Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XI. Подведение итогов голосования. Определение результатов выборов
Статья 130. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования
Участковая избирательная комиссия составляет протокол (в случаях одновременного проведения выборов в другие органы - протоколы) об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, который должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования;
в) слово "Протокол";
г) наименование участковой избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка ;
д) строки протокола в следующей последовательности:
- строка 1: число избирателей, внесенных в список (на время окончания голосования);
- строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
- строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе, отдельной строкой 4, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии;
- строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней;
- строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
- строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
- строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;
- строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13, - число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных ящиках для голосования большего числа избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней, а также число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
- строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию "Против всех кандидатов";
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии.
Числа, указанные в настоящей статье, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью в двух клетках, расположенных рядом. Если в избирательном бюллетене указан псевдоним зарегистрированного кандидата, он также указывается в соответствующей строке протокола.
Протокол участковой избирательной комиссии должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе. При этом на втором и последующих листах протокола делается отметка "Продолжение протокола", каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Заполнение протокола карандашом не допускается.
Форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Костромской областной Думы, главы администрации (губернатора) Костромской области, депутатов представительных (выборных) органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, других должностных лиц устанавливается избирательной комиссией Костромской области и при ее применении утверждается соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования.
Статья 131. Подготовка к подсчету голосов избирателей
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса открыто и гласно. В случае одновременного проведения выборов различного уровня подведение итогов голосования проводится раздельно по каждому уровню выборов в порядке, установленном соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования.
Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. При этом до начала подсчета голосов избирателей вправе проголосовать избиратели, которые находятся в помещении для голосования и получили избирательные бюллетени до окончания времени голосования.
После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, перечисленных в части первой статьи 121 настоящего Кодекса, подсчитывают, погашают (отрезая левый нижний угол) неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии и печати комиссии, а также квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число досрочно проголосовавших избирателей (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, запись о числе избирателей, включенных дополнительно в список избирателей на основании решений участковой избирательной комиссии, а также судебных решений, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в части первой статьи 121 настоящего Кодекса. Решения участковой избирательной комиссии, судебные решения о дополнительном включении избирателей в список избирателей прилагаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии либо сводные данные о них - ко второму экземпляру протокола.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число избирателей, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении избирательной комиссии муниципального образования или территориальной (окружной) избирательной комиссии, в указанное число не входят);
Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
а) число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
б) число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Статья 132. Порядок подсчета голосов избирателей
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, определенных решением участковой избирательной комиссии, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках для голосования, определяются отдельно по каждому ящику, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы для голосования на выборах данного уровня, чем число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о получении бюллетеня для голосования на выборах данного уровня, все бюллетени для голосования на выборах данного уровня, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. В акте указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. При проведении выборов депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования по многомандатному избирательному округу и голосовании более чем за одного кандидата персонально, сортировка избирательных бюллетеней производится в порядке, установленном избирательной комиссией муниципального образования.
В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях избирательной комиссии муниципального образования, территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.
Затем производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, включая избирательные бюллетени:
- в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате или не проставлена ни в одном из квадратов (при выборах главы администрации (губернатора) области, главы муниципального образования и при выборах депутатов представительных (выборных) органов местного самоуправления по одномандатным избирательным округам либо по многомандатным избирательным округам, если уставом муниципального образования установлено, что каждый избиратель имеет один голос);
- в которых отметки проставлены в квадратах, расположенных рядом с фамилиями кандидатов, числом более чем установленное равное число голосов, предоставленных каждому избирателю для голосования по многомандатным избирательным округам, или отметка не проставлена ни в одном из квадратов, или отметки проставлены как в квадратах, расположенных рядом с фамилией кандидата, фамилиями кандидатов, так и в квадрате, расположенном рядом со строкой "Против всех кандидатов" (при проведении выборов депутатов представительных (выборных) органов местного самоуправления муниципального образования по многомандатным избирательным округам).
В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Ранее заполненный бланк протокола об итогах голосования приобщается к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются избирательные бюллетени, в которых поданы голоса против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени" или "Против всех кандидатов". Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указывается номер избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки и коробки опечатываются, председатель участковой избирательной комиссии ставит дату, время опечатывания, расписывается. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Мешки и коробки могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.
Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования по методике, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию члена участковой избирательной комиссии, кандидата или его доверенного лица, наблюдателя, представителя средств массовой информации председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии немедленно после проверки контрольных соотношений и подписания протокола об итогах голосования обязан выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно), сверить изготовленные копии с первым экземпляром протокола, после чего заверить копии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и после выдачи либо заверения копий протокола об итогах голосования всем потребовавшим выдать либо заверить указанные копии лицам, указанным в части двадцать первой настоящей статьи, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию в соответствии с системой избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов данного уровня, установленной статьями 25, 26 настоящего Кодекса, и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются: особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии, в том числе решения о включении в список избирателей дополнительно; составленные участковой избирательной комиссией акты, в том числе первый экземпляр акта о числе избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Второй экземпляр протокола вместе с избирательными бюллетенями, списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов выборов по избирательному округу.
Статья 133. Использование технических средств при подсчете голосов избирателей
По решению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, согласованному с избирательной комиссией Костромской области, участковые избирательные комиссии вправе использовать при голосовании и подсчете голосов избирателей технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в вышестоящую избирательную комиссию.
Порядок использования технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 134. Обработка итогов голосования
В соответствии с системой избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов данного уровня, установленной статьями 25, 26 настоящего Кодекса, на основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия соответственно уровню выборов) путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, незамедлительно передает соответствующий протокол в вышестоящую избирательную комиссию или устанавливает результаты выборов в соответствии с полномочиями по данному уровню выборов.
На основании протоколов избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующей территории после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории соответствующего муниципального образования, избирательного округа, области.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий осуществляют непосредственно члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Вышестоящая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий на соответствующей территории, числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых составляется данный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой избирательной комиссии, перечень которых установлен статьей 130 настоящего Кодекса.
Протоколы всех избирательных комиссий, указанных в настоящей статье, составляются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколам приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую избирательную комиссию протоколов об итогах голосования, которая подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, составлявшей протокол, а также поступившие в указанную избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Кодекса и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения, акты о получении избирательной комиссией, устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории, избирательных бюллетеней, о передаче их нижестоящим избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в данной избирательной комиссии, с указанием числа этих бюллетеней. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений указанной избирательной комиссии, а также составленных ею актов приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола избирательной комиссии вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной действующим законодательством, хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии, составившей протокол, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, членам вышестоящих избирательных комиссий, наблюдателям, иным лицам, указанным в части первой статьи 121 настоящего Кодекса.
В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию избирательная комиссия, направившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении избирательная комиссия в обязательном порядке информирует членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Статья 135. Повторный подсчет голосов
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории.
Повторный подсчет голосов на избирательном участке проводится не позднее чем через 2 дня со дня выборов, на соответствующей территории - не позднее чем через 5 дней со дня выборов, в избирательном округе - не позднее чем через 7 дней со дня выборов. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части первой статьи 121 настоящего Кодекса, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Статья 136. Порядок определения результатов выборов
На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных не позднее чем через 5 дней со дня выборов результаты выборов определяет соответствующая избирательная комиссия, наделенная этим правом настоящим Кодексом. Члены соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в трех экземплярах протокол, который подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также сводная таблица с данными протоколов нижестоящих избирательных комиссий, которая подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. При этом вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:
а) в них приняло участие менее 30 процентов избирателей, включенных в списки избирателей избирательного округа на время окончания голосования;
б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
в) на выборах главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления баллотировалось два кандидата, но ни один из них не получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
г) на выборах депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления по соответствующему одномандатному избирательному округу голосование проходило по одному кандидату, но он набрал менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в получении ими избирательных бюллетеней, отметок о досрочном голосовании, отметок о голосовании вне помещения для голосования в списке избирателей.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
В случае признания выборов в избирательном округе несостоявшимися в данном избирательном округе назначаются повторные выборы.
Статья 137. Определение результатов выборов депутатов Костромской областной Думы
Результаты выборов депутата Костромской областной Думы в избирательном округе определяет соответствующая окружная избирательная комиссия.
Избранным депутатом областной Думы в соответствующем избирательном округе признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другими кандидатами в отдельности, но не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по избирательным округам избирательная комиссия Костромской области не позднее чем через 7 дней со дня голосования подводит общие итоги выборов депутатов Костромской областной Думы.
Законом Костромской области от 9 июня 2003 г. N 122-ЗКО статья 137 дополнена частями четвертой-девятой
Результаты выборов депутатов Костромской областной Думы по областному избирательному округу определяет избирательная комиссия Костромской области.
Пропорциональное распределение депутатских мандатов между областными списками кандидатов осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренное частями шестой и седьмой данной статьи. При этом до применения указанной методики из каждого областного списка исключаются депутаты, избранные в областную Думу по одномандатным избирательным округам.
Сумма голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, делится на общее число депутатских мандатов, подлежащих распределению по пропорциональной избирательной системе. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число избирателей, поданных за каждый их указанных списков, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате деления, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий областной список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.
Если после действий, произведенных в соответствии с частью шестой настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем областным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с частью шестой настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
Очередность получения депутатских мандатов определяется порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, установленном при его выдвижении.
Зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в областном списке кандидатов, может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов.
Статья 138. Определение результатов выборов главы администрации (губернатора) Костромской области
Результаты выборов главы администрации (губернатора) Костромской области определяет избирательная комиссия Костромской области.
Избранным главой администрации (губернатором) Костромской области признается кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если на выборах баллотировалось три и более кандидатов и ни один из них не получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, проводится повторное голосование по выборам главы администрации (губернатора) Костромской области по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, в порядке, установленном статьей 142 настоящего Кодекса.
Статья 139. Определение результатов выборов депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования
Результаты выборов депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования в избирательном округе определяет соответствующая окружная избирательная комиссия, а в случаях, если окружная избирательная комиссия не создавалась, - избирательная комиссия муниципального образования.
При выборах депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования избранными считаются:
а) по одномандатному избирательному округу - кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другими кандидатами в отдельности, но не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также кандидат, набравший не менее 50 процентов голосов избирателей от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в случае, если голосование проходило по одному кандидату. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее;
б) по многомандатному избирательному округу - кандидаты в количестве, соответствующем числу мандатов, которые получили наибольшее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другими кандидатами в отдельности, но не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по избирательным округам избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через 7 дней со дня голосования подводит общие итоги выборов депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования.
Статья 140. Определение результатов выборов главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления
Результаты выборов главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления определяются избирательной комиссией муниципального образования.
Избранным на соответствующей территории главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления признается кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если на выборах баллотировалось три и более кандидатов и ни один из них не получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, проводится повторное голосование по выборам главы муниципального образования, другого должностного лица местного самоуправления по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, в порядке, установленном статьей 142 настоящего Кодекса.
Статья 141. Признание итогов голосования, результатов выборов недействительными
Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.
В случае признания выборов недействительными назначаются повторные выборы.
Статья 142. Повторное голосование по выборам главы администрации (губернатора) Костромской области. Повторное голосование по выборам главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления
В случае, если на выборах главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления, баллотировалось три и более кандидатов и ни один из них не получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в первое или второе воскресенье после дня выборов проводится повторное голосование по выборам главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления, по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей по отношению к числу голосов, полученных другими кандидатами, но не менее числа голосов, поданных избирателями претив всех кандидатов.
Решение о проведении повторного голосования по выборам главы администрации (губернатора) Костромской области принимает избирательная комиссия Костромской области. Решение о проведении повторного голосования по выборам главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления принимает избирательная комиссия муниципального образования.
Организация и проведение повторного голосования при проведении выборов главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе расположение в избирательном бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом. Голосование проводится на тех же избирательных участках. Для проведения повторного голосования территориальная избирательная комиссия передает участковой избирательной комиссии второй экземпляр списка избирателей, в который участковая избирательная комиссия заносит сведения об избирателях, внесенных при уточнении списка.
О времени и месте проведения повторного голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 5 дней до дня повторного голосования через средства массовой информации или иным способом.
В случае, если повторное голосование назначено на второе воскресенье после дня выборов, избирателю, который в день повторного голосования по выборам главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей участковой избирательной комиссии, но не ранее чем за 3 дня до повторного голосования.
По итогам повторного голосования избранным главой администрации (губернатором) Костромской области, главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, но не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В случае, если кандидатами по итогам повторного голосования получено равное число голосов, избранным главой администрации (губернатором) Костромской области, главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления признается кандидат, который получил большее число голосов избирателей по итогам первого голосования, а в случае, если и по итогам первого голосования кандидаты получили одинаковое число голосов избирателей, избранным главой администрации (губернатором) Костромской области, главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления признается кандидат, зарегистрированный ранее.
В случае, если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, его место по решению избирательной комиссии Костромской области, избирательной комиссии муниципального образования передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если следующая кандидатура не установлена или другие кандидаты сняли свои кандидатуры, повторное голосование проводится по одному кандидату. В этом случае кандидат считается избранным, если получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании по одному кандидату.
В случае выбытия всех кандидатов, по решению соответственно избирательной комиссии Костромской области, избирательной комиссии муниципального образования выборы откладываются не более чем на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий. При этом сроки избирательных действий, установленные настоящим Кодексом, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
В случае, если при повторном голосовании ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания главой администрации (губернатором) Костромской области, главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления числа голосов избирателей по решению соответственно избирательной комиссии Костромской области, избирательной комиссии муниципального образования выборы признаются несостоявшимися и назначаются повторные выборы.
При проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, подпункт "а" части второй статьи 136 настоящего Кодекса не применяется.
Статья 143. Повторные выборы
В случае, если выборы в избирательном округе признаны несостоявшимися, недействительными, соответственно уровню выборов избирательной комиссией Костромской области, избирательной комиссией муниципального образования в данном избирательном округе назначаются повторные выборы.
В случае, если на выборах депутатов представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования в многомандатном избирательном округе избрано депутатов меньше установленного числа, в данном многомандатном избирательном округе назначаются повторные выборы депутатов в количестве, соответствующем числу незамещенных мандатов.
В случае, если кандидат (все кандидаты по многомандатным избирательным округам), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия назначает повторные выборы в избирательном округе.
Повторные выборы проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
Подготовка и проведение повторных выборов производится избирательными комиссиями, проводившими основные выборы. Избирательная комиссия Костромской области, избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых комиссий в новом составе.
Голосование проводится на тех же избирательных участках.
Для проведения голосования могут использоваться вторые экземпляры списков избирателей, составленных для проведения основных выборов, в которые заносятся сведения об избирателях, внесенные при уточнении списков.
В случае, если повторные выборы депутата Костромской областной Думы, депутата представительного (выборного) органа местного самоуправления, проведенные в сроки, установленные частью четвертой настоящей статьи, были признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" статьи 136 настоящего Кодекса, следующие повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий двух лет.
Статья 144. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в- протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая или вышестоящая избирательная комиссия.
Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют данные о результатах выборов по избирательному округу, территории в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется не позднее семи дней со дня принятия соответствующей избирательной комиссией решения о результатах выборов.
Избирательные комиссии всех уровней, за исключением участковых избирательных комиссий, публикуют данные, которые содержатся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня об итогах голосования и результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и на основании которых определялись результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.
Статья 145. Регистрация избранного депутата, должностного лица
Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом.
Кандидат, избранный депутатом Костромской областной Думы, главой администрации (губернатором) Костромской области, депутатом представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, главой муниципального образования, другим выборным должностным лицом местного самоуправления муниципального образования не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования результатов выборов в письменной форме уведомляет избирательную комиссию, зарегистрировавшую его кандидатом, о сложении с себя всех обязанностей или полномочий и о прекращении деятельности, несовместимых в соответствии с Уставом Костромской области, законами Костромской области, уставом муниципального образования, со статусом депутата Костромской областной Думы, представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, замещением должности главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления, с приложением копии приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, замещением выборной должности, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он в срок, установленный частью второй настоящей статьи, не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
После официального опубликования результатов выборов при условии выполнения лицом, избранным депутатом или на выборную должность, требований части второй данной статьи настоящего Кодекса соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранного депутата, выборное должностное лицо и выдает ему удостоверение об избрании.
Статья 146. Начало срока полномочий Костромской областной Думы, представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования. Вступление в должность главы администрации (губернатора) Костромской области, главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления
Условия определения начала срока полномочий Костромской областной Думы, срок и порядок вступления в должность главы администрации (губернатора) Костромской области устанавливаются Уставом (Основным законом) Костромской области, законами Костромской области.
Условия определения начала срока полномочий представительного (выборного) органа местного самоуправления муниципального образования, срок и порядок вступления в должность главы муниципального образования, других выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законами Костромской области, уставом муниципального образования.
Статья 147. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов
При проведении выборов в Костромской области по решению избирательной комиссии Костромской области может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
При использовании государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов соответствующего уровня, в том числе при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов соответствующая избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования соответствующей избирательной комиссией государственная автоматизированная информационная система используется для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. Данные о ходе и результатах голосования, полученные посредством государственной автоматизированной информационной системы, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией.
В случае использования в ходе выборов государственной автоматизированной информационной системы данные об участии избирателей в голосовании, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования. Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации о выборах и настоящего Кодекса.
Статья 148. Хранение и передача в архив избирательной документации
Документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению.
Избирательные бюллетени, списки избирателей хранятся соответственно уровню выборов в избирательной комиссии Костромской области или в избирательной комиссии муниципального образования, если она обладает правами юридического лица, либо в администрациях муниципальных образований не менее одного года со дня официального опубликования итогов выборов. Соответственно уровню выборов в избирательной комиссии Костромской области, администрациях муниципальных образований (в избирательных комиссиях муниципальных образований, если таковые обладают правами юридического лица) хранятся: протоколы избирательных комиссий об итогах голосования и сводные таблицы - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов соответствующих органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований; иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев со дня официального опубликования итогов выборов. По истечении установленных сроков хранения избирательные бюллетени, списки избирателей уничтожаются, другие избирательные документы передаются на хранение в архивы.
Избирательные бюллетени, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив.
Порядок и сроки, а также перечень подлежащих передаче в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, утверждаются избирательной комиссией Костромской области по согласованию с соответствующим органом по делам архивов администрации Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.