Решение Арбитражного суда Костромской области
от 9 октября 2006 г. N А31-7002/2006-15
(извлечение)
Постановлением Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2007 г. по делу N А31-7002/2006-15 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Турне", г. Кострома обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 14.09.2006 г. N 1997 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), вынесенного инспекцией ФНС России по г. Костроме.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, полагая, что действующее законодательство не дает однозначных правил применения ККТ либо бланков строгой отчетности при реализации туристических путевок, поэтому Общество необоснованно привлечено к административной ответственности.
Кроме того, в судебном заседании представитель заявителя представил в суд письменное ходатайство о том, что имеются основания в связи с малозначительностью совершенного правонарушения прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Ответчик заявленные требования не признал, полагая, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством, оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ не имеется.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
04.09.2006 г. специалистами инспекции ФНС России по г. Костроме проведена проверка выполнения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением ООО "Турне" в туристическом агентстве "Турне", расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Ленина, 26 офис 307А.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении расчетов с населением директором общества О. при осуществлении денежных расчетов с населением не была применена контрольно-кассовая техника (вообще отсутствует в помещении).
По результатам проверки в отношении Общества 07.09.2006 г. составлен протокол N 5887 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5. КоАП РФ.
Постановлением N 1997 от 14.09.2006 г. по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным решением, Общество обжаловало его в суд, указав, что Общество не должно нести ответственности, т.к. отсутствуют однозначные рекомендации либо указания законодателя, либо налоговых органов о том, каким образом предприятие, реализующее туристические путевки, должно применять бланки строгой отчетности, либо ККТ. Кроме того, указывает, что расчеты с проверяющими проводил студент-практикант, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Факт невыдачи бланка строгой отчетности и неприменения ККТ не отрицает.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие, т.е. обязательным его признаком является вина.
В этой же норме установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю.
Факт получения обществом наличных денежных средств установлен, и им не оспаривается.
Следовательно, при получении обществом предоплаты за продажу пакета услуг, включенных в тур, должна была применяться контрольно-кассовая техника.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного взыскания в виде штрафа.
Исходя из смысла названной нормы КоАП РФ во взаимосвязи с требованиями статьи 5 Закона N 54-ФЗ административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт.
Из материалов, представленных в суд, следует, что проверкой выявлен факт неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением. Данное обстоятельство подтверждается материалами проверки, заявителем не оспаривается.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 31.07.2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин" административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, т.е. нарушение порядка осуществления денежных расчетов с населением представляет существенное нарушение охраняемых правоотношений.
Обстоятельства совершения правонарушения учтены при назначении наказания - штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.5. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно и основания для признания его незаконным и отмены, а также применения статьи 2.9. КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-169, 211 АПК РФ суд решил:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Турне", г. Кострома о признании незаконным и отмене Постановления инспекции ФНС России по г. Костроме от 14.09.2006 г. N 1997 по делу об административном правонарушении отказать.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 9 октября 2006 г. N А31-7002/2006-15 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Костромской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2007 г. по делу N А31-7002/2006-15 настоящее решение оставлено без изменения