Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Костромской области
от 4 марта 2005 г. N 100
Концепция областной целевой программы "Историко-культурное, природное
и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)"
Введение
Сохранение наследия, как органической части национального богатства, и его передача из поколения в поколение, особенно в условиях глобализации и обострения общецивилизационных проблем развития человечества - от экологических и техногенных катаклизмов до нарастающих экспансий терроризма - становятся необходимыми условиями устойчивого социально-экономического развития общества и его ячеек, ключевым фактором естественной динамики экологических процессов и культурной идентичности народов и этносов.
К настоящему времени в мировой науке и цивилизованном сообществе в целом созрело представление о природном и культурном наследии как приоритетной социальной ценности, в значительной степени определяющей параметры устойчивого развития. Накоплен положительный опыт сохранения и использования наследия в целях обеспечения устойчивого развития.
Формируется подобное отношение к наследию и в условиях современной России. Об этом свидетельствует целый ряд региональных и местных инициатив по воссозданию объектов наследия. На это направлен и общероссийский проект "Национальный доклад об историко-культурном и природном наследии России", утвержденный V-м Конгрессом исторических городов и регионов России в октябре 2004 года. Одним из инициаторов этого проекта выступила Администрация Костромской области.
Актуальность и значимость проблем сохранения наследия для России возрастает в связи с необходимостью дальнейшего укрепления государственности и развития демократии, перехода к гражданскому обществу с многоотраслевой диверсифицированной экономикой, выхода страны на передовые позиции в мире. Это требует высокой степени доверия и консолидации всех слоев общества по отношению к государству и общественным институтам. Фундаментальным основанием для этого является непрерывно растущий уровень общей и профессиональной культуры, знаний и опыта населения на базе развития и рационального использования социокультурного, природного и экономического потенциалов страны. Однако несмотря на огромную емкость этих взаимосвязанных потенциалов в России они используются пока, во-первых, разрозненно и бессистемно, во-вторых, не всегда эффективно. Поэтому проблемы сохранения и использования историко-культурного и природного наследия должны рассматриваться как органическая часть общей стратегии преумножения национального и регионального богатства.
Основные понятия, трактуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и современными научными представлениями:
Наследие (природное и культурное) - особо ценные объекты и явления окружающей среды, отражающие историю природы и общества в их естественном (первозданном) и культурном многообразии.
Культурное наследие - объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую (в т.ч. религиозную), художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений.
Духовное (нематериальное) наследие - особо ценные объекты нематериальной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев, традиций, религий этносов и иных социальных групп.
Памятники истории и культуры - особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.
Природное наследие - объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, рекреационную, эстетическую и научную ценность.
Особо охраняемые природные территории - земные и водные пространства с особо важными экологическими функциями, имеющие законодательно установленный режим охраны.
Всемирное культурное и природное наследие - памятники природы, истории и культуры, их ансамбли, а также достопримечательные места, имеющие выдающуюся универсальную ценность и внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Концепция разработана согласно постановлению губернатора Костромской области В.А. Шершунова от 26.04.2004 г. N 210 "Об областной целевой программе "Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области" под руководством заместителя главы администрации области, начальника департамента культуры и туризма Б.К. Коробова. Концепция подготовлена авторским коллективом Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова под руководством профессора Н.М. Рассадина в составе: П.Б. Алексеева, Л.Э. Аметовой, Н.С. Ганцовской, И.Н. Захарова, С.А. Кабатова, В.В. Кривошеина, Б.В. Куприянова, В.П. Лебедева, А.Р. Наумова, А.В. Новикова, В.К. Суворова, Е.А. Сысуева и Е.А. Чугунова.
Основные особенности концепции
Концепция областной целевой программы "Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)" (далее Концепция) основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общества как главного регулятора поведения, деятельности, жизненной позиции человека, которая оказывает влияние на все сферы государственного и гражданского бытия.
Необходимость концептуального подхода к развитию культуры области обусловлена наличием уникального культурно-исторического и природного наследия, богатых духовных традиций, требованиями развития инфраструктуры культуры и туризма.
Концепция предусматривает признание сферы культуры в качестве одного из базовых составляющих факторов социально-экономического развития территории.
Концепция исходит из объективной оценки социокультурной, финансово-экономической ситуации, существующих проблем развития культуры и туристической индустрии региона, сконцентрирована на определении приоритетных направлений развития данных отраслей.
Концепция нацеливает на переход от отраслевого принципа управления сферой культуры к взаимодействию с другими отраслями.
Концепция направлена на достижение стратегических целей региональной культурной политики в соответствии с государственной политикой Российской Федерации:
- сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала области, их популяризация и приумножение;
- духовное возрождение населения, создание условий для доступа к культурным ценностям, самоорганизации и творческой самореализации личности;
- воспитание детей, подростков и молодежи Костромской области в духе уважения и сохранения культурных традиций, бережного отношения к историко-культурному и природному наследию края.
Концепция ориентирована на достижение долгосрочных целей социальной и культурной политики Костромской области. Важнейшими из них являются:
- изменение отношения человека к культуре, уход от утилитарного отношения к культурному, духовному и природному наследию, ориентация человека-гражданина на социальное, экономическое и политическое укрепление государства;
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия области, обеспечение преемственности местных традиций и многообразия духовной жизни, культурных инноваций;
- обеспечение единого культурного пространства области, создание условий и равных возможностей доступа к культурным ценностям для населения, представителей различных социальных групп;
- повышение роли органов местного самоуправления, социально ориентированных структур в работе по сохранению и развитию культуры области.
Концепция определяет основные задачи Программы:
- сохранение и эффективное использование культурного, духовно-исторического и природного наследия;
- формирование ценностей личности и основных социальных групп, способствующих социально-экономическому развитию области, формирование потребности у населения в высококачественных культурных услугах;
- выработка новых моделей культурной политики, учитывающей местную социально-экономическую и культурную специфику;
- содействие децентрализации культурных инициатив, активному вовлечению населения, городов-партнеров, бизнес-сообществ в формирование культурного пространства;
- выявление, сохранение и развитие уникальных культурных особенностей, способствующих формированию индивидуального образа каждого города, качественному изменению городской среды;
- формирование и развитие культурно-туристической инфраструктуры городов, укрепление их статуса (имиджа) культурных столиц прилегающих сельских районов;
- развитие и поддержка профессионального искусства и самодеятельного творчества;
- оптимизация инфраструктуры социокультурной сферы области, создание единого культурного пространства;
- концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, привлечение других источников финансирования;
- повышение инвестиционной привлекательности региона.
Для разработки программы "Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области" Концепция определяет приоритеты в региональной культурной политике:
- сохранение и развитие, изучение и использование культурно-исторического, духовного и природного наследия области (традиционная народная культура, профессиональное искусство, памятники истории и культуры, библиотеки, музеи, природные памятники Костромской области);
- образование, просвещение, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи (создание и внедрение учебных программ, исследовательская работа учащихся и студентов, издание учебных материалов);
- развитие туризма (информационные ресурсы, правовое, научное и организационное обеспечение).
Особенности Концепции:
- Концепция направлена на сознательное, активное и наиболее полное включение всех управленческих структур, социальных и возрастных групп населения области в процессы изучения и практического освоения ценностей культурного, духовно-нравственного и природного достояния региона. В ее основе лежит изменение ценностных отношений человек - общество - государство, когда человек-гражданин не отделяет себя от национальной культуры, интериоризирует духовно-нравственные ценности и выступает сознательным и активным субъектом социальных отношений, осознавая, что он при этом сохраняет, преумножает и защищает.
- Концепция придает особое значение просвещению, образованию и культурно-массовой работе учащихся и студентов высших и средних учебных заведений, развитию волонтерского движения всех возрастных групп, особенно молодежи.
- Концепция направлена на создание новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, культурных предпочтений населения; на содействие формированию особой, уникальной культурной среды каждого города, определению его культурно-исторической миссии в региональном, российском и международном масштабах, возрождению забытых и формированию новых, современных культурных традиций.
- Концепция осуществляет межведомственный подход и включение в разработку Программы инициатив местных сообществ, культурных центров, религиозных организаций, национальных объединений, творческих союзов и граждан. Такие проекты позволяют эффективно использовать внутренние ресурсы, привлекать дополнительные средства для решения проблем. Часть мероприятий Программы должна основываться на предложениях граждан.
- Концепция актуализирует проекты, вовлекающие в культурную деятельность учреждения высшего и среднего образования, местные производства, предпринимательские (в том числе туристические) структуры, общественно-полезную инициативу граждан. В этом случае последние начинают выступать не только в роли спонсоров, но и в качестве партнеров по деятельности, направленной как на создание культурного имиджа местного предпринимательства, так и на продвижение производимой продукции на внутренний и внешний рынки. Программа предусматривает работу по формированию и оптимизации таких партнерских отношений.
Предпосылки реализации проекта в Костромской области
Преимущества осуществления данного проекта в Костромской области обусловлены следующими факторами:
- глубокие исторические корни, уникальные памятники старины и природные зоны, связь с выдающимися представителями российской науки и искусства, уникальность провинциальной культуры, формирующей самобытный менталитет и патриотический дух костромичей;
- национально-историческое признание Костромской земли одним из регионов, являющихся духовным ядром развития российского народа и российской государственности;
- наличие целого ряда исторических городов и поселений (Кострома, Галич, Нерехта, Буй, Судиславль, Кологрив, Красное-на-Волге и др.), жители которых являются носителями традиций, отражающих историю, культуру, жизненный уклад русского народа и Костромского края;
- выгодное географическое расположение в центре европейской части России и разветвленная транспортная система, включающая водные артерии Верхневолжья;
- наличие реальных и потенциальных возможностей для современного информационного обеспечения проекта;
- необходимая и развивающаяся научно-образовательная база для обеспечения научного обоснования и реализации различных направлений проекта;
- значительный историко-культурный и природный потенциал исторических городов и поселений области для использования его в качестве особого туристического продукта как фактора культурного и экономического развития;
- национально-историческое признание Костромской земли в качестве родины символа российской государственности - царствовавшей более 300 лет династии Романовых;
- наличие целого ряда исторически сложившихся и широко используемых в настоящее время культурно-исторических образов-символов (И. Сусанин, Снегурочка, "Берендеево царство").
Ограничения и проблемы осуществления проекта связаны с необходимостью преодоления следующих трудностей:
- недооценка органами управления и населением роли и значения наследия как стратегического фактора устойчивого развития и консолидации общества;
- значительная отстраненность граждан России, ее регионов от своего наследия;
- сложность социально-экономического положения и невысокий уровень доходов населения, не способствующий актуализации духовно-культурного развития;
- реформирование системы государственной власти и местного самоуправления, модернизация механизмов межбюджетных отношений и административно-территориального деления;
- многоцелевое и многофункциональное назначение данного проекта и программ его реализации, предопределяющее сложность, во-первых, тщательного обоснования и взвешенной оценки реалистичности выполнения при наличии имеющихся и потенциальных ресурсов, во-вторых, создания эффективной системы управления столь непростым стратегическим проектом;
- ограниченность традиционного восприятия "сохранения и использования" как совокупности культуро- и природоохранных мероприятий, связанных с выявлением, описанием, реставрацией и т.п. в ущерб образованию, просвещению и воспитанию.
Цели и задачи проекта
Главной стратегической целью проекта является сохранение и рациональное использование историко-культурного, природного и духовного наследия (потенциала) области и превращения его в фактор устойчивого социокультурного и экономического развития.
Цели проекта (могут дополняться и уточняться в процессе реализации):
- возрождение самобытности Костромского края как исконной части России;
- сохранение и приумножение историко-культурного, природного и духовного наследия области, обеспечение его преемственности для будущих поколений;
- обеспечение притока инвестиций в развитие историко-культурного, природного и духовного потенциала области, развитие туристической индустрии и увеличение числа рабочих мест;
- культурно-нравственное просвещение и воспитание всех возрастных и социальных групп населения области, формирование морально-этических качеств и гражданских чувств.
Задачи проекта (могут дополняться и уточняться в процессе реализации):
- совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и использования наследия на федеральном, региональном и местном уровнях;
- формирование системы управления реализацией данного проекта с определением роли, места и ответственности органов государственной и муниципальной власти, а также негосударственных структур;
- формирование системы всестороннего мониторинга и оценки состояния наследия области;
- расширение информационных возможностей и доступа широкой общественности к активному использованию наследия как фактора развития общей культуры и материальной самодостаточности;
- налаживание партнерских отношений и разработка совместных социальных и экономических программ участниками реализации проекта;
- привлечение общественности, некоммерческих организаций, бизнес-структур, средств массовой информации, всех жителей области к сохранению, изучению и пропаганде наследия;
- создание комфортной социокультурной и экологической среды проживания и пребывания на территории области;
- развитие деловой активности граждан на основе использования лучших традиций костромского и российского предпринимательства;
- расширение сферы туристических услуг и пополнение за счет этого консолидированного бюджета области.
Участники и органы управления подготовкой и реализацией проекта
Основными участниками проекта являются: население области, федеральные, региональные органы государственной власти и местного самоуправления, организации культуры, искусства и кино, научные организации, учреждения общего, профессионального и дополнительного образования, общественные и некоммерческие организации, учреждения туристской и рекреационной сферы, отечественные и международные ассоциации и творческие союзы, российские и зарубежные предприятия, а также бизнес-структуры, местные и центральные СМИ, чьи цели корреспондируются с основной целью проекта.
Высшим руководящим органом данного проекта может стать Совет во главе с губернатором, созданный для принятия важнейших политических решений по поводу разработки и реализации стратегического плана сохранения и использования наследия области, его основных направлений и координации усилий всех участников проекта. В состав совета включаются представители администрации области и исторических городов области, областного законодательного собрания, федеральных органов, Российского союза исторических городов и регионов, деловых кругов, общественных организаций, учреждений образования, науки и культуры, туристических предприятий.
Экспертный совет как научно-методическая комиссия создается из числа известных в области ученых и специалистов, глубоко знающих проблемы области и ее наследия (7-10 чел.). Экспертный совет вносит предложения по стратегии развития программы, рассматривает спорные проблемы перед обсуждением на заседании Совета программы.
Исполнительная дирекция создается как рабочий орган по осуществлению текущих конкретных мер и программ, вытекающих из стратегического плана. Она формируется по распоряжению губернатора области и включает помимо профильных работников администраций представителей государственных и негосударственных организаций, предприятий, граждан, являющихся собственниками и распорядителями объектов наследия и/или активно участвующих в его сохранении. Основная функция исполнительной дирекции - сбор и предоставление всесторонней информации о состоянии наследия на подведомственной территории, оказание методической и организационной помощи в реализации проекта, координация работы местных специалистов, экспертов, деловых кругов, общественности.
Исполнительная дирекция вправе создавать тематические комиссии, которые занимаются анализом проблем по отдельным направлениям проекта, определением локальных целей и задач, разработкой целевых комплексных программ и мер их выполнения. Число таких комиссий определяется в соответствии с количеством выбранных основных направлений и приоритетов (не более 5-10). В их состав входят работники областной и муниципальных администраций, специалисты в области наследия, а также представители предприятий, фирм, общественных организаций. Для обеспечения необходимого единства подходов в разных тематических комиссиях из представителей научных кругов и специалистов, входящих в эти комиссии, формируется методический семинар, который регулярно на открытых заседаниях обсуждает отдельные аспекты стратегического плана и пути их согласованного решения.
Организационная структура системы управления реализацией программы
/-------------------\ /-------------------\ /------------\
| Дума |-| Губернатор |-|Коллегия при|
|Костромской области| |Костромской области| |губернаторе |
\-------------------/ \-------------------/ \------------/
|------------------------\
/--------------------\ /---------------\ /----------------------------\
| Экспертный совет | | | | |
|(научно-методическая|-|Совет программы|--|Департаменты и подразделения|--\
| комиссия) | | | | администрации области | |
\--------------------/ \---------------/ \----------------------------/ |
/----------+-------------------+----------------------------+------\ |
| /--------+-------------------+----------------------------+----\ | |
| | | /-----------------------\ | | | |
| | |-----------|Исполнительная дирекция|------------/ | | |
| | | \-----------------------/ | | |
| | | /------------------------------\ ----+-+-------/
| | /------------\ /------------\ /------------\ /------------\ | |
| | | Постоянный | |Тематические| |Тематические| |Тематические| | |
| | |методический| | комиссии | | комиссии | | комиссии | | |
| | | семинар | | | | | | | | |
| | \------------/ \------------/ \------------/ \------------/ | |
| \--------+-------------+---------------+--------------+--------/ |
\------------------------------------------------------------------/
|- организации культуры, искусства и кино, |
|- научные организации, |
|- учреждения общего, профессионального |
| и дополнительного образования, |
|- общественные и некоммерческие организации, |
|- учреждения туристской и рекреационной сферы,|
|- отечественные и международные ассоциации |
| и творческие союзы, |
|- российские и зарубежные предприятия, |
|- религиозные организации |
|- бизнес-структуры, |
|- местные и центральные СМИ |
\----------------------------------------------/
Основные направления реализации программы
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| /-----------------------------------\ |
| | Областная целевая программа | |
| | "Историко-культурное, природное | |
| | и духовное наследие Костромской | |
| | области (до 2020 года)" | |
| \-----------------------------------/ |
| /----------------------------------------------------------------------------------\ |
| /--------------\ /------------------\ /---------------\ /-------------\ /-----------------\ |
| | Материальное | |Нематериальное и | | Образование, | | Природное | |Правовое, научное| |
| | наследие | |духовное наследие | | просвещение; | | наследие | |информационное и | |
| | | | | | патриотическое| | | | организационное | |
| | | | | | воспитание | | | | обеспечение | |
| \--------------/ \------------------/ \---------------/ \-------------/ \-----------------/ |
| /--------/ /-----------/ /--------/ /--------/ /-----------/ |
| | /--------------\ | /------------------\ | /---------------\ | /-------------\ | /-----------------\ |
| | |Научно-иссле- | | |Сохранение и раз- | | |Патриотическое | | |Сохранение | | |Инвентаризация и | |
| | |довательские | | |витие устного на- | | | воспитание | | |и исполь- | | | паспортизация | |
| | |и реставра- | | |родного творчества| | | учащихся и | | | зование | | | наследия | |
| |-|ционные рабо- | |-| и фольклорных | |-| молодежи | |-|памятников | |-| | |
| | |ты на памятни-| | | традиций | | | | | | природы | | | | |
| | |ках истории и | | | | | | | | | | | | | |
| | |культуры | | | | | | | | | | | | | |
| | \--------------/ | \------------------/ | \---------------/ | \-------------/ | \-----------------/ |
| | /--------------\ | /------------------\ | /---------------\ | /-------------\ | /-----------------\ |
| | |Градостроите- | | |Духовно-историчес-| | |Культурные | | |Экологическое| | | Развитие | |
| | |льство и за- | | |кое наследие | | |основы феде- | | |воспитание и | | | инфраструктуры | |
| |-|щита истори- | |-|Костромской | |-|рализма, регио-| \-|просвещение | |-| туризма | |
| | |ческих памят- | | |области | | |нальной и на- | | | | | | |
| | | ников | | | | | |циональной | | | | | | |
| | | | | | | | |политики | | | | | | |
| | \--------------/ | \------------------/ | \---------------/ \-------------/ | \-----------------/ |
| | /--------------\ | /------------------\ | /---------------\ | /-----------------\ |
| | | Сохранение и | | |Династия Романовых| | |Костромской | | |Коммуникационное | |
| | | развитие на- | | |и Костромской край| | |край и костро- | | |и информационное | |
| | | родных худо- | | | | | |мичи в контекс-| \-| обеспечение | |
| \-| жественных | |-| | \-|те развития | | проекта | |
| | промыслов и | | | | |Российской го- | \-----------------/ |
| | ремесел | | | | |сударственности| |
| \--------------/ | \------------------/ \---------------/ |
| | |
| | /-------------------\ /----------------\ |
| | |Источниковедение и | |Развитие туризма| |
| \-|историография исто-| | образование | |
| |рии и культуры | | просвещение | |
| |Костромской области| | наука | |
| \-------------------/ | воспитание | |
| |----------------| |
\----------------------------------------- | качество жизни | -------------------------------------/
\----------------/
Схема стратегического плана реализации проекта:
структура и порядок подготовки
Стратегический план реализации проекта "Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области" является системообразующим элементом общей концепции устойчивого развития области и имеет, как минимум, два крупных преимущества. Во-первых, это средство достижения согласия по поводу приоритетов устойчивого развития, ибо при формировании и реализации стратегического плана создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения по поводу важнейших аспектов и направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными организациями и бизнес-сообществом. Во-вторых, это средство защиты интересов и конкурентоспособности области на региональном, федеральном и международном уровнях за счет мобилизации такого мощного ресурса развития, как высокая степень общественного согласия, достигаемого на основе патриотического и просветительского отношения к сохранению и использованию наследия.
В стратегическом плане реализации проекта определяются как долгосрочные ориентиры и перспективные направления, так и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий (до 2020 года и далее), но среднесрочным (3-5 лет) по характеру включенных в него мер.
В процессе разработки плана необходимы общественные слушания и заседания тематических комиссий, опубликование в СМИ промежуточных результатов и рабочих проектов, экспертиза поступающих замечаний и предложений, что будет способствовать уже на этой стадии объединению усилий власти, деловых кругов, активной части населения в составлении плана.
Работа по плану предусматривает постоянную научно-методическую поддержку, мониторинг выполнения, регулярную оценку реализации и необходимую корректировку, совершенствование созданных организационных структур.
Сформированный на базе обработки аналитических материалов (подготовительный этап) стратегический план, включающий основные цели, задачи и меры (целевые программы) по поэтапному осуществлению проекта, может быть весьма объемным, но в то же время достаточно конкретным и мобилизующим. Он должен включать в себя основной текст программы, описания основных направлений реализации. Дополнительно могут быть подготовлены картографические материалы (информационные карты стратегического плана), а также материалы, подготовленные тематическими комиссиями и содержащие материалы к обоснованию ресурсного обеспечения направлений Программы (частные стратегии).
Стратегический план проекта "Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия" строится на основе проверенной практикой схемы стратегического планирования с учетом современных реалий и особенностей Костромской области.
Структура схемы стратегического плана: определение целей и задач - анализ внутренней и внешней среды - анализ ресурсных возможностей - выделение основных направлений и приоритетов - определение этапов - формирование конкретных планов действий и целевых программ - формирование организационно-управленческих структур - ожидаемые результаты и оценка эффективности процесса реализации - контроль и корректировка процесса реализации.
Механизмы реализации проектов, включаемых в Программу, подразумевают следующие этапы:
- изучение (сбор материалов, систематизация и т.п.);
- апробация (научные собрания, книги, фильмы, карты, учебные программы и т.п.);
- проектирование (стратегия, механизмы, ресурсное обеспечение, комплексность, мультиагентность);
- реализация (творческие коллективы, мероприятия, фестивали, фольклорные праздники, туристические маршруты, реставрационные работы, реконструкция, и т.п.);
- оценка эффективности и дальнейшего развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.