими темпами прироста будут отличаться машиностроение и металлообработка (108%), деревообрабатывающая промышленность (108,6%), пищевая (115,0%), полиграфическая (109,1%) отрасли. В двух отраслях (черной металлургии и медицинской промышленности) ожидается стабилизация на уровне 2002 года. В цветной металлургии - падение на 5,1%.
На 2003 год прогнозируется сохранение в основном существующей структуры промышленного производства со значительным удельным весом отраслей: машиностроения (23,1%), электроэнергетики (23%) и деревообрабатывающей (15,5%).
Электроэнергетика. В связи с прогнозируемым увеличением спроса потребителей выработка электроэнергии может возрасти в 2003 году до 1100 млн. квт. час. С учетом этого объемы производства в отрасли вырастут на 0,8% к оценке 2002 года.
В структуре промышленного производства электроэнергетика занимает более 23%, поэтому более полное использование мощностей этой отрасли дает гораздо более значительный прирост к общему объему выпуска промышленной продукции.
Машиностроение и металлообработка. Основные факторы, определившие рост объемов продукции в 2002 году (развитие процессов импортозамещения, повышение инвестиционной активности, проведение работ по оптимизации производственных мощностей), продолжат оказывать влияние на работу отрасли и в 2003 году.
Выпуск продукции прогнозируется с увеличением к оценке 2002 года на 8%, в суммовом выражении это составит свыше 2.7 млрд. рублей. Больше, чем в 2002 году будет произведено калориферов (на 5,4%), дробилок (на 16%), станков деревообрабатывающих (на 9,8%) и другой продукции.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Развитие эффективных производств, усиление инвестиционной активности, сохранение спроса внутренних и внешних рынков дают основания прогнозировать увеличение выпуска продукции в отрасли в 2003 году на 8.6% по сравнению с 2002 годом.
Ожидается значительное увеличение выпуска таких важнейших видов продукции, как пиломатериалы (113,6% к уровню 2002 года), фанера клееная (112,7%), мебель (105,3%).
Легкая промышленность. В 2003 году в отрасли сохраняться# положительные темпы развития производства, но прирост объемов выпуска продукции будет ниже, чем в предыдущем и составит по прогнозным расчетам 5,5%. В 2003 году предприятия отрасли увеличат производство льняной пряжи на 14,3%, тканей льняных на 4.7%, обуви в 1,8 раза. Положительная динамика ожидается при производстве других видов продукции. Ведущие предприятия отрасли продолжат работу над обновлением ассортимента и повышением качества выпускаемых изделий, расширением рынков сбыта продукции.
Промышленность строительных материалов. В 2003 году объем выпуска продукции прогнозируется с ростом 5,4% к 2002 году. Вырастет в разной степени выпуск основных видов строительных материалов. В частности кирпича строительного будет выпущено около 35 млн. шт., что на 9,8% больше, чем в 2002 году.
Пищевая промышленность. Предприятия пищевой промышленности постепенно наращивают объемы производства. Эта тенденция приобретает стабильный характер. В 2003 году объем производства пищевых продуктов превысит уровень 2002 года на 15%. Продукции будет выпущено на сумму свыше 1,4 млн. рублей. Практически по всем видам продукции прогнозируется рост производства. Только на ООО "Костромской молочный комбинат" планируется увеличить производство цельномолочной продукции почти в 3 раза.
Производство потребительских товаров. В 2003 году сохранит устойчивый рост производство потребительских товаров для населения. Это связано с возросшей ценовой конкурентоспособностью отечественных товаров и переключением части платежеспособного спроса с импортных товаров на отечественные. Общий выпуск потребительских товаров прогнозируется с ростом на 7,6% к оценке 2002 года. Товаров будет выпущено на сумму 2,7 млрд. рублей.
2.2. Потребительский рынок товаров и услуг
В 2003 году темпы роста оборота розничной торговли и оборота общественного питания по сравнению с достигнутыми за два предыдущих года несколько замедляться.# К оценке 2002 года оборот розничной торговли по прогнозу вырастет на 3% (в 2001 г. - на 6%, в 2002 г. - 8,5%), оборот общественного питания тоже на 3% (в 2001 г. - на 3,8%, в 2002 г. - на 9%).
На замедление динамики оборота розничной торговли влияет динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, которые, несмотря на некоторое увеличение за последние два года остаются низкими, и это имеет не только социальное, но и чисто экономическое значение, т.к. спросовые ограничения становятся одним из главных препятствий развития экономики.
То же самое наблюдается и на рынке платных услуг, темп роста которых в 2003 году ожидается ниже, чем в 2002 году и составит 2,4% (в 2001 г. - падение на 0,8%, в 2002 г. - рост на 3,2%).
За последние годы тенденцию к увеличению имеют услуги связи, правового характера, образования, физкультуры и спорта. Они получат дальнейшее развитие и в 2003 году.
По прогнозным оценкам населению города в 2003 году будет оказано услуг на 2,2 млрд. рублей.
2.3. Труд
По прогнозу на 2003 год численность работников, занятых в народном хозяйстве города увеличится до 117,3 тыс. человек. При этом численность занятых в материальном производстве составит 68,1 тыс. человек или 58% от общей численности, а в непроизводственной сфере - 49,2 тыс. человек или 42% от общей численности.
В 2003 году прогнозируемый фонд заработной платы достигнет 5894.6 млн. рублей с ростом к 2002 году 120,3%. Средняя заработная плата составит в среднем по городу 4195 рублей (120,3% к 2002 году), в том числе в материальном производстве - 4232 рублей (120,0%), в непроизводственной сфере - 3986 рублей (120,5%). Позитивные изменения в оплате труда бюджетников начавшиеся в 2002 году, продолжатся и в 2003 году. По решению Правительства в 2003 году планируется повышение заработной платы бюджетникам на 33%.
2.4. Капитальное строительство
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития на 2003 год инвестиции в основной капитал по отраслям экономики за счет всех источников финансирования оцениваются в объеме 2260,0 млн. руб., что составляет в сопоставимых ценах 100,0% к уровню 2002 года.
Из них на строительство объектов производственного назначения предусматривается использовать 1350,0 млн. рублей от общего объема инвестиций. Ключевая роль в финансировании объектов производственного назначения отведена собственным средствам предприятий, так как не все предприятия в состоянии брать кредиты из-за высокого банковского процента. Удельный вес объектов производственного назначения в общем объеме инвестиций составит 60,0%.
Стимулирующее воздействие на привлечение частных инвестиций оказывает предоставление государственных гарантий, которые позволяют привлечь средства отечественных и иностранных инвесторов.
На развитие социально-культурной сферы прогнозируется привлечение 910,0 млн. рублей или 40,0% от общего объема инвестиций. Основным источником финансирования в социально-культурной сфере являются привлеченные средства, в том числе государственные инвестиции, финансируемые за счет федерального бюджета.
Предстоит обеспечить ввод не менее 110,0 тыс. кв. метров жилья, что на 8% больше аналогичного периода прошлого года.
По объектам здравоохранения прогнозируется привлечение 6,68 млн. рублей за счет федерального бюджета (областной онкологический диспансер 1,48 млн. руб.; реконструкция областного противотуберкулезного диспансера 4.2 млн. руб.; реконструкция лечебного корпуса 1-го МО 1,0 млн. руб.) и 1.8 млн. руб. за счет средств городского бюджета (пищеблок 2-го МО; больничная аптека; реконструкция травматологического корпуса 1-го МО)
Продолжится работа по строительству и вводу в эксплуатацию объектов образования. На эти цели прогнозируется привлечь 5.2 млн. руб. из федерального бюджета и 2,93 млн. руб. планирует профинансировать город.
При прогнозе и оценке возможностей роста инвестиций в 2003 году учитывалось, что одной из важнейших отраслей строительного комплекса является развитие инженерной инфраструктуры города. По стройкам и объектам коммунального хозяйства финансируемым за счет средств федерального бюджета в 2003 году, планируется получить 42,0 млн. руб. и 3,45 млн. руб. по объектам, предусмотренным к финансированию за счет средств городского бюджета.
По отрасли "культура" прогнозируется получение средств из федерального бюджета 16.3 млн. руб. (реконструкция драмтеатра им. А.Н. Островского; перемещение музея-заповедника "Ипатьевский монастырь"; реконструкция здания музыкального училища; реконструкция цирка; реконструкция художественного музея по пр. Мира, 5; реконструкция дома Борщева и др. объекты) и 0,551 млн. руб. за счет средств города.
В 2003 году на "жилищное строительство" за счет всех источников финансирования планируется привлечь 215,6 млн. руб. (214,15 млн. руб. из федерального бюджета и 1,45 млн. руб. из городского бюджета).
3. Развитие городского хозяйства и социальной сферы
Развитие городского хозяйства и социальной сферы в 2003 году будет осуществляться в соответствии с "Муниципальная программа# комплексного социально-экономического развития города Костромы до 2004 года". Приведенные в разделе 2 расчетные прогнозные оценки основных показателей, определяющих налогооблагаемую базу города соответствуют программным.
Программа охватывает все отрасли городского хозяйства, включает в себя подпрограммы по направлениям деятельности и мероприятия по реализации программы и планируемые результаты. Отраслевыми подразделениями администрации в соответствии с программой в срок до 1 февраля будут разработаны конкретные мероприятия по ее реализации на 2003 год. Степень решения вопросов развития городского хозяйства и социальной сферы будет зависить от полноты реализации запланированных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.