Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Предвыборная агитация
Статья 94. Формы проведения предвыборной агитации
Зарегистрированные кандидаты в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом на выборах в органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципального образования вправе самостоятельно определять формы и характер предвыборной агитации.
Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и других материалов, в иных установленных законом формах.
В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.
При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Статья 95. Сроки проведения предвыборной агитации
Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
При проведении повторного голосования по выборам главы администрации Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления проведение предвыборной агитации возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.
Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, финансируемых полностью или частично за счет средств государственных либо местных бюджетов, в течение 25 дней, предшествующих дню выборов.
В день выборов и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, в установленном настоящим Кодексом порядке, могут сохраняться на прежних местах.
В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.
Статья 96. Общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации
Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Телерадиокомпании и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответственно областного, местного бюджета, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
Телерадиокомпании и периодические печатные издания, не подпадающие под действие части второй настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Предоставление эфирного времени и печатной площади на условиях договора должно осуществляться на равных условиях. Оплата зарегистрированными кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться исключительно через избирательные фонды кандидатов.
Статья 97. Проведение предвыборной агитации через электронные средства массовой информации
Зарегистрированные кандидаты в депутаты Костромской областной Думы, на должность главы администрации Костромской области имеют право на предоставление им в течение 25 дней до дня выборов бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса и осуществляющих теле-, радиовещание на территории Костромской области. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого телерадиокомпанией кандидатам, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае если общее время вещания телерадиокомпании в указанный период составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.
Зарегистрированные кандидаты в депутаты представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, на должность главы муниципального образования имеют право на предоставление им в течение 25 дней до дня выборов бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса, осуществляющих теле-, радиовещание в пределах территории соответствующего муниципального образования. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого телерадиокомпанией кандидатам, устанавливается избирательной комиссией муниципального образования.
Бесплатное эфирное время предоставляется телерадиокомпаниями кандидатам в депутаты, кандидатам на выборную должность на равных основаниях, в долях, устанавливаемых соответствующей избирательной комиссией совместно с редакцией телерадиокомпании с учетом общего объема времени телерадиовещания в указанный период. Бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.
При этом не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях.
Порядок бесплатного предоставления телерадиокомпаниями эфирного времени зарегистрированным кандидатам для осуществления предвыборной агитации устанавливается соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования.
Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования.
Телерадиокомпании, подпадающие под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса, применительно к уровню выборов в соответствии с частью первой и второй настоящей статьи обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами в объеме не меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с частью первой настоящей статьи. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, сведения о стоимости предоставляемых услуг должны быть опубликованы не позднее дня начала выдвижения кандидатов, установленного частью второй статьи 73 настоящего Кодекса. Указанное эфирное время должно предоставляться соответствующему зарегистрированному кандидату за плату по его требованию, на условиях договора, в котором должны быть указаны: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, а также другие условия.
Оплата зарегистрированными кандидатами платного эфирного времени должна производиться до его предоставления, на равных условиях, исключительно через избирательные фонды кандидатов. При непоступлении денежных средств на счет электронного средства массовой информации предоставление эфирного времени не допускается. В случае, если кандидат нарушит условия заключенного договора, руководство электронного средства массовой информации вправе в установленном порядке расторгнуть с ним договор.
Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. В информационных блоках телерадиокомпаний не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.
Электронные средства массовой информации обязаны вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого на проведение агитации, и по письменным запросам избирательных комиссий информировать их о предоставлении эфирного времени, а также направлять им копии соответствующих договоров.
Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию зарегистрированных кандидатов, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующих телерадиокомпаниях в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и передаются соответствующим либо вышестоящим избирательным комиссиям или суду в случае подачи заявления (жалобы) на нарушение правил ведения предвыборной агитации.
Статья 98. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации
Периодические печатные издания, подпадающие под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса, которые распространяются соответственно на территории Костромской области, муниципального образования и выходят не реже одного раза в неделю, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять печатные площади для публикации материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, баллотирующимися на выборах в органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципального образования. Печатные площади должны выделяться кандидатам для публикации их материалов на равных условиях, с учетом печатной площади, места на полосе, шрифтов и других условий.
Из общего размера таких площадей 40 процентов объема предоставляется бесплатно, за счет средств их текущего финансирования. Печатные площади бесплатно выделяются кандидатам в депутаты, кандидатам на выборные должности в течение последнего месяца до дня голосования на равных основаниях.
Порядок бесплатного предоставления средствами массовой информации печатных площадей зарегистрированным кандидатам для публикации агитационных предвыборных материалов устанавливается соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования.
Предоставление печатных площадей соответствующему зарегистрированному кандидату за плату производится на условиях договора по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления объема печатных площадей, предоставляемых за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов. Дата опубликования печатного материала кандидата определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц.
Положения части первой настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, а также избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими зарегистрированного кандидата.
Допускается отказ специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) от публикации агитационных предвыборных материалов при условии их полного неучастия в избирательной кампании.
Периодическое печатное издание, которое предоставило зарегистрированному кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах.
Статья 99. Проведение предвыборной агитации посредством массовых мероприятий
Государственные органы, органы местного самоуправления в Костромской области обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при их проведении. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, Костромской области, муниципальных образований.
Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, собственник помещения не вправе отказать в этом другому кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий.
Встречи кандидатов с избирателями - военнослужащими проводятся за пределами воинской части. При проведении таких встреч всем кандидатам обеспечиваются равные условия.
Статья 100. Распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
Зарегистрированные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки, буклеты, другие печатные, а также аудиовизуальные (аудио- и видеокассеты, кинофотоматериалы и др.) и иные (дискеты, компакт-диски и др.) агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию, указывающую наименование и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается. Один экземпляр каждого печатного, аудиовизуального и иного агитационного материала или его копии, должен представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата, в трехдневный срок, по мере их выпуска.
Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия их собственников или владельцев. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования и у входа в них.
Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, обязаны не позднее чем за 30 дней до дня выборов определить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателей, их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Зарегистрированным кандидатам обеспечиваются равные условия для вывешивания агитационных печатных материалов.
Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в части второй настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.
Статья 101. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. При проведении предвыборной агитации не допускаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках в качестве наблюдателей, сбор подписей избирателей, агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата, уполномоченные представители, а также организации, учредителями и членами руководящих органов которых являются вышеуказанные лица и организации, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
Теле-, радиопрограммы на каналах телерадиокомпаний и периодические печатные издания попадающие под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародования (публикации) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах телерадиокомпаний и периодических печатных изданиях, подпадающие под действие части второй статьи 96 настоящего Кодекса, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, может являться основанием для судебной ответственности этих телерадиокомпаний и периодических печатных изданий.
В случае нарушения зарегистрированным кандидатом требований части первой настоящей статьи избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана, а иные органы, организации и граждане вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата.
В случае нарушения зарегистрированным кандидатом правил проведения предвыборной агитации, установленных статьями 94-100 настоящего Кодекса, избирательная комиссия вправе сделать предупреждение зарегистрированному кандидату, которое принимается ее решением, либо обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия также вправе отменить решение о регистрации кандидата.
Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.
В случае нарушения телерадиокомпанией, периодическим печатным изданием установленных настоящим Кодексом правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиокомпании, периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.