Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Общие требования к обращению с отходами
7. Нормирование в области обращения с отходами
7.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют их на утверждение, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
7.2. Граждане, проживающие в домах индивидуальной застройки, в коммунальных платежах которых отсутствуют платежи за содержание мест временного хранения и вывоз бытовых отходов, заключают договор на сбор отходов в места их хранения, транспортирование отходов и их размещение на полигоне (свалке) твердо-бытовых отходов с предприятием (организацией, учреждением) ответственным за санитарное состояние территории
8. Требования по обращению с отходами на территориях городского и сельских поселений
8.1. Территории городского и сельских поселений, в том числе места временного проживания и отдыха граждан, подлежат регулярной очистке от отходов.
8.2. Порядок сбора отходов на территориях городского и сельских поселений, определяется схемой очистки, утвержденной органами местного самоуправления городского и сельских поселений, предусматривающий своевременное удаление отходов, а также экономически целесообразный раздельный сбор и утилизацию отдельных видов отходов.
8.3. Перевозка отходов на городской полигон ТБО, поселковые свалки осуществляется предназначенным для этого транспортом по графику, согласованному с заинтересованными организациями, независимо от степени заполнения контейнеров, а при необходимости - вне графика по заявке собственника контейнера.
8.4. Размещение ТБО на несанкционированной свалке запрещено.
8.5. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов, городских лесов и лесов вокруг сельских населенных пунктов, зеленой зоны пгт. Красное-на-Волге, придорожных полос;
8.6. Запрещается сжигание ТБО на территориях населенных пунктов Красносельского муниципального района.
8.7. Запрещается захоронение бытовых и иных отходов в неотведенных для этих целей местах.
8.8. Органы местного самоуправления обязаны при уборке населенных пунктов принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов, сходных по морфологическому составу с ТБО (бытовые ртутные приборы, химикаты, трупы павших животных, больничные отходы и другие).
9. Требования к обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений
9.1. Отходы лечебно-профилактических учреждений в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, экологическими и иными нормами и правилами подразделяются на неопасные, опасные, чрезвычайно опасные, по составу близкие к отходам промышленности, радиоактивные классы опасности.
9.2. Смешивание отходов лечебно-профилактических учреждений различных классов опасности на всех этапах сбора, хранения и транспортирования не допускается.
9.3. Отходы лечебно-профилактических учреждений перед их хранением и последующей транспортировкой для термического уничтожения должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции.
9.4. Хранение контейнеров с отходами лечебно-профилактических учреждений совместно с другими отходами не допускается
9.5. Послеоперационные отходы и эпидемические безопасные патологоанатомические отходы (органы, ткани и другие) подлежат уничтожению термическим способом на специальных установках или захоронению на кладбищах в специально отведенных могильниках в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.
10. Требования к обращению с биологическими отходами
10.1. Обращение с биологическими отходами на территории Красносельского муниципального района, в том числе сбор, транспортировка, переработка и обезвреживание, осуществляется в порядке, предусмотренном ветеринарно-санитарными, экологическими нормами и правилами.
10.2.Запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз биологических отходов на свалки для захоронения.
10.3. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю запрещается, за исключением случаев, предусмотренных требованиями ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.
11. Требования к обращению с отходами строительства и сноса
11.1 Сбор и временное хранение отходов строительства и сноса допускается на объектах их образования.
11.2. Запрещается захоронение отходов строительства и сноса на территории строительной площадки.
11.3. Транспортирование и захоронение отходов строительства и сноса осуществляется на основании разрешения, выдаваемого предприятием, ответственным за благоустройство территории поселения.
11.4. Ответственность за нарушение требований к обращению с отходами строительства и сноса, в том числе при их сборе, хранении, сортировке, перемещении и размещении, несут производители отходов.
12. Требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами
12.1. Природопользователи обязаны иметь нормативно-техническую документацию, регламентирующую сбор, накопление, размещение и первичную обработку отходов, разработанную и согласованную в установленной форме, имеющую положительное заключение государственной экологической экспертизы:
-проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов назначения, в процессе функционирования которых образуются отходы;
- технологические регламенты, отражающие процессы образования отходов и соответствующие материалы баланса;
- журнал и документы учета движения отходов;
- проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- паспорта опасных отходов согласно утвержденной формы;
- лимиты размещения отходов, выданные Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области по поднадзорности;
- приказ об организации учета, хранении, утилизации отходов с назначением ответственных лиц;
- договора на передачу отходов на утилизацию, переработку или размещение;
- план мероприятий по предотвращению возникновения аварийных ситуаций с отходами и в случае возникновения аварийных ситуаций принимать меры по их ликвидации;
- отчет 2ТП-отходы.
12.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны:
- внедрять малоотходные технологии, систему раздельного сбора отходов потребления, в том числе сбора вторичных ресурсов;
- выполнять мероприятия по складированию, консервации, и сохранению отходов, которые временно не используются;
- вести учет образованных, накапливаемых, перерабатываемых, обеззараживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов;
- осуществлять своевременную плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) в соответствии с действующими нормативными документами.
13. Требования к сбору и временному хранению отходов
13.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны иметь:
- места хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН или документы, подтверждающие использование ими иных мест хранения отходов.
Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения;
- хранение отходов 1 класса опасности разрешается исключительно в герметичной таре в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц; 2 и 3 класса - в надежной металлической, пластиковой, деревянной или бумажной таре; 4 и 5 класса - навалом, насыпью, в виде гряд;
- при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка;
- хранение опилок в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления запрещается.
13.2. Граждане, в результате жизнедеятельности которых образуются бытовые (коммунальные) отходы, обязаны:
- отходы складывать только в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках, в выгребные ямы или пользоваться услугой специализированных предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей ответственных за санитарную очистку территории поселения, производящих вывоз отходов по определенному графику.
13.3. Гражданам, индивидуальным предпринимателя, юридическим лицам запрещается:
-сбрасывать отходы и канализационные стоки вне установленных мест, в водоемы общего пользования, прибрежные полосы водных объектов и т.д.;
- сжигать бытовые отходы на открытой площадке или контейнерах;
- организовать несанкционированные свалки в зеленой зоне, городских лесах, придорожных полосах автодорог, местах общего пользования, на территории жилой застройки.
13.4. Размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами вне установленных для этих целей местах, отсутствие у них документов на передачу права собственности на отходы и отсутствие при этом отходов на производственной территории квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
14. Требования к транспортированию отходов
14.1. Порядок транспортировки, а также требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке, обеспечению экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.2. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.
14.3. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области по поднадзорности лимитами накопления промышленных отходов, отходов производства и потребления.
14.4. Немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферный воздух, почва, грунтовые воды)
14.5. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов (россыпи, проливы и другое) при наличии документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования
- перевозка древесных опилок в пределах населенных пунктов должна осуществляться транспортными средствами, оборудованными приспособлениями (брезентовый полог и т.п.), препятствующими выдуванию и просыпанию груза из кузова;
- при обеспечении населения горбылем, доставку его производить исключительно в пиленом виде, длиной кусков не более 1 м. При необходимости, перевозка делового горбыля большей длины и размещение его на придомовых территориях сроком до 10 дней, согласовывается с предприятием (организацией), ответственным за благоустройство населенного пункта.
- при перевозке горбыля для размещения на свалке, разрешается провозить горбыль обвязанным в пучки, для предотвращения его просыпания.
14.6. Строительный мусор, образующийся в результате строительства объектов, переустройства и перепланировок жилых помещений, вывозится собственником отходов на основании разрешения, выдаваемого предприятием (организацией, учреждением), ответственным за благоустройство территории поселения за счет собственника или нанимателя помещений.
14.7. В случае осуществления вывоза отходов собственным транспортом на места размещения отходов собственник отходов должен иметь договор с предприятием, эксплуатирующим объект размещения отходов и осуществлять своевременную плату за размещение отходов на свалке.
14.8 Ответственность за соблюдение требований по безопасному обращению с отходами с момента погрузки отходов на транспортное средство и до их санкционированной выгрузки возлагается на перевозчика, если иное не отражено в договоре.
14.9. Трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
15. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
15.1. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
15.2. При банкротстве предприятий и ликвидации сооружений и иных объектов, а также выведении из общего комплекса технологических процессов отдельных объектов план конкурсного управляющего подлежит государственной экологической экспертизе. В плане конкурсного управляющего обязательно должны учитываться природоохранные мероприятия для уменьшения негативных последствий, которые могут произойти в связи с ликвидацией объекта.
16. Требования к объектам размещения отходов
16.1. Выбор места под строительство свалок и полигонов ТБО для размещения отходов на территории Красносельского муниципального района планируется и осуществляется на альтернативной основе при наличии:
-специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований;
- согласований предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- решения Главы администрации Красносельского муниципального района по согласованию с органами местного самоуправления.
16.2. Не допускается размещение свалок и полигонов ТБО:
- на территории 1,2,3 поясов зон санитарной охраны водоисточников минеральных источников;
- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительного учреждения;
- в рекреационных зонах;
- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов;
- на заболачиваемых и подтапливаемых территориях;
- на территориях залегания полезных ископаемых и территориях производства горных работ.
16.3. Размер участка определяется производительностью, видом и классом отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20-25 лет и последующей возможностью использования отходов.
16.4. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться, в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется комиссией в установленном порядке.
16.5. Свалка, полигон ТБО по всему периметру зоны захоронения должны быть обвалованы высотой не менее 2м и оканавлены.
16.6. Размещение отходов на территории свалки, полигона ТБО осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.
16.7. На свалки, полигоны ТБО принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор, промышленные отходы 3-4 класса опасности, размещение которых допускается совместно с бытовыми отходами, а также неопасные промышленные отходы.
16.8. Твердые отходы 4,5 класса опасности складируются с послойным уплотнением. Их можно использовать в качестве изолирующего промежуточного слоя.
16.9. Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с ТБО, должны отвечать следующим требованиям: не быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85%.
16.10. Собственник объекта размещения отхода обязан осуществлять в период, и после завершения эксплуатации объекта экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16.11. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные, санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда в соответствии с санитарными правилами.
16.12. Размещение отходов вне установленных для этого мест, а также отсутствие отходов на территории собственника отходов, образованных в процессе его деятельности; либо полученных от других собственников отходов, но не использованных и не реализованных как вторичное сырье; не сданных на организованное складирование или обезвреживание, квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
16.13. В случае если отходы брошены собственником отходов или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или другой объект, на которых находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или, при невозможности их использования, обязано принять меры к захоронению этих отходов на объектах размещения отходов и восстановлению нарушенных земельных участков (акваторий).
17. Требования к утилизации, переработке и использованию отходов
17.1. Утилизация, переработка и использование отходов в качестве вторичного сырья является приоритетным направлением обращения с отходами.
17.2. При выборе метода утилизации отходов предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде с учетом необходимости экономии природных ресурсов:
- внедрение безотходных и малоотходных технологий;
- очистка и повторное использование отходов в основном процессе;
- переработка и использование отходов для иных целей;
- термическое и физико-химическое обезвреживание.
17.3. Единственными разрешенными способами уничтожения вторичного сырья являются его повторное использование, переработка или любое другое действие, направленное на получение энергии или материалов, пригодных для повторного использования. С этой целью, собственники отходов, являющихся вторичным сырьем, обязаны:
- проводить их утилизацию собственными силами на аттестованном перерабатывающем предприятии, либо;
- заключить договор на их переработку с пользователем аттестованного перерабатывающего предприятия, либо;
- заключить договор с посредником, занимающимся транспортировкой, торговлей или посредничеством в области отходов.
17.4. Отходы, использование которых в качестве вторичного сырья на текущий период ограничено по объективным причинам, могут быть направлены на обезвреживание или размещение с указанием в согласовании лимитов на размещение отходов.
17.5. Факт использования или реализации вторичного сырья оформляется документально (договор, накладная и т.д.)
17.6. Использование опасных отходов производится в установленном законодательством порядке.
18. Требования к обезвреживанию отходов
18.1. Обезвреживание отходов 1,2,3-го классов опасности производится на специальных установках или объектах юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на деятельность по обезвреживанию определенного вида отходов.
Специализированная установка, объекты обезвреживания отходов должны иметь согласование с органами Госсанэпиднадзора и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
18.2. Ртутьсодержащие отходы (использованные люминесцентные лампы, термометры, манометры и т.д.) подлежат обязательной сдаче для утилизации в демеркуризационной установке в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности (в г. Ярославль - ООО "Дельта" или другие).
18.3. Чистая ртуть или ртуть, слитая собственниками с приборов, содержащих ртуть подлежит обязательной сдаче в помещение для хранения ртути, размещенное на Васильевских очистных сооружениях МУП "Костромагорводоканал".
18.4. Утилизация трупов павших животных (собак, кошек, КРС и т.д.), биологических отходов лечебных учреждений, производится путем захоронения в биотермической яме или скотомогильниках.
19. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами
19.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов с оформлением соответствующих документов (журнал учета движения отходов, акты сдачи-приемки, накладные, талоны).
19.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность по форме и в сроки, утвержденные Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзор по Костромской области
19.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области.
20. Предоставление информации об обращении с отходами
20.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны по запросу государственного уполномоченного органа, администрации Красносельского муниципального района, осуществляющего управление в области обращения с отходами, предоставлять информацию об обращении с отходами.
20.2. Информация об обращении с отходами должна содержать следующие сведения:
- о местах и объемах образования различных видов отходов, их степени опасности для окружающей среды, имеющихся возможностях использования в качестве вторичного сырья;
- о местах, количестве и условиях переработки, размещения различных видов отходов, лимитах размещения отходов;
- применяемых и перспективных (планируемых) технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения отходов;
- о разработчиках перспективных технологий и оборудования, организациях- изготовителях этого оборудования;
- иные сведения по требованию отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов муниципального района, осуществляющего управление в области обращения с отходами
20.3.Информация по техническим и экономическим вопросам обращения с отходами должна быть доступна без ограничений и представляется всем заинтересованным лицам в экологически безопасном обращении с отходами на территории Красносельского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.