Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Комплекс мероприятий по решению проблемы обращения с отходами производства и потребления
24. Организация системы санитарной очистки населенных пунктов от отходов предполагает три основных подхода к решению проблемы:
1) в городских округах Костромской области и административных центрах муниципальных районов, имеющих значительные объемы отходов производства и потребления, предлагается селективный сбор отходов от жилого сектора, предприятий, учреждений, рынков, магазинов и т.п.
Внедрение системы сортировки отходов на специальных комплексах, осуществляющих разделение и компактирование вторичного сырья по видам и дальнейшее использование отсортированных отходов в качестве вторичного сырья. Внедрение экономически и экологически обоснованных технологий переработки отходов;
2) в административных центрах сельских поселений предполагается осуществлять сбор преимущественно несортированных отходов и их транспортировку на полигоны твердых бытовых отходов (далее - полигоны ТБО) муниципальных районов. Не исключается организация в административных центрах сельских поселений приемных пунктов по сбору отходов, являющихся вторичным видом отходов (макулатура, металлолом и т.п.);
3) в населенных пунктах сельских поселений предполагается размещение специальных площадок по сбору отходов с последующим их вывозом на ближайший полигон.
25. Отходы производства, образующиеся на предприятиях машиностроения, текстильного и швейного производства, обрабатывающего производства и производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также в организациях агропромышленного комплекса, существенно различаются по составу и объемам их накопления, в зависимости от используемых технологий производства. Их многообразие, сложность и нестабильность составов и свойств обуславливают# сложность решения проблемы их обезвреживания. В результате многие предприятия либо осуществляют неорганизованный вывоз промышленных отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза и размещения бытовых отходов.
26. При совершенствовании организации работы с такими предприятиями предполагается полная утилизация и переработка токсичных промышленных отходов I, II, III классов опасности для окружающей природной среды и, при необходимости, IV класса опасности для окружающей природной среды с использованием передовых технологий.
27. Отходы строительного производства (отходы от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов) должны направляться на переработку и последующее использование. Сбор отходов строительного производства, направляемых на захоронение и обезвреживание, должен осуществляться раздельно по классам опасности. На объектах захоронения рекомендуется осуществлять входной контроль размещаемых строительных отходов на наличие опасных составляющих.
28. Медицинские отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности на пять классов опасности. Для снижения негативного влияния медицинских отходов на состояние здоровья людей, особенно работающих в сфере обращения медицинских отходов, а также в целях урегулирования отношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки, уничтожения опасных отходов лечебно-профилактических учреждений, руководителям медицинских, лечебно-профилактических, фармацевтических и аптечных организаций всех форм собственности необходимо:
1) вести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, иметь документы, подтверждающие право на размещение отходов в установленных местах;
2) заключать договоры на размещение и транспортировку отходов исключительно со специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов IV-V класса опасности;
3) сбор, хранение и удаление медицинских отходов осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728.99;
4) обеспечить обязательное применение средств индивидуальной защиты работниками при производстве работ по сбору и складированию медицинских отходов.
29. При создании системы обращения с биологическими отходами предполагаются следующие направления деятельности:
1) утилизация биологических отходов путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживания в биотермических ямах;
2) уничтожение сжиганием в специально оборудованных объектах;
Кроме того, к указанной группе отходов относятся отходы органического происхождения, образующиеся от содержания скота и птиц.
30. Отсутствие или несвоевременное проведение утилизации отходов органического происхождения может вызвать опасное загрязнение грунтовых и поверхностных вод, воздушного бассейна, привести к снижению качества продукции растениеводства.
31. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов животноводческих и птицеводческих объектов необходимо проведение следующих мероприятий:
1) внедрение биогазовых технологий, что позволит одновременно решить три проблемы: экологическую (полное обезвреживание органических отходов), энергетическую (получение газообразного топлива с дальнейшим преобразованием в электрическую и тепловую энергию) и агрохимическую (получение экологически чистых органических удобрений);
2) создание производств по переработке отходов сельскохозяйственного производства в высокоэффективное органическое удобрение (биокомпост);
3) в полном объеме исполнение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов.
32. Ежегодный рост количества автотранспорта создает дополнительную проблему по обращению с отходами потребления, образующимися при эксплуатации автотранспортных средств. С целью снижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, на экологическую обстановку в Костромской области, предполагается провести следующие мероприятия:
1) подготовить пакет нормативных правовых актов для обеспечения деятельности специализированных предприятий по выявлению, учету, сбору и транспортировке брошенных (бесхозяйных) автотранспортных средств;
2) проанализировать (реализовать) возможность создания технических линий по утилизации (переработке) отходов, образующихся от автотранспортных средств;
3) предусмотреть выделение площадок для временного хранения и сортировки отходов автотранспортных средств;
4) разработать перечень услуг по обращению с отходами потребления автотранспортных средств и тарифы на платные услуги.
33. Услуги по обращению с отходами потребления автотранспортных средств включают в себя:
1) выявление отходов, их предварительный осмотр, классификацию, определение способа транспортирования (эвакуации);
2) транспортирование (эвакуацию) отходов автотранспортных средств;
3) выделение площадок, организацию и содержание мест размещения и ведение деятельности по предварительной утилизации отходов (разборка, сортировка);
4) последующая переработка и утилизация.
34. Услуги по обращению с отходами автотранспортных средств должны быть платными для их владельцев.
35. Полигоны ТБО остаются необходимым элементом технологического цикла обращения с отходами потребления и производства. При этом создание и функционирование полигонов предусматривает необходимость организации сортировки отходов перед их размещением, которая необходима для выделения ценного вторсырья с дальнейшей переработкой и сокращения объема захоронения отходов.
36. Предусматривается строительство полигонов ТБО в каждом муниципальном районе и городском округе Костромской области с предъявлением к ним требований природоохранного законодательства, постоянного контроля со стороны органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и экологический контроль, а также рекультивация существующих объектов размещения отходов (свалок) с возможностью их дальнейшего использования. Дальнейшее использование рекультивируемой территории определяется направлением рекультивации, которое может быть лесохозяйственным, рекреационным или строительным (кроме объектов капитального строительства).
37. Переработка отходов является экономически обоснованным элементом технологической цепочки обращения с отходами, которая должна способствовать привлечению инвестиций.
38. Полной переработке и обезвреживанию должны подвергаться отходы I-II класса опасности для окружающей природной среды.
39. Выбор оптимальной технологии переработки и обезвреживания происходит по результатам рассмотрения государственных заказов и конкурса инвестиционных проектов, при этом необходимо определять целесообразность и приемлемость способов переработки с точки зрения экологии.
40. Для реализации этого направления необходимо проведение инвентаризации предприятий, которые используют отходы того или иного вида как сырье, определение потребностей городских округов и муниципальных районов в той продукции, которая могла бы изготавливаться из вторичного сырья.
41. Вопросы финансирования мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления являются определяющими в решении проблемы сбора, транспортирования, переработки и захоронения отходов производства и потребления на территории Костромской области.
42. Мероприятия Концепции потребуют привлечения средств областного и местных бюджетов, инвестиций.
43. При этом в основу системы ресурсного обеспечения реализации Концепции должны быть положены следующие принципы:
1) финансирование строительства объектов по сортировке и переработке отходов производства и потребления может осуществляться за счет средств частных инвесторов, которые будут получать доходы от реализации вторичных ресурсов;
2) сбор и хранение (в том числе захоронение) отходов производства и потребления должен# осуществляться за счет средств населения, организаций и предприятий, их образующих.
44. Принципиальным моментом является выбор на конкурсной основе в муниципальных районах и городских округах управляющих компаний, основным видом деятельности которых будет являться работа по сбору, транспортировке, захоронению и другим видам обращения с отходами производства и потребления. Грамотная политика выстраивания экономически обоснованных тарифов за услуги управляющих компаний должна обеспечить их безубыточную деятельность. Необходимо создание системы, обеспечивающей поступление денежных средств, собранных от платы за услуги по сбору и размещению отходов, в полном объеме на счета указанных управляющих компаний, что должно обеспечить прозрачное и эффективное использование этих средств.
45. Основным источником реализации мероприятий по селективному сбору и утилизации отходов являются средства инвесторов.
46. Критериями отбора инвестиционных проектов должны стать:
1) объем инвестиций;
2) комплексность решения проблемы сбора, утилизации и переработки отходов;
3) новизна и эффективность технологий;
4) минимальная степень воздействия на окружающую среду;
5) минимизация тарифов на сбор и размещение отходов.
47. Реализация инвестиционных проектов позволит реализовать:
1) снижение объемов участия бюджетов различных уровней в осуществлении проектов в области сбора и утилизации отходов, включая модернизацию и создание предприятий по переработке отходов;
2) создание конкурентной среды в области обращения с отходами:
3) приток дополнительных инвестиций в область или муниципальное образование;
4) создание новых рабочих мест;
5) повышение эффективности вложенных финансовых средств;
6) возможность дополнительных объемов строительства, реконструкции и модернизации объектов обращения с отходами в результате реализации проекта.
48. Мероприятия по реализации Концепции предполагается проводить поэтапно:
1-й этап - с 2010 по 2013 годы:
В срок до 31 декабря 2009 года предусматривается разработка нормативной правовой базы Костромской области и муниципальных образований, целевых программ по переработке отходов производства и потребления.
В срок до 2011 года предусмотрен выбор земельных участков под строительство полигонов ТБО и мусороперерабатывающих заводов на территориях муниципальных образований. После реализации указанных мероприятий на 1-ом этапе предусмотрено привлечение инвесторов и выбор (по итогам конкурса) управляющей компании по строительству полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода для городского округа город Кострома и Костромского муниципального района. Организация переработки биологических и медицинских отходов в г.Костроме и Костромском муниципальном районе, а также выбор (по итогам конкурсов) управляющих компаний, специализирующихся на переработке и отходов производства и потребления на территориях муниципальных районов и городских округов.
2-й этап - с 2014 по 2017 годы:
На 2-м этапе предусматривается строительство полигонов ТБО для городских округов Костромской области и соответствующих муниципальных районов. Организация утилизации (переработки) ртутьсодержащих, биологических и медицинских отходов на указанных территориях.
3-й этап - с 2018 по 2020 годы:
Завершение строительства полигонов ТБО на остальных территориях муниципальных районов и организация утилизации (переработки) ртутьсодержащих, биологических и медицинских отходов.
49. Распределение мероприятий по годам представлено на схеме поэтапной реализации Концепции (приложение N 1 к Концепции).
50. Для реализации Концепции необходимо:
1) подготовить проекты нормативных правовых актов, регламентирующих систему управления с отходами производства и потребления;
2) разработать меры по экономическому стимулированию предприятий, работающих в сфере обращения с отходами (например, понижение размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов);
3) оформить права собственности на полигоны ТБО, объекты размещения, хранения, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов производства и потребления;
4) разработать мероприятия по заключению концессионных соглашений.
51. В систему обеспечения реализации Концепции входят: информационная система, государственный мониторинг, нормирование, лицензирование, государственное управление.
52. Механизм реализации Концепции составляют: нормативная правовая база, финансово-экономический механизм, разработка и реализация программ и создание единой управляющей компании на территории Костромской области и ее филиалов в муниципальных районах Костромской области.
53. Государственное регулирование деятельности по обращению с отходами осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем создания информационной и нормативной правовой базы.
54. Организация ведения регионального кадастра отходов производства и потребления - одно из основных направлений реализации настоящей Концепции. В настоящее время данные по отходам производства и потребления собираются природопользователями, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, а также исполнительными органами государственной власти Костромской области. Сведение всей информации в единый банк данных сделает возможным проверку полноты и достоверности путем сравнения информации, поступающей из различных источников.
55. На основе информации регионального кадастра отходов производства и потребления формируется единая база данных. В ее состав должны входить следующие сведения:
1) количественный и качественный состав отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области;
2) движение этих отходов (поступивших от других предприятий или переданных другим предприятиям, в том числе на захоронение);
3) свободные резервы на объектах размещения отходов;
4) заключение договоров (контрактов) на вывоз отходов.
56. Данные, собранные в единой информационной базе отходов, могут использоваться в целях планирования строительства новых объектов по переработке, обезвреживанию и размещению отходов с учетом использования современных разработок и технологий, обеспечивающих как максимальный экономический эффект от использования отходов, так и требования экологической безопасности.
57. Необходимо вовлечение жителей Костромской области в систему экологического просвещения. Необходимо создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды.
58. Реализация Концепции позволит решить проблему обращения с отходами производства и потребления на территории области, улучшит качество среды обитания человека, санитарно-гигиеническую обстановку в регионе.
59. В результате реализации программ и мероприятий, предусмотренных Концепцией, прогнозируется:
1) сокращение до минимума ущерба окружающей среде в результате размещения отходов производства и потребления, оздоровление среды обитания человека на территории области;
2) очищение населенных пунктов Костромской области от мусора;
3) повышение уровня использования вторичных ресурсов и переработки отходов;
4) обеспечение экономии природных ресурсов за счет использования вторичных ресурсов;
5) обеспечение привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления;
6) создание новых рабочих мест на предприятиях сортировки и переработки отходов;
7) увеличение объемов поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, поступающих в консолидированный бюджет области;
8) улучшение санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния населенных пунктов области;
9) минимизация бюджетных затрат на захоронение отходов и ликвидацию экологических последствий хранения отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.