Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XII. Обжалование нарушений избирательных прав и
ответственность за эти нарушения
Статья 149. Рассмотрение избирательными комиссиями обращений о нарушении законодательства о выборах
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Костромской области, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Костромской области, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы.
Статья 150. Рассмотрение правоохранительными органами обращений избирательных комиссий о нарушении законодательства о выборах
Правоохранительные органы обязаны проводить проверки обращений избирательных комиссий о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Костромской области, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования, в день, следующий за днем голосования, - немедленно, принимать меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Статья 151. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан
Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Решения, действия (бездействие) избирательной комиссии Костромской области и ее должностных лиц обжалуются в областной суд, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные (городские) суды.
Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
В случаях нарушения федерального законодательства, настоящего Кодекса суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение избирательной комиссии.
Решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов).
В случае, если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов) избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию Костромской области, а решения, действия (бездействие) избирательной комиссии Костромской области или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Вышестоящая избирательная комиссия, избирательная комиссия Костромской области вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию Костромской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.
Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Статья 152. Основания для отмены регистрации кандидата, решения избирательной комиссии о результатах выборов
Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) в случае:
а) нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов;
б) нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
в) использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания;
г) установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов;
д) по иным основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Регистрация может быть отменена (аннулирована) также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных частью третьей статьи 73, частью первой статьи 82 настоящего Кодекса, а также непредоставления данных о наличии неснятой или непогашенной судимости, наличии гражданства иностранного государства.
В случае, если после подведения соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в части первой настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в области также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия по выборам депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования, территориальная избирательная комиссия, окружная избирательная комиссия по подготовке и проведению выборов депутата Костромской областной Думы, избирательная комиссия Костромской области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может отменить решение соответственно участковой, территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам депутата Костромской областной Думы, избирательной комиссии Костромской области об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов соответственно в данном избирательном округе, муниципальном образовании, в Костромской области в целом.
Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Кодексом, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения федерального законодательства, настоящего Кодекса, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования зарегистрированных кандидатов.
Статья 153. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
В соответствии с федеральными законами лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп избирателей, то есть действия, запрещенные частями второй и третьей статьи 101 настоящего Кодекса,
либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение федерального законодательства, настоящего Кодекса,
либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные (окружные) избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований,
либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
либо нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов,
либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям,кандидатам,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
либо препятствующие голосованию на избирательных участках,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
либо осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
либо выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании,
а также:
работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,
должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях федеральных конституционных законов, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, настоящего Кодекса, законов Костромской области, уставов муниципальных образований и не принявшие мер по их пресечению;
несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.