Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Характеристика разделов стратегического плана подготовки и реализации проекта
1. Цели и задачи - сформулированы в преамбуле.
2. Анализ внутренней и внешней среды
Анализ внутренней среды включает оценку состояния и динамики:
- культурно-исторического наследия; природного наследия; духовного (нематериального) наследия - каждый из этих видов наследия анализируется отдельно по всему комплексу специфических аспектов;
- социодемографического состояния и качества жизни населения;
- материально-финансовых и управленческих ресурсов и возможностей для сохранения и использования наследия области.
Анализ внешней среды включает:
- изучение межрегионального и международного опыта в данной сфере;
- прогнозирование и мониторинг миграционных этнодемографических потоков;
- анализ политической, экономической, законодательной ситуации;
- анализ возможностей привлечения необходимых инвестиций
3. Анализ ресурсных возможностей разработки и реализации проекта осуществляется исходя из регулярной (ежегодной) оценки федеральной и областной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики; внебюджетных источников; возможностей частного капитала и различных негосударственных фондов; средств и платежеспособного спроса населения. Сюда же входит анализ использования интеллектуального потенциала области в целях осуществления данного проекта, в том числе рыночная реализация различных инновационных проектов, прав региональной и местных властей на землю и недвижимое имущество, пакеты ценных бумаг и др., а также целевого использования соответствующей части средств областного Фонда развития.
4. Основные направления и приоритеты реализации проекта
Наиболее вероятные основные направления данного проекта и тематические комиссии, создаваемые в соответствии с ними:
- инвентаризация и паспортизация наследия
- экология и сохранение памятников природы
- градостроительство и защита исторических памятников
- культура и религия (духовные ценности)
- наука, инновации, образование (интеллектуальный потенциал)
- туризм и его инфраструктура
- коммуникационное и информационное обеспечение проекта
- экономика, финансы и нормативно-правовое обеспечение проекта.
В качестве специального выделяется блок и тематическая комиссия по подготовке и реализации "Романовского проекта" - 400-летия Дома Романовых. Данная тематическая комиссия собирает, анализирует, классифицирует и координирует все перспективные идеи и рабочие проекты, связанные с историей династии Романовых, модернизирует их применительно к современным условиям с целью увековечивания этого исторического события в памяти не только костромичей, но и всех россиян. Она же готовит варианты такого увековечивания на межрегиональном (прежде всего, совместно с Москвой, С-Петербургом, Екатеринбургом) и международном уровнях.
К числу приоритетов можно отнести создание специального проекта "Жемчужное кольцо Костромского края" или "Костромской край - исторические вехи династии Романовых" (названия условные), в котором единой животворной связью будут объединены древние и выдающиеся исторические города и поселения области: Нерехта - Кострома - Судиславль - Сусанино - Галич - Красное - Макарьев с главной жемчужиной - Костромой. Данный проект сможет включать приоритетные градостроительные и инвестиционные решения, элементы высокой привлекательности для туристов и внутренней миграции (развития сферы услуг и создания дополнительных рабочих мест) в условиях сохранения неповторимой атмосферы костромской провинциальности ("неопровинциальности"). На базе этого проекта постепенно могут начаться работы по восстановлению отдельных выдающихся исторических и природных памятников, не входящих непосредственно в данное "кольцо" - усадьбы "Щелыково", "Следово", Кологривский лес, Сусанинское болото, Галичское и Чухломское озера и др.
5. Этапы подготовки и реализации проекта, формирование конкретных планов действий
При разработке стратегического плана проекта "Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области" выделяются несколько (3-5) этапов его подготовки и реализации с разработкой в рамках каждого этапа детальных целевых комплексных программ. Базовыми являются три основных этапа: формирования (подготовительно-разъяснительный - 2005-2006 гг.); становления (апробационный - 2006-2008 гг.) и активной реализации - 2008-2013 гг. Такое деление достаточно условно, ибо этапы могут взаимонакладываться.
Чрезвычайно важным является первый этап, недооценка которого, как показывает практика, приводит не только к снижению результатов, но и к провалу намечаемых стратегических действий. В этой связи следует уделить максимум внимания именно этому этапу. В рамках первого этапа целесообразны следующие стадии подготовки стратегического плана проекта.
На первой (предварительной) стадии (2005 г. - начало 2006 г.) главными задачами являются: тщательная инвентаризация всех составляющих наследия области; анализ его состояния и ресурсных возможностей сохранения и использования; определение приоритетов; сплочение группы организаций и лиц, заинтересованных в создании и реализации проекта. Для этого необходимо сформулировать и зафиксировать основные положения и черты предлагаемого методического подхода, разъяснить смысл и актуальность стратегии сохранения наследия. С этой целью проводятся совещания по отдельным функциональным направлениям проекта, интервью с руководителями областной и муниципальных администраций, ведущих предприятий и фирм, опросы населения, анкетирование специалистов, анализ отечественного и зарубежного опыта.
Итогом этой стадии может стать Первая областная конференция "Стратегический план сохранения и использования наследия Костромской области: приоритетные направления и проекты" (конец 2005 года) с резолюцией о принятии предложенных подходов. На ней же могут быть обсуждены соображения тематической комиссии по "романовскому проекту" с предварительным анализом предложений по развертыванию систематической работы к 400-летию Дома Романовых.
На второй стадии (конец 2005 г. - середина 2006 г.) в основном завершаются исходные аналитические работы по диагностике областного наследия и оформлению организационных структур, занимавшихся разработкой стратегического плана.
Третья стадия (второе полугодие 2006 года) посвящена преимущественно углубленной проработке частных стратегий и мер их реализации в тематических комиссиях в соответствии с выбранными приоритетами, а также доработке редакции и содержания сводного стратегического плана. На этой стадии данный план, его варианты и целевые программы активно рассматриваются депутатами областного Законодательного собрания, подразделениями администрации, членами совета при губернаторе области, научной общественностью. Текст Концепции и стратегического плана размещается в сети Интернет, основные фрагменты обсуждения плана доводятся до жителей посредством регулярных публикаций в областных, городских и районных газетах, по радио.
Весь массив писем и предложений от жителей, содержащий полезную информацию, распределяется по тематическим комиссиям, в которых проходит тщательное обсуждение с последующим информированием заинтересованных участников на своих заседаниях. После внесения всех уточнений, поправок, сделанных в тематических комиссиях, формируется сводная версия стратегического плана, с которой в течение 1-2-х недель работает Экспертный совет для подготовки к рассмотрению и утверждению Советом при губернаторе области. Последний принимает также решение о первоочередных действиях по реализации стратегического плана. По завершении этой стадии возможно проведение Второй областной конференции по наследию, закрепляющей основные стратегические направления реализации проекта на третье тысячелетие с учетом общероссийских и мировых тенденций.
Текущее планирование, вытекающее из основных разделов стратегического плана и включающее детализированное расписание целевых программ по этапам и сферам проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных за исполнение, отрабатывается в тематических комиссиях и осуществляется исполнительными комитетами. Для обеспечения увязки стратегических целей и текущей деятельности администраций конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных частных стратегий в рамках проекта и осуществляемые подразделениями администраций, в т.ч. совместно с другими организациями, сводятся в "План действий администрации по реализации стратегии сохранения и использования наследия".
Стратегический план "Сохранения и использования историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области" подписывается всеми участниками, берущими на себя моральные и материальные обязательства добиться реализации записанных в нем мер и выбранных приоритетов. Чтобы обеспечить реализацию плана выделяются ответственные организации - лидеры по отдельным направлениям и мерам, указываются индикаторы выполнения, определяются сроки проведения регулярных заседаний Исполнительного комитета и Координационного совета.
Структура и содержание информации о состоянии и перспективах использования наследия предоставляется в Совет при губернаторе области исполнительной дирекцией, тематическими комиссиями регулярно, не реже одного раза в год. Примерная содержательная структура сообщения-доклада следующая:
1. Нормативно-правовая основа, система управления объектами наследия (существующее положение, новшества, проблемы и перспективы).
2. Система обеспечения участия общественных и профессиональных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-структур в деле сохранения, пропаганды и использования наследия (наличие, состояние, вклад).
3. Система образования, воспитания и пропаганды в области наследия.
4. Механизмы уменьшения опасности бедствий, сохранение историко-культурных и природных ценностей в период экологических и техногенных катастроф, минимизация их отрицательных последствий.
5. Мониторинг состояния историко-культурного и природного наследия, хода реализации программ и проектов изучения, сохранения и использования объектов наследия.
Дополнительные информационные разделы:
6. "Летописец" - календарь историко-культурных событий и природных явлений, отмечаемых как знаменательные, памятные и праздничные даты мировой, отечественной, региональной, местной и общинной истории.
7. "Личный вклад" - информация о деятельности в сфере историко-культурного и природного наследия руководителей федеральных органов власти, руководства области, городов и районов, депутатов, лидеров общественных организаций, директоров предприятий и других ответственных лиц, имеющих влияние на формирование общественного мнения.
8. "Электронная библиотека наследия" - основные издания исторической, краеведческой, географической, историографической литературы, фундаментальных и специальных исследований, представленные на электронных носителях и сайтах.
Каждый из указанных блоков может быть дополнительно детализирован. Но во всех этих основных и дополнительных информационных разделах информация о различных аспектах изучения, сохранения, освоения и использования историко-культурного и природного наследия излагается в следующей последовательности:
- фиксация существующего положения;
- оценка изменений, произошедших за предшествующий период;
- анализ противоречий и проблем современного положения в сфере наследия;
- перспективы, планы и прогнозы на будущее.
Таким образом, представляемая информация может быть определенным образом упорядочена и классифицирована для последующих обобщений и рассмотрения на заседаниях Исполнительного комитета и Координационного совета, а также быть адаптируемой к положениям Национального Доклада "Историко-культурное и природное наследие России".
6. Формирование организационно-управленческих структур
Организационная структура управления данным проектом (как, вероятно, и общей стратегией развития области) неизбежно будет приобретать все более гибкие формы, сочетающие традиционно иерархические построения и временные рабочие группы, команды, работающие на внештатной основе. Практика может вносить в организационные структуры изменения, например, в сторону сокращения или объединения бюджетных подразделений, их функций и соответственно штатов с одновременным увеличением внештатных (временных) структур и команд, работающих на внебюджетной основе.
Например, для разработки, проведения и модернизации праздника "Снегурочка" может создаваться мобильная команда из представителей органов управления культурой. Российского Фонда "Снегурочка", привлеченных консультантов и спонсоров. Для проведения "Романовских фестивалей" - из представителей местных органов управления культурой, дирекции проведения праздников и фестивалей, Фонда "400-летия Дома Романовых". И так по всем направлениям и целевым программам проекта.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта оцениваются исходя из понимания его необходимости, с одной стороны, и ресурсных, управленческих возможностей, с другой. К наиболее вероятным ожидаемым результатам можно отнести:
- сбережения и использование историко-культурного, природного и духовного наследия области как части национального достояния России
- формирование благоприятной экологической и социокультурной среды проживания
- расширение возможностей для приобщения населения к историко-культурным ценностям, саморазвитию и самодостаточности в духовном и материальном отношении
- обогащение и расширение общекультурного и информационного пространства
- формирование благоприятного инвестиционного климата
- активизация сфер и форм предпринимательской деятельности, увеличение доли сферы услуг в валовом региональном продукте, в том числе за счет новых рабочих мест.
Оценка результативности осуществления проекта определяется по степени достижения заявленных целей и задач. Процесс такого оценивания, также как и принятия стратегического плана, будет оптимальным, если станет максимально открытым и гласным с регулярным информированием населения о результатах, достижениях и проблемах, их причинах.
Оценка эффективности работ по осуществлению проекта определяется как измеряемое отношение ресурсных затрат и усилий к полезным, социально значимым результатам его реализации. Критерии и показатели такой оценки формируются на подготовительной стадии администрацией области с привлечением научных консультантов. От выявленной степени эффективности будет зависеть альтернативный выбор (или отказ от) тех или иных направлений и мероприятий по реализации проекта.
Критериями эффективности Программы могут быть:
- рост самосознания, активное отношение граждан к процессам, происходящим в области и стране в целом (данные социологических исследований, опросов и т.п.);
- реализация заключенных соглашений в области культуры между администрацией Костромской области и Правительством РФ, министерствами и ведомствами;
- укрепление межрегиональных и межгосударственных культурных связей;
- развитие инфраструктуры межкультурного сотрудничества;
- реализация межкультурных творческих проектов;
- совершенствование механизма организации межкультурного диалога;
- внедрение новых форм социально-культурного партнерства;
- использование мультиагентных систем для установления межкультурных партнерских контактов;
- привлечение инвестиций и повышение привлекательности региона в целях развития международного сотрудничества.
8. Организация контроля и корректировки способов и результатов осуществления проекта строится как на стадии текущей реализации, так и на стадии оценки эффективности и результативности работ. При этом наряду с административными, расширяются формы общественного контроля, в том числе с привлечением экспертов. На основании этого вырабатываются меры ответственности и конкретные рекомендации по корректировке (в случае необходимости) направлений и способов действий.
Заключение
Реализация проекта "Сохранение и использование историко-культурного, природного и духовного наследия Костромской области" будет иметь непременный успех при соблюдении следующих основных условий:
- Наличие желания и политической воли осуществлять последовательный подход к работе по стратегическому плану. Стратегическое планирование - это непрерывный процесс.
- Стратегический план только тогда оказывается действенным инструментом, когда работа над ним совмещается с проработкой конкретных планов действий и целевых программ.
- Стратегический план - это плод работы не одной лишь администрации и даже не только ее сотрудничества с консультантами. Это результат процесса, в который вовлечены представители всех заинтересованных сторон, результат конструктивных обсуждений и общественного согласия.
- Вовлечение в программу сохранения и развития наследия значительной части населения области.
- Активное использование возможностей системы непрерывного образования и просвещения по воспитанию социально- и личностно-значимых отношений всех слоев населения.
- Гибкое сочетание элементов надведомственного, межведомственного, ведомственного и общественного управления подготовкой и реализацией программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.