Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Костромской области
от 31 января 2006 г. N 114
Областная целевая программа
"Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)"
Паспорт областной целевой программы
"Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)"
Наименование программы Областная целевая программа
"Культура Костромской области
(на 2006-2010 годы)"
Основание Распоряжение губернатора Костромской области
для разработки программы от 21 января 2005 года N 84-р "О создании
рабочей группы"
Государственный заказчик Администрация Костромской области
программы
Координатор программы Департамент культурного наследия, культуры
и туризма Костромской области
Цели и задачи программы Цели программы:
- духовное развитие, творческая реализация, по-
вышение качества жизни населения области пу-
тем активного приобщения граждан к культур-
ным ценностям и культурным благам;
- формирование национального самосознания че-
ловека-гражданина, воспитание подрастающего
поколения на основе патриотических и нравст-
венных ценностей, в духе уважения к отечест-
венной культуре и историко-культурному на
следию края;
- укрепление российской государственности че-
рез обеспечение единого культурного простран-
ства области, последовательное участие в фор-
мировании единого культурного пространства
России.
В данных целях через осуществление программных
мероприятий решаются задачи:
- обеспечения конституционных прав граждан на
участие в культурной жизни и пользование уч-
реждениями культуры, доступ к культурным
ценностям, свободу творчества, доступ к ин-
формации;
- создания базовых условий для сохранения и
преумножения культурного потенциала и куль-
турного наследия Костромского края как неотъ-
емлемой части общероссийского достояния, ре-
сурса регионального развития;
- формирования культурной среды региона на
основе активной государственной поддержки
развития профессионального искусства, народ-
ного творчества, библиотечного и музейного
дела, среднего специального и дополнительного
образования отрасли "Культура", молодых
дарований области;
- сохранения и преумножения музейных и биб-
лиотечных фондов;
- создания и развития международных, рос-
сийских, межрегиональных культурных связей
и долгосрочных проектов, эффективной сов-
местной деятельности областных и муниципаль-
ных учреждений отрасли "Культура" области;
- стимулирования творческих инициатив работ-
ников и учреждений культуры;
- укрепления ресурсной базы и кадрового
потенциала отрасли "Культура" области.
Разработчик программы Департамент культурного наследия, культуры
и туризма Костромской области
Исполнители программы Департамент культурного наследия, культуры
и туризма администрации области, органы
управления культуры администраций муници-
пальных образований, областные и муници-
пальные учреждения отрасли "Культура"
с участием творческих союзов, деятелей
культуры и искусства, общественных орга-
низаций.
Сроки реализации программы 2006-2010 годы.
Перечень основных В систему программных мероприятий входят:
мероприятий программы - адресная поддержка профессионального искус-
ства и народного творчества, осуществление
комплексных культурных проектов;
- мероприятия по сохранению и развитию музей-
ного и библиотечного дела;
- мероприятия по укреплению кадрового потен-
циала, поддержке молодых дарований, разви-
тию системы среднего специального и дополни-
тельного образования отрасли "Культура";
- внедрение информационных продуктов и тех-
нологий в сфере культуры;
- обновление специального оборудования и ос-
нащение учреждений отрасли "Культура";
- капитальные вложения, строительство и рекон-
струкция объектов культуры.
Объемы и источники Общий объем финансовых средств, необходимых
финансирования для реализации программы, составляет 234215
программы тыс. рублей в том числе из
- средств федерального бюджета - 140275
тыс. руб.
- средств областного бюджета - 82746
тыс. руб.
- внебюджетных источников - 11194 тыс. руб.
Из общего объема финансовых средств, необхо-
димых для реализации программы, планируется
на финансирование по годам:
- 2006 - 54829 тыс. руб.
- 2007 - 46694 тыс. руб.
- 2008 - 49464 тыс. руб.
- 2009 - 46154 тыс. руб.
- 2010 - 37074 тыс. руб.
в том числе:
из федерального бюджета:
- 2006 - 51130 тыс. руб.
- 2007 - 21490 тыс. руб.
- 2008 - 25135 тыс. руб.
- 2009 - 24085 тыс. руб.
- 2010 - 18435 тыс. руб.
из областного бюджета:
- 2006 - 3024 тыс. руб.
- 2007 - 22512 тыс. руб.
- 2008 - 21729 тыс. руб.
- 2009 - 19372 тыс. руб.
- 2010 - 16109 тыс. руб.
внебюджетных источников
- 2006 - 675 тыс. руб.
- 2007 - 2692 тыс. руб.
- 2008 - 2600 тыс. руб.
- 2009 - 2697 тыс. руб.
- 2010 - 2530 тыс. руб.
Средства из областного бюджета для соответст-
вующих муниципальных образований будут вы-
деляться на безвозвратной основе.
Ожидаемые конечные Результаты осуществления программных ме-
результаты реализации роприятий:
программы - повышение качества жизни граждан, увеличе-
ние доли населения области, участвующего в
культурной деятельности;
- обеспечение целостного и разнообразного
культурного пространства Костромской области,
интеграция культуры Костромского края в куль-
турный процесс страны;
- развитие экономики и социальной сферы облас-
ти путем освоения культурных ресурсов, форми-
рования инвестиционной привлекательности края
как территории с насыщенной культурной средой;
- создание устойчивых форм и механизмов финан-
совой поддержки развития культуры в условиях
реформы бюджетной сферы, местного самоуправ-
ления (в т.ч. путем конкурсов и грантов);
- повышение конкурентоспособности областных
и муниципальных учреждений отрасли "Культура"
на рынке культурных услуг, привлечение вне-
бюджетных средств к развитию культуры области;
- совершенствование кадрового обеспечения от-
расли "Культура";
- модернизация материальной базы отрасли
"Культура".
Система организации Контроль за реализацией Программы осуществляет
контроля за исполнением департамент культурного наследия, культуры
Программы и туризма Костромской области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В осознании национальных интересов России сегодня отчетливо проявляется новое понимание социокультурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития страны существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры становится не ведомственной, а действительно общенациональной.
Государство, укрепляя гражданское согласие через соблюдение национальных интересов, должно формировать и осуществлять активную культурную политику, в т.ч. через разнообразные формы государственного заказа на значимые культурные проекты и мероприятия, поддержку учреждений культуры, творческих коллективов.
В современном мире, где в значительной степени присутствуют риски криминализации социальной среды, роста наркозависимости и алкоголизма, утраты нравственных ценностей, разрушения семьи, негативных последствий внедрения массовой культуры с пропагандой насилия и жестокости, крайнего индивидуализма, обезличивания человека именно развитие культуры и искусства, духовное совершенствование каждой личности является основой для позитивного развития всего общества. Культура объединяет нацию, укрепляет преемственность поколений; в связи с этим особенно важно привлечь детей и молодежь к культурной деятельности во всем ее многообразии, задействовать культурный потенциал в целях воспитания и просвещения, средствами культуры и искусства способствовать социализации человека, становлению личности, формированию гражданского самосознания, патриотизма. При этом причастность к мировому культурному наследию, принадлежность к национальной культуре не означает отказа от особенностей культуры родного края. В условиях глобализации необходимо особое внимание уделять культуре малых городов и сел, изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия, нематериальной культуры (традиций, языковых особенностей, обрядов).
Уникальное культурное наследие Костромского края, берущее начало в далеких веках, является неотъемлемой частью общероссийской истории, духовного богатства страны. Ровесница Москвы, Кострома входит в состав "Золотого кольца России" - природного и исторического комплекса, где на ограниченной территории сконцентрирована значительная часть российского историко-культурного и духовного достояния. Костромская земля причастна к созданию духовного богатства России. Она стала местом рождения или проявления талантов людей, вошедших в русскую историю - писателей Алексея Феофилактовича Писемского, Александра Николаевича Островского, Николая Алексеевича Некрасова, Анны Ивановны Готовцевой, Юлии Валериановны Жадовской, Павла Александровича Катенина, художников Гурия Никитина, Григория Островского, Бориса Кустодиева, Ефима Васильевича Честнякова, создателя русского театра Федора Волкова, книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина, этнографа и фольклориста Сергея Васильевича Максимова, меценатов Павла Михайловича Третьякова, Федора Васильевича Чижова, философов Василия Васильевича Розанова, Павла Александровича Флоренского, драматурга Виктора Сергеевича Розова, кинорежиссера Андрея Тарковского...
В Костромской области осуществляются крупномасштабные культурные проекты, разнообразные событийные мероприятия, проводимые на основе исторического, культурного, нематериального наследия области, ведется многоаспектная работа по развитию профессионального искусства, народного творчества, библиотечного и музейного дела.
Получают государственную поддержку сеть бюджетных учреждений культуры, искусства и образовательных учреждений отрасли "Культура" области (свыше 1000 единиц, в т.ч. 20 областных учреждений, подведомственных департаменту культурного наследия, культуры и туризма области), профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, творческие союзы.
Однако в сфере культуры Костромской области, как и в России в целом, имеются проблемы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти.
Среди ключевых вопросов развития культуры - обеспеченность кадрами и их квалификация (профессионализация). Численность специалистов, занятых в отрасли "Культура", составляет 5716 человек, из них 83% - женщины. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 2077 человек, (36% от всего личного состава), что характеризует отрасль по кадровому составу, как стабильную, однако за счет работников среднего и пожилого возраста. Устойчивое развитие культуры требует привлечения молодых специалистов, постоянной поддержки кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации в отрасли, выплату надбавок и премий за объем и качество работы.
Нуждается в кардинальном обновлении техническое оборудование муниципальных учреждений культуры, многие областные учреждения также в должной мере не обеспечены современным оборудованием. Это весьма затратные мероприятия, требующие привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств. Оснащенность муниципальных учреждений культуры области клубного типа музыкальными инструментами и звукотехнической аппаратурой по состоянию на 1 января 2005 года составляет в соответствии с нормативными данными в целом 57%. Здания и помещений многих учреждений культуры требуют ремонтно-реставрационных работ, оснащения современными системами сигнализации в целях безопасности населения и имущества.
В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от информатизации отрасли. Требуется направленная модернизация оборудования, насыщение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения и приоритетами развития области, внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
Учитывая вышеназванные актуальные проблемы, администрация Костромской области всемерно поддерживает культуру и искусство в интересах граждан и устойчивого развития области; в рамках региональной культурной политики осуществляется разработка и реализация областной целевой программы "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)".
Областная целевая программа "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)" (далее - программа) разработана в целях обеспечения духовного развития, творческой реализации, повышения качества жизни населения области путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам, формирования национального самосознания человека-гражданина, воспитания подрастающего поколения на основе патриотических и нравственных ценностей, в духе уважения к отечественной культуре и историко-культурному наследию края, укрепления российской государственности через обеспечение единого культурного пространства области, последовательное участие в формировании единого культурного пространства России.
Программные цели и задачи определены с учетом полномочий и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления Костромской области, установленных Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Костромской области, Посланиями Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.
Программа также корреспондируется с Федеральной целевой программой "Культура России (2006-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740, концепцией областной целевой программы "Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)", одобренной постановлением губернатора области от 4 марта 2005 года N 100, иными областными целевыми программами, касающимися сферы культуры.
При разработке программы учтены материалы заседаний Совета по культуре и искусству и Общественной палаты при губернаторе области, коллегии, экспертных советов, рабочих групп департамента культурного наследия, культуры и туризма области, предложения областных и муниципальных учреждений отрасли "Культура", органов управления культуры муниципальных образований области.
Программа разработана с учетом результативной реализации региональной целевой программы "Культура Костромской области (2003-2005 годы)", утвержденной Законом Костромской области N 87-ЗКО от 26.12.2002 г. Реализация программы позволила провести комплекс мероприятий по развитию профессионального искусства, поддержке народного творчества и развития культурно-досуговой деятельности, народных промыслов, поддержке молодых дарований и профессионального образования, укреплению материальной базы и техническому оснащению отрасли "Культура" в области. Данная областная целевая программа стала существенным инструментом действенной государственной поддержки развития культуры области, расширила возможности для доступа населения к культурным ценностям и благам, обеспечила необходимые условия сохранности библиотечных и музейных фондов, внедрение информационных технологий в сферу культуры. В рамках программных мероприятий осуществлялось стимулирование труда работников культуры (выплачивались надбавки к должностным окладам сотрудников библиотек до 20% с учетом объема и качества выполняемой работы, областные премии), что позволило укрепить кадровый потенциал. Стабильные статистические показатели работы областных и муниципальных учреждений культуры свидетельствуют о высокой востребованности населением культурных благ (свыше 30 тысяч человек ежедневно посещают учреждения отрасли и участвуют в культурных мероприятиях).
Областная целевая программа "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)" продолжает эти достижения в интересах населения области, решает ряд проблем, затрудняющих развитие культуры на территории области.
Очевидно, что реализация заявленных масштабных целей и задач программы требует комплексного подхода, существенной модернизации материально-технической базы отрасли культуры, системных финансовых вложений, действенной организационной поддержки, применения программных средств и методов.
Актуальность программного подхода к развитию культуры области в значительной степени обусловлена реформированием бюджетной сферы страны, смещением акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами. Успешная деятельность организаций культуры, творческих коллективов во многом зависит от осуществления политики стратегического развития посредством эффективного распределения и освоения новых ресурсов.
В условиях реформы местного самоуправления программа приобретает особое значение, являясь действенным инструментом государственной поддержки развития культуры в городах и селах области, укрепляя горизонтальные и вертикальные управленческие, организационные, творческие взаимосвязи отрасли в ходе осуществления программы. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.
Программный подход позволяет учесть неизбежное расхождение циклов планирования (с финансовым годом не совпадает период концертно-театрального сезона и учебный год в школах дополнительного образования и средних специальных учебных заведениях отрасли), обеспечить участие творческих коллективов и организаций культуры в незапланированных, но значимых для области межрегиональных, российских, международных мероприятиях и проектах.
Цели и задачи программы реализуются через систему программных мероприятий. Данные мероприятия не исчерпывают все многообразие форм культурной жизни области. Комплекс мер по государственной поддержке развития культуры края, предпринимаемых администрацией области, также не ограничен мероприятиями программы. Программа, не заменяя текущего финансирования отрасли "Культура", нацелена на поддержку "точек роста", имеющих долгосрочный социально-культурный эффект.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями программы являются:
- духовное развитие, творческая реализация, повышение качества жизни населения области путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам;
- формирование национального самосознания человека-гражданина, воспитание подрастающего поколения на основе патриотических и нравственных ценностей, в духе - уважения к отечественной культуре и историко-культурному наследию края;
- укрепление российской государственности через обеспечение единого культурного пространства области, последовательное участие в формировании единого культурного пространства России.
Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи:
- обеспечения конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, свободу творчества, доступ к информации;
- создания базовых условий для сохранения и преумножения культурного потенциала и культурного наследия;
- формирования культурной среды региона на основе государственной поддержки развития профессионального искусства, народного творчества, библиотечного и музейного дела, среднего специального и дополнительного образования отрасли "Культура", молодых дарований области;
- сохранения и преумножения музейных и библиотечных фондов;
- создания и развития международных, российских, межрегиональных культурных связей и долгосрочных проектов, эффективной совместной деятельности областных и муниципальных учреждений отрасли "Культура" области;
- стимулирования творческих инициатив работников и учреждений культуры;
- укрепления ресурсной базы и кадрового потенциала отрасли "Культура" области.
Программа рассчитана на период с 2006 по 2010 годы.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Раздел "Адресная поддержка профессионального искусства и народного творчества, осуществление комплексных культурных проектов" включает мероприятия, позволяющие сохранить и преумножить разнообразие видов и форм культурной деятельности в сфере профессионального искусства и народного творчества, направленные на повышение художественного уровня концертных программ, театральных постановок, выставок, вовлечение широких слоев населения в сферу культуры (фестивали, конкурсы, гастроли, культурные проекты). Данные мероприятия требуют комплексной и целенаправленной государственной поддержки, в т.ч. через финансовые вложения, формирование социального партнерства государства и театрально-концертных организаций, обеспечение государственного протекционизма сценическому и музыкальному искусству, внедрение механизма хозяйствования, отвечающего специфике творческой деятельности и позволяющего соединить государственную поддержку и дополнительные финансовые источники. С учетом вышеизложенного сформирован перечень конкретных программных мероприятий данного раздела и определены условия конкурсного отбора организаций-исполнителей данных мероприятий.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Адресная поддержка профессионального искусства и народного
творчества, осуществление комплексных культурных проектов"
по источникам и срокам расходования средств
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 17180,0 | 300,0 | 3970,0 | 4900,0 | 4180,0 | 3830,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
1665,0 |
130,0 |
280,0 |
635,0 |
385,0 |
235,0 |
- областного бюджета |
8645,0 |
100,0 |
1985,0 |
2540,0 |
2080,0 |
1940,0 |
- внебюджетных источников |
6870,0 |
70,0 |
1705,0 |
1725,0 |
1715,0 |
1655,0 |
Раздел "Мероприятия по сохранению и развитию музейного и библиотечного дела" включает мероприятия, направленные на решение важнейшей задачи культурной политики - всемерное обеспечение сохранности музейных и библиотечных фондов и предоставление доступа к ним для граждан всех возрастов и социальных слоев, в т.ч. путем реставрации произведений из собраний музеев, построения экспозиций, осуществления культурного проекта памяти И.Д. Сытина, издательской деятельности.
Мероприятия данного раздела создают основу для реализации современной концепции развития музейного дела в области с учетом передачи комплекса зданий Ипатьевского монастыря Костромской епархии Русской Православной Церкви.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Мероприятия по сохранению и развитию музейного и библиотечного дела"
по источникам и срокам расходования средств
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 15200,0 | 605,0 | 3685,0 | 3485,0 | 3835,0 | 3535,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
3600,0 |
- |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
- областного бюджета |
9400,0 |
150,0 |
2175,0 |
2075,0 |
2325,0 |
2125,0 |
- внебюджетных источников |
2695,0 |
455,0 |
610,0 |
510,0 |
610,0 |
510,0 |
Раздел "Мероприятия по укреплению кадрового потенциала, поддержке молодых дарований, развитию системы среднего специального и дополнительного образования отрасли "Культура" включает мероприятия, направленные на достижение программных целей через укрепление стабильного кадрового состава отрасли, закрепление молодых специалистов, в т.ч. путем установления надбавок к должностным окладам за объем и качество работы, проведения конкурсов, обучающих и информационных мероприятий (круглых столов, проектных семинаров, конференций), разработки и внедрения инноваций в образовательном процессе.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Мероприятия по укреплению кадрового потенциала, поддержке молодых
дарований, развитию системы среднего специального и дополнительного
образования отрасли "Культура" по источникам и срокам расходования средств
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 11880,0 | 2044,0 | 2419,0 | 2459,0 | 2499,0 | 2459,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
300,0 |
- |
- |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- областного бюджета |
10641,0 |
1864,0 |
2222,0 |
2174,0 |
2207,0 |
2174,0 |
- внебюджетных источников |
789,0 |
180,0 |
197,0 |
185,0 |
192,0 |
185,0 |
Раздел "Внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры" включает мероприятия по применению мультимедиатехнологий, созданию и развитию электронных баз данных, сайтов в сети Интернет, совершенствованию программного обеспечения, реализации проектов по предоставлению населению современных информационных услуг на базе компьютерной техники.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры"
по источникам и срокам расходования средств
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 2600,0 | 120,0 | 770,0 | 570,0 | 570,0 | 570,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
110,0 |
- |
110,0 |
- |
- |
- |
- областного бюджета |
1650,0 |
- |
480,0 |
390,0 |
390,0 |
390,0 |
- внебюджетных источников |
840,0 |
120,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
Разделы "Капитальные вложения. Строительство и реконструкция объектов культуры", "Обновление специального оборудования и оснащение учреждений отрасли "Культура" включают мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации, реконструкции зданий и помещений областных учреждений культуры, приобретению технического оборудования, музыкальных инструментов, оргтехники для областных и муниципальных учреждений культуры, что обеспечивает населению современные виды культурных услуг, безопасность и комфортные условия.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Обновление специального оборудования и оснащение учреждений отрасли
"Культура" по источникам и срокам расходования средств
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 32860,0 | 1910,0 | 7250,0 | 6450,0 | 8570,0 | 8680,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
15400,0 |
1000,0 |
3400,0 |
3000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
- областного бюджета |
17460,0 |
910,0 |
3850,0 |
3450,0 |
4570,0 |
4680,0 |
Распределение прогнозируемых объемов финансирования раздела
"Капитальные вложения. Строительство и реконструкция объектов культуры"
по источникам и срокам расходования средств
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 154700,0 | 50000,0 | 28600,0 | 31600,0 | 26500,0 | 18000,0 |
в том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
119200,0 |
50000,0 |
16800,0 |
20500,0 |
18700,0 |
13200,0 |
- областного бюджета |
35500,0 |
- |
11800,0 |
11100,0 |
7800,0 |
4800,0 |
Результатами осуществления программных мероприятий являются:
- обеспечение целостного и разнообразного культурного пространства Костромской области, интеграция культуры Костромского края в культурный процесс страны;
- повышение качества жизни населения области путем расширения возможностей для приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам, творческой самореализации;
- развитие экономики и социальной сферы области путем освоения культурных ресурсов, формирования инвестиционной привлекательности края как территории с насыщенной культурной средой;
- создание устойчивых форм и механизмов финансовой поддержки развития культуры в условиях реформы бюджетной сферы, местного самоуправления (в т.ч. путем конкурсов и грантов);
- повышение конкурентоспособности областных и муниципальных учреждений отрасли "Культура" на рынке культурных услуг, привлечение внебюджетных средств к развитию культуры области;
- совершенствование кадрового обеспечения отрасли "Культура";
- модернизация материальной базы отрасли "Культура".
Перечень программных мероприятий содержится в приложении к программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на период 2006-2010 г.г. планируется в объеме 234215,0 тысяч рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 140275,0 тысяч рублей (59,9% от общего объема финансирования Программы), областного бюджета - 82746,0 тысяч рублей (35,3% от общего объема финансирования Программы) и внебюджетных источников - 11194,0 тысячи рублей (4,8% от общего объема финансирования Программы).
Средства федерального бюджета в объеме 140275,0 тысяч рублей, в, том числе 119200,0 тысяч рублей по разделу "Капитальные вложения. Строительство и реконструкция объектов культуры", планируется привлечь в виде долевого участия в реализации мероприятий федеральной программы "Культура России (2006-2010)", адресной инвестиционной программы (непрограммная часть) и других программ, принимаемых на федеральном уровне путем оформления соответствующих заявок.
Средства областного бюджета в объеме 82746,0 тысяч рублей планируются к реализации:
- по текущим расходам отрасли: 10035,0 тысяч рублей - в целях укрепления кадрового потенциала для установления стимулирующих надбавок работникам областных учреждений культуры, проведения областных фестивалей, российских, межрегиональных, областных научных конференций, литературных и краеведческих чтений;
- из средств, выделяемых на реализацию областных целевых программ: 72711,0 тысяч рублей, в том числе по разделу "Капитальные вложения. Строительство и реконструкция объектов культуры" - 35500,0 тысяч рублей, которые планируется реализовать через областную целевую программу "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)".
Внебюджетные средства в объеме 11194,0 тысяч рублей планируется получить путем получения спонсорских средств и путем предоставления областными учреждениями культуры платных услуг населению области.
Объемы финансирования Программы на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета и областных инвестиций на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета.
Участие программных средств повышает статус проектов, особенно реализуемых на муниципальном и межмуниципальном уровне, позволяет привлечь другие источники финансирования, многократно усиливая действие вложенных финансовых ресурсов.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования программы по источникам и срокам расходования средств
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финанси- рования, всего |
в т.ч. по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего расходов | 234215,0 | 54829,0 | 46694,0 | 49464,0 | 46154,0 | 37074,0 |
В том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
140275,0 |
51130,0 |
21490,0 |
25135,0 |
24085,0 |
18435,0 |
- областного бюджета |
82746,0 |
3024,0 |
22512,0 |
21729,0 |
19372,0 |
16109,0 |
В том числе текущие расходы отрасли |
10035,0 |
2024,0 |
1974,0 |
1979,0 |
2029,0 |
2029,0 |
- внебюджетных источников |
11194,0 |
675,0 |
2692,0 |
2600,0 |
2697,0 |
2530,0 |
Из общей суммы расходов инвестиции, всего |
154700,0 |
50000,0 |
28600,0 |
31600,0 |
26500,0 |
18000,0 |
В том числе за счет средств: |
||||||
- федерального бюджета |
119200,0 |
50000,0 |
16800,0 |
20500,0 |
18700,0 |
13200,0 |
- областного бюджета |
35500,0 |
- |
11800,0 |
11100,0 |
7800,0 |
4800,0 |
В число ресурсов также входят:
- нематериальные и творческие ресурсы (неограничены, однако могут быть задействованы при достижении программных целей лишь в совокупности с творческими, интеллектуальными, организационными, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами);
- сеть учреждений культуры;
- кадровые ресурсы;
- материально-технические ресурсы;
- партнерские ресурсы (в процессе реализации программы культура активно вовлекается в процессы деятельности различных субъектов, имеющих свои интересы и стратегии, связанные с идеей регионального развития, в т.ч. субъектов промышленного производства, агросферы, предпринимательства). В числе партнерских ресурсов - межрегиональные и международные связи, работа с землячествами, общественными организациями и т.п.
Развитие конструктивного сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры осуществляется через ведение совместных культурных проектов, поддержку творческих инициатив, систему областных конкурсов и премий. Возникшее в ходе осуществления программных мероприятий деловое и творческое партнерство сохраняется в дальнейшем, служит эффективному использованию ресурсов отрасли, экономии бюджетных средств всех уровней.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации программы определяется ее областным статусом.
Координатор программы - департамент культурного наследия, культуры и туризма области, который формирует ежегодный план мероприятий, подлежащих финансированию, с определением исполнителей, объемов и источников финансирования. Ежегодный план мероприятий формируется с учетом актуальных направлений социально-экономического и культурного развития области, решений администрации области, рекомендаций Совета по культуре и искусству, Общественной палаты при губернаторе области, федеральных целевых программ, областных, межрегиональных, российских и международных культурных проектов.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными программой координатор программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования по каждому мероприятию, а также количество и перечень мероприятий программы.
Исполнители:
- несут ответственность за надлежащее и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств;
- отчитываются в установленном порядке перед департаментом культурного наследия, культуры и туризма области за реализацию мероприятий, их эффективность;
- вносят в департамент культурного наследия, культуры и туризма области предложения по формированию ежегодного плана мероприятий программы, совершенствованию механизма реализации программы и оценочных критериев ее эффективности.
По отношению к государственным учреждениям отрасли действуют следующие схемы:
- выделение средств на проведение конкретных программных мероприятий;
- государственный заказ, гранты на проекты (постановки спектаклей, выставки и т.п.), в т.ч. через формы конкурсной поддержки;
- софинансирование проектов, получивших финансовую поддержку по федеральным целевым программам.
Оказание муниципальным учреждениям культуры области финансовой и материально-технической поддержки за счет областного бюджета в рамках настоящей программы осуществляется:
- в рамках реализации муниципальными учреждениями культуры значимых для области культурных проектов (по договорам с департаментом культурного наследия, культуры и туризма области, в рамках совместной деятельности с областными учреждениями культуры и искусства);
- на условиях конкурсов, в т.ч. грантовых, проводимых департаментом культурного наследия, культуры и туризма области.
Ежегодно департаментом культурного наследия, культуры и туризма области в рамках действующего законодательства определяются объемы, условия и сроки предоставления данной поддержки. Обязательным условием является направленность проектов муниципальных образований на решение задач программы. Как правило, поддержка проектов муниципальных образований предоставляется на условиях долевого участия с их стороны в размере не менее 50% от общей величины затрат.
Право собственности области на возведенные и реконструированные объекты муниципальных образований не возникает. Средства из областного бюджета для соответствующих муниципальных образований будут выделяться на безвозвратной основе.
Реализация мероприятий программы осуществляется во взаимодействии (организационном, координационном, информационном) органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений отрасли "Культура", общественных организаций (в т.ч. творческих союзов).
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Управление программой, контроль за ходом ее реализации осуществляет ее координатор - департамент культурного наследия, культуры и туризма Костромской области.
Координатор в ходе реализации программы:
- осуществляет текущее управление и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, по целевому и эффективному использованию финансовых средств;
- осуществляет контроль за выполнением мероприятий областной целевой программы, выявляет их отклонения от предусмотренных результатов, определяет причины и определяет меры по устранению отклонений, организует ведение отчетности по программе и обеспечивает ее предоставление в установленном порядке соответствующим органам государственной власти;
- с учетом выделяемых средств ежегодно уточняет целевые показатели и механизм реализации областной целевой программы, затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей;
- обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий областной целевой программы в очередном финансовом году.
7. Оценка эффективности, социально-экономических последствий
от реализации программы
Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала общества, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей, сказываются на развитии общества в целом.
Результатами осуществления программных мероприятий являются:
- повышение качества жизни граждан, увеличение доли населения области, участвующего в культурной деятельности;
- обеспечение целостного и разнообразного культурного пространства Костромской области, интеграция культуры Костромского края в культурный процесс страны;
- развитие экономики и социальной сферы области путем освоения культурных ресурсов, формирования инвестиционной привлекательности края, как территории с насыщенной культурной средой;
- создание устойчивых форм и механизмов финансовой поддержки развития культуры в условиях реформы бюджетной сферы, местного самоуправления (в т.ч. путем конкурсов и грантов);
- повышение конкурентоспособности областных и муниципальных учреждений отрасли "Культура" на рынке культурных услуг, привлечение внебюджетных средств к развитию культуры области;
- совершенствование кадрового обеспечения отрасли "Культура";
- модернизация материальной базы отрасли "Культура".
Результаты такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям. Учитывая это, предлагается оценивать эффективность программы через систему индикаторов:
Наименование индикатора | Ежегодный рост |
Число посещений культурно-досуговых мероприятий, проводимых областными и муниципальными учреждениями культуры |
0,2% |
Посещаемость областных и муниципальных библиотек | на 0,01 |
Число посещений выставок, проводимых областными музеями |
0,1% |
Число спектаклей и концертных программ, прово- димых областными театрально-зрелищными и куль- турно-досуговыми учреждениями |
0,2% |
Пополнение фондов документов библиотек, финанси- руемых из областного бюджета |
0,15% |
Пополнение электронных баз данных учреждений культуры, предоставляемых населению |
0,4% |
Индикаторы результативности могут уточняться в ходе реализации программы, с учетом научных и методических разработок в сфере культуры на федеральном и региональном уровне, принятия нормативных документов, изменений действующего законодательства.
Внешняя оценка эффективности программы осуществляется:
- совещательными органами при губернаторе области (Совет по культуре и искусству, Общественная палата, коллегия);
- на основе сведений о победах творческих коллективов и исполнителей на межрегиональных, российских и международных конкурсах и фестивалях, наградах работников и учреждений культуры;
- через рейтинг упоминаний (ссылок) о культуре области в сети Интернет, средствах массовой информации.
Комплексная оценка эффективности программы дается в итоговом и годовых отчетах департамента культурного наследия, культуры и туризма области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.