Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Концептуальные основы программных мероприятий, посвященных сохранению
традиций Российской государственности - 400-летнему юбилею Дома Романовых
1. Историческое и идеологическое обоснование проекта, основные цели
его реализации
В 2013 году исполняется 400 лет династии Романовых. В контексте празднования Костромской край выступает не только как "колыбель династии", но и как важный центр российской государственности в прошлом, настоящем и будущем России. Осмысление исторического прошлого дает ключ к осознанию национальной идеи, выстраиванию общественных отношений, развитию отечественных культурных традиций.
Историческое обоснование проекта
Ровесница Москвы, Кострома, входит в состав "Золотого кольца России" - уникального природного и исторического комплекса, где на ограниченной территории сконцентрирована значительная часть российского историко-культурного и духовного достояния.
Костромской край являлся местом важнейших исторических событий, определяющих судьбу России.
В 1612 г. на костромскую землю прибыла инокиня Марфа вместе со своим сыном Михаилом Федоровичем. Зимой 1612-1613 гг. в Москве созывается Земский собор, на котором Михаила Федоровича единогласно избирают царем. К весне 1613 г. он вместе со своей матерью перебирается в Ипатьевский монастырь. Этим событиям предшествовал подвиг крестьянина Ивана Сусанина. В марте 1613 г. в Ипатьевский монастырь прибыли послы Земского собора. Здесь в Ипатьевском монастыре Михаилу Федоровичу были оказаны первые царские почести, и он был официально провозглашен русским царем. С избранием Михаила Романова на престол началось возрождение Российского государства.
Идеологическая основа проекта - укрепление российской государственности в общих интересах россиян.
Главной опорой и главным потенциалом династии Романовых, вступившей на трон в 17-м веке, была формирующаяся нация, люди, осознающие себя не только москвичами, костромичами, нижегородцами, но россиянами, имеющие общие интересы и цели. Как писал С.М. Соловьев, "народ был готов выступить как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сломил юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем ради спасения веры и наряда государственного". Объединение всех сил народа, разных социальных групп позволил преодолеть Смуту. Призыв к каждому, к личности - "чтобы всем быти в совести и в соединении" (Авраамий Палицин) получил в те годы реальное воплощение. Для современной России важен этот исторический урок. Сегодня необходимо не противопоставлять власть и общество, государство и народ. Исторический прецедент избрания Михаила Романова на царство, сопровождавшийся духовным подъемом нации, вся позитивная составляющая государственного строительства за 300-летний период царствования Дома Романовых подчеркивается в ходе реализации проекта через конкретные событийные мероприятия, культурные и образовательные программы, информационное сопровождение.
Цели и задачи проекта:
- формирование национального самосознания, укрепление государственного строя, пропаганда патриотических ценностей, государственной символики;
- развитие культурной, просветительской, научно-исследовательской, образовательной деятельности;
- освоение и сохранение отечественного историко-культурного наследия, в т.ч. архитектурных и природных объектов;
- развитие экономики путем продвижения на рынке соответствующих проекту товаров и услуг, стимулирования предпринимательской активности, создания новых рабочих мест, расширения рынков сбыта продукции предприятий, продвижения турпродуктов, привлечения инвестиций, активизации деловых связей, развития транспортных артерий, информационной инфраструктуры территорий - участников проекта.
Важнейшим итогом реализации проектных целей станет формирование позитивной социокультурной среды российских регионов, улучшение качества жизни населения.
2. Период реализации проекта
Проект осуществляется поэтапно с 2003 по 2013 годы согласно системе программных мероприятий, однако масштабность целей и задач проекта предполагает его перспективное продолжение.
3. География проекта
Проект реализуется на территории Российской Федерации и за ее пределами (дальнее и ближнее зарубежье) в соответствии с разработанной и утвержденной Программой мероприятий по празднованию 400-летия Дома Романовых. Основными, "опорными" территориями реализации проекта являются Кострома и Костромская область, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
4. Механизм реализации проекта
Координационный центр реализации проекта располагается в Костроме (см. выше схему 1). Этот выбор определен не только историческими корнями династии Романовых. Наличие современных оперативных систем связи, развитых электронных технологий, расположение Костромской области в центральной части России, состояние транспортных магистралей позволяют Костроме эффективно и полноценно выступать в данной роли. С учетом государственной политики, направленной на развитие территорий, такой выбор центра проектной деятельности может быть примером для других масштабных проектов общероссийского значения.
Реализация проекта требует разработки Программы мероприятий по празднованию 400-летия Дома Романовых с детальным концептуальным блоком, финансово-экономическим обоснованием; создания постоянных межотраслевых и межтерриториальных рабочих групп по отдельным направлениям и мероприятиям проекта; задействования существующих и создания новых структур, учреждений и фондов. Необходима четкая система документированных административных решений - от Указа Президента до распоряжений глав администраций областей, система договорных отношений между организациями всех видов собственности, общественными объединениями, участвующими в мероприятиях проекта.
Высшим органом управления проектом является Координационный Совет по празднованию 400-летия Дома Романовых, который формирует и утверждает стратегию проекта, итоговые документы. Целесообразно учредить единую исполнительную дирекцию проекта "400 лет Дома Романовых". Целью деятельности исполнительной дирекции является организационное, коммуникационное, информационное, методическое и проектное обеспечение реализации проекта.
Основными задачами деятельности исполнительной дирекции являются:
- обеспечение реализации проекта;
- координация деятельности по проекту учреждений, организаций, предприятий и прочих юридических и физических лиц;
- организация информационно-аналитического сопровождения проекта, осуществление мониторинга и анализа реализации проекта;
- рекламное обеспечение проекта и продвижение его на региональном, российском и международном уровнях;
- организация общественных связей и взаимодействия со СМИ, общественного содействия реализации проекта;
- документирование хода реализации проекта.
Функции исполнительной дирекции:
- организация работы Координационного Совета по празднованию 400-летия Дома Романовых, конкурсных комиссий и рабочих групп;
- заключение договоров на выполнение конкретных работ по реализации мероприятий проекта;
- обеспечение ведения делопроизводства, организация документооборота и мониторинга за исполнением документов (решений, постановлений, распоряжений, приказов, протоколов совещаний);
- организация экспертизы поступающих предложений и проектов, подготовка ответов заявителям;
- подготовка нормативных, планово-отчетных и распорядительных документов, включая сводный план мероприятий на очередной год;
- составление отчетов или заключений о ходе реализации проекта;
- подготовка предложений по повышению эффективности реализации проекта;
- консультационная помощь гражданам, организациям, учреждениям, структурным подразделениям администраций в подготовке и оформлении проектов, мероприятий;
- проведение проектных семинаров и тренингов, конференций, конгрессных мероприятий;
- разработка и формирование единой информационной системы проекта, включая компьютерную базу данных;
- распространение информации о проекте, организация подготовки и выпуска информационно-рекламных изданий;
- презентация проекта, организация и проведение специальных мероприятий по рекламе и организации общественной поддержки;
- организация общественных связей и взаимодействие со СМИ, включая подготовку и распространение в СМИ информационных бюллетеней, информационных выпусков, пресс-релизов (печатные и электронные версии), организацию и проведение пресс-конференций, брифингов, круглых столов и других специальных мероприятий для прессы;
- организация изучения общественного мнения и социологических опросов населения;
- организация поиска, выявление перспективных идей, предложений, подпроектов, организация и проведение необходимых конкурсов;
- продюсирование культурных продуктов и продвижение на рынке туристских продуктов, созданных в ходе реализации проекта.
Исполнительная дирекция может быть создана на основе уже существующего Фонда 400-летия Дома Романовых. В штат исполнительной дирекции целесообразно ввести должности проектного менеджера, финансового менеджера, пресс-секретаря, PR-координатора, координаторов долгосрочных программных мероприятий (в том числе событийного характера). Принципиальное значение для успешной реализации проекта имеет информационный центр, который должен быть подчинен непосредственно исполнительной дирекции. Деятельность центра не должна быть сосредоточена исключительно на рекламной деятельности, создании порталов и сайтов. Проект носит масштабный характер и его организаторам и исполнителям необходима систематизированная информация различного рода, представленная в электронном виде с возможностью оперативного доступа и анализа больших массивов данных, поиска необходимых сведений по разным критериям. Вся документация по проекту в целом и по отдельным мероприятиям в целях координации сосредотачивается в единой электронной базе данных, доступ к которой осуществляется частично в открытом режиме, частично - в режиме служебного пользования. Центр может также заниматься разработкой и продажей мультимедиапродуктов.
5. Ресурсная база осуществления проекта
Источники финансирования проекта:
- федеральный бюджет;
- бюджеты Костромской и Свердловской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга;
- средства благотворительных и некоммерческих фондов;
- средства предприятий, организаций, общественных объединений;
- средства, поступающие в дар от граждан на реализацию конкретных программных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение проекта
В кратчайший срок необходимо составить реестр существующих зданий и сооружений, объектов историко-культурного и природного наследия, которые будут задействованы в проекте, а также объектов, которые требуется построить (реконструировать) для реализации проектных мероприятий. В ходе реализации проекта будут задействованы транспортные средства, компьютерная и оргтехника, полиграфическое оборудование. Значительная доля нагрузки ляжет на гостиничные комплексы, организации туристской сферы.
Кадровое обеспечение проекта предполагает не только специалистов организаций и учреждений, но и широкое привлечение членов общественных организаций, краеведов, деятелей искусства, культуры. Необходимо предусмотреть участие волонтеров всех возрастов (не столько в целях экономии средств, сколько в целях формирования благоприятного общественного мнения, развития культурной среды регионов).
Научное обеспечение проекта не ограничено исключительно историческими изысканиями. Для его успешной реализации необходимо задействовать инструменты социологии (в т.ч. прикладной), геральдики, философии, культурологии, юриспруденции, менеджмента и т.д. Используя потенциал вузов, государственных архивов, музеев, научно-исследовательских организаций, необходимо предусмотреть, учитывая долгосрочный характер проекта, подготовку молодых научных кадров, стимулировать проведение научных изысканий в соответствующих областях деятельности (например, путем грантовых конкурсов для студентов и аспирантов по конкретным направлениям проекта с учетом прикладного характера). Возможно создание временных научных коллективов. Требуется мониторинг состояния современного научного знания о Доме Романовых, анализ учебных курсов школ и вузов по данной теме, выявление "белых пятен", проблемных зон.
При планировании научных мероприятий принципиально важно обеспечить их синтетический характер, широкий обмен информацией между специалистами разных научных дисциплин, выстроить цепочку межрегиональных проектных семинаров с привлечением авторитетных ученых в качестве экспертов.
Проект требует развития научного знания в сочетании с широкой просветительской деятельностью.
Информационное и рекламное обеспечение проекта реализуется через деятельность исполнительной дирекции, организаций и учреждений, задействованных в конкретных мероприятиях. Единая информационная и рекламная стратегия рассматривается на Координационном Совете.
Задействуя рекламные технологии, на всех уровнях и этапах реализации проекта важно учитывать социально-политический контекст (например, временной период выборов). Рекламная кампания должна быть увязана с просветительской деятельностью и направлена не только "вовне" территории. Например, рекламное сопровождение проекта по привлечению туристов в Романовские вотчины Костромского края должно включать в себя действия по работе с местным населением. Для успеха проекта жители должны позитивно относиться к нему, чувствовать себя не сторонними наблюдателями, а гражданами, гостеприимными хозяевами своей земли, гордящимися историческим прошлым и уверенными в пользе происходящего. Необходимо знакомить широкие слои населения с фактами, позитивно характеризующими личные качества и государственные принципы Романовых, известными только немногочисленным специалистам-историкам (например, министру Двора было категорически запрещено вкладывать личные царские средства в иностранные предприятия; во время 1-й мировой войны Николай II пожертвовал все свои личные средства, хранящиеся в Английском банке - 200 миллионов рублей на нужды раненых, инвалидов и их семей).
В рамках рекламно-информационной деятельности предусматривается:
- создание соответствующей символики, брэндов, торговых марок;
- создание и функционирование информационного портала "400 лет Дому Романовых";
- выпуск путеводителей, буклетов, календариков, настольных и компьютерных игр, интерактивных карт, специальных периодических и продолжающихся изданий;
- благотворительные акции, зрелищные мероприятия;
- конкурс журналистских работ, грантовый конкурс на создание мультимедиапродуктов, телерадиопередач, видеофильмов.
6. Основные аспекты реализации проекта и система программных мероприятий
Основными аспектами реализации проекта, согласно его целям, являются:
- социально-политический;
- научный;
- культурный;
- воспитательный, просветительский и образовательный;
- туристский;
- экономический.
Данные аспекты должны быть детально обоснованы и найти практическое выражение в Программе мероприятий по празднованию 400-летия Дома Романовых. Мероприятия должны быть четко ориентированы на определенную целевую аудиторию и предусматривать:
- освоение новых пространств в качестве культурных площадок и туристских маршрутов;
- разработку календаря событийных мероприятий;
- "легендирование" объектов проекта, обыгрывание исторических реалий и мифов;
- создание новых туристских маршрутов;
- внедрение информационных технологий, создание и использование объединенных информационных ресурсов;
- музеефикацию области, разработку и построение новых экспозиций, портретных галерей,
- создание виртуальных объектов (виртуальный музей геральдики, виртуальная библиотека мемуаров и т.п.);
- реставрацию и реконструкцию различных объектов;
- разработку и проведение различных церемониалов с участием жителей и туристов.
Зрелищная кульминация празднования состоится в 2013 году в Костроме.
7. Оценка эффективности реализации проекта
Критерии оценки и формы промежуточных и итоговых содержательных отчетов разрабатываются исполнительной дирекцией, утверждаются Координационным Советом в рамках действующего законодательства. Учитываются рейтинги СМИ, результаты социологических опросов, экономический эффект, динамика показателей развития различных учреждений, задействованных в проекте, охват населения теми или иными услугами, экспертные мнения. По итогам промежуточных аналитических отчетов исполнительной дирекции перед Координационным Советом проект корректируется и дополняется.
В целях отработки механизма реализации проекта предлагается в течение 2006-2007 годов провести конкретное пилотное комплексное мероприятие, требующее межведомственной и межтерриториальной координации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.