Решение Думы города Костромы от 29 ноября 2007 г. N 142
"Об утверждении муниципальной целевой программы
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального
поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы"
26 июня, 25 сентября 2008 г., 2 июля 2009 г., 23 сентября 2010 г.
В целях развития системы профилактики асоциального поведения подростков и молодежи, создания условий для формирования у молодежи навыков здорового образа жизни, в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разделом 4 Положения о прогнозировании, программе социально-экономического развития города Костромы и муниципальных целевых программах, утвержденного решением Думы города Костромы от 24 марта 2005 года N 11, руководствуясь статьями 25 и 46 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Дума города Костромы решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Думы города Костромы |
Ю.В. Журин |
Глава города Костромы |
И.В. Переверзева |
Муниципальная целевая программ
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального
поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008 - 2011 годы"
(утв. решением Думы города Костромы от 29 ноября 2007 г. N 142)
26 июня, 25 сентября 2008 г., 2 июля 2009 г., 23 сентября 2010 г.
Решением Думы города Костромы от 23 сентября 2010 г. N 126 в Паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
Раздел I. Паспорт муниципальной целевой программы
Наименование Программы |
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". |
Заказчик Программы |
Администрация города Костромы. |
Координатор Программы |
Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы. |
Основные разработчики Программы |
1) Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы; 2) Управление образования Администрации города Костромы; 3) Управление по делам культуры, международных связей и туризма Администрации города Костромы; 4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы; 5) Управление по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы. |
Цели Программы |
Создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни. |
Задачи Программы |
1) повышение качества профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов работы в деятельность муниципальных учреждений через организацию городских социально-педагогических площадок; 2) создание доступных и безопасных условий для активного досуга и оздоровительно-спортивных занятий подростков, молодежи, семей в районах города на базе городских социально-досуговых площадок; 3) подготовка и повышение уровня квалификации работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, по работе с молодежью, спорта, по вопросам профилактики асоциального поведения, профилактики аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа жизни; 4) повышение роли общественных организаций, детских и молодежных общественных объединений, родительской общественности, объединений общественности по месту жительства в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни; 5) расширение участия волонтеров в мероприятиях профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни; 6) формирование информационной компетентности молодежи по вопросам здорового образа жизни, обеспечение доступной и полной информации по вопросам профилактики асоциального поведения молодежи; 7) повышение роли средств массовой информации, эффективности социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни, формировании негативного отношения к асоциальному поведению, алкоголю, наркотикам; 8) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, осуществляющих профилактику асоциального поведения и пропаганду здорового образа жизни; 9) создание системы доступных социально-психологических, педагогических, досуговых услуг для молодежи, в том числе молодежи групп риска; 10) организация и проведение городских соревнований, конкурсов, праздников, направленных на пропаганду здорового образа жизни, распространения лучшего опыта профилактической работы; 11) организация мониторинга по вопросам асоциальных проявлений в молодежной среде, состояния профилактической работы, деятельности неформальных групп и объединений в молодежной среде. |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2011 годы. |
Перечень основных мероприятий |
1) создание и развитие городских социально-досуговых площадок по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни; 2) организация городских социально-педагогических площадок и мероприятий по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни; 3) информационно-методическое обеспечение пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения молодежи; 4) развитие общественных институтов профилактической работы и взаимодействие с молодежными общественными объединениями. |
Основные исполнители мероприятий |
1) Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы; 2) Управление образования Администрации города Костромы; 3) Управление по делам культуры, международных связей и туризма Администрации города Костромы; 4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы; 5) Управление по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы; 6) Административно-правовое управление Администрации города Костромы; 7) Финансово-казначейское управление Администрации города Костромы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы составляет 12215,0 тысяч рублей, в том числе: 1) средства бюджета города Костромы - 11380,0 тысяч рублей; 2) внебюджетные источники финансирования - 835,0 тысяч рублей.". |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Координатор Программы - Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов: 1) стабилизация и сокращение количества правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних граждан; 2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций; 3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе; 4) востребованность городских социально-досуговых площадок, количество занимающихся на их базе подростков, молодежи, жителей города Костромы; 5) увеличение количества мероприятий проводимых по профилактической работе с молодежью. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность профилактики асоциального поведения молодежи, создать условия для формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни. |
Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Основными показателями эффективности Программы выступают: 1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на профилактическом и наркотическом учете на 15%, относительно года, в котором принимается Программа; 2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в микрорайонах города для занятий спортивной и оздоровительной деятельностью, организация системных ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и молодежи; 3) дополнительное открытие секций и студий на базе муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и молодежи, в том числе не менее половины подростков групп риска; 4) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не менее 15 совместных общественных проектов, охват деятельностью не менее 15% подростков и молодежи; 5) привлечение к работе в волонтерских общественных объединениях, молодежных общественных объединениях социальной направленности не менее 150 молодых людей; 6) повышение информационной компетентности подростков и молодежи по вопросам организации свободного времени, занятости, дополнительного образования, социальных услуг и правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не менее 25% молодежи города; 7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не менее 5 тысяч подростков и молодежи; 8) повышение уровня подготовки не менее 200 педагогических, медицинских, социальных работников муниципальных учреждений в сфере организации профилактики асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни; 9) увеличение числа молодежи, участвующей в проведении спортивно-оздоровительной работы через развитие популярных среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства, участие в организованных соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее 3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет; 10) повышение эффективности социальной рекламы и информации по пропаганде здорового образа жизни; 11) создание механизма мониторинга эффективности работы по профилактике асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни. |
Раздел II. Содержание проблемы
1. Проблемы преодоления негативных проявлений в молодежной среде и формирования социально одобряемого поведения традиционно являются одной из главных задач социального воспитания подрастающего поколения. Решение их осуществляется в тесном межведомственном взаимодействии на федеральном, региональном, местном уровнях, взаимодействии с общественными организациями и объединениями. Основные направления работы по профилактике асоциального поведения подростков и молодежи отражены в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Решением Думы города Костромы от 26 июня 2008 г. N 105 в пункт 2 раздела II настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
2. Основы профилактической работы в отношении несовершеннолетних граждан определены Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". На местном уровне данная деятельность осуществляется: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Костромы, в рамках переданных государственных полномочий, Управлением образования Администрации города Костромы и муниципальными образовательными учреждениями, Управлением по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью и учреждениями по работе с молодежью Администрации города Костромы, Комитетом по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы и учреждениями здравоохранения, общественными объединениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно данному Федеральному закону, деятельность всех вышеуказанных органов и объединений направлена на профилактику антиобщественных действий несовершеннолетних граждан, под которыми понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также, иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Основной категорией детей и молодежи, охваченных данной работой, являются несовершеннолетние, совершившие проступки и правонарушения, или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3. Важной сферой деятельности по профилактике асоциального поведения молодежи является работа по предотвращению распространения наркомании в молодежной среде. Резкое обострение в конце 90-х годов проблемы наркомании, в том числе среди молодежи, потребовало принятия нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном уровнях. В Костроме впервые такая программа была принята в 1999 году. Участниками Программы выступали структурные подразделения Администрации города Костромы, муниципальные учреждения, общественные объединения, заинтересованные областные и федеральные ведомства и организации.
В ходе реализации "Программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Костроме на 2004-2006 годы" была сформирована система взаимодействия муниципальных ведомств и учреждений с правоохранительными органами, общественными организациями, проведено обучение специалистов, работающих в области профилактики, лечения и реабилитации, расширено волонтёрское движение, открыт социально-адаптационный центр "Дар", продолжена работа по укреплению материально - технической базы муниципальных учреждений, принимавших участие в решении проблемы наркомании. Реализация мероприятий на муниципальном уровне происходила с учетом областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы". Новая областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2008-2012 годы" утверждена постановлением Костромской областной Думы от 27 сентября 2007 года N 2203. Развитие достигнутых положительных тенденций в профилактике наркомании, совершенствование системы взаимодействия с региональными и федеральными органами власти в профилактике наркомании требует продолжения данной работы на местном уровне.
4. Работа по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи может осуществляться на территории города Костромы в рамках решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 13, 17, 19, 20, 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а именно: организация предоставления дополнительного образования детей, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
5. В последние годы одной из острых проблем, которая напрямую затрагивает молодежь, стал рост радикальных и экстремистских проявлений на основе расовой, национальной, религиозной, социальной розни. На федеральном уровне была принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", сегодня аналогичная целевая программа разрабатывается на областном уровне. Участие в профилактике терроризма и экстремистских проявлений в молодежной среде является неотъемлемой частью профилактики асоциального поведения молодежи и может осуществляться в рамках решения вопроса местного значения предусмотренного пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ.
6. Муниципальная целевая программа "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения молодежи в городе Костроме на 2008-2011 годы" будет реализовываться в рамках полномочий органов местного самоуправления, сохраняет преемственность ранее проводимой работы, находится в общем правовом поле с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.
7. Для определения приоритетов профилактической работы с молодежью в рамках Программы важен анализ текущего состояния проявлений асоциального поведения молодежи, характер имеющихся форм работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактической работе.
На протяжении последних лет происходил рост подростковой и молодежной преступности. На территории города Костромы в 2005 году зарегистрировано 254 преступления, совершенных несовершеннолетними гражданами, в 2006 году - 272. В структуре преступности остается высоким уровень грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними гражданами, общее количество преступлений, совершенных в группах, возросло на 33,1%. Остается высоким уровень рецидивной преступности несовершеннолетних граждан.
Остается высоким процент преступлений, совершаемых подростками и молодежью в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Показатель наркотизации населения Костромской области с 2003 года увеличился более чем на 20 % и составил в 2006 году 235 человек наркозависимых на 100 тысяч населения. 83% зарегистрированных потребителей наркотиков - жители города Костромы. В 2005 году на учете в наркологическом диспансере состояли 1321 человек, в 2006 году - 1369 человек. Приводя данные о количестве потребителей наркотиков, следует учитывать и латентный уровень наркотизации, который больше официального примерно в 6 - 7 раз. Так же исследователями отмечается рост зависимостей молодежи от алкоголя, рост пивного алкоголизма. На сегодняшний день реальную опасность для молодежи представляет не только зависимость от употребления психоактивных веществ, но и иные виды зависимости (игровая, Интернет-зависимость).
8. Проблема употребления наркотиков тесно связана с распространением гепатитов В и С, ВИЧ - инфекции и ряда других заболеваний. В 2006 году ВИЧ - инфицированными вследствие употребления наркотиков стали 38 костромичей. В связи с этим одной из задач формирования здорового образа жизни является распространение знаний о различных заболеваниях, в том числе заболеваниях передающихся половым путем.
9. В последние годы заметное место среди асоциальных факторов поведения молодежи стали занимать проявления на почве расовой, национальной, религиозной, социальной розни. В городе Костроме, по данным правоохранительных органов, нет постоянно действующих молодежных групп экстремистской направленности. В то же время, появляющиеся нацистские символы, факты избиения иностранных граждан, акты вандализма на мусульманском кладбище и другие факты указывают на необходимость проведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основой этой работы должна стать постоянная система мониторинга и работы с неформальными молодежными объединениями, субкультурными движениями.
10. Работа с подростками и молодежью города Костромы в области профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни реализуется недостаточно системно, в рамках отдельных планов работы и разовых мероприятий. Недостаточно плотно ведется работа с неформальным молодежным движением, не в полной мере используется потенциал общественных объединений и организаций. Развитие и расширение работы требует укрепления материально-технического, методического кадрового потенциала муниципальных учреждений. Существующая система работы с подростками и молодежью недостаточно ориентирована на молодежь в возрасте от 14 лет, недостаточно плотно охватывает категории молодежи, не обучающиеся в общеобразовательных учебных заведениях, а так же молодежь группы риска.
Актуальность данных направлений профилактической работы подтверждается социологическим исследованием "Молодежь Костромы: психологическое состояние, ценностные ориентации, социальные проблемы", проведенным по заказу Управления по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрацией города Костромы весной 2006 года. Участникам было предложено определить актуальные проблемы города Костромы. На первом месте у респондентов оказались проблемы, связанные с благоустройством, чистотой города, но так же высокие проценты получили следующие проблемы: рост преступности (безопасность на улицах, хулиганство) - 14,7%; рост алкоголизма и наркомании - 10,3%; социальные проблемы (беспризорность, неблагополучные семьи) - 3,3%; необустроенность мест отдыха (детские площадки, парки) - 2,5%. Так же опасение вызывает, что 10,4 % молодых людей отчасти разделяют националистические идеи и убеждения, а еще 30,8% допускают высказывание таких идей. Среди молодежных неформальных групп города Костромы преобладают субкультуры музыкальной направленности (хип-хоп движение, рокеры, панки и т.д.), в то же время 15,2 % опрошенных отметили заметную деятельность в городе Костроме движений скинхедов, фашистов, 12,7% - представителей нетрадиционных религиозных учений.
11. Программа направлена на профилактику следующих видов асоциального поведения:
1) девиантного поведения и правонарушений молодежи;
2) аддиктивного поведения молодежи, употребления психоактивных веществ;
3) проявлений экстремизма в молодежной среде.
12. Анализ исследований и опыт работы показывает, что наиболее критическим в плане возможности проявления асоциального поведения является возрастной период с 13-14 до 22-23 лет. Превентивная работа должна начинаться с 11-12 лет - вступление в младший подростковый возраст. Кризисный период, как правило, заканчивается к 23-25 годам с обретением молодым человеком профессионального, жизненного, семейного самоопределения. На данный возрастной период приходится не только изменение психофизиологических особенностей, но и социального положения индивида, что выражается в кризисах взросления. Так же, стоит отметить, что с достижением 18 лет, выходя из образовательных учреждений, многие молодые люди сталкиваются с необходимостью самостоятельно определять параметры своей жизни, занятости, при этом уже не могут в полной мере воспользоваться многими услугами муниципальных и государственных учреждений на бесплатной основе.
К основным категориям, на которые направлена система мероприятий Программы, относятся:
подростки и молодежь города Костромы в возрасте 11-22 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования, высших учебных заведениях, работающая молодежь, в том числе:
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к девиантному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к аддиктивному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, участники неформальных молодежных объединений асоциальной и антисоциальной направленности, представители различных молодежных субкультур.
13. Основные термины и понятия, используемые в Программе:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов "Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)".
Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе правовых, нравственных, социальных норм.
Неформальные объединения - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, не прошедшая институализацию и, основанная на принципах самодеятельности.
Городская социально-досуговая площадка - это специально организованное пространство активного досуга и оздоровительной деятельности подростков и молодежи, обладающее необходимым оборудованием, инвентарем, подготовленными специалистами (спортзал, стадион, игровая площадка и т.д.).
Городская социально-педагогическая площадка - муниципальные учреждения культуры, образования, дополнительного образования, спорта и молодежи, организующие методическую, кадровую, организационную работу по разработке, апробации и внедрению в воспитательную практику различных форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы среди подростков и молодежи.
Раздел III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
1. Данная Программа является среднесрочной. Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
2. Приведенная в разделе втором Программы характеристика сложившейся в городе Костроме ситуации позволяет определить основные направления деятельности органов местного самоуправления города Костромы в сфере пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения подростков и молодежи.
3. Основной целью Программы является создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у подростков и молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни.
4. Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
1) повышение качества профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов работы в деятельность муниципальных учреждений через организацию городских социально-педагогических площадок;
2) создание доступных и безопасных условий для активного отдыха и оздоровительно-спортивных занятий подростков, молодежи, семей в районах города на базе городских социально-досуговых площадок;
3) подготовка и повышение уровня квалификации работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, по работе с молодежью, по вопросам профилактики асоциального поведения, профилактики аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа жизни;
4) повышение роли общественных организаций, детских и молодежных общественных объединений, родительской общественности, объединений общественности по месту жительства в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни;
5) расширение участия волонтеров в мероприятиях профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни;
6) формирование информационной компетентности молодежи по вопросам здорового образа жизни, обеспечение доступной и полной информации по вопросам профилактики асоциального поведения молодежи;
7) повышение роли средств массовой информации, эффективности социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни, формировании негативного отношения к асоциальному поведению, алкоголю, наркотикам;
8) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, осуществляющих профилактику асоциального поведения и пропаганду здорового образа жизни;
9) создание системы доступных социально-психологических, педагогических, досуговых услуг для молодежи, в том числе молодежи групп риска;
10) организация и проведение городских соревнований, конкурсов, праздников направленных на пропаганду здорового образа жизни, распространение лучшего опыта профилактической работы;
11) организация мониторинга по вопросам асоциальных проявлений в молодежной среде, состояния профилактической работы, деятельности неформальных групп и объединений в молодежной среде.
5. В ходе реализации Программы можно выделить два основных периода:
1) 2008 год - I полугодие 2009 года - формирование организационных условий реализации Программы, создание и отработка механизмов межведомственного взаимодействия, анализ существующих, подбор, разработка и апробирование новых форм и методов работы по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде, организация работы городских социально-педагогических площадок, подбор и подготовка специалистов, открытие и организация работы городских социально-досуговых площадок;
2) II полугодие 2009 года 2010-2011 годы - развитие городских социально-досуговых площадок профилактической работы, развитие системы социально-психологических и социально-педагогических услуг для молодежи на базе городских социально-педагогических площадок, создание насыщенного информационного поля, отражающего идеологию здорового образа жизни, активное вовлечение общественности, в том числе молодежи в социально-профилактическую работу, внедрение инновационных подходов и технологий профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни в массовую систему работы образовательных, спортивных учреждений, учреждений по работе с молодежью и учреждений культуры.
6. Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) стабилизация и сокращение количества правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних граждан;
2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций;
3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе;
4) востребованность городских социально-досуговых площадок, количество занимающихся на их базе подростков, молодежи, жителей города;
5) увеличение количества мероприятий, проводимых по профилактической работе с молодежью.
7. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность профилактики асоциального поведения молодежи, создать условия для формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни.
8. Основными показателями эффективности Программы выступают:
1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на профилактическом и наркотическом учете на 15%, относительно года, в котором принимается Программа;
2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в микрорайонах города для занятий спортивной и оздоровительной деятельностью, организация системных ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и молодежи;
3) дополнительное открытие секций и студий на базе муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и молодежи, в том числе не менее половины подростков групп риска;
4) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не менее 15 совместных общественных проектов, охват деятельностью не менее 15% подростков и молодежи;
5) привлечение к работе в волонтерских общественных объединениях, молодежных общественных объединениях социальной направленности не менее 150 молодых людей;
6) повышение информационной компетентности подростков и молодежи по вопросам организации свободного времени, занятости, дополнительного образования, социальных услуг и правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не менее 25% молодежи города;
7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не менее 5 тысяч подростков и молодежи;
8) повышение уровня подготовки не менее 200 педагогических, медицинских, социальных работников муниципальных учреждений в сфере организации профилактики асоциального поведения молодежи и пропаганды здорового образа жизни;
9) увеличение числа молодежи участвующей в спортивно-оздоровительной работе через развитие популярных среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства, участие в организованных соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее 3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет;
10) повышение эффективности социальной рекламы и информации по пропаганде здорового образа жизни;
11) создание механизма мониторинга эффективности работы по профилактике асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни.
Решением Думы города Костромы от 23 сентября 2010 г. N 126 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
Раздел IV. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Раздел V. Ресурсное обеспечение программы
1. Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета города Костромы.
Решением Думы города Костромы от 23 сентября 2010 г. N 126 в пункт 2 раздела V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
2. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы составляет 12215,0 тысяч рублей, в том числе:
1) средства бюджета города Костромы - 11380,0 тысяч рублей;
2) внебюджетные источники финансирования - 835,0 тысяч рублей.
3. Объем финансирования Программы из средств бюджета города Костромы ежегодно уточняется при его формировании.
4. К внебюджетным источникам, привлекаемым для реализации Программы, относятся пожертвования организаций и физических лиц, софинансирование мероприятий со стороны организаций и учреждений. Объемы внебюджетных источников финансирования будут корректироваться (уточняться) в ходе реализации программных мероприятий.
5. Внебюджетные средства привлекаются на реализацию следующих мероприятий Программы:
1) Организация работы социально-досуговой площадки "Берендеевка" совместно с КОО Городской совет "РОСТО" (ДОСААФ), пожертвования организаций и физических лиц;
2) Организация работы социально-досуговой площадки "Первомайский" на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N9" - 100,0 тыс. рублей, средства от внебюджетной деятельности учреждения, пожертвования организаций и физических лиц;
3) Создание и оборудование специализированного зала восточных единоборств на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр "Алина" по адресу: ул. Депутатская, д. 62 в сумме 200,0 тыс. рублей, средства от внебюджетной деятельности учреждения, пожертвования организаций и физических лиц;
4) Выпуск сюжетов профилактической направленности, пропаганда здорового образа жизни в молодежной телепередаче "НЕформат" - 200,0 тыс. рублей, средства предприятий и организаций на совместный телевизионный прокат телепередач;
Решением Думы города Костромы от 2 июля 2009 г. N 51 в подпункт 5 пункта 5 раздела V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
5) Проведение ежегодного конкурса для отбора и реализации лучших программ и проектов общественных организаций в области пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения молодежи - 45,0 тыс. рублей, софинансирование программ и проектов со стороны общественных и некоммерческих организаций.
Решением Думы города Костромы от 23 сентября 2010 г. N 126 в таблицу раздела V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного решения
5. Объемы и источники финансирования по годам реализации программных мероприятий
Раздел VI. Механизмы реализации программы
1. К основным механизмам реализации Программы относятся:
1) правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
2) финансовое обеспечение реализации Программы;
3) организационное обеспечение реализации Программы.
2. К мероприятиям по правовому и методическому обеспечению реализации Программы относится:
1) разработка положений о проведении конкурсов, фестивалей, методических материалов, подготовка в необходимых случаях муниципальных нормативных правовых актов;
2) проведение работы по повышению квалификации специалистов, внедрению методов и технологий профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни;
3) организация сбора и обобщения материалов о ходе реализации Программы, и их анализ.
3. Финансовое обеспечение Программы включает в себя:
1) подготовку необходимых расчетов, обоснований при разработке бюджета города Костромы на соответствующий год;
2) работу по привлечению внебюджетных средств.
4. Организационное обеспечение Программы включает в себя:
1) определение уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы, осуществляющих предусмотренные Программой мероприятия;
2) составление подробной сметы расходов на каждое отдельное мероприятие, разработка плана его проведения;
3) размещение в необходимых случаях заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) привлечение по мере необходимости к участию в программе различных учреждений и организаций;
5) организация через средства массовой информации освещения проводимых программных мероприятий.
5. Центральными формами работы, направленными на достижение целей Программы, наряду с проведением различных мероприятий для подростков и молодежи, является создание и развитие специальных городских площадок по организации профилактической работы и пропаганде здорового образа жизни.
С целью активизации методической работы, осуществления системной подготовки специалистов муниципальных учреждений к профилактической работе с подростками и молодежью, апробирования и внедрения в практику воспитательной работы различных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни в городе на базе муниципальных учреждений образования, культуры, молодежи и спорта создаются городские социально-педагогические площадки, которые являются не только центрами методической, но и организационной работы по реализации различных мероприятий Программы. Так, указанные площадки будут организованы при муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "Астра", муниципальных библиотеках N 5 и N 15, муниципальном учреждении Городской молодежный центр "Пале", муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Городская станция юных туристов.
Так же будут созданы городские социально-досуговые площадки. Каждая из площадок представляет собой особое пространство активного досуга, возможности занятия спортивной, оздоровительной деятельностью для подростков, молодежи, жителей города. Все площадки имеют центральное учреждение и руководителя городской социально-досуговой площадки, усилиями которых обеспечиваются условия для доступного и безопасного досуга. Центральным элементом площадки выступает спортивный объект - стадион, игровая площадка, парк активного отдыха и другие объекты. Все городские социально-досуговые площадки создаются с учетом накопленных муниципальными учреждениями форм и методов профилактической работы, а так же с учетом максимальной приближенности их к подросткам и молодежи по месту жительства.
Программа предусматривает средства на приобретение и установку спортивного и игрового оборудования, средства на содержание площадок, приобретение и обновление спортивного инвентаря, содержание ставок руководителя городской социально-досуговой площадки. При определении профиля каждой городской социально-досуговой площадки учитывалась как возможность развития наиболее массовых форм активного отдыха - спортивные командные игры, бег, лыжи и т.д., так и востребованные сегодня в молодежной среде - скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства. Ряд городских социально-досуговых площадок направлены на развитие форм семейного активного отдыха.
Для повышения доступности и популяризации среди подростков и молодежи массовых форм активного досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, в том числе скалолазания, стритбола, катания на роликах, скейтах, спортивных велосипедах, будет приобретен комплект мобильного спортивного оборудования, размещение которого предполагается на территории парка культуры и отдыха "Центральный" (по договору). Кроме того, данное оборудование будет устанавливаться для использования на территории созданных и функционирующих городских социально-досуговых площадок.
С целью обеспечения доступных социально-педагогических, правовых, психологических, информационных услуг из специалистов различных муниципальных учреждений будет сформирована специальная группа, которая будет вести консультационную работу непосредственно на базе городских социально-досуговых площадок.
Раздел VII. Организация управления программой, контроль за ходом
ее реализации
Координатором Программы является Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы.
Координатор Программы осуществляет:
1) текущее управление и координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
2) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
3) контроль за выполнением мероприятий Программы и ведение отчетности;
4) ежегодное уточнение целевых показателей и механизма реализации Программы, затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;
5) обеспечение разработки, согласования, принятия необходимых муниципальных правовых актов;
6) подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
7) проведение в средствах массовой информации информационно - разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.
Раздел VIII. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий от реализации программы
1. Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) стабилизация и сокращение количества правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних граждан;
2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций;
3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе;
4) востребованность городских социально-досуговых площадок, количество занимающихся на их базе подростков, молодежи, жителей города Костромы;
5) увеличение количества мероприятий проводимых по профилактической работе с молодежью.
2. Качественные показатели эффективности будут выражены в изменениях отношения молодежи к возможным асоциальным проявлениям, повышении уровня информированности молодежи и ее социальной компетентности, росту готовности молодежи к участию в программах здорового образа жизни, общему снижению уровня проявлений асоциального поведения молодежи в городе Костроме.
Количественные показатели эффективности будут выражены в конкретном снижении количества молодежи с девиантным и аддиктивным поведением, росте количества молодежи, вовлеченной в профилактические мероприятия, деятельность объединений профилактической направленности, количество и процент охвата подростков и молодежи спортивно-оздоровительными мероприятиями.
3. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность профилактики асоциального поведения молодежи, создать условия для формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни. Основными показателями эффективности Программы выступают:
1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на профилактическом и наркотическом учете на 15%, относительно года, в котором принимается Программа;
2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в микрорайонах города для занятий спортивной и оздоровительной деятельностью, организация системных ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и молодежи;
3) дополнительное открытие секций и студий на базе муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и молодежи, в том числе не менее половины подростков групп риска;
4) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не менее 15 совместных общественных проектов, охват деятельностью не менее 15% подростков и молодежи;
5) привлечение к работе в волонтерских общественных объединениях, молодежных общественных объединениях социальной направленности не менее 150 молодых людей;
6) повышение информационной компетентности подростков и молодежи по вопросам организации свободного времени, занятости, дополнительного образования, социальных услуг и правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не менее 25% молодежи города;
7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не менее 5 тысяч подростков и молодежи;
8) повышение уровня подготовки не менее 200 педагогических, медицинских, социальных работников муниципальных учреждений в сфере организации профилактики асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни;
9) увеличение числа молодежи, участвующей в спортивно-оздоровительной работе через развитие популярных среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства, участие в организованных соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее 3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет;
10) повышение эффективности социальной рекламы и информации по пропаганде здорового образа жизни;
11) создание механизма мониторинга эффективности работы по профилактике асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена среднесрочная Программа, основной целью которой является создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни.
Координатором Программы является управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью администрации города Костромы.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 14235,0 тысяч рублей, в том числе: средства бюджета города Костромы -13385,0 тысяч рублей и внебюджетные источники финансирования - 850,0 тысяч рублей.
Определены основные цели и задачи, этапы и механизмы реализации программы. Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
Решение Думы города Костромы от 29 ноября 2007 г. N 142 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст настоящего решения официально опубликован в газете "Костромские ведомости" N 51 от 18 декабря 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы города Костромы от 23 сентября 2010 г. N 126
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного решения
Решение Думы города Костромы от 2 июля 2009 г. N 51
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного решения
Решение Думы города Костромы от 25 сентября 2008 г. N 149
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного решения
Решение Думы города Костромы от 26 июня 2008 г. N 105
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного решения