2. Предложить администрации Костромской области:
2.1. Внести изменения в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2004 год" в части выделения финансирования и включения областной целевой программы "Отходы" в перечень региональных программ, финансируемых из областного бюджета.
2.2. При поступлении дополнительных доходов в областной бюджет рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию мероприятий вышеуказанной Программы, определенных Законом Костромской области "Об областном бюджете на 2004 год".
2.3. В целях дополнительного включения соответствующих мероприятий в данную Программу и учета их финансирования при формировании областного бюджета на 2005 год рассмотреть вопросы:
- экономического стимулирования деятельности по раздельному сбору, сортировке по фракциям и утилизации отходов, в т.ч. упаковочных;
- использования эколого-экономических регуляторов: платности природопользования, создания системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности в сфере обращения с отходами;
- предоставления льгот хозяйствующим субъектам, занятым в сфере производства продукции из вторичного сырья;
- обеспечения государственного заказа на изделия из вторичных материалов;
- устранения последствий загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления, развития сети комплексных приемных пунктов отходов;
- сопряженности мероприятий Программы с перспективой развития промышленности;
- утилизации осадка очистных сооружений канализации;
- по разработке:
а) целевой региональной программы "Строительство мусоросортировочных пунктов, мусороперерабатывающих станций, полигонов ТБО, биотермических ям до 2010 года";
б) программы использования вторичных ресурсов для производства продукции;
в) регионального закона "Об отходах".
2.4. Оказать содействие городу Костроме в выборе участка под полигон твердых бытовых отходов.
2.5. Привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Рекомендовать администрации области и органам местного самоуправления муниципальных образований:
- в течение 2004 года провести инвентаризацию мест размещения отходов, скотомогильников с целью их учета при принятии управленческих решений;
- принять меры по ликвидации и последующей рекультивации объектов захоронения отходов производства и потребления, расположенных на территориях городских и других поселений, лесопарковых, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать расходы на реализацию мероприятий областной и муниципальных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления.
5. Рекомендовать управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Костромской области совместно с комитетом по охране природной среды и природопользования администрации Костромской области ускорить завершение работы по инвентаризации отходов производства и потребления на территориях муниципальных образований и составлению кадастра отходов.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Ямщикову В.Н.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Костромской
областной Думы |
В.П. Ижицкий |
О ходе выполнения настоящего постановления см. постановление Костромской областной Думы от 7 июля 2005 г. N 3912
Приложение
Областная целевая программа "Отходы" на 2004-2006 годы
(утв. постановлением Костромской областной Думы от 23 марта 2004 г. N 2228)
Паспорт областной целевой Программы "Отходы" на 2004-2006 годы
Наименование Программы Областная целевая Программа "Отходы"
на 2004-2006 годы.
Основание для разработки - Федеральный закон от 24.06.98 г. N 89-ФЗ
Программы "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды"; постановление
губернатора Костромской области от 20 января
2003 года N 20 "О природопользовании и охране
окружающей среды в Костромской области".
Государственный заказчик - администрация Костромской области.
Программы
Разработчик Программы - Комитет охраны окружающей природной среды
и природопользования администрации Костромской
области.
Основные исполнители - Комитет охраны окружающей природной среды
Программы и природопользования;
- Управление природных ресурсов и охраны окру-
жающей среды МПР России по Костромской области
- органы местного самоуправления.
Координаторы Программы - Координационный совет
- Комитет охраны окружающей природной среды и
природопользования администрации Костромской
области.
Основные цели Программы - стабилизация и снижение негативного воздейст-
вия отходов производства и потребления на окру-
жающую среду и здоровье населения.
Основные задачи Программы - распространение опыта использования отходов
производства;
- проведение мероприятий, направленных на сок-
ращение несанкционированных свалок;
- организация и проведение государственного
экологического мониторинга.
Основные мероприятия - мероприятия по совершенствованию нормативной
Программы правовой базы, научно-техническому и организа-
ционному обеспечению Программы;
- мероприятия по обращению с отходами производ-
ства и потребления;
- мероприятия по организации и осуществлению
экологического мониторинга источников антропо-
генного воздействия и зон их влияния;
- мероприятия по повышению эффективности госу-
дарственного экологического контроля;
- мероприятия по формированию экологической
культуры населения.
Сроки реализации Программы - 2004-2006 годы.
Объемы и источники финан- Общий объем финансирования Программы составляет
сирования (тыс. руб) 92425,0 тыс. рублей, в т.ч. 12025,0 тыс. рублей
Программы за счет областного бюджета:
2004 год - 6640,0 тыс. руб.
2005 год - 3335,0 тыс. руб.
2006 год - 2050,0 тыс. руб.
Финансирование Программы осуществляется также
за счет средств местных бюджетов:
- 10550,0 тыс. руб.
2004 год - 5410,0 тыс. руб.
2005 год - 3300,0 тыс. руб.
2006 год - 1840,0 тыс. руб.
внебюджетных источников:
- 69850,0 тыс. руб.
2004 год - 23200,0 тыс. руб.
2005 год - 43300,0 тыс. руб.
2006 год - 3350,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные резуль- выполнение мероприятий Программы:
таты реализации Программы - улучшит экологическую обстановку в области за
счет сокращения объемов образовавшихся отходов
производства и потребления;
- увеличит объемы использования промышленных
отходов в хозяйственном обороте;
- уменьшит экономический ущерб за счет осущест-
вления природоохранных мероприятий.
Организация контроля за - осуществляется комитетом охраны окружающей
исполнением Программы природной среды и природопользования админист-
рации Костромской области.
Главный получатель и распо- - комитет охраны окружающей природной среды и
рядитель бюджетных средств природопользования администрации Костромской
по мероприятиям Программы области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сложившаяся в настоящее время в области ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов производства и потребления вывела эту проблему на первое место среди экологических проблем области, суть которой состоит не только в усиливающемся год от года опасном уровне загрязнения окружающей среды, создающем реальную угрозу здоровью населения, но и в значительном экономическом ущербе, обусловленном нерациональным использованием природных ресурсов.
В 1998 г. была разработана и утверждена постановлением главы администрации Костромской области от 28.12.98 г. N 725 областная целевая Программа "Отходы", сроки реализации которой 1999-2005 гг. В ходе реализации Программы осуществлялась ее корректировка как по объемам финансирования, так и по содержанию.
За период 1999-2003 гг. часть запланированных мероприятий выполнена. Важнейшими из них являются:
- создание участка по демеркуризации вышедших из употребления ртутьсодержащих ламп на базе мехколонны N 23 в г. Костроме,
- рекультивация шламонакопителя бывшего химического завода (ассоциация "МАСП") в г. Буе,
- открытие цеха обезвоживания осадка очистных сооружений в г. Шарье,
- введение в действие новых полигонов твердых бытовых отходов в г. Нерехте и в г. Волгореченске,
- изготовление технологического оборудования для мусоросортировочной станции в г. Костроме,
- завершение строительства второй очереди очистных сооружений с биологической очисткой стоков АО "Шувалово",
- ликвидация несанкционированных свалок в Нейском, Кологривском, Буйском, Солигаличском и др. районах,
- осуществление бесперебойного функционирования пункта приема отработанных СОЖ в г. Нерехте,
- внедрение безасбестовой технологии с использованием теплоизоляционной краски на ОАО "Мотордеталь",
- начало производства древесного угля путем пиролиза частными предпринимателями (в Мантуровском, Судиславском, Солигаличском районах, Первомайским леспромхозом Макарьевского района).
Вместе с тем, в области обращения с отходами производства и потребления остается много нерешенных проблем. В Костромской области в среднем за год образуется:
- 463 тыс. тонн отходов производства, из них отходы 1-4 класса опасности составляют 1,5 тыс. тонн (0,7%), нетоксичные отходы (5 класс) 461,5 тыс. тонн (99,3%);
- 290 тыс. тонн отходов потребления, из них отходы 1-3 класса опасности 0,8 тыс. тонн (0,3%). Из 289,2 тыс. тонн нетоксичных отходов - 269,3 тыс. тонн (92,5%) составляют твердые бытовые отходы (ТБО), 20,9 тыс. тонн отходы, относящиеся к вторичным материальным ресурсам.
Около 50% объема твердых бытовых отходов составляют упаковочные отходы. 40-50%, а в отдельных случаях и до 100% упаковочные отходы представляют собой ценное вторичное сырье (бумагу, картон, металлы, пластмассы, древесину и др.), которое после сортировки и последующей переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот в виде товаров народного потребления, (строительных материалов, малых архитектурных форм, тароупаковочных материалов и пр.).
Организованного извлечения вторсырья из собираемого мусора практически не производится, т.к. система раздельного сбора мусора не налажена. Ввод в действие строящейся в г. Костроме мусоросортировочной станции позволит увеличить процент извлечения ценных компонентов из твердых бытовых отходов и сократить количество отходов, вывозимых на свалки, однако из-за недостаточного финансирования сроки пуска в эксплуатацию мусоро-сортировочной станции в г. Костроме затягиваются.
В области твердые бытовые отходы практически не утилизируются и полностью вывозятся на свалки. В настоящее время постановлением главного государственного врача Костромского района от 12.05.03 г. с 01.01.2004 г. запрещена эксплуатация полигона ТБО в районе д. Семенково из-за негативного влияния на окружающую среду. Таким образом, возникает срочная необходимость по организации нового объекта размещения твердых бытовых отходов, а также по разработке комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
По оценке контролирующих органов в Костромской области образуется 300 тыс. тонн биологических и специфических отходов, в том числе от падежа крупного рогатого скота, свиней, мелкого скота.
В настоящее время в области имеется 230 мест захоронения и обеззараживания трупов павших животных (180 скотомогильников и 50 биотермических ям), из них лишь 11 скотомогильников и 12 биотермических ям паспортизировано. Большинство мест захоронения не обустроено или требует капитального ремонта. Не решен вопрос утилизации трупов животных в г. Костроме. Захоронение производится населением самостоятельно в необорудованных местах.
На территории области зафиксированы: 2 полигона, 263 санкционированные свалки, 133 несанкционированные свалки. Ликвидация несанкционированных свалок идет медленно.
Из-за низкого уровня современных технологий и дефицита оборудования по утилизации промышленных отходов перерабатывается и вторично используется лишь незначительная их часть:
- древесные отходы используются крайне ограниченно, при образовании их в количестве 460 тыс. тонн в год. С древесными отходами в плане их использования и предотвращения загрязнения окружающей среды работают ограниченное количество предприятий. Среди них: ОАО "Фанком" в г. Мантурово и ОАО "Фанплит" в г. Костроме, ОАО "Мантуровопромлес", ОАО ЛХК "Буйлеспром".
Однако под использованием древесных отходов предприятиями подразумевается сжигание их в котельных или применение на подстилку для домашних животных, но не в качестве вторичного сырья. Остальное количество древесных отходов вывозится на свалки.
В области существует положительный опыт перевода муниципальных электро- и газовых котельных на работающие на твердом топливе (древесные отходы). В этом направлении работа проведена в Буйском районе (п. Корега), г. Макарьеве (котельная 23-квартала), заменены электрокотлы на котлы, работающие на отходах деревопереработки в Островском районе (д. Гуляевка) и Судиславском районе (п. Мирный), что экономически выгодно и экологически безопасно.
Не решен вопрос с мелкими пилорамами, где объемы производства небольшие. Здесь отсутствует четкий учет за отходами и контроль, временные площадки для размещения отходов, что приводит к образованию новых несанкционированных свалок, к невозможности использования вторично данного вида сырья.
Длительное время существует проблема лигнина в г. Мантурово, где в водоохранной зоне реки Унжи в буртах лежит более 3 млн. тонн лигнина, оставшегося от бывшего биохимического завода. Практически это громадное количество топлива, которое реально может быть использовано для целей отопления в г. Мантурово, находится в непосредственной близости от котельных.
Требует постоянного внимания вопрос утилизации токсичных отходов 1 класса опасности (ртутные лампы, запрещенные и пришедшие в негодность - пестициды).
В 2001 году за пределы области на переработку было отправлено 63 тонны запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов. Среди них 38 тонн гранозана, 25 тонн ДДТ и других препаратов.
Работы продолжались и в 2002 году за счет средств областного бюджета, за счет экологических платежей. Всего израсходовано около 1,5 млн. руб.
Остаток подлежащих утилизации пестицидов, находящихся на складах сельскохозяйственных предприятий, составляет 24 тонны, на складах ОАО "Островскоеагропромхимия" и ОАО "Нерехтаагропромхимия" - 16,5 тонн (ДДТ, фетиурам, тхан, смесь пестицидов). Этот остаток пестицидов необходимо утилизировать как можно быстрее, поскольку их хранение в современной экономической ситуации обеспечить очень сложно. В хозяйствах препараты хранятся в приспособленных помещениях, не соблюдаются меры по обеспечению экологической безопасности.
В 2003 году в цех демеркуризации (мехколонна N 23, г. Кострома) на утилизацию было передано 59 тыс. шт, ртутных ламп и термометров.
На хранении в цехе демеркуризации находится 40 кг отходов ртути, собранной в процессе обезвреживания ртутьсодержащих приборов.
Следует отметить, что потребность в утилизации ртутьсодержащих приборов значительно выше имеющихся возможностей. Установка по демеркуризации действует с 1995 года. Технические возможности ее, а также значительный износ, не позволяют эффективно решать проблему, которая особенно серьезна в связи с тем, что большое количество ламп находится в школах и больницах, где нет условий для их хранения и нет средств для самостоятельного вывоза.
С целью предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности в области проводится государственный экологический мониторинг. Это в значительной степени касается обращения с отходами, в первую очередь в части:
- отслеживания состояния окружающей среды в местах размещения отходов (отбор и анализ проб источников сбросов и выбросов загрязняющих веществ, контроль качества природных вод, влияния на них сточных, подготовка данных для расчетов лимитных платежей и т.д.);
- отслеживания динамики происходящих изменений для соответствующей оценки и принятия обоснованных управленческих решений.
В отношении этого необходима комплексная проработка областной нормативной правовой базы о мониторинге окружающей среды, в том числе в части обращения с отходами.
В области осуществляется работа по инвентаризации, паспортизации, разработке и реализации проектов нормативов образования отходов, которая ранее сдерживалась в связи с недостаточностью нормативно-правовой базы.
В настоящее время утверждены приказом МПР России от 11.03.02 г. N 115 "Методические указания о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержден приказом МПР России от 02.12.02 г. N 786 "Федеральный классификационный каталог отходов", установлен порядок отчетности по форме 2-ТП "Отходы". На основе этих документов в области осуществляется работа по инвентаризации образующихся отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, разрабатывают проекты нормативов образования отходов.
Функционирование системы управления отходами включает в себя:
- правовое регулирование в области обращения с отходами,
- формирование банка данных об образовании различных видов отходов на территории области,
- оценка существующего состояния и перспектив обращения с отходами,
- выработка предложений и мер по стабилизации и улучшению положения,
- контроль за реализацией мероприятий по обращению с отходами и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимость принятия и реализации Программы вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Костромской области программно-целевыми методами.
Программа является комплексом системных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления и призвана совершенствовать существующую систему управления отходами.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является стабилизация и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения, на основе комплексного системного подхода при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Совершенствование системы нормативных правовых документов в области обращения с отходами производства и потребления.
2. Организация и обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание и внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, эффективных методов переработки и обезвреживания отходов.
3. Распространение опыта использования отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья.
4. В целях экономии бюджетных средств и сокращения объемов древесных отходов осуществление перевода газовых и электро-котельных на котельные, работающие на древесных отходах.
5. Проведение мероприятий, направленных на сокращение несанкционированных свалок в муниципальных образованиях.
6. Проведение инвентаризации отходов производства и потребления и мест их размещения.
7. Организация и проведение государственного экологического мониторинга.
8. Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих в системе охраны окружающей среды и экологической безопасности.
9. Укрепление материально-технической базы, кадрового состава для оптимизации государственного экологического контроля.
10. Формирование экологической культуры населения через систему экологического образования, просвещения, средств массовой информации.
Программа носит открытый характер, предполагает дополнение ее другими мероприятиями и проектами при условии их соответствия целям и задачам Программы.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.
3.1. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы,
научно-техническому и организационному обеспечению программы
Настоящий раздел Программы включает в себя мероприятия по разработке нормативных правовых документов в области обращения с отходами в Костромской области и преследует цель предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Разработанные нормативные акты в области обращения с отходами должны обеспечить:
- использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
- комплексную переработку материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к информации в области обращения с отходами;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.
Мероприятия включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению в области обращения с отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду.
Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами, а именно подготовка и реализация Программы ПРООН "Внедрение технологий использования возобновляемых источников энергии-биомассы низкотоварной древесины и древесных отходов в практику энергосбережения с целью сокращения эмиссии парниковых газов" включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
3.2. Мероприятия по обращению с отходами производства и потребления
Настоящий раздел Программы реализует первоочередные мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления в Костромской области на 2004-2006 год. Реализация мероприятий позволит перейти к регулируемому процессу обращения с отходами производства и потребления в Костромской области.
Одной из задач Программы является распространение опыта на котельные системы ЖКХ по использованию древесных отходов в качестве дешевого энергетического сырья:
- перевод котельных в Буйском районе (м. Булгарим), Вохомском районе, Судиславском районе (п. Столбово), Сусанинском районе (микрорайон Восточный).
В этом разделе предусмотрены мероприятия, направленные на сокращение несанкционированных свалок в муниципальных образованиях:
- разработка муниципальных целевых Программ "Отходы";
- разработка вариантов типового проекта обустройства сельских свалок ТБО.
Целью данной работы является приведение существующих сельских свалок ТБО и брошенных карьеров, используемых под свалки, к требованиям СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к полигонам ТБО". Проектом предусматривается разработка типовой хозяйственной зоны, устройство гидроизоляции с применением местных нерудных строительных материалов (глина, песок, гравий) и способов складирования, приемлемых для мелких населенных пунктов сельских администраций. Типовой проект находится в стадии разработки (модельный район - Апраксинская сельская администрация). Реализация проекта позволит локализовать загрязнение окружающей природной среды, вести контроль за вывозом и складированием отходов.
Эколого- и социально-экономическими результатами проведения мероприятий по данному направлению являются:
- снижение на 20-30% негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления мероприятий переработки и обезвреживания отходов;
- сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации мероприятий;
- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов.
В результате реализации проекта строительства мусоросортировочной станции (далее - МСК) в г. Костроме будет ежегодно перерабатываться до 100 тыс. тонн в год отходов и отбираться до 50% товарной продукции (вторичного сырья) различного назначения. Рентабельность МСК оценивается на уровне 21%. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит около 1,47 млн. рублей в год.
3.3. Мероприятия по организации и осуществлению мониторинга
источников антропогенного воздействия и зон их влияния
Мероприятия по организации и осуществлению мониторинга окружающей среды (экологический мониторинг) призваны обеспечить регулярное наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации (Костромской области), органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ в области экологического развития, целевых программ в области охраны окружающей среды и мероприятий по охране окружающей среды.
3.4. Мероприятия по повышению эффективности государственного
экологического контроля
Мероприятия направлены на повышение активности контрольно-инспекционной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Костромской области.
Мероприятия выполняют задачу получения и обработки информации, принятия правовых и технических решений с целью совершенствования контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль), соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Реализация мероприятий ускорит оперативность принятия решений в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды и соблюдения требований природоохранного законодательства.
С целью повышения профессионального уровня работников комитета охраны окружающей природной среды и природопользования администрации области Программой предусмотрено участие государственных инспекторов в обучающих семинарах по вопросам осуществления государственного экологического контроля.
3.5. Мероприятия по формированию экологической культуры населения
Экологическая культура населения Костромской области является важным фактором при решении экологических проблем.
Общая экологическая культура большей части населения проявляющаяся в обращении с бытовыми отходами, с энергоснабжением, с ресурсосбережением является довольно низкой. Это связано как с традиционно нерациональным (с эколого-экономической точки зрения) способом ведения домашнего хозяйства, так и с отсутствием правовых и экономических механизмов, побуждающих к его рационализации.
Необходимо информирование населения о состоянии окружающей среды и природоохранных проблемах через областные и районные газеты, местное радио и телевидение, инициирование формирования и развития системы экологического образования населения.
Программой предусмотрена разработка методических рекомендаций преподавателям начальной школы по дополнительному образованию "Экологическое воспитание младших школьников в области обращения с отходами".
С целью формирования экологической культуры населения среди муниципальных образований ежегодно будет проходить конкурс "Чистый дом, чистый двор, чистый город".
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета (областная адресная инвестиционная Программа, Программа водохозяйственных мероприятий, мероприятия по энергосбережению, статья "Региональные программы" Закона Костромской области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год), местных бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников (средства предприятий, средства Областной общественной организации Российской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов). Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета и проектов местных бюджетов муниципальных образований на соответствующий год.
Общий объем финансирования Программы на 2004-2006 годы составляет: 92425,0 тыс. руб., в т.ч.:
Областной бюджет | Местный бюджет | Внебюджетные источники | ||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 |
6640,0 | 3335,0 | 2050,0 | 5410,0 | 3300,0 | 1840,0 | 23200,0 | 43300,0 | 3350,0 |
Всего: 12025,0 тыс. руб. | Всего: 10550,0 тыс. руб. | Всего: 69850,0 тыс. руб. |
5. Механизм реализации Программы
Программа осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства об охране окружающей природной среды и природопользовании по вопросам программной разработки и направлениям решения актуальных проблем в области обращения с отходами производства и потребления.
Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования администрации области во взаимодействии с управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Костромской области в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, формирует совместно с основными исполнителями Программы бюджетную заявку и ежегодно представляет ее в департамент по экономике и экономическим реформам для учета при формировании проектов годовых прогнозов экономического развития области и областного бюджета.
6. Управление Программой и контроль за ее реализацией
Управление Программой осуществляет координационный совет (далее - Совет). Совет утверждается постановлением губернатора. В Совет входят представители исполнительных и законодательных органов Костромской области, муниципальных образований, общественных объединений и других заинтересованных организаций.
Совет:
- ежеквартально рассматривает результаты реализации Программы мероприятий;
- организует контроль за целевым использованием финансовых средств;
- координирует взаимодействие органов местного самоуправления по выполнению мероприятий Программы и организует обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению мероприятий Программы и повышению эффективности ее реализации;
- рассматривает проекты нормативных правовых документов по соответствующим проблемам;
- принимает решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;
- вырабатывает предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов по Программе.
Контроль за реализацией Программы осуществляет комитет охраны окружающей природной среды и природопользования администрации области.
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий
от реализации Программы
В процессе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- создание системы управления в области обращения с отходами производства и потребления на всех уровнях хозяйствования;
- увеличение объемов использования промышленных отходов в хозяйственном обороте;
- сокращение экономического ущерба за счет осуществления природоохранных мероприятий;
- разработка новых нормативных правовых актов в области обращения с отходами;
- организация экологического мониторинга объектов размещения отходов производства и потребления;
- использование отходов деревообработки в качестве дешевого энергетического сырья;
- приведение в соответствии с законодательством мест захоронения отходов производства и потребления;
- пуск в эксплуатацию мусоросортировочной станции;
- строительство в г. Костроме биотермической ямы;
- формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Мероприятия по реализации областной целевой программы
"Отходы" на 2004-2006 гг. (тыс. руб. в ценах 2004 гг.)
Наименование мероприятий | Срок исполнения (год) |
Общая сумма затрат |
Областной бюджет | Местный бюджет | Внебюджетные источники | Исполнители | ||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, научно-техническому и организационному обеспечению программы | ||||||||||||
1.1 Разработка проекта за- кона Костромской области "Об экологическом монито- ринге на территории Кост- ромской области" |
2004 | Комитет "Облком- природа", УПР и ООС МПР России по Костромской об- ласти |
||||||||||
1.2 Разработка и утвержде- ние в каждом муниципальном образовании Порядка сбора и размещения отходов |
2004 | Администрации му- ниципальных обра- зований |
||||||||||
1.3. Разработка и коррек- тировка, в целях приведе- ния в соответствие с феде- ральным и областным зако- нодательством, муниципаль- ных Правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов |
2004 | Администрации му- ниципальных обра- зований |
||||||||||
1.4. Разработка муници- пальных целевых программ "Отходы" |
2004 | Администрации му- ниципальных обра- зований |
||||||||||
1.5 Организация учета в области обращения с отхо- дами, в том числе: коли- чественная и качественная оценки объемов накоплен- ных, образующихся и пере- рабатываемых отходов; оценка объектов размещения отходов на территории Кос- тромской области; разра- ботка предложений по внед- рению современных техноло- гий переработки отходов, в том числе упаковки и упаковочных отходов, авто- покрышек и др. |
2004-2006 | 450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | Комитет "Облком- природа", УПР и ООС МПР России по Костромской об- ласти |
||||||
1.6 Разработка и ведение кадастра отходов, в том числе: создание банка дан- ных отходов; создание рее- стра объектов размещения отходов; создание банка данных о технологиях ис- пользования и обезврежива- ния отходов. |
2004-2005 | 1200,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | Комитет "Облком- природа", УПР и ООС МПР России по Костромской об- ласти |
||||||
1.7 Проведение НИОКР: Разработка научно-методи- ческих обоснований для за- конодательных и норматив- ных правовых актов в об- ласти обращения с отходами и разработка методических рекомендаций по обеспече- нию экологической безопас- ности при обращении с раз- личными видами отходов. |
2004-2006 | 300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Комитет "Облком- природа", научно- производственные и научно-исследо- вательские учреж- дения, УПР и ООС МПР России по Костромской об- ласти |
||||||
2. Мероприятия по обращению с отходами производства и потребления | ||||||||||||
2.1 Реализация программы ПРООН: "Внедрение техноло- гий использования возоб- новляемых источников энер- гии-биомассы низкотоварной древесины и древесных от- ходов в практику энерго- сбережения с целью сокра- щения эмиссии парниковых газов. Костромская область - модельный район. (+ - средства ПРООН) |
2004-2006 | + | + | + | Предприятия, ор- ганизации, учреж- дения, РЭК Кост- ромской области, НО "Костромской фонд энергосбере- жения". Координа- тор - комитет "Облкомприрода", УПР и ООС МПР России по Кост- ромской области |
|||||||
2.2 Внедрение в практику использования отходов ле- сопиления и деревообработ- ки в качестве энергетичес- кого сырья с проведением эколого-экономической оценки с целью распростра- нения опыта на котельные системы ЖКХ: - Буйский район. Замена котлов в котельной (м. Булгарим) на котлы, работающие на древесных отходах; - Вохомский район. Ремонт квартальной котельной МУП ЖКХ в п. Вохма с установ- кой котла, работающего на древесных отходах; Судиславский район. Рекон- струкция эл. котельной п. Столбово с переводом на древесные отходы; - Сусанинский район. Заме- на котлов в мкр-не Восточ- ный на котлы на древесных отходах |
2004 2004 2004 2004 |
1000,0 680,0 660,0 350,0 |
400,0 300,0 330,0 150,0 |
600,0 380,0 330,0 200,0 |
Комитет "Облком- природа", управ- ление ЖКХ, РЭК. Администрация Буйского района Администрация Вохомского райо- на Администрация Судиславского района Администрация Сусанинского района |
|||||||
2.3 Внедрение в практику использования древесных отходов муниципальными ко- тельными технических средств подготовки сырья: - оснащение котельной 23 квартала ЖКХ администрации Макарьевского района руби- тельной машиной. |
2004 | 400,0 | 300,0 | 100,0 | Администрация Макарьевского района, комитет "Облкомприрода", управление ЖКХ, РЭК |
|||||||
2.4 Выбор общегородских, районных площадок для вре- менного складирования дре- весных отходов, предназна- ченных для использования в производстве ООО "Кроно- стар" |
2004 | В со- ответ- ствии с до- гово- рами |
Администрация муниципальных образований, ООО "Кроностар" |
|||||||||
2.5 Использование древес- ных отходов в производстве ДПС на предприятии ООО "Кроностар" г. Шарья |
2004-2006 | 550,0 | 100,0 | 200,0 | 250,0 | ООО "Кроностар" | ||||||
2.6 Отработка системы ор- ганизации сбора и размеще- ния ТБО: - Обустройство полигона для размещения ТБО в соот- ветствии с экологическими требованиями: г. Солигалич |
2004-2006 |
1700,0 |
250,0 |
250,0 |
60,0 |
500,0 |
500,0 |
140,0 |
Комитет "Облком- природа", адми- нистрация Соли- галичского райо- на. |
|||
2.7 Строительство биотер- мической ямы в г. Костроме |
2004-2006 | 5800,0 | 1000,0 | 2300,0 | 1800,0 | 700,0 | Администрация г. Костромы, ко- митет "Облком- природа", управ- ление ЖКХ. |
|||||
2.8 Разработка вариантов типового проекта обустрой- ства сельских свалок ТБО |
2004 | 200,0 | 200,0 | Комитет "Облком- природа", НПО "Аграф" |
||||||||
2.9 Рекультивация полигона ТБО г. Кострома (Семенко- во) |
2004-2006 | 9000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 | "ЭКРОНСАХ" | ||||||
2.10 Утилизация опасных отходов сельскохозяйствен- ного производства (запре- щенных и непригодных к ис- пользованию ядохимикатов) |
2004-2005 | 1700,0 | 900,0 | 800,0 | Комитет "Облком- природа", депар- тамент АПК адми- нистрации облас- ти. |
|||||||
2.11 Разработка производ- ственной программы исполь- зования лигнина в качестве вторичного сырья в г. Ман- турово |
2004 | 50,0 | 50,0 | ГУП ЖКХ "Облтеп- лоэнерго", коми- тет "Облкомпри- рода". |
||||||||
2.12 Утилизация использо- ванных ртутных приборов бюджетных организаций |
2004-2006 | 600,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | Комитет "Облком- природа", мехко- лонна N 23 |
||||||
2.13 Приобретение и монтаж демеркуризационной уста- новки |
2004 | 750,0 | 750,0 | Комитет "Облком- природа", мехко- лонна N 23 |
||||||||
2.14 Завершение строитель- ства мусороперерабатываю- щей станции |
2004-2005 | 60000,0 | 20000,0 | 40000,0 | ОООРООИВиВК | |||||||
3. Мероприятия по организации и осуществлению экологического мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния | ||||||||||||
3.1 Осуществление монито- ринга, проведение лабора- торного и инструментально- го контроля на территориях интенсивного загрязнения |
2004-2006 | 2800,0 | 800,0 | 1000,0 | 1000,0 | Комитет "Облком- природа", аккре- дитованные лабо- ратории |
||||||
3.2 Организация и проведе- ние экологического монито- ринга окружающей среды в районе свалки (район д. Семенково) |
2004-2006 | 3000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | Управление ЖКХ г. Костромы |
||||||
3.3 Проведение экологичес- кого мониторинга окружаю- щей среды в районе полиго- на для размещения промот- ходов (д. Холм Костромско- го района) |
2004-2006 | 300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ОАО "Гермес" | ||||||
4. Мероприятия по повышению эффективности государственного экологического контроля | ||||||||||||
4.1 Разработка (приобрете- ние) программного обеспе- чения деятельности по уче- ту объектов государствен- ного экологического конт- роля, размещение сведений о параметрах загрязнения ими окружающей среды, ана- лизу результатов контроль- ной деятельности. |
2005-2006 | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | Комитет "Облком- природа" |
||||||
4.2 Приобретение средств электронно-вычислительной техники. |
2004-2005 | 85,0 | 60,0 | 25,0 | Комитет "Облком- природа" |
|||||||
4.3 Приобретение автотран- спорта для осуществления государственного контроля инспекторами комитета "Облкомприрода" |
2004-2005 | 410,0 | 160,0 | 250,0 | Комитет "Облком- природа" |
|||||||
4.4 Участие государствен- ных инспекторов в обучаю- щих семинарах по вопросам осуществления государст- венного экологического контроля. |
2004-2006 | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | Комитет "Облком- природа" |
||||||
5. Мероприятия по формированию экологической культуры населения | ||||||||||||
5.1 Пропаганда природоох- ранных и экологических знаний в области обращения с отходами в областных СМИ. |
2004-2006 | 150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | Комитет "Облком- природа" |
||||||
5.2 Методические рекомен- дации преподавателям на- чальной школы по дополни- тельному образованию "Эко- логическое воспитание младших школьников в об- ласти обращения с отхода- ми". |
2005 | 20,0 | 20,0 | Комитет "Облком- природа" |
||||||||
5.3 Проведение областного экологического конкурса среди муниципальных обра- зований "Чистый дом, чис- тый двор, чистый город." |
2004-2006 | 90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | Управление ЖКХ, комитет "Облком- природа" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Костромской областной Думы от 23 марта 2004 г. N 2228 "Об областной целевой программе "Отходы" на 2004-2006 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Костромской областной Думы от 22 ноября 2007 г. N 2418 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Костромской областной Думы от 20 апреля 2006 г. N 332