Закон Костромской области от 26 декабря 2002 г. N 88-ЗКО
"О региональной целевой программе "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской
области на 2003-2004 годы"
(принят Костромской областной Думой 17 декабря 2002 г.)
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики по противодействию наркомании, создания условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с нею преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для населения Костромской области.
Губернатор Костромской области |
В.А. Шершунов |
26 декабря 2002 года
N 88-ЗКО
Приложение
Региональная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"
(утв. Законом Костромской области от 26 декабря 2002 г. N 88-ЗКО)
Паспорт
региональной целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
в Костромской области на 2003-2004 годы"
Наименование программы: региональная целевая программа "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Костромской области на
2003-2004 годы"
Основания для разработки: - Федеральный закон от 08.01.98 г. N 3 "О нарко-
тических средствах и психотропных веществах";
- решение совещания Совета Безопасности Российской
Федерации от 29 июня 1999 г. "Руководящие принципы
и основные направления деятельности в Российской
Федерации по противодействию незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ и зло-
употреблению ими на период до 2008 года";
- Федеральная целевая программа "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2002-2004 годы", утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 января 2002 года N 44;
- постановление губернатора Костромской области от
05 марта 2002 г. N 80 "О мерах по совершенствованию
работы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
и распространением наркомании в области".
Заказчик: Администрация области
Разработчики и основные подразделения администрации области:
исполнители программы: -департаменты: здравоохранения, образования и науки,
культуры и туризма, по делам телерадиовещания, печати
и массовой информации, социальной защиты населения;
-комитеты: фармацевтический, по делам молодежи, по
физической культуре и спорту.
Территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти:
- управление внутренних дел, управление Федеральной
службы безопасности РФ по Костромской области,
управление исполнения наказаний Министерства юстиции
РФ по Костромской области, Костромская таможня,
прокуратура области, областной суд, департамент
Федеральной государственной службы занятости населения
по Костромской области.
Общественные организации.
Муниципальные образования.
Цель программы: приостановление роста злоупотребления наркотиками и их
незаконного оборота, поэтапное сокращение распростране-
ния наркомании и связанных с ней преступности и право-
нарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Задачи программы: - совершенствование организационной и правовой
деятельности;
- создание системы профилактики наркотизма, прежде
всего - в среде молодежи и несовершеннолетних;
- обеспечение населения области квалифицированной и
индивидуально-ориентированной информацией по проблемам
наркомании; совершенствование антинаркотической
пропаганды;
- реализация на практике профилактической работы по
месту жительства, обеспечение функционирования молодеж-
ных клубов, общественных организаций и объединений
антинаркотической направленности;
- создание условий для подготовки и переподготовки
специалистов в области профилактики и лечения
наркомании;
- сохранение и закрепление профессионального кадрового
ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,
дальнейшее развитие ее деятельности;
- совершенствование форм и методов борьбы со сбытчиками
и распространителями наркотиков;
- усиление контроля за легальным оборотом наркотиков;
- проведение профилактических операций, направленных
на предупреждение преступлений и правонарушений,
связанных с наркотиками, выявление и пресечение каналов
поступления наркотиков в незаконный оборот.
Источники и объем - Федеральный, областной бюджеты; бюджеты муниципальных
финансирования Программы образований, внебюджетные средства, добровольные
пожертвования юридических и физических лиц.
Объем средств, необходимых для финансирования Программы,
составляет:
всего в 2003-2004 годах- 3 млн. 603 тыс. руб.
(в 2003 году- 1 млн. 967 тыс. руб.,
в 2004 году- 1 млн. 636 тыс. руб.)
В т.ч. из областного бюджета в 2003-2004 годах- 3 млн.
563 тыс. руб. (98,8 от запланированных средств),
из них в 2003 году- 1 млн. 947 тыс. руб.,
в 2004 году- 1 млн. 616 тыс. руб.
Из федерального бюджета всего в 2003-2004 годах- 40 тыс. руб.,
в т.ч. в 2003 году- 20 тыс. руб.
в 2004 году- 20 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - определение масштабов распространения наркомании в области;
результаты Программы: получение данных для оперативной выработки мер профилактики
правонарушений среди подростков и молодежи;
- повышение качества подготовки специалистов в области профилак-
тики наркомании и уровня антинаркотического просвещения;
- формирование негативного общественного мнения к немедицинскому
потреблению наркотиков;
- повышение антинаркотической ориентации подростков и молодежи
области, сокращение незаконного спроса на наркотики;
- создание системы выявления, лечения и реабилитации лиц,
потребляющих наркотики без назначения врача;
- укрепление подразделений по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков;
- повышение уровня межведомственного взаимодействия в работе по
профилактике и борьбе с наркоманией;
- уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с
наркотиками.
Координатор Программы: Областная межведомственная комиссия по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
Срок реализации Программы: 2003-2004 годы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы (далее именуется Программа) разработана согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" и в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что распространение наркомании в области и связанной с ней преступности остается одной из наиболее значимых проблем, а незаконное распространение и немедицинское потребление наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью населения области, особенно молодежи.
Администрацией области и ее подразделениями в 2000-2002 годах предпринят ряд мер, направленных на противодействие и борьбу со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом:
- 31 августа 2000 г. и 7 июня 2002 года постановлениями губернатора Костромской области на 30 человек увеличена штатная численность подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, финансируемых из средств областного бюджета;
- 22 ноября 2000 г. постановлением главы администрации области N 475 утверждена областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2002 годы;
- 29 мая 2001 г. губернатором Костромской области принято постановление N 215 "Об амбулаторном реабилитационном наркологическом отделении, расположенном по ул. Островского, 48, открытие которого состоялось 14 августа 2001 г., амбулаторное лечение больных наркоманией осуществляется бесплатно;
- в июне 2002 г. завершена первая очередь ремонтно-строительных работ в стационарном отделении областного наркологического диспансера на ул. Красная Слобода в г. Костроме, для лечения наркоманов открыта одна палата на 7-9 человек; для его охраны и организации круглосуточного милицейского поста о соответствии с постановлением губернатора области на 8 единиц (финансируемых из областного бюджета) увеличен штат милиции общественной безопасности управления внутренних дел.
Кроме того, подразделениями администрации области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Костромской области в ходе реализации мероприятий областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (2001-2002 годов) осуществлены определенные шаги по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией, такие как:
- создание, практически во всех муниципальных образованиях, межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, принятие городских, районных антинаркотических программ (на 2000-2002 годы);
- обучение специалистов; организация и участие в областных и городских семинарах по профилактике наркомании;
- разработка и апробация программ первичной профилактики наркозависимости и образовательных программ по здоровьесберегающей педагогике, определение базовых школ для их внедрения;
- организация работы экспериментальных площадок по профилактике наркомании в Судиславском, Нерехтском, Красносельском, Сусанинском, Мантуровском районах;
- выделение "коек" для больных наркоманией в лечебных учреждениях ряда муниципальных образований.
Учитывая, что в 2001 году на реализацию областной антинаркотической программы в бюджете области по разделу "финансирование программ" было предусмотрено лишь 250 тысяч рублей, подразделения администрации области осуществляли финансирование антинаркотической работы за счет средств, предусмотренных на текущее финансирование, и направили на эти цели еще 790 тысяч рублей, в том числе:
- департамент здравоохранения - 430 тыс. рублей;
- комитет по делам молодежи - 330 тыс. рублей (в т.ч. 240 тыс. рублей из средств федерального бюджета путем участия во Всероссийских конкурсах по проблемам наркомании и получения грантов, 15 тыс. рублей - средства спонсоров, 75 тыс. рублей - из областного бюджета);
- департамент образования и науки - 30 тыс. рублей.
Кроме того, на содержание дополнительной штатной численности ОБНОН из областного бюджета направлялось управлению внутренних дел порядка 900 тыс. рублей.
В первой половине 2002 года прямое финансирование мер по противодействию наркомании в области составило 1 млн. 922 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 1 млн. 667 тыс. рублей (с учетом средств на содержание дополнительного штата 15 сотрудников милиции).
Однако, несмотря на принимаемые меры, в области до настоящего времени не удалось создать системы эффективной профилактики наркомании, лечения больных наркоманией, реабилитации зависимых и созависимых лиц;
- не обеспечено квалифицированной и индивидуально-ориентированной информации по проблемам наркомании, что вызвано нехваткой специально подготовленных кадров, особенно, в муниципальных образованиях;
- не созданы специализированные структуры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
- не в полной мере используются возможности средств массовой информации в работе над проблемами противодействия наркомании.
При этом, в ряде районов области испытывается дефицит необходимой литературы, кино- и видеоматериалов, аппаратуры для их демонстрации, сказывается нехватка специалистов (подростковых наркологов, психологов, социальных педагогов и других), способных организовать целенаправленную работу по лечению и профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию полезных навыков и привычек.
Почти повсеместно родители и общественность не осознали степени опасности наркотизации молодежи и не проявляют должной активности в деле по противодействию этому явлению. (В ходе социологического опроса, проведенного в конце 2001 г. газетой "Костромские ведомости", на тему "Что больше всего волнует костромичей?" только 1 % опрошенных указал на проблему наркомании).
Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2002 г. на учете в наркологической службе состоит 1384 человека, из них 229 несовершеннолетних; больных с диагнозом "наркомания" - 591, в том числе 54 несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоят 3257 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, из них 147 несовершеннолетних. В 1-м полугодии т.г. на учет в ОВД поставлены 166 потребителей наркотических средств, в том числе 70 подростков.
С учетом уровня латентности реальное количество потребителей наркотиков и больных наркоманией превышает эти показатели в 5-10 раз. По сравнению с 1996 годом учетная заболеваемость наркоманией увеличилась почти в 42 раза, смертность наркоманов от передозировки - в 15 раз. В 2002 году погибли от наркотических осложнений 7 человек, в 2001 году - 15, в 2000 г. - 36.
Уровень заболеваемости на 100 тыс. человек населения составил 482 в 2001 году (в 2000 году - 430) и превышает показатель по стране более чем в 2 раза (в 2001 г. уровень заболеваемости по России составил 219,9)
Рост наркомании влечет за собой увеличение числа больных венерическими заболеваниями, СПИДом, гепатитом. По состоянию на 1 января 2002 года в области официально зарегистрировано 312 ВИЧ-инфицированных, каждый третий из них наркоман, на 1 июля т.г. их количество возросло до 468 человек. Вирусным гепатитом в 2001 году заболели 1684 человека (или 211,3 на 100 тысяч населения), за 8 месяцев заболеваемость вирусным гепатитом составила 462 человека (или 60,3 на 100 тысяч населения).
По прогнозу СПИД-центра в ближайшее время следует ожидать значительного увеличения смертности среди наркоманов по этой причине.
Общество продолжает терять потенциально активных граждан: в 2000 году 17% костромичей из числа допризывников освобождены областным военным комиссариатом от призыва в армию по причине наркомании, в 2001 году - 12,5%.
В ряде муниципальных образований получила распространение семейная наркомания. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки, дети, жители сельской местности.
В 1 полугодии 2002 комитетом по делам молодежи администрации области организовано проведение социологического исследования отношения к наркотикам и уровня наркотизации молодежи Костромской области.
В ходе исследования опрошены 4 группы молодежи в количестве 889 человек (учащиеся школ, учащиеся ССУЗов, студенты ВУЗов, рабочие) из 12 городов и районов Костромской области. При этом количественный состав и соотношение категорий и возрастов молодежи определялись пропорциональным соотношением категорий молодежи в Костромской области.
Исследование показало, что молодое население Костромской области (79,8 % опрошенных), в отличие от взрослых, озабочено остротой проблемы наркотизации. Подавляющее большинство (от 86,4 до 100 % опрошенных) учащейся молодежи отмечают, что проблема наркомании "стоит остро, как никогда".
Костромская молодежь считает, что с наркоманией должно бороться все общество и Российское государство. При этом, приоритет отдается правоохранительным органам, на втором месте - ожидание действий со стороны администрации области. Примерно каждый пятый считает, что свой вклад в борьбу с наркоманией должны внести церковь и общественно-политические организации. Незначительное число опрошенных ожидает этой работы от учебных заведений.
По районам области распространенность наркомании и наркотиков отличается и зависит от местоположения районного центра, уровня развития промышленности, других факторов, что может быть представлено в виде следующей таблицы:
Распространенность наркотиков среди опрошенных
(в процентах) по районам области
Города и районы |
Употребляют наркотики (% от числа опрошенных) |
Пробовали наркотики (% от числа опрошенных) |
Кадыйский |
- |
6.6 |
Макарьевский |
1.4 |
14 |
г. Буй и Буйский район |
1.4 |
5.7 |
Красное-на Волге и Красносельский район |
1.7 |
5 |
г. Шарья |
2 |
12 |
г. Нерехта и Нерехтский район |
5.1 |
28,2 |
г. Волгореченск |
6.5 |
22,5 |
г. Кострома |
8,2 |
14,7 |
В среднем по области |
3.3 |
13,6 |
Известно, что каждый наркоман в течение жизни приобщает к употреблению наркотиков до 17 человек, что, с учетом малой продолжительности жизни наркомана, убыстряет процесс распространения наркомании. Исследование же показало, что из 4-х молодых людей, попробовавших наркотики, 1 становится их постоянным потребителем. Сравнение результатов социологического исследования 2002 г. по разделу "Распространенность наркотиков" с результатами предыдущего социологического исследования (1999 г.) свидетельствует о том, что показатель суммы употребляющих наркотики постоянно и впервые попробовавших наркотики к 2002 году увеличился почти на два процента (с 15,0 % до 16,9%).
Если рассматривать распространенность наркомании по социальным категориям молодежи, то среди тех, кто пробовал наркотики, на первом месте находятся учащиеся ССУЗов и работающие (по 22 % от числа опрошенных), далее - студенты (15%), школьники (11 %).
Наиболее широкое применение приобрели жесткие виды наркотиков, в первую очередь - героин, но в числе самых известных опрошенные называли также кокаин, марихуану, анашу, гашиш. Об этом же свидетельствуют и результаты деятельности органов внутренних дел: в прошедшем году количество изъятого героина возросло на 42%, за 8 мес. 2002 г. из незаконного оборота изъято 1772 гр. наркотических и сильнодействующих веществ, в том числе более 243 гр. героина.
Основными мотивами, по которым молодые люди регулярно употребляют наркотики, респонденты называли:
- желание испытать новые ощущения (этот мотив ставят на 1-е место учащиеся школ);
- на втором месте - скука (самый распространенный мотив у студентов);
- на третьем месте - личные проблемы (наиболее распространен среди рабочих);
- на четвертом - желание расслабиться;
- на пятом - за компанию;
- на шестом - желание самоутвердиться.
Таким образом, социально-экономические проблемы, неразвитость положительных жизненных ориентиров являются главными мотивами употребления наркотиков молодыми людьми.
Проблема наркомании резко обостряет проблему преступности. Рост количества выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков отмечался с 1995 года по 1999 год включительно:
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 (8 мес.) |
г. Кострома |
294 |
233 |
341 |
416 |
784 |
484 |
324 |
181 |
Всего по области |
385 |
336 |
412 |
556 |
888 |
643 |
433 |
229 |
Преступления по линии НОН зарегистрированы в 1999, 2000 годах в 18 районах области, в 2001 году - в 11, за 8 мес. текущего года - в 8.
Сокращение темпов прироста выявляемых преступлений за последние два с половиной года вызвано не только изменением приоритета в деятельности подразделений органов внутренних дел, в большей степени направленного на выявление сбытчиков наркотических средств, а не их потребителей. Необходимо отметить также размывание профессионального ядра и недостаточную подготовленность кадров ряда подразделений милиции, что повлекло, в свою очередь, снижение результативности в их работе по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (с 448 преступлений в 1999 году до 175 преступлений в 2001 году).
Тем не менее, приведенные в таблице данные не отражают реальную обстановку в области. По оценкам российских и международных экспертов, выявляется не более 10-15 % таких преступлений.
Важным моментом является и то, что в настоящее время отмечается повышение уровня организованности наркосбытчиков: только за последние 2 года каждое 6-е преступление линии БНОН совершено в составе группы.
Серьезную обеспокоенность вызывает участие в наркоторговле женщин и несовершеннолетних: из общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, от 18 до 20% составляют женщины, от 4 до 6% - несовершеннолетние.
На эффективности работы по противодействию незаконному обороту наркотиков сказываются также и отставание правовой базы от потребностей правоохранительной практики, недостатки в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов в силу их разобщенности.
Кроме того, на обострение проблемы наркомании влияют также социально-экономические, психологические факторы, безработица среди определенной части молодежи, детская безнадзорность, сверхвысокая доходность от операций с наркотиками.
Низкий уровень культурно-просветительской работы учреждений культуры, спорта среди населения, несовершенство деятельности большого числа специалистов по осуществлению первичной, вторичной профилактики, отсутствие возможности получения наркозависимыми социальной реабилитации после завершения курса лечения - также усугубляют положение в сфере противодействия наркомании.
Из-за недостатка бюджетного финансирования не в полном объеме осуществляется обучение, повышение квалификации специалистов всех уровней, занимающихся профилактикой наркомании, лечением и реабилитацией наркоманов. Не хватает, особенно в районах области, таких специалистов, как социальные работники, социальные, медицинские психологи, подростковые врачи-наркологи.
С учетом существующей динамики роста наркомании, наличия вышеперечисленных проблем, прогноз развития наркоситуации в области не может быть признан благоприятным и может определяться такими факторами, как:
- рост спроса на наркотики в ряде муниципальных образований (особенно, среди несовершеннолетних и молодежи);
- увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней сопутствующими инфекционными и венерическими заболеваниями;
- возрастающее влияние наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономику;
- вовлечение в мелкооптовую и розничную торговлю наркотиками все в большей степени представителей малоимущего населения, прежде всего, несовершеннолетних и безработной молодежи;
- увеличение доли высококонцентрированных наркотиков, особенно героина и амфетаминов (за счет их контрабанды и ввоза из так называемых наркоопасных регионов России).
Исходя из анализа сложившейся ситуации и прогноза ее развития в области на последующие годы, очевидна необходимость объединения усилий всех заинтересованных подразделений и ведомств, использования всех источников финансирования для реализации предлагаемой программы.
2. Основные цели и задачи программы, сроки ее реализации
Главной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа рассчитана на 2003-2004 годы и предполагает решение следующих задач:
- совершенствование организационной и правовой деятельности;
- создание системы профилактики наркотизма, прежде всего - в среде молодежи и несовершеннолетних;
- обеспечение населения области квалифицированной и индивидуально-ориентированной информацией по проблемам наркомании; совершенствование антинаркотической пропаганды;
- реализация на практике профилактической работы по месту жительства, обеспечение функционирования молодежных клубов, общественных организаций и объединений антинаркотической направленности;
- создание условий для подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
- сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, дальнейшее развитие ее деятельности;
- совершенствование форм и методов борьбы со сбытчиками и распространителями наркотиков;
- усиление контроля за легальным оборотом наркотиков;
- проведение профилактических операций, направленных на предупреждение преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками, выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот.
3. Система программных мероприятий
Программа включает в себя следующие подразделы по приоритетным направлениям деятельности в сфере противодействия наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
- организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
- профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами
- выявление, лечение, реабилитация лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача
- пресечение незаконного оборота наркотиков. Контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3.1 Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Основными задачами подраздела являются:
- дальнейшее совершенствование организационной деятельности для осуществления работы по профилактике и противодействию наркомании;
- решение вопросов кадрового обеспечения, подбор, расстановка кадров, их программно-методическое обеспечение;
- обучение, подготовка, переподготовка специалистов подразделений и ведомств, осуществляющих антинаркотическую деятельность;
- решение вопросов материально-технического обеспечения.
На реализацию этих мероприятий планируется израсходовать из областного бюджета 1 млн. 033 тыс. руб., в том числе: в 2003 году - 677 тыс. руб., в 2004 году - 356 тыс. руб.
3.2 Профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
Цель мероприятий подраздела состоит в предупреждении и сокращении незаконного спроса на наркотики.
Мероприятия Программы по указанному подразделу планируется осуществлять, в основном, за счет текущего финансирования подразделений и ведомств, расчетное же количество средств областного бюджета, необходимых для реализации некоторых из них составит 430 тыс. руб., в том числе:
в 2003 году - 220 тыс. руб.
в 2004 году - 210 тыс. руб.
Финансовые средства предполагается направить: на изготовление и распространение специальной печатной продукции, проведение различных (в том числе благотворительных) акций, работу с населением через средства массовой информации, реализацию антинаркотических проектов и специальных программ, в том числе в муниципальных образованиях, для несовершеннолетних и молодежи, родителей, зависимых и созависимых лиц; открытие специализированных служб и опытно-экспериментальных площадок по профилактике наркозависимости, развитие волонтерского движения.
3.3 Выявление, лечение, реабилитация лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача.
На эти цели предполагается расход финансовых средств в сумме 2 млн. рублей для продолжения ремонтно-строительных работ в стационарном отделении областного наркологического диспансера в областном центре, расположенном на ул. Красная Слобода, открытие первой очереди которого состоялось в июне 2002 года.
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области предполагает израсходовать из средств федерального бюджета 40 тыс. рублей для организации занятий по профориентации и профессиональную подготовку наркозависимых, прошедших лечебно-реабилитационный курс.
Общая сумма предполагаемых расходов по рассматриваемому подразделу программы в 2003-2004 годах составит 2 млн. 040 тыс. руб., в том числе, 2 млн. руб. - из областного бюджета, 40 тыс. руб. - из федерального бюджета.
По годам реализации программы:
в 2003 году - 1 млн. 020 тыс. руб., в том числе: 1 млн. руб. - из областного бюджета, 20 тыс. руб. - из федерального бюджета.
в 2004 году - 1 млн. 020 тыс. руб., в том числе: 1 млн. руб. - из областного бюджета, 20 тыс. руб. - из федерального бюджета.
3.4 Пресечение незаконного оборота наркотиков. Контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Подраздел предполагает, в основном, решение задач, связанных с пресечением незаконного оборота и контролем за легальным оборотом наркотиков, которые планируется осуществлять за счет текущего финансирования.
С учетом увеличения в последние два года численности отдела по борьбе с незаконным распространением наркотиков УВД области на 30 единиц, финансируемых из областного бюджета, дальнейшего расширения штата отдела Программой не предусматривается.
Выполнение мероприятий четвертого подраздела планируется, в основном, за счет средств, выделяемых на текущее финансирование подразделений и ведомств. Исключение составят 100 тыс. рублей управлению внутренних дел (в 2003 году - 50 тыс. руб., в 2004 году - 50 тыс. руб.) на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и укреплением материально-технической базы подразделений отдела по борьбе с незаконным распространением наркотиков.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации первоочередных мероприятий Программы требуется из областного и федерального бюджетов в 2003-2004 годах - 3 млн. 603 тыс. руб. (в 2003 году - 1 млн. 967 тыс. руб., в 2004 году - 1 млн. 636 тыс. руб.); в том числе:
- из областного бюджета всего в 2003-2004 годах - 3 млн. 563 тыс. руб. (или 98,8% от запланированных расходов по программе), из них: в 2003 году - 1 млн. 947 тыс. руб., в 2004 году - 1 млн. 616 тыс. руб.;
- из федерального бюджета всего в 2003-2004 годах - 40 тыс. руб., из них в 2003 году - 20 тыс. руб., в 2004 году - 20 тыс. руб.
Мероприятия Программы подлежат уточнению по объему ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующие годы.
Ассигнования на капитальные вложения настоящей Программой не предусматриваются.
Планируется следующее распределение выделяемых из областного бюджета финансовых средств (всего и по годам реализации Программы) подразделениям и ведомствам, участвующим в выполнении программных мероприятий:
|
Всего по Программе (в 2003-2004 годах) |
2003 год област. бюджет |
2004 год област. бюджет |
Департаменту здравоохранения |
2 млн. 370 тыс. руб. |
1 млн. 185 тыс. руб. |
1 млн. 185 тыс. руб. |
Департаменту образования и науки |
298 тыс. руб. |
152 тыс. руб. |
146 тыс. руб. |
Комитету по делам молодежи |
350 тыс. руб. |
175 тыс. руб. |
175 тыс. руб. |
Департаменту по делам телерадиовещания и массовой информации |
80 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
Департаменту культуры и туризма |
45 тыс. руб. |
30 тыс. руб. |
15 тыс. руб. |
Управлению внутренних дел |
380 тыс. руб. |
330 тыс. руб. |
50 тыс. руб. |
Линейному отделу внутренних дел на транспорте |
30 тыс. руб. |
30 тыс. руб. |
|
Областному военному комиссариату |
10 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Итого (областной бюджет) |
3 млн. 563 тыс. руб. |
1 млн. 947 тыс. руб. |
1 млн. 616 тыс. руб. |
Согласно представленным расчетам 40 тыс. руб. из средств федерального бюджета планируется израсходовать департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области на профориентацию и профессиональную подготовку лиц, пролечившихся от наркомании и прошедших реабилитацию.
5. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы Костромской областной Думой и предусмотрения расходов на ее реализацию в соответствующих бюджетах разработчики-исполнители приступают к выполнению программных мероприятий.
С учетом их реализации, исполнители отчитываются перед координатором Программы (областной межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту), уточняют объемы необходимых средств для финансирования мероприятий Программы в очередном году и представляют в межведомственную комиссию и департамент по экономике и экономическим реформам администрации области проект соответствующей бюджетной заявки для включения в перечень областных целевых программ, принимаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год.
6. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ее исполнением
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту - координатор Программы.
Комиссия ежеквартально запрашивает в подразделениях и ведомствах, ответственных за выполнение мероприятий, информацию о ходе реализации программы; ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Ежеквартально, до 15 числа, следующего за отчетным периодом месяца, представляет губернатору Костромской области обобщенную информацию о ходе реализации Программы, а в департамент по экономике и экономическим реформам администрации области - информацию об использовании финансовых средств.
7. Оценка эффективности последствий реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы к 2005 году будет способствовать:
- увеличению изъятий из незаконного оборота наркотиков и выявляемости наркопреступлений;
- снижению количества хищений наркотиков в сфере их легального оборота;
- определению масштабов распространения наркомании в области, получению данных для оперативной выработки мер профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;
- повышению антинаркотической ориентации подростков и молодежи области, сокращению незаконного спроса на наркотики;
- формированию негативного общественного мнения к немедицинскому потреблению наркотиков;
- повышению качества подготовки специалистов в области профилактики наркомании и уровня антинаркотического просвещения;
- созданию системы выявления, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
- сокращению спроса на наркотики;
- приостановлению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапному сокращению наркомании и связанной с нею преступности до уровня минимальной опасности для общества;
- уменьшению потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками;
- повышению уровня межведомственного взаимодействия в работе по профилактике и борьбе с наркоманией;
- укреплению подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Кроме того, предполагается закрепление тенденции общей стабилизации криминогенной ситуации в области, снижение доли тяжких преступлений, уменьшение темпов роста наркопреступности в целом.
8. Система программных мероприятий региональной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"
Финансовые затраты на реализацию системы программных мероприятий
(средства областного бюджета, статья "Региональные программы")
NN пункта программы |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, общая сумма финансирования из областного бюджета (в 20032004 годах) |
в том числе, финансирование в 2003 году (в руб.) из областного бюджета |
в том числе, финансирование 2004 год (в руб.) из областного бюджета |
Бюджетополучатель |
1.4 |
Приобретение для сотрудников ЛОВДТ, осуществляющих работу по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, 3-х носимых радиостанций и необходимой спецтехники. |
1 квартал 2003 г. |
30 тыс. руб. |
|
Администрация области |
|
Итого ЛОВДТ: |
30 тыс.руб. |
30 тыс. руб. |
|
|
1.5 |
Приобретение для областной военно-врачебной комиссии областного военного комиссариата экспресс-тестов по выявлению в организме человека следов наркотических средств. |
1 и З кварталы 2003-2004 годов |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Областной военный комиссариат |
|
Итого облвоенкомату: |
10 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
|
1.8 |
Приобретение автомашины "УАЗ" (фургон) для отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области. |
1 квартал 2003 года |
160 тыс. руб. |
|
УВД области |
1.9 |
Приобретение для центра кинологической службы УВД 2-х собак (породы немецкая овчарка) специального назначения по поиску и обнаружению наркотических средств |
2003 г. |
20 тыс. руб. |
|
УВД области (центр кинологической службы) |
1.10 |
Оборудование в центре кинологической службы УВД и на посту ДПС "Пантусово" (г. Кострома) помещений для служебно - розыскных собак специального назначения по поиску и обнаружению наркотических веществ. |
2 квартал 2003 г. |
40 тыс. руб. |
|
УВД области (центр кинологической службы, УГИБДД) |
1.13 |
Подготовка (переподготовка), обучение специалистов структурных подразделений администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Костромской области: - обучение 2-х специалистовкинологов (со служебнорозыскными собаками специального назначения по поиску и обнаружению наркотических средств) в зональном центре кинологичекой |
2003-2004 учебный год |
60 тыс. руб. |
|
УВД области (центр кинологической службы) |
4.2 |
Финансирование мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и укреплением материально-технической базы подразделений ОБНОН УВД области. |
2003-2004 годы |
50 тыс. руб. |
50 тыс. руб. |
УВД области |
|
Итого УВД |
380 тыс. руб. |
330 тыс. руб. |
50 тыс. руб. |
|
1.11 |
Разработка программнометодического обеспечения и усовершенствование имеющихся образовательных программ по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в учреждениях образования области. |
2003-2004 годы |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Департамент образования и науки администрации области |
1.12 |
Создание: - на базе Центра новых информационных технологий "Эврика-М" - видеотеки фильмов по антинаркотической тематике, здоровому образу жизни; |
1 полугодие 2003 года |
12 тыс. руб. |
6 тыс. руб. |
Департамент образования и науки аднистрации области |
1.13 |
Подготовка (переподготовка), обучение специалистов структурных подразделений администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Костромской области: - обучение специалистов кабинета здоровьесберегающих технологий института повышения квалификации работников образования; - курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в детской, подростковой, молодежной среде в образовательных учреждениях (при институте повышения квалификации работников образования); - организация и проведение для сотрудников соответствующих структур в муниципальных образованиях выездных семинаров, научно-практических конференций по вопросам профилактики наркомании среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни (в том числе, в г.г. Нерехте, Шарье, Буе, Волгореченске, пос. Судиславль, Костромском районе). |
2003-2004 годы |
10 тыс. руб. 100 тыс. руб. 10 тыс. руб. |
10 тыс. руб. 100 тыс. руб. 10 тыс. руб. |
Департамент образования и науки аднистрации области |
2.1 |
Приобретение и распространение (в заинтересованные подразделения, МВКН муниципальных образований) специальных печатных изданий о наркомании и ее последствиях ("Исповедь матери бывшего наркомана", "Сны золотые", учебное пособие "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании" и других) |
2003-2004 годы |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Департамент образования и науки аднистрации области |
2.9 |
Открытие опытно-экспериментальных и демонстрационных площадок по первичной профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; организация их работы в городах Нерехте, Костроме, Волгореченске, Мантурове, пос. Красноена-Волге, Буйском, Макарьевском районах |
2003-2004 годы |
10 тыс. руб. |
10 тыс. руб. |
Департамент образования и науки аднистрации области |
|
Итого департаменту образования и науки |
298 тыс. руб. |
152 тыс. pуб. |
146 тыс. руб. |
|
1.13 |
Подготовка (переподготовка), обучение специалистов структурных подразделений администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Костромской области: - организация и проведение для сотрудников соответствущих структур в муниципальных образованиях выездных семинаров, научно-практических конференций по вопросам профилактики наркомании среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни (в том числе, в г.г. Нерехте, Шарье, Буе, Волгореченске, пос. Судиславль, Костромском районе). |
2003-2004 годы |
45 тыс. руб. |
45 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.1 |
Приобретение и распространение (в заинтересованные подразделения, МВКН муниципальных образований) специальных печатных изданий о наркомании и ее последствиях ("Исповедь матери бывшего наркомана", "Сны золотые", учебное пособие "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании" и других) |
|
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.6 |
Разработка и реализация профилактической программы "Родительский комитет" - по участию родителей в профилактике наркозависимости и пропаганде здорового образа жизни. |
2003-2004 годы |
20 тыс. руб. |
20 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.8 |
Открытие специализированных служб Центра социального здоровья, детства, юношества и семьи комитета по делам молодежи администрации области по профилактике наркозависимости в молодежной среде в муниципальных образованиях области: - г. Шарья - г. Чухлома - г. Галич |
1 полугодие 2003 г. 2 полугодие 2003 г. 2004 г. |
40 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.10 |
Создание для проживающих в студенческих общежитиях ВУЗов и ССУЗов Костромской области центров самопомощи по профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде по программе "Помоги себе сам" |
2003-2004 годы |
10 тыс. руб. |
10 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.11 |
Реализация в молодежной среде волонтерской программы "Дружеская помощь" (продвижение здорового образа жизни, обучение молодежи навыкам безопасного поведения) |
2003-2004 годы |
25 тыс. руб. |
25 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.14 |
Проведение в областном центре и муниципальных образованиях досуговых антинаркотических мероприятий, социальных действий по пропаганде здорового образа жизни для несовершеннолетних и молодежи, в том числе: - "За молодежью - будущее" - "Молодежь изменит мир" |
2003-2004 годы |
30 тыс. руб. |
30 тыс. руб. |
Комитет по делам молодежи администрации области |
2.15 |
Организация летней оздоровительной смены актива молодежи по комплексной программе продвижения здорового образа жизни. |
июль 2003-2004 годов |
Текущее финансирование (200 тыс. руб. по ст.финансирование летней оздоровительной компании) |
Текущее финансирование (200 тыс. руб. по ст.финансирование летней оздоровительной компании) |
Комитет по делам молодежи администрации области |
|
Итого комитету по делам молодежи: |
350 тыс. руб. |
175 тыс. pуб. |
175 тыс. руб. |
|
1.12 |
Создание: - на базе областного Дома народного творчества - банка данных, содержащего опыт работы учреждений культуры клубного типа по организации антинаркотической работы среди подростков и молодежи. |
2003 г. |
5 тыс. руб. |
|
Департамент культуры и туризма администрации области, (областной Дом народного творчества) |
2.2 |
Проведение областного конкурса проектов по лучшей организации антинаркотической пропаганды в культурно-досуговых учреждениях области. |
3 квартал 2003 года |
10 тыс. руб. |
|
Департамент культуры и туризма администрации области (областной Дом народного творчества) |
2.3 |
Подготовка и проведение благотворительных антинаркотических акций по оказанию моральной и материальной поддержки наркоманам, нуждающимся в лечении от наркомании и реабилитации. |
2003-2004 годы |
10 тыс. руб. |
10 тыс.руб. |
Департамент культуры и туризма, (областной Дом народного творчества). |
2.14 |
Реализация долгосрочной антинаркотической информационнопропагандистской акции "XX! век - век без наркотиков!", использование при ее проведении возможностей тематических кинолекториев. |
2003-2004 годы |
5 тыс. руб. |
5 тыс.руб. |
Департамент культуры и туризма администрации области |
|
Итого департаменту культуры и туризма |
45 тыс. руб. |
30 тыс. руб. |
15 тыс. руб. |
|
1.13 |
Подготовка (переподготовка), обучение специалистов структурных подразделений администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Костромской области: - подготовка и переподготовка специалистов области, работающих с детьми (врачинаркологи, социальные работники, психологи, медицинские работники школ, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних), по вопросам первичной профилактики, лечения и реабилитации химической зависимости); -проведение семинаров-тренингов: (для врачей, педагогов, психологов учебных заведений; для учащихся 9-х классов; для учащихся 6-х классов). |
2003-2004 годы |
100 тыс. руб. 75 тыс. руб. |
100 тыс. руб. 75 тыс. руб. |
Департамент здравоохранения администрации области |
2.1 |
Изготовление, издание и распространение среди целевых групп (и в ходе антинаркотических мероприятий) специальной печатной продукции о здоровом образе жизни: буклетов, памяток, листовок, плакатов, методических пособий. |
2003-2004 годы |
10 тыс. руб. |
10 тыс. руб. |
Департамент здравоохранения администрации области (Центр медицинской профилактики) |
3.3 |
Проведение ремонтно-строительных работ в помещении на ул. Красная Слобода, 29-а, открытие второй очереди стационарного лечебно-реабилитационного отделения областного наркологического диспансера (в том числе, специализированной палаты для лечения несовершеннолетних). |
1 полугодие 2003 года |
1 млн. руб. |
1 млн. руб. |
Департамент здравоохранения администрации области |
|
Итого департаменту здравоохранения |
2 млн. 370 тыс. руб. |
1 млн. 185 тыс. руб. |
1 млн. 185 тыс. руб. |
|
2.5 |
Предоставление телевизионных и радио- эфиров для информации населения о ходе реализации настоящей программы, целевых передач по пропаганде здорового образа жизни, профилактики и противодействия наркомании, демонстрации специальных видеороликов антинаркотической направленности. |
2003-2004 годы, по специальному плану |
40 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
Департамент по делам телерадиовещания, печати и массовой информации |
|
Итого департаменту СМИ |
80 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
40 тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программе
в том числе: из бюджета области
из федерального бюджета- |
3 млн. 603 тыс. руб.
3 млн. 563 тыс. руб. 40 тыс. руб. |
1 млн. 967 тыс. руб.
1 млн. 947 тыс. руб. 20 тыс. руб. |
1 млн. 636 тыс. руб.
1 млн. 616 тыс. руб. 20 тыс. руб. |
|
Порядковая нумерация в левой графе таблицы соответствует первоисточнику
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Костромской области от 26 декабря 2002 г. N 88-ЗКО "О региональной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Костромской области от 16 июля 2007 г. N 192-4-ЗКО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Костромской области от 12 июля 2004 г. N 203-ЗКО
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона