Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 73. Выдвижение кандидатов в депутаты, кандидатов на выборную должность
Кандидаты в депутаты Костромской областной Думы, кандидаты на должность главы администрации Костромской области, кандидаты в депутаты представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, кандидаты на должность главы муниципального образования, другую выборную должность местного самоуправления могут быть выдвинуты избирателем, избирателями соответствующего избирательного округа, избирателем соответствующего избирательного округа в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.
Период выдвижения кандидатов в депутаты, на выборные должности на выборах в органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципального образования в Костромской области начинается за 65 дней до дня выборов и составляет 30 дней.
Инициаторами выдвижения представляется соответствующей избирательной комиссии уведомление (решение) о выдвижении кандидата и начале сбора подписей в поддержку его выдвижения, письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, кандидатом на выборную должность в котором указываются сведения биографического характера (дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятой или непогашенной судимости, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
Соответствующая избирательная комиссия принимает указанные документы при условии:
а) наличия у избирателя (избирателей), который (которые) выдвигает (выдвигают) кандидата, активного избирательного права в данном избирательном округе;
б) соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям федеральных законов, настоящего Кодекса, законов Костромской области;
в) наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права на выборах данного уровня;
г) соответствия дополнительным условиям реализации гражданином пассивного избирательного права, связанным с достижением гражданином определенного возраста, установленным частью второй статьи 5 настоящего Кодекса;
д) предоставления полного перечня документов и необходимых сведений в них, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Избирательная комиссия выдает инициатору, инициаторам выдвижения (их уполномоченным представителям) письменное подтверждение о приеме указанных документов.
Статья 74. Выдвижение кандидатов избирателями
Выдвижение кандидатов в депутаты, кандидатов на выборные должности на выборах в органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципального образования непосредственно избирателями проводится по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом в данном избирательном округе, а также путем самовыдвижения избирателя данного избирательного округа, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых осуществляется регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
При проведении выборов депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования по многомандатным избирательным округам в многомандатном избирательном округе группа избирателей данного избирательного округа вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом избирательном округе.
В уведомлении избирателя, группы избирателей о выдвижении кандидата должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства выдвигаемого кандидата, а также сведения об инициаторах выдвижения, включающие фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его документа. При выдвижении кандидата группой избирателей к уведомлению также прилагается решение данной группы о назначении уполномоченного представителя с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, номера и серии паспорта или заменяющего его документа. Вместе с уведомлением должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, содержащее сведения биографического характера, указанные в части третьей статьи 73 настоящего Кодекса, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
При самовыдвижении кандидат представляет уведомление (заявление) о выдвижении своей кандидатуры, в котором должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, сведения биографического характера, указанные в части третьей статьи 73 настоящего Кодекса, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
Статья 75. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
При проведении выборов в органы государственной власти Костромской области список общественных объединений, зарегистрированных в Костромской области и обладающих полномочиями избирательного объединения, передается органом юстиции администрации Костромской области избирательной комиссии Костромской области не позднее чем через 3 дня после официального опубликования решения о назначении выборов. При проведении муниципальных выборов данный список представляется незамедлительно по запросу избирательной комиссии муниципального образования.
Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, зарегистрированными в Костромской области, имеющими соответствующие статус и территориальную сферу деятельности, а также избирательными блоками, сформированными избирательными объединениями для участия в данных выборах, производится на их съездах (конференциях), собраниях в соответствии с уставными, иными документами этих объединений, блоков. При этом выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований от областных (региональных) избирательных объединений осуществляется на конференциях (собраниях) местных отделений либо на областных (региональных) конференциях данных избирательных объединений.
Выдвижение кандидатов от общероссийских избирательных объединений при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы и главы администрации Костромской области осуществляется на конференциях (собраниях) областных (региональных) отделений либо на федеральных съездах (конференциях) указанных объединений. При проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований выдвижение кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется на конференциях (собраниях) местных либо областных (региональных) отделений указанных объединений.
Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) избирательных объединений и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в блок.
Решение о выдвижении кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком принимается тайным голосованием.
При выборах депутатов Костромской областной Думы, депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования в решении указывается номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат в депутаты. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата в депутаты, а на выборах депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования по многомандатным избирательным округам - кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий распределению в многомандатном избирательном округе.
Выдвигаемый кандидат может не являться членом данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.
Избирательные объединения, избирательные блоки в письменной форме уведомляют соответствующие избирательные комиссии о выдвижении кандидата (кандидатов). В уведомлении (выписке из решения, протокола) должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительство выдвинутого кандидата (выдвигаемых кандидатов).
Вместе с уведомлением в избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица (заявления лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу) о согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, содержащее сведения биографического характера, указанные в части третьей статьи 73 настоящего Кодекса, а также его (их) письменное обязательство (письменные обязательства) в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
Статья 76. Порядок образования избирательных блоков
Избирательные блоки для участия в выборах в органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципального образования образуются не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями, зарегистрированными в Костромской области в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом, законами Костромской области.
В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах данного уровня в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательных блок.
Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.
Избирательные блоки подлежат регистрации соответственно уровню выборов в избирательной комиссии Костромской области, избирательной комиссии муниципального образования непосредственно после образования избирательного блока либо одновременно с представлением в избирательную комиссию решения о выдвижении кандидата (кандидатов). Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после получения соответствующей избирательной комиссией протоколов съездов (конференций) политических общественных объединений о вхождении в избирательный блок и совместного решения политических общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Статья 77. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока
Избирательное объединение, избирательный блок назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом представлять его по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований.
Полномочия представителя избирательного объединения, избирательного блока должны быть подтверждены выпиской из соответствующего протокола конференции, съезда, собрания избирательного объединения или его руководящего органа, конференции избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, номера и серии паспорта или заменяющего его документа.
Уполномоченные представители регистрируются соответствующей избирательной комиссией, в обязанности которой входит регистрация выдвинутого кандидата.
Статья 78. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
Для регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы, кандидата на должность главы администрации Костромской области, кандидата на должность главы муниципального образования, другую выборную должность местного самоуправления, выдвинутого непосредственно избирателем, избирателями, избирателем в порядке самовыдвижения, избирательным объединением, избирательным блоком, собираются подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве, составляющем 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа.
Для регистрации кандидата в депутаты представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, выдвинутого непосредственно избирателем, избирателями, избирателем в порядке самовыдвижения, избирательным объединением, избирательным блоком, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, собираются подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве: в одномандатном избирательном округе - два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа; в многомандатном избирательном округе - два процента от числа избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, распределяемых в данном многомандатном избирательном округе.
При проведении выборов депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления в муниципальном образовании с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек, сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирателями по месту работы, учебы и жительства, если количество избирателей, присутствовавших на собраниях по выдвижению кандидата, составляло не менее 10 человек, а также выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, не производится. Сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата производится в соответствии с частью второй настоящей статьи.
Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
Сбор подписей проводится по месту жительства, службы, учебы, работы, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях.
Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Костромской области. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата изготовляются кандидатами, инициаторами выдвижения по форме, установленной в приложениях N 1, N 2, N 3, N 4 к настоящему Кодексу. Подписные листы изготовляются форматом стандартного машинописного листа, при этом, если предусмотрено заполнение подписного листа с обеих сторон, на оборотной стороне подписного листа должна продолжаться порядковая нумерация внесенных записей.
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Подписной лист заполняется лично избирателем, который собственноручно без сокращений заполняет все графы в подписном листе. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.
Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также подписью уполномоченного представителя группы избирателей или избирателя - инициатора выдвижения, или уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.
Статья 79. Условия проведения сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по месту жительства, на улицах, в общественных местах не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в трудовых коллективах не должен нарушать правил внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам.
Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей избирателей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей избирателей, вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей избирателей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.
Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей избирателей и (или) отмены регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией или судом.
Статья 80. Порядок проведения проверки достоверности подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
Соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов проводит проверку достоверности подписей избирателей, представленных в поддержку их выдвижения.
По решению избирательной комиссии для проведения проверки достоверности подписей избирателей могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться представители органов, осуществляющих регистрацию (учет) населения, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, члены территориальных и участковых избирательных комиссий. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.
О проведении проверок должны извещаться все кандидаты, представившие установленное количество подписей для регистрации кандидата, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. При проведении выборки подписей для проверки, проведении проверки подписей избирателей, представленных инициаторами выдвижения, вправе присутствовать все кандидаты, представившие установленное количество подписей, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидата, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо часть подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), о чем избирательной комиссией принимается соответствующее решение.
При проведении проверки всех подписей избирателей и установлении недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
В случае принятия решения о проведении выборочной проверки достоверности подписей проверке подлежат 20 процентов подписей, отобранных для этого посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении выборочной проверки в случае обнаружения среди проверяемых подписей недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей проводится дополнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недостоверных подписей от числа проверенных дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами соответствующей либо нижестоящей избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. При этом вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.
Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
Об итогах проверки подписных листов составляется протокол проверки по каждому кандидату, который подписывается руководителем рабочей группы (членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса), и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения.
Статья 81. Основания для признания недостоверной подписи избирателя в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата
Подпись избирателя в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата признается недостоверной соответствующей избирательной комиссией на основании заключения рабочей группы, производившей проверку подписных листов.
Недостоверными считаются:
- недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел, либо органа местного самоуправления, либо заключения специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;
- подписи избирателей без указания в подписных листах всех перечисленных в частях девятой, десятой и двенадцатой статьи 78 настоящего Кодекса данных (сведений);
- подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии, о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов, перечисленных в части третьей статьи 73 настоящего Кодекса;
- подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной на основании письменного заявления избирателя или при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Протокол должен быть заверен подписями не менее чем двух членов избирательной комиссии.
Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, при условии, что не установлена подложность подписей или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
Статья 82. Регистрация кандидатов
Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателем, избирателями, избирателем в порядке самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками кандидат либо инициаторы выдвижения не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляют в избирательную комиссию, в полномочия которой входит регистрация кандидатов:
а) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;
б) сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии с частью третьей статьи 73 настоящего Кодекса;
в) дополнительные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности (в том числе обязательно - сведения о трудовой деятельности за последние 10 лет);
г) первый финансовый отчет кандидата.
Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующие избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим избирательным Кодексом количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов.
Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном виде. При приеме подписных листов избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
Избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Кодекса, а также вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности представленных сведений о кандидате.
При выполнении инициаторами выдвижения, кандидатом порядка выдвижения кандидата, в том числе получении избирательной комиссией необходимого количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, документов, указанных в части первой данной статьи, а также письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, письменного обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности, соответствующая избирательная комиссия в срок не позднее чем на пятый день со дня принятия документов, представленных для регистрации кандидата, обязана принять решение о регистрации кандидата.
Кандидат в депутаты Костромской областной Думы, кандидат в депутаты представительного (выборного) местного самоуправления муниципального образования может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения данным избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени.
В случае, если на выборах депутатов Костромской областной Думы, главы администрации Костромской области, главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления в сроки, установленные для выдвижения кандидатов и их регистрации, будет зарегистрирован один кандидат либо не будет зарегистрировано ни одного кандидата, выборы откладываются на срок до 35 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае, если на выборах депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрировано ни одного кандидата либо по многомандатному избирательному округу число зарегистрированных кандидатов будет равно числу депутатских мандатов или менее числа депутатских мандатов, подлежащих распределению в данном многомандатном избирательном округе, выборы откладываются на срок до 35 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 83. Отказ в регистрации кандидата
Соответствующая избирательная комиссия в праве принять решение об отказе в регистрации кандидата. Основаниями отказа могут служить существенное нарушение установленного настоящим Кодексом порядка сбора подписей, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся выборочной проверке, существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Кодексом.
В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
Статья 84. Равенство прав и обязанностей кандидатов, зарегистрированных кандидатов
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Кодексом.
Статья 85. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата
Администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, по окончании использованного кандидатом периода освобождения от работы, службы выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере, исчисленном от среднего заработка за предшествующие дате регистрации 3 месяца по постоянному месту работы, но не более семикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов. Компенсация выплачивается на основании заявления зарегистрированного кандидата, справки о средней заработной плате и количестве не оплаченных рабочих дней в период нахождения зарегистрированного кандидата в отпуске для ведения предвыборной агитации.
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы либо без его согласия переведен на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан в течение суток известить об этом избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Костромской областной Думы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться для осуществления деятельности, способствующей избранию, любыми видами транспорта общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов). В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов) на территории города. В случае, если зарегистрированный кандидат в депутаты Костромской областной Думы во время выборов пребывает в Костромской области вне территории своего избирательного округа, он имеет право в течение указанного периода на три поездки железнодорожным, водным, автомобильным транспортом (за исключением такси и заказных рейсов) или на одну поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно, расходы на которые возмещаются за счет средств окружной избирательной комиссии на основании заявления зарегистрированного кандидата и соответствующих проездных документов.
Зарегистрированный кандидат на должность главы администрации Костромской области вправе в период со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов бесплатно пользоваться на территории Костромской области всеми видами общественного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов). Он имеет также право в течение указанного периода на одну поездку в каждое муниципальное образование и обратно железнодорожным, авиационным, водным, автомобильным транспортом (за исключением такси и заказных рейсов), расходы на которые возмещаются избирательной комиссией Костромской области на основании заявления зарегистрированного кандидата и соответствующих проездных документов.
Зарегистрированный кандидат в депутаты представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, зарегистрированный кандидат на должность главы муниципального образования, другую выборную должность местного самоуправления вправе в период со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов бесплатно пользоваться на территории данного муниципального образования всеми видами общественного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов).
Статья 86. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов
Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно федеральному закону об основах государственной службы, закону Костромской области о государственной службе в Костромской области государственные должности Костромской области категории "А", не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, не позднее трех дней со дня регистрации представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность Костромской области категории "А", вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.
Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.
Статья 87. Недопустимость использования кандидатами, зарегистрированными кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения
Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в служебных командировках;
- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, финансируемым полностью или частично за счет средств областного либо местных бюджетов, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Статья 88. Снятие зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры
Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, снять свою кандидатуру.
В случае, если ко дню голосования по выборам депутатов Костромской областной Думы в избирательном округе останется один зарегистрированный кандидат либо не останется ни одного зарегистрированного кандидата, выборы в данном избирательном округе по решению избирательной комиссии Костромской области откладываются на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае, если ко дню голосования по выборам главы администрации Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления останется один зарегистрированный кандидат либо не останется ни одного зарегистрированного кандидата, выборы по решению соответственно избирательной комиссии Костромской области, избирательной комиссии муниципального образования откладываются на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае, если ко дню голосования по выборам депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования в одномандатном избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата, либо в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов будет равно числу депутатских мандатов, либо менее числа депутатских мандатов, подлежащих распределению в данном многомандатном избирательном округе, выборы откладываются на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
При наступлении указанных в настоящей статье обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена за злоупотребления правом на проведение агитации, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.
В случае, если ко дню голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в одномандатном избирательном округе останется один зарегистрированный кандидат, может быть проведено голосование по одной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 89. Окончание полномочий зарегистрированных кандидатов
Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации.
В случае, если соответственно уровню выборов избирательная комиссия Костромской области, избирательная комиссия муниципального образования на основании настоящего Кодекса назначит повторное голосование по выборам главы администрации Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
В случае, если после назначения повторного голосования по выборам главы администрации Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица, но до проведения повторного голосования остается только один кандидат, место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование. Этот кандидат вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.