Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Анализ текущего состояния, проблемы обеспечения качества государственных и муниципальных услуг, снижения административных барьеров в Костромской области и пути их решения с использованием программно-целевых методов
14. В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Костромской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
15. Применение программно-целевого метода позволит:
1) определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
2) увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
3) обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
4) создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
16. Концепция административной реформы (2006-2010) завершила свое действие в 2010 году. Современная ситуация в области реформ государственного управления характеризуется переходом от широкого спектра тематики административной реформы к более углубленным реформам по отдельным ее направлениям.
17. Основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочный период определены Министерством экономического развития Российской Федерации в "Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы". Особое внимание в которой уделяется созданию компактного, сервисно-ориентированного государства. Под "компактностью" понимается роль государства в жизни общества в целом и в регулировании экономики, в частности, должна быть ограничена необходимость обеспечения реализации прав и свобод. Под "сервисно-ориентированностью" - обеспечение государством необходимого качества государственных услуг, то есть условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель - для начала и ведения бизнеса.
18. С 2006 года администрацией Костромской области проводится целенаправленная работа по решению задач административной реформы в Костромской области.
Координационным органом, обеспечивающим реализацию административной реформы в Костромской области, является Комиссия по проведению административной реформы в Костромской области, действующая на основании постановления администрации Костромской области от 30 июня 2008 года N 208-а "Об утверждении положения о комиссии по проведению административной реформы в Костромской области" и распоряжения администрации Костромской области от 30 июня 2008 года N 404-ра "О составе комиссии по проведению административной реформы в Костромской области".
С целью повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области и структурных подразделений аппарата администрации Костромской области, совершенствования механизмов реализации функций, становления оптимального масштаба исполнения функций, осуществления необходимого перераспределения функций между различными исполнительными органами государственной власти Костромской области и структурными подразделениями аппарата администрации Костромской области поэтапно проведен функциональный анализ деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области и структурных подразделений аппарата администрации Костромской области. Был создан Единый реестр функций исполнительных органов государственной власти Костромской области, включающий в себя 1459 функции. В соответствии с имеющимися результатами функционального анализа осуществлено централизованное внесение изменений в статусные нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Костроской# области и аппарата администрации Костромской области. В 2008 году исключены 16 дублирующих функций, проведена оптимизация структуры исполнительных органов государственной власти Костромской области и аппарата администрации Костромской области.
В 2009 году велась дальнейшая работа по мониторингу функций исполнительных органов государственной власти Костромской области, что позволило сократить количество функций исполнительных органов Костромской области государственной власти на 23,4 процента.
19. С 2009 года сформирован и ведётся Перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Костромской области. По состоянию на 1 июня 2011 года в перечень включены 184 услуги.
Исполнительными органами государственной власти Костромской области осуществляется ведение перечня услуг, оказываемых подведомственными учреждениями.
Муниципальными образованиями Костромской области также сформированы перечни муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Костромской области.
Все перечни размещены на портале государственных органов Костромской области и порталах органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
20. В Костромской области в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 26 мая 2011 года N 177-а "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), признании утратившим силу постановления администрации Костромской области от 19.02.2009 N 70-а" ведется плановая работа по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, направленная на достижение следующих результатов:
1) устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит законодательству;
2) возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдением требований административных регламентов по каждому действию или процедуре;
3) сокращение сроков прохождения административных процедур;
4) сокращение количества обязательных личных посещений заявителем органа власти, предоставляющего государственную услугу;
5) сокращение количества справок и документов;
6) повышение комфортности мест и удобства получения услуги;
7) повышение информированности граждан о порядке получения услуги.
Ежегодно утверждается план-график разработки административных регламентов исполнительными органами государственной власти Костромской области.
За период с 2008 года по настоящее время исполнительными органами государственной власти Костромской области разработано 175 проектов административных регламентов (2008 год - 8 проектов регламентов; 2009 год - 45 проектов регламентов; 2010 год - 115 проектов регламентов; 2011 год - 7 проектов административных регламентов). Информация отражена в графике N 1.
График N 1
Разработка проектов административных регламентов
"Разработка проектов административных регламентов"
Из них: 23 - исполнения контрольно-надзорных функций, 152 - предоставления государственных услуг.
Соотношение количества проектов административных регламентов государственных функций и проектов административных регламентов государственных услуг отражено в графике N 2.
График N 2
Соотношение количества проектов административных регламентов государственных функций и проектов административных регламентов государственных услуг
"Соотношение количества проектов административных регламентов государственных функций и проектов административных регламентов государственных услуг"
В плане - графике разработки административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) на 2011 год - 46 проектов административных регламентов.
В ходе процесса разработки регламентов внедрены процедуры свободного доступа для граждан и организаций к проектам административных регламентов: проводятся публичные слушания по данному направлению; привлекаются к работе независимые эксперты.
Однако, процесс разработки административных регламентов идет не так быстро, как этого можно было бы ожидать. Административные регламенты трудно проходят правовую экспертизу ввиду наличия большого числа противоречий в федеральном законодательстве, регулирующем предоставление государственных услуг (исполнения государственных функций), необходимости внесения изменений в правовые акты как Федерального, так и муниципального уровня.
В настоящее время утверждены приказами исполнительных органов государственной власти Костромской области 80 административных регламентов, из них - 14 административных регламентов исполнения государственных функций, 66 - административных регламентов предоставления государственных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" процесс регламентации и внесения изменений в ранее принятые административные регламенты необходимо завершить до 1 июля 2012 года.
21. Администрацией Костромской области особое внимание уделяется работе по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Создание МФЦ обеспечивает решение следующих задач:
1) реализацию принципа "одного окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг, то есть обеспечение таких условий получения услуг, при которых прием (выдача) документов в рамках предоставления услуг производится однократно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления услуг информации, осуществляются государственными и муниципальными структурами самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия;
2) оптимизацию административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;
3) обеспечение максимальной комфортности получения услуг при организации и оборудовании мест приема и консультирования заявителей;
4) повышение качества информирования заявителей о порядке, способах и условиях получения услуг на базе МФЦ, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением услуг;
5) внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении услуг;
6) упрощение порядка получения заявителями услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней;
7) обеспечение возможности оперативной и удобной оплаты государственных пошлин, сборов, других платежей, необходимых для получения услуг;
8) организация информационного обмена данными между исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организациями, участвующими в предоставлении услуг, посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий;
9) организация информационного обмена с единым порталом государственных услуг.
23 сентября 2010 года в городе Костроме открыт ОГУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению". В МФЦ работает 35 окон приёма заявителей.
В МФЦ оказывают услуги по следующим направлениям:
1) имущественно - земельные отношения;
2) социальные выплаты;
3) обращения граждан в администрацию Костромской области;
4) труд и занятость;
5) определение гражданско-правового статуса.
22. В МФЦ соблюдены все установленные Правительством Росссийской# Федерации требования к комфортности предоставления услуг. В зале ожидания организована система "электронной очереди", созданы условия для заполнения форм документов. Для получения информации о предоставляемых услугах в зале ожидания установлены информационные стенды и информационные киоски, работает центр телефонного консультирования, информационный сайт ОГУ "МФЦ".
23. По состоянию на 1 июня 2011 года на базе МФЦ оказывается 124 государственные и муниципальные услуги, из них по принципу "одного окна" - 67 услуг. Перечень участников МФЦ и способ организации процесса предоставления услуг, их количество отражены в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Орган, организация, оказывающая услуги на базе ОГУ "МФЦ" |
Количество |
Принцип организации процесса |
1. |
Администрация Костромской области (приём обращений граждан) |
1 |
Одно окно |
2. |
Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области |
9 |
Одно окно |
3. |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области |
57 |
Одно окно |
4. |
Департамент региональной безопасности Костромской области |
1 |
Одно окно |
5. |
Департамент по труду и занятости населения Костромской области |
10 |
Одна дверь |
6. |
Государственное предприятие Костромской области по техническому учёту и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" |
12 |
Одна дверь |
7. |
Управление Федеральной миграционной службы по Костромской области |
2 |
Одна дверь |
8. |
ФГУ "Земельная кадастровая палата" |
6 |
Одна дверь |
9. |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Костромской области |
13 |
Одна дверь |
10. |
Муниципальные услуги городского округа город Кострома |
9 |
Одна дверь |
11. |
ОАО "Единый информационный расчетно-кассовый центр" |
4 |
Одна дверь |
24. За прошедший период в ОГУ "МФЦ" обратилось более 125 тысяч заявителей, центр телефонного обслуживания принял более 26 тысяч звонков. Таким образом ОГУ "МФЦ" на сегодняшний день ежедневно обслуживает более 800 заявителей в день.
25. Для анализа мнений и оценок получателей услуг о процессе предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОГУ "МФЦ" ежеквартально проводится мониторинг степени удовлетворённости посетителей качеством и доступностью предоставления услуг на базе ОГУ "МФЦ".
Среднее значение показателей качества оказания государственных услуг на базе ОГУ "МФЦ" в 1 квартале 2011 года по 5-бальной шкале оценки составляет 4,58 балла. Оценка качества предоставления услуг в МФЦ отражена в графике N 3.
График N 3
"Качество предоставления услуг в МФЦ"
26. Основными задачами на период до 2013 года являются:
1) увеличение количества услуг, оказываемых в ОГУ "МФЦ" по принципу "одного окна";
2) обеспечение доступности услуг для населения Костромской области посредством создания филиалов ОГУ "МФЦ" и передвижных служб в муниципальных районах Костромской области;
3) дальнейшее развитие материально-технической базы ОГУ "МФЦ";
4) внедрение новых информационных технологий в процесс предоставления услуг на базе ОГУ "МФЦ";
5) создание системы межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
27. Исходя из плотности населения в муниципальных образованиях Костромской области, сложившейся схемы расселения граждан, а также специфики предоставления отдельных услуг в Костромской области программой предусматривается дальнейшее развитие ОГУ "МФЦ" путём развития централизованной системы управления учреждением:
1) "Стационарный" МФЦ - создан в виде областного государственного учреждения администрации Костромской области в областном центре г. Костроме. ОГУ "МФЦ" осуществляет весь комплекс функций:
прием-выдачу документов граждан;
непосредственное взаимодействие с участниками МФЦ в рамках межведомственного информационного обмена с целью комплектации пакета документов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организаций;
информирование заявителей о процессе, ходе и результате предосталения# услуги.
Созданный МФЦ является самостоятельным юридическим лицом который, помимо перечисленных функций, будет осуществлять централизованное управление филиалами и клиентскими службами, в том числе проводить единую кадровую и финансовую политику, а также обеспечивать функционирование автоматизированных информационных систем МФЦ.
2) "Клиентские службы" - отделения МФЦ на местах, будут создаваться в 2011-2013 годах как структурные подразделения головного МФЦ, либо его филиалы, осуществляющие исключительно функции приемки-выдачи документов и консультирования заявителей. Взаимодействие с органами власти - участниками МФЦ планируется осуществлять через головной МФЦ.
Клиентские службы могут предоставлять не полную номенклатуру услуг головного МФЦ, а лишь наиболее востребованные у населения услуги - в первую очередь, услуги социального блока.
В настоящее время прообразом клиентских служб МФЦ в Костромской области являются существующие клиентские службы областного государственного учреждения Костромской области "Центр социальных выплат", имеющего подходящую организационную структуру.
3) "Мобильная служба" МФЦ организует доступ физических и юридических лиц к государственным и муниципальным услугам путём выезда специалистов ОГУ "МФЦ" в отдаленные и малонаселенные муниципальные образования Костромской области (поселенческого уровня) по графику или запросам органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области. Как и клиентские службы, мобильные службы ОГУ "МФЦ" будут наделены полномочиями исключительно приемки-выдачи документов и консультирования заявителей.
На базе мобильных служб в первую очередь, необходимо организовать предоставление услуг социального блока, так как для социально-незащищенных слоев населения, проживающих в отдаленных населенных пунктах, низкая транспортная доступность мест предоставления услуг является основным препятствием к их получению. Мобильная служба будет являться его структурным подразделением ОГУ "МФЦ".
28. В качестве пилотных проектов в 2011-2013 годах планируется организация открытия филиалов ОГУ "МФЦ" в городах Волгореченске, Шарье, Судиславском муниципальном районе.
Для создания филиалов ОГУ "МФЦ", помимо реконструкции и материально-технического оснащения зданий, в которых будут размещены филиалы ОГУ "МФЦ", необходимо осуществить комплекс мероприятий по разработке, согласованию и утверждению нормативной правовой и методической базы филиалов ОГУ "МФЦ", включая межведомственные административные регламенты, провести набор и обучение сотрудников филиалов ОГУ "МФЦ", организовать работу местных консультационных центров по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг.
29. Одним из важнейших направлений деятельности администрации Костромской области по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению является организация процесса перехода на предоставление услуг в электронном виде.
В 2009 году по результатам конкурсного отбора Министерства экономического развития Российской Федерации Костромская область вошла в состав 10 пилотных регионов по реализации проекта Правительства Российской Федерации "Развитие типовых решений по функционированию региональных Порталов и Реестров государственных и муниципальных услуг".
15 декабря 2009 года в тестовом режиме заработал единый портал государственных услуг Российской Федерации, на котором были представлены и государственные услуги Костромской области.
В настоящий момент в реестре государственных услуг Костромской области и на портале государственных и муниципальных услуг Костромской области размещена информация о 148 государственных и 79 муниципальных услугах, что позволяет реализовать 1-й и 2-й этапы перевода услуг в электронный вид, определённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, а именно размещение информации об услуге, форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.
В 2011-2013 годах работа по дальнейшему наполнению реестра государственных и реестров муниципальных услуг, а также поддержанию информации об услугах в актуальном состоянии будет продолжена.
В целях обеспечения технической возможности предоставления услуг на 3-м - 5-м этапах, а именно возможности для заявителя представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, получать результат предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом, управлением информатизации и связи администрации Костромской области ведётся работа по созданию регионального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия.
30. Поставленные задачи требуют планомерной и целенаправленной работы, эффективного взаимодействия всех уровней власти и консолидации финансовых, кадровых и иных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.