Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава X. Организация и порядок голосования
Статья 114. Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления муниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей, а также ящики для голосования, часы и другое оборудование, предусмотренное нормативами, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, подготовленные избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. О каждом зарегистрированном кандидате в информационных материалах указываются фамилия, имя, отчество, псевдоним (если он был зарегистрирован в соответствии с частью шестой статьи 73 настоящего Кодекса), год рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), место жительства, сведения о принадлежности зарегистрированного кандидата к общественному объединению и статусе в нем (если такие сведения были представлены в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью седьмой статьи 82 настоящего Кодекса), наименование замещаемой выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации (при ее наличии), сведения о том, кем выдвинут данный зарегистрированный кандидат. В указанные информационные материалы включаются также иные сведения биографического характера, которые представляются зарегистрированными кандидатами и предельный объем которых устанавливается соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования. При наличии у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного Кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного Кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным Кодексом Российской Федерации. При наличии у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе.
В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 115. Избирательный бюллетень
Для выборов депутата или должностного лица каждый избиратель может получить один избирательный бюллетень соответственно для выборов депутата Костромской областной Думы, и (или) главы администрации (губернатора) Костромской области, и (или) депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, и (или) главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления.
Форма избирательного бюллетеня, требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией Костромской области. Текст избирательного бюллетеня утверждается соответствующей избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидатов, не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Статья 116. Содержание избирательного бюллетеня
Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии с частью шестой статьи 73 настоящего Кодекса был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.
При наличии у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного Кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного Кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным Кодексом Российской Федерации. При наличии гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
Справа от указанных в настоящей статье сведений о каждом зарегистрированном кандидате, помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Статья 117. Изготовление избирательных бюллетеней
Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. Степень защиты избирательных бюллетеней определяется соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.
Типография, изготовившая избирательные бюллетени, после выбраковки передает их по акту членам избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
Статья 118. Порядок и сроки передачи избирательных бюллетеней
Избирательная комиссия, получившая избирательные бюллетени из типографии, передает их по акту нижестоящим избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим избирательным комиссиям, до участковых избирательных комиссий включительно. Акты о передаче избирательных бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям подписываются председателями либо заместителями председателей, либо секретарями соответствующих избирательных комиссий.
Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
Передача избирательных бюллетеней в территориальные (окружные) избирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии - не позднее чем за 4 дня до дня голосования.
В случае проведения участковой избирательной комиссией в соответствии со статьей 127 настоящего Кодекса досрочного голосования на избирательном участке она получает избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до начала досрочного голосования на избирательном участке.
Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
Избирательные бюллетени должны храниться в опечатанном виде и охраняемом помещении.
Статья 119. Подготовка избирательных бюллетеней для проведения голосования
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени (за исключением избирательных бюллетеней, заверенных избирательной комиссией муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссией при досрочном голосовании в соответствии с настоящим Кодексом) признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия некоторых зарегистрированных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. О таком выбытии некоторых зарегистрированных кандидатов или отмены регистрации кандидата (кандидатов) и вычеркивания их из избирательного бюллетеня вывешивается объявление перед входом в избирательный участок и помещение для голосования. В случае необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, эти изменения и дополнения по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть внесены в избирательные бюллетени членами территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием штампа.
В случае, если регистрация кандидата (кандидатов) по решению суда, вступившего в законную силу, производится после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующая избирательная комиссия обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 120. День и время голосования, сроки оповещения избирателей
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с восьми часов до двадцати часов.
В случае совмещения дня голосования на выборах органа государственной власти Костромской области, органа местного самоуправления муниципального образования в Костромской области с днем голосования на выборах федерального органа государственной власти обеспечивается приоритет избирательных правил и процедур, применяемых на федеральных выборах, в том числе по времени начала и окончания голосования на выборах.
О времени и месте голосования избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования на избирательном участке и повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Статья 121. Общественный контроль за проведением голосования, подведением итогов голосования и установлением результатов выборов
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, на избирательных участках вправе присутствовать: члены вышестоящей избирательной комиссии; зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель по финансовым вопросам, наблюдатели, направленные на данный избирательный участок зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями, а на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования - избирателями по месту жительства; представители средств массовой информации; иностранные (международные) наблюдатели.
В помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в части первой настоящей статьи.
Статья 122. Организация голосования на избирательном участке
В день выборов в орган (органы) государственной власти Костромской области, орган (органы) местного самоуправления муниципального образования в 8 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, а также иным лицам, указанным в части первой статьи 121 настоящего Кодекса, пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются (опломбируются). Затем председатель участковой избирательной комиссии сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты (с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно) и список досрочно проголосовавших избирателей. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу избирателей, внесенных в список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня данного уровня выборов, все извлеченные из такого конверта избирательные бюллетени по соответствующему уровню выборов признаются недействительными и погашаются, о чем составляется специальный акт.
Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в территориальной (окружной) избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей - против соответствующих фамилий избирателей делается отметка "Проголосовал досрочно".
После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Статья 123. Порядок выдачи избирательных бюллетеней
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении в соответствующей ведомости. Выдачу избирательных бюллетеней избирателям осуществляют исключительно члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки, иного документа установленной формы, выдаваемых органами внутренних дел Российской Федерации, паспорта моряка). Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень для голосования по выборам одного уровня. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, заявление (обращение) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части второй статьи 128 настоящего Кодекса, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней), вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней)" с указанием своей фамилии.
Статья 124. Порядок заполнения избирательного бюллетеня
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, комнате, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
Заполнение избирательного бюллетеня проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (в квадратах, если выборы проводятся по многомандатному избирательному округу), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор либо к позиции "Против всех кандидатов".
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Статья 125. Недопустимость нарушения порядка и тайны голосования
Организация голосования в помещении для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, порядка и тайны голосования.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам, уполномоченным представителям по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Статья 126. Порядок досрочного голосования в помещении избирательной комиссии
Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня соответственно уровню выборов в помещении избирательной комиссии муниципального образования, территориальной или окружной, если территориальная избирательная комиссия не сформирована (за 15 - 4 дня до дня голосования), либо участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответственно уровню выборов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной (окружной) либо участковой избирательной комиссии время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом. Для обеспечения избирателям возможности проголосовать досрочно в соответствующих избирательных комиссиях должно быть организовано дежурство не менее двух членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну досрочного голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов.
Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии, которые заверяются печатью избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии.
Избирательная комиссия муниципального образования или территориальная (окружная) избирательная комиссия составляет список избирателей, проголосовавших досрочно, отдельно по каждому избирательному участку. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно, а при отсутствии такового - составляет список избирателей, проголосовавших досрочно.
Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку избирателей, проголосовавших досрочно. Получение избирателем избирательного бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается им в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно уровню выборов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной (окружной) либо участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.
Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии до момента передачи в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования.
Статья 127. Порядок досрочного голосования на избирательном участке
По согласованию с вышестоящей избирательной комиссией соответствующая избирательная комиссия может принять решение о проведении досрочного голосования на одном и более избирательных участках, в отдаленных и труднодоступных местностях, при особых обстоятельствах, но не ранее чем за 20 дней до дня выборов.
Избирательная комиссия муниципального образования, территориальная (окружная) и участковая избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей о времени и месте досрочного голосования на соответствующем избирательном участке (участках) не позднее чем за 5 дней до начала досрочного голосования через средства массовой информации или иным способом.
Досрочное голосование на таких избирательных участках проводится в порядке, предусмотренном статьями 122-125 настоящего Кодекса.
Итоги досрочного голосования на данном избирательном участке подводятся в порядке, предусмотренном статьями 131, 132 настоящего Кодекса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на данном избирательном участке с приложением документов, указанных в части двадцатой статьи 132 настоящего Кодекса, передается вышестоящей избирательной комиссии. При отсутствии ошибок и несоответствий протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования запечатывается в конверт, на месте склейки ставятся подписи председателя и секретаря участковой и вышестоящей избирательных комиссий, которые заверяются печатями данных избирательных комиссий. Члены участковой и вышестоящей избирательных комиссий, лица присутствующие при подведении итогов голосования, проверке протокола, не вправе обнародовать данные об итогах голосования, внесенные в протокол участковой избирательной комиссии, до завершения голосования в день выборов. Конверт с протоколом хранится в вышестоящей избирательной комиссии и может быть вскрыт для обобщения итогов на соответствующей территории после окончания голосования в день выборов.
Статья 128. Голосование вне помещения для голосования
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия вправе признать причину вызова неуважительной и принять решение об отказе в проведении голосования вне помещения для голосования.
Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных статьей 127 настоящего Кодекса, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре.
При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена избирательной комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение подтверждается его письменным заявлением.
В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей.
Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, но не более трех. Их количество определяется решением вышестоящей избирательной комиссии
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Фамилии членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям) избирателей, получают под роспись необходимое количество избирательных бюллетеней и должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, заверенную выписку из реестра, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
Непосредственно перед отправкой членов участковой избирательной комиссии с переносным избирательным ящиком председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования и сообщает о числе поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве избирательных бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик, и приглашает наблюдателей сопровождать членов избирательной комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования.
Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением общего порядка голосования, установленного настоящим Кодексом.
После получения избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней), после чего заполняет избирательный бюллетень (избирательные бюллетени). Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней). В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов) - об общем количестве полученных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии избирательный бюллетень (избирательные бюллетени) до возвращения членов избирательной комиссии, выехавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
По возвращении членов избирательной комиссии, сопровождающих переносные ящики для голосования, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серии и номера паспортов (или заменяющих их документов) избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования". Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов избирательной комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.
Проведение голосования вне помещения для голосования одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, нарушение положений части второй статьи 129 настоящего Кодекса, предоставление возможности голосовать избирателям, не включенным в реестр, влекут за собой признание избирательных бюллетеней в соответствующем переносном ящике для голосования недействительными.
Заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, реестр поданных заявлений и поступивших обращений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, выписки из реестра приобщаются к списку избирателей.
Статья 129. Участие членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей при проведении голосования вне помещения для голосования
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, искажения его волеизъявления.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.